Автор проекта
|
Фамилия, имя, отчество
| Жохова Ксения Сергеевна, Морозова Светлана Михайловна
|
Город, область
| Н.Новгород
|
ОУ
| НГПУ
|
Описание проекта
|
|
Название темы вашего учебного проекта
|
Художественная культура Древней Руси
|
Краткое содержание проекта
|
Данный проект по курсу МХК для учащихся 9 классов предназначен для ознакомления учеников с Художественной культурой Древний Руси, особенностями ее зодчества, религии, иконописи и видами фольклорного творчества.
|
Предмет(ы)
|
Мировая Художественная культура
|
Класс(-ы)
|
10-11 классы
|
Приблизительная продолжительность проекта
|
22 урок, 11 недель
|
Основа проекта
|
Образовательные стандарты
|
Согласно Государственному образовательному стандарту изучение курса «Мировая Художественная Культура» в старшей школе имеет следующие цели:
воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира;
освоение систематизированных знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике языка разных видов искусства;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного
формирования собственной культурной среды.
Вопросы, рассматриваемые в проекте:
Славянские языческие традиции и эстетика православия. Культурное влияние Византии и формирование национального стиля (Софийский собор в Киеве). Киевская школа иконописи.
Белокаменное зодчество - примета владимиро-суздальского стиля (храм Покрова на Нерли, Владимирский собор). Каменная резьба на фасаде - синтез романского и византийского стилей (Дмитриевский собор во Владимире). Фресковая роспись - основной вид внутреннего декора.
Особенность архитектуры новгородских и псковских храмов.
Ренессансные тенденции в архитектуре московского Кремля.
Успенский собор Фиораванти - уникальный образец синтеза владимиро-суздальского и ренессансного стилей.
Деревянное зодчество. Нарышкинское барокко (колокольня Новодевичьего монастыря, трапезная палата Троице-Сергиевой Лавры) как пример европейского влияния.
Образы Древней Руси в русском искусстве.
|
Планируемые результаты обучения
|
После завершения проекта учащиеся смогут:
Усвоение и воспроизведение учебного материала учащимися.
Сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей; понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими; осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства; уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры; уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии).
Освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями.
Работать в команде, брать на себя различные роли.
Выполнять самооценку и взаимооценку выполненных исследований.
Использовать современные сетевые технологии для работы над проектом.
|
Вопросы, направляющие проект
|
Основополагающий вопрос
| Как прошлое влияет на будущее?
|
Проблемные вопросы учебной темы
| Каковы особенности древнерусского зодчества?
В чем особенности русской иконописи?
В чем заключался фольклор русского народа?
Какое влияние оказало принятие христианства на письменность и литературу в Древней Руси?
|
Учебные вопросы
| Как формировалась художественная культура в Древней Руси?
Какое культурное влияние оказала Византия?
Как появились письменность и просвещение на Руси?
Какая архитектура была в Древней Руси?
Какие виды белокаменного зодчества в Москве?
Как возникла станковая живопись (иконопись)?
Каков быт народа Древней Руси?
Как появилась литература в Древней Руси?
Какие формы устного народного творчества существовали в Древней Руси?
Какие образы Древней Руси в русском искусстве?
|
План оценивания
|
|
График оценивания
|
До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
|
Стартовая презентация учителя для выявления первоначального опыта и интереса учащихся.
Графический планировщик.
План проекта.
«Мозговой штурм» вопросов.
Критерии оценки продуктов проектной деятельности.
| Листы планирования работы групп.
Листы самооценки и взаимооценки.
Промежуточные отсчеты.
Рефлексия в блоге проекта.
| Итоговая самооценка, взаимооценка, экспертная оценка, оценка учителем, выполненным исследование.
Защита выполненных исследований на итоговой конференции.
Оценка работ по критериям.
