1.Организация урока.
2. Мотивационный.
Речевая разминка. 3. Ситуация успеха.
«Лесенка знаний»
4. Постановка учебной задачи.
5. Учебные действия.
Создание игровых условий для введения терминов “мягкие” и “твёрдые” согласные звуки и отработки действий различения этих звуков.
Первичное закрепление.
Введение специальных знаков для обозначения мягких и твёрдых согласных звуков
Закрепление знаний.
6. Итог.
7. Рефлексия.
| Приветствие детей.
- Улыбнитесь друг другу, поделитесь хорошим настроением. Я желаю вам сохранить тепло и радость на весь урок.
Работа над скороговоркой.
Тимошка крошит крошки.
Выделить звук [ш].
Проговорить беззвучно.
Проговорить шёпотом.
Проговорить медленно.
Проговорить быстро.
- Расскажите, что мы узнали на уроках?
*фиксирует ответы детей с помощью моделей - Работая в паре, выложите модель слова БАНТ.
- Назовите звук и покажите, какой фишкой вы его обозначили.
- О чём сигналит знак вопроса?
- Мы отправляемся в новое путешествие по Стране Слов.
Я хочу познакомить вас с двумя добрыми волшебниками Страны слов – Тимом и Томом.
- Вслушайтесь в их имена: Тим – Том.
- Кто может сказать, одинаковые или разные первые звуки в этих именах?
- Верно, первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том, хоть они и братья, совсем не похожи друг на друга.
- Как вам кажется, какой звук мягче: [ Т’ ] или [ Т ] ?
- [Т’] мягче, и сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит всё, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест [Т’] – тефтели, [М’] – мёд, пьёт [К’] кефир, рисует только [К’] – кисточкой.
Брат Тима, Том, наоборот, очень твёрдый и всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных : любит [Т] – томатный сок, носит [П] – пальто, любит пускать [М ] – мыльные пузыри.
- Как называются согласные звуки, которые любит Том?
- Как называются согласные звуки, которые любит Тим? - Сейчас мы выберем Тима и Тома. Тимом будет тот, чьё имя начинается с мягкого согласного звука. Томом будет тот, чьё имя начинается с твёрдого согласного звука.
Есть такие в классе? Поднимите руки.
- Давайте угостим Тима и Тома. Кто придумает угощение, поднимите руку, но только помните правило: название угощения должно начинаться на согласный звук.
Если угощение будет начинаться с мягкого согласного звука, кто его возьмёт? (хлопает)
- А Том ловит угощения, названия которых будут начинаться на твёрдый согласный звук.
- Почему же Тим и Том – добрые волшебники? Оказывается они умеют лечить согласные звуки: возвращать их в слова.
Назовите словом, кто пришел в гости к гномикам. Составьте модель слова.
- Получается, что предметы разные, а схема одинаковая?
- Назовите первый звук слове мышка, мишка.
- Как различить фишки для твердых и мягких звуков? - Для обозначения мягкости согласного звука будем использовать «подушечку» - закрасить нижнюю часть треугольника на модели звука. - Мы пришли в гости с подарками. В каждой группе есть картинки с предметами. Определите, что вы подарите Тиму, а что – Тому.
- Какой секрет звуков открыли? - На этом уроке вы поднялись на последнюю ступеньку в Звуковой области Страны слов. Вы узнали, что согласные звуки бывают “ мягкие” и “ твёрдые”, научились находить их в словах и отличать друг от друга.
- Если вы сегодня работали без затруднений, то возьмите листочки жёлтого цвета и прикрепите их к домикам гномов.
Если на уроке были затруднения и не всё стало понятным, то возьмите красные листочки и прикрепите их к домикам гномов.
- Молодцы, ребята! Спасибо за урок!
|
Дети выполняют задания учителя. - Слово можно разделить на слоги.
- В слове есть ударный слог.
- Мы научились находить все звуки в слове.
- Научились определять гласные и согласные звуки в слове.
* дети выкладывают на парте модель слова из фишек
- Мы ещё не всё узнали о звуках. Сегодня поднимемся ещё на одну ступеньку знаний.
*рассматривают гномиков на слайде
- Разные.
* произносят вместе с учителем имена Тим, Том - [Т’]
- Твёрдые согласные. - Мягкие согласные.
Проговаривают свои имена и выбирают Тима и Тома
К доске выходят два ученика.
- Тим. Тим и Том должны различить мягкость и твёрдость звучания первого звука в слове и вовремя хлопнуть.
Рассматривают слайд.
Составляют модель слова мышка, проверяют по слайду, затем модель слова мишка и тоже проверяют. - [М], [М’] Предлагают варианты обозначения мягких согласных звуков.
*работают в группах, произносят слово и по первому звуку определяют, для кого подарок
Тюльпан – тыква
Карандаши – кисти
Мармелад – мёд
Рукавички – репка
Прикрепляют картинку к Тому или Тиму, объясняют выбор.
- Мы познакомились с Тимом и Томом.
Узнали, что Тим дружит с мягкими согласными и дает им подушечку. - А Том дружит с согласными твёрдыми.
|
?
Презентация
Слайд №1
Гномы ТИМ и ТОМ
Слайд №2
Мышка – мишка
Слайд №3
|