«Утверждаю»
Директор МАОУ «Физико-технический
лицей №1» г. Саратова
_______________/Л.В. Правдина/
«_____»________________2013 г.
Программа воспитания и социализации
учащихся 6-11 классов
МАОУ «Физико-технического лицея №1»
г. Саратова
на 2013 – 2014 учебный год
г. Саратов
Нормативно- правовое обеспечение Программы
Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1(ред. от 27.12.2009) "Об образовании" с изм. и доп., вступающими в силу с 29.01.2010г.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России , 2009г.
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации (ред. от 9 декабря 2004 г)
Цели и задачи
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, готового к осознанному профессиональному выбору.
- Формирование базовых национальных ценностей у учащихся;
- Формирование социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в условиях постоянно меняющегося общества.
- Формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни социума, на основе социального проектирования.
- Создание условий для укрепления здоровья учащихся, профилактики ЗОЖ..
- Развитие системы детского самоуправления
- Сотрудничество с родительской общественностью.
Адресат ПРОГРАММЫ
Все субъекты общеобразовательной школы – учащиеся, их родители (законные представители), педагоги
Сроки реализации 7 лет
Ожидаемые результаты
Высокий уровень воспитанности личности, выявляемый на основе определенного набора качеств, соответствующих социальным требованиям.
Создание личностного образа и приобретение личностного опыта:
- личностный образ (параметры: сформированность базовой культуры личности, ценностно-смысловое восприятие мира, стремление к ЗОЖ, осмысленность поступков и осознанность действий);
- личностный опыт (параметры: ключевые компетенции; способность к самоактуализации, самоорганизации внутреннего потенциала; саморефлексии; нравственная саморегуляция поведения, профессиональные ориентиры)
Показателем эффективности воспитательного процесса является:
- положительная динамика личностного роста учащихся,
- отсутствие правонарушений, сокращение группы «риска»
- активное участие в проектных, исследовательских работах различного уровня, действующих программах воспитания.
- деятельность системы детского самоуправления.
- создание информационного банка материалов по воспитательной работе, публикация методических материалов учителей, участие в региональных конкурсах, акциях.
- активная позиция родителей в воспитании и социализации школьников.
Система контроля
Контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном администрацией порядке совместно с координаторами подпрограмм.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания и социализации учащихся 6-11 классов
Программа воспитания и социализации направлена на формирование пространства для духовно-нравственного развития школьников на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.
Цель программы - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, готового к осознанному профессиональному выбору.
Формирование социально активной личности происходит в условиях сложившейся учебно - воспитательной системы, в основе которой лежат педагогические идеи, ориентированные на базовые национальные ценности.
Главной ценностью является Человек - личность школьника.
Учебно – воспитательный процесс направлен не только на формирование предметных знаний, но и на воспитание личностных качеств школьников, на развитие их творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье. Особое внимание в программе акцентировано на аспектах социализации личности. Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Социализация школьников осуществляется на всех ступенях обучения. Социальный опыт учащиеся приобретают в результате реализации образовательных и воспитательных программ, действующих в ОУ; в процессе взаимодействия; в результате приобретения опыта общения в молодежной, социальной, внешкольной среде.
Формы организации учебно-воспитательной работы:
- урочная деятельность
- внеурочная занятость (организация досуга)
- социальное проектирование
- экскурсии, лекции, семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, презентации.
- мониторинг, диагностика
- сотрудничество с образовательными учреждениями, организациями дополнительного образования, общественными организациями.
Программа предполагает преемственность содержания, форм и методов организации учебно-воспитательной деятельности школьников на всех ступенях обучения.
Управление воспитательной системой осуществляется через структурные компоненты: классы, кружки, секции, методическое объединение классных руководителей, родительский комитет.
Программа является ориентиром для составления планов воспитательной работы, индивидуальных рабочих программ по воспитанию.
Этапы реализации программы
- диагностический этап (выявляет основные проблемы, которые в данных условиях необходимо решать с помощью программы.)
- организационно-подготовительный (выбор контрольных параметров учебно- воспитательного процесса и адекватных способов их оценки; составление перспективных планов воспитательной работы классных , индивидуальных воспитательных программ; создание системы детского самоуправления в классах; определение структуры внеурочной деятельности с учащимися и их родителями; установление сотрудничества с родительской общественностью в решении вопросов воспитания и социализации; обеспечение преемственности на всех ступенях обучения; создание информационного банка тематических электронных материалов, соответствующих содержанию подпрограмм.)