Итоговая рефлексия учеников и учителя.
|
Описание методов оценивания
|
В начале проектной деятельности проводится оценка первоначального опыта и интересов учеников (формирующее оценивание). Во время стартовой презентации педагога ученики участвуют в мозговом штурме, обсуждают план проведения проекта, критерии оценивания работы групп.
Для организации работы внутри группы, ученики создают Google-группы, где отражается ход работы, организация исследования. Учащиеся заполняют листы планирования работы в группе, выполняют самооценивание своей работы. Преподаватель проводит тренинг по освоению технологии Вики, где ученики совместно вырабатывают критерии оценивания коллективных статей.
Работа над темой исследования заканчивается представлением результатов в виде карт знаний, презентаций, вики-статей, Google-сайтов и др. После завершения работы над проектом проводится конференция, на которой учащиеся демонстрируют результаты своих исследований в группе, а также обсуждают работы других групп. Здесь оценивается глубина проведенного исследования, логичность представления материала, творческий подход, умение аргументировано выступать перед аудиторией, защищать свою точку зрения, участвовать в обсуждении, задавать вопросы.
В конце проекта проводится внутригрупповая и индивидуальная рефлексия. Лучшие исследования рекомендуются для продолжения в рамках научно-исследовательской деятельности студентов, для представления на школьный конкурс работ.
|
Сведения о проекте
|
Необходимые начальные знания, умения, навыки
|
Знание основ Художественной культуры Древней Руси.
Пользовательские навыки работы с ПК (текстовый, графический, табличный редакторы, создание презентаций, публикаций).
Умение осуществлять поиск и анализировать различные источники информации.
|
Учебные мероприятия
|
Подготовительный этап:
Знакомство с целями и задачами проекта при помощи стартовой презентации и буклета преподавателя.
Подготовка необходимого оборудования (компьютера, проектора и т.д.)
Обсуждение тем исследования.
Разделение учащихся на группы для проведения исследований.
Аналитический этап:
Составление плана работы группы, распределение обязанностей между её членами.
Обсуждение критерий оценивания работы.
Обработка найденной учащимися информации.
Обобщение в оформлении результатов исследования.
Заключительный этап:
Представление защиты работы.
Анализ работ групп.
Итоговое оценивание.
Награждение отличившихся учащихся.
|
Материалы для дифференцированного обучения
|
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
| В работе над проектом ученики выполняют доступные для себя, четко определенные задачи на основе продуманного алгоритма действий. Они имеют возможность воспользоваться помощью других участников группы,
проконсультироваться с преподавателем. Такие ученики должны почувствовать свою значимость в общем деле, почувствовать, что они могут быть успешными.
|
|
Одаренный ученик
| Темы работ в каждой группе позволяют ученикам провести исследование достаточно глубоко, проявив навыки критического и системного мышления. Выполненные работы могут быть представлены на школьный конкурс работ.
|
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
|
Технологии — оборудование (отметьте нужные пункты)
|
Фотоаппарат, лазерный диск, видеомагнитофон, компьютер(ы), принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система, видео-, конференц-оборудование, DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений, телевизор
|
Технологии — программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
|
СУБД/электронные таблицы, программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM
|
Материалы на печатной основе
| Учебники, методические пособия, хрестоматии, справочный материал и т.д.
|
Другие принадлежности
| http://ru.wikipedia.org/wiki/Древнерусские летописи
http://rusprogram.ru/istoriya-drevnej-rusi История Древней Руси
|
Интернет-ресурсы
| http://www.historicus.ru/ Культура и искусство Древней Руси
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Крестово-купольные храмы Древней Руси
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Русская иконопись
http://www.stone-art.ru/ru/2.html/ Белокаменное зодчество Москвы
http://his95.narod.ru/lec4_3.htm/ Быт народа Древней Руси
http://mxk-guru.ru/intro/lesson-6.html/ Живопись
|
Другие ресурсы
| Для успешного проведения исследования нужно организовать экскурсии в музеи и исторические места.
|