Скачать 76.99 Kb.
|
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ МХК Гревцева Нина Андреевна Заместитель директора по УВР, учитель МХК МОУ СОШ № 60, заслуженный учитель школы РФ. sc60@cominfo.ru Древняя истина гласит: «Ars longa vita brevis» – «Жизнь коротка, искусство вечно». Действительно, непревзойденные шедевры мирового искусства, которым суждена вечная жизнь, создавались на протяжении многих тысячелетий. Мировая художественная культура (МХК) – предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире. Произведения искусства, принадлежащие различным культурно-историческим эпохам, помогают школьникам раскрыть суть нравственных понятий о Жизни и Человеке. Задача учителя сделать уроки МХК интересными и содержательными, одновременно доставляющими ученикам радость общения с искусством, радость познания и радость творчества. В этом большую помощь может оказать применение системы электронных средств учебного назначения «История искусства» и «Мировая художественная культура». Эти средства способствуют эффективному усвоению учебного материала. Помогают сделать процесс обучения разнообразным и увлекательным. Эта система принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения. Предоставляет ученикам широкие возможности для реализации творческих способностей и эффективного усвоения изучаемого материала. Преимуществом применения системы является то, что учитель может добавлять новый и использовать уже существующий наглядный материал. Модульность системы дает возможность изменять любую компоненту системы. Ауди-визуальное представление материала наряду с интерактивными формами обучения обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне. Как научить школьника воспринимать предмет-образ в единстве формы и содержания? Как сделать каждый урок настоящим открытием для ученика, ведя его по художественно-образному пути познания, приобщая его к памяти, к духовной культуре человечества, следы которой оставлены в произведениях различных видов искусства? Последние годы мы являемся свидетелями глобального процесса стандартизации нашего образовательного пространства. И для того, чтобы каждый ученик достиг уровня образовательного стандарта, каждой школе необходим новый педагогический инструментарий вместо традиционной методики. В обучении мировой художественной культуре дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой самого учебного предмета. Объективно мировая художественная культура – одна из самых интересных школьных дисциплин, но и она вызывает трудности у многих обучающихся. Разрыв в возможностях восприятия курса обучающимися существенно велик. Ориентация же на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения мировой художественной культуре учитывала потребности всех школьников. В основе уровневого дифференцированного обучения лежит планирование результатов обучения: выделение уровня обязательной подготовки и формирование на этой основе повышенных уровней овладения материалом. Сообразуясь с ними и учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку. Достижение обязательных результатов обучения становится тем объективным критерием, на основе которого может видоизменяться ближайшая цель каждого ученика и перестраиваться содержание его работы: либо его усилия направляются на овладение материалом на более высоких уровнях, либо продолжается работа по формированию важнейших опорных умений и знаний. Благодаря такому подходу дифференцированная работа получает прочный фундамент, приобретает реальный смысл. Заметно увеличиваются возможности для работы с сильными учениками. Кроме того, отпадает необходимость постоянно разгружать программу и снижать общий уровень требований, оглядываясь на слабых школьников. Возникает необходимость появления технологий как решения проблемы перехода от традиционной школы к инновационной. Педагогическая технология В.М. Монахова отвечает требованиям времени. "Войдя" в технологию с проблемами художественного развития обучающихся, мы получим гарантированный конечный результат. Эта технология проектирования учебного процесса отличается доступностью, высокой скоростью освоения, эффективностью использования каждым учителем (все классы и предметы) и универсальностью. Переход на работу по технологии не означает отказ от полезных традиций, бесценного опыта преподавания, накапливаемого каждым учителем. В технологии есть свои правила, которым необходимо следовать для гарантированного достижения желаемого результата в учебном процессе. Педагогическая технология рассматривает два основных этапа в деятельности учителя: этап проектирования и этап реализации проекта. На первом этапе работы по технологии В.М. Монахова создается карта – проект на учебный год. На этапе проектирования составляются технологические карты по темам, в которых представлена структура учебного процесса: целеполагание, диагностика, дозирование домашних заданий, коррекция. Ориентируясь на обязательные требования программы по предмету, содержание каждой учебной темы переводится на язык целеполагания, представляя учебный курс предмета в виде некой цепочки последовательных микроцелей. Ученики заранее знают содержание микроцелей, диагностик, домашнего задания, логическую структуру изучения темы. Таким образом, достигается открытость учебного процесса. Применение технологии педагогического проектирования позволяет детально продумывать свою деятельность и деятельность ученика, строить урок в различных режимах (в режиме фронтальной, групповой, индивидуальной работы), обоснованно выбирать формы, методы и методические приемы на каждый урок. В приложении №1 представлен образец технологической карты №1 по теме «Древние цивилизации». Целеполагания уроков: B1- уметь понять смысл и значение древних посланий, их язык; B2 - знать художественный стиль той или иной цивилизации, происхождение и формирование их культурных традиций; B3 - знать характерные особенности народов Древней Передней Азии, ацтеков, майя, инков. На втором, третьем и пятом уроках будут проводиться диагностики (Д1,Д2,Д3), которые помогут учителю получить обратную связь и определить качество усвоенного материала. В помощь ученикам спланирована коррекция. Хорошо и удачно разработанная технологическая карта позволяет ученикам успешно овладеть знаниями по МХК, вовлечь в активную деятельность на уроках, повысить мотивацию обучения. Обучающиеся, изучив технологическую карту к уроку, самостоятельно повторяют теорию, готовятся выполнять практические задания. Появляется уверенность в себе, дети больше не боятся проверочных работ (диагностик), повышается успеваемость. Библиография 1. В.М.Монахов. Проектирование программ развития учащихся. Москва-Новокузнецк, 1997 С. 50-65. 2. Г.И. Данилова. Мировая художественная культура. Москва, 2007 С.3-63. 3.Электронное Средство Учебного Назначения «История искусства», «Мировая художественная культура». Москва, 2003. Приложение №1
|