- практический этап (реализация подпрограмм, социальное проектирование, составление индивидуальных программ воспитательной работы, мониторинг социального педагога и психолога, динамика достижений учащихся в области воспитания; участие в воспитательных, социальных программах различного уровня; сотрудничество с родительской общественностью
- обобщающий этап(подведение результатов работы ПРОГРАММЫ; анализ деятельности системы детского самоуправления; обработка результатов мониторингов различных специалистов, служб и классных руководителей; обобщение опыта учителей в различных конкурсных мероприятиях; создание материалов для печатных и электронных изданий)
Работа ПРОГРАММЫ предполагает формирование новой модели ученика, выпускника МАОУ «Физико-технического лицея №1»
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА
Нравственный потенциал
Осмысление целей и смысла жизни, понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости; готовность к профессиональному самоопределению и самореализации; активность в общешкольных и классных делах.
Познавательный потенциал
Желание и готовность продолжать обучение после школы или включаться в трудовую деятельность, потребности в углубленном изучении избранной профессии, в самостоятельном добывании новых знаний.
Коммуникативный потенциал
Владение умениями и навыками культуры общения, способность корректировать в общении свою и чужую агрессию, поддерживать эмоционально устойчивое поведение в жизненных кризисных ситуациях.
Культурный потенциал
Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, потребность в посещении театров, выставок, концертов, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими.
Физический потенциал
Стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни, умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования.
В соответствии с поставленными целями и задачами воспитания определены критерии и показатели эффективности воспитательной системы:
Критерии
| Показатели
| Сформированность познавательного потенциала личности учащегося
| 1. Освоение образовательной программы
2. Развитие мышления
3. Познавательная активность
4. Сформированность учебной деятельности
| Сформированность нравственного потенциала личности учащегося
| 1. Нравственная направленность личности
2. Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе,
природе, труду
| Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося
| 1. Коммуникабельность
2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся
3. Знание этикета
| Сформированность физического потенциала личности
| 1. Состояние здоровья учащихся
2. Развитость физических качеств личности
| Сформированность общешкольного коллектива
| 1.Состояние эмоционально- психологических отношений в коллективе.
2. Развитость самоуправления.
3. Сформированность совместной, коллективной деятельности.
| Удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе
| 1. Комфортность ребенка в школе
2. Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе)
|
Основные направления, ценностные установки и планируемые личностные результаты воспитательной деятельности
Направления воспитания
| Ценностные установки
| Планируемые личностные результаты воспитательной деятельности
| Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
| Любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества
| - у учащихся сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- учащиеся имеют элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- учащиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- учащиеся имеют начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
| Развитие нравственных чувств и этического сознания.
| Нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение,
равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; стремление к развитию духовности.
| учащиеся имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в т.ч. об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп;
- учащиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста;
- учащиеся уважительно относятся к традиционным религиям;
- учащиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- учащиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
| Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
| Уважение к труду; творчество и созидание;
стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
| -у учащихся сформировано ценностное отношение к труду и творчеству;
- учащиеся имеют элементарные представления о различных профессиях;
- учащиеся обладают первоначальными навыками трудового творческого сотрудничества с людьми разного возраста;
- учащиеся осознают приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- учащиеся имеют первоначальный опыт участия в различных видах деятельности;
- учащиеся мотивированы к самореализации в творчестве, познавательной, общественно полезной деятельности.
| Формирование ценностного отношения к здоровью и
здоровому образу жизни.
| Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое,
нервно-психическое и социально-психологическое.
| - у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- учащиеся имеют элементарные представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
- учащиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
| Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
| Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
| - учащиеся имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- учащиеся имеют элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- у учащихся есть первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- у учащихся есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
| Формирование ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
| Красота; гармония; духовный мир человека;
эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
| учащиеся имеют элементарные представления о эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- учащиеся имеют первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- у учащихся есть первоначальный опыт эстетических переживаний, отношения к окружающему миру и самому себе;
самореализации в различных видах творческой деятельности;
- учащиеся мотивированы к реализации эстетических ценностей в образовательном учреждении и семье.
| |