Скачать 70.61 Kb.
|
Утверждаю: Директор МАОУ СОШ №178 с углубленным изучением отдельных предметов __________Л.А. Григорьева «30» сентября 2012 года Концептуальные положения «Школы Развития» За год до школы многие родители задумываются о том, каким школьником будет их ребенок, как сумеет адаптироваться к новым условиям. Как примет на себя новую социальную роль школьника. Но больше всего родителей интересует, как будет учиться их ребенок. А это во многом зависит от уровня подготовки к школе в семье и в детском дошкольном учреждении. Во многих случаях при подготовке к школе обнаруживается неверный подход к решению этой проблемы. В основном он проявляется в перенесении части учебного материала школьной программы (и не только первого класса) на дошкольный период обучения и воспитания ребенка. Это приводит к ряду нежелательных, трудно исправимых педагогических последствий. Прежде всего, потеря интереса к учению (уже в начале 1 класса) в школе. Она проявляет себя в связи с тем, что многие дети, главным образом, из числа посещавших детский сад, уже знакомы с материалом программы первого класса. Для той же части детей, которые не посещали детское дошкольное учреждение и по разным причинам не получили подготовки в условиях семей, в первые месяцы обучения в школе создается заметная перегрузка, которая является следствием естественного желания учителя быстрее продвинуть этих детей до уровня подготовленных. Те дети, которых «понатаскали» к школе, в первое время не испытывают трудностей, учатся легко. Но постепенно у них снижается учебная активность, исчезает желание отвечать на вопросы, а к концу первого полугодия иногда полностью теряется интерес к учению вообще. Поэтому важнейшей задачей является определение более эффективных организационных форм подготовки детей к школе, определение содержания соответствующей учебно-воспитательной работы. Наблюдения учителей школ Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга за семилетними первоклассниками в течение последних лет, исследование будущих первоклассников на предмет школьной зрелости говорят о недостаточной подготовке детей к школе, к обучению. Причин такого явления много. Среди них отсутствие возможности всеми детьми микрорайона школы посещать дошкольное образовательное учреждение. Низкий уровень педагогической культуры родителей и неумение грамотно организовать подготовку детей к школе. Все большее число родителей понимают, что ребенка необходимо подготовить к школе, чтобы в процессе обучения в первом классе адаптация первоклассника проходила безболезненно, и психо-эмоциональное состояние ученика было ровным и спокойным. Поэтому возник социальный заказ на появление групп развития для подготовки детей к школе. В МАОУ СОШ №178 с углубленным изучением отдельных предметов школы будущего первоклассника впервые была открыта в 1992 году, таким образом, она имеет 19 летний опыт работы. Безусловно, все эти годы в работу школы будущего первоклассника вносились некоторые коррективы, но основные положения были сохранены. Цели работы «Школы развития». 1. Создание благоприятных условий для разностороннего развития детей через включение их в различные виды деятельности и психологически подготовить к школе. 2. Подготовка детей к принятию учебной деятельности как новой, отличной от игровой. 3. Осуществление развития мотивационной, интеллектуальной и эмоциональной сфер личности ребенка. Задачи работы «Школы развития»
Требования к учителю, работающему в «Школе развития».
Модель выпускника «Школы развития»:
Организация учебно-воспитательного процесса «Школы развития». Нормативно-правовой основой работы «Школы развития» являются «Положение о «Школе развития», договор об оказании платных дополнительных образовательных услуг, который заключается с каждым родителем, договор о возмездном оказании услуг с каждым педагогом школы будущего первоклассника. Урок (занятие) с шестилетними дошкольниками, в сравнении с уроком у первоклассников, отличается не только продолжительностью, но и своей структурой, и преобладающими способами действий. Построение занятий в течение года меняется исходя из уровня подготовки детей. Занятие у шестилеток состоит из нескольких частей, объединенных общей темой. А вот деятельность на занятии разнообразна. Большое место отводится действиям с предметами. Чтобы достичь успеха, ребенок на своем рабочем месте должен проделать, пережить все то, что делается у доски. Наиболее же характерным элементом для занятий с детьми этого возраста является игра. Игра на уроке в значительной степени приближает условия детского сада, что крайне важно. Использование элементов игры необходимо для улучшения процесса адаптации детей к учебной деятельности. В ситуации дидактической игры ребенок усваивает программу значительно успешнее, нежели в ситуации учебного занятия. И это не удивительно, ведь в дидактической игре учебная задача – часть игровой ситуации с выполнением определенных правил. Здесь усвоение нового происходит без особого напряжения, как бы само собой. Основным девизом занятий «Школы развития» являются слова В.А. Сухомлинского: «Пусть, став учеником, ребенок продолжает сегодня делать то. Что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений». По наблюдениям педагогов «Школы развития» и родителей уровень адаптированности к школе у выпускников «Школы развития» выше, чем у остальных первоклассников. Это можно объяснить следующими факторами:
Таким образом, мы оберегаем детей от тех неожиданностей, которые обычно «сваливаются на головы» первоклассников. «Школа развития» является связующим звеном между дошкольным и школьным образованием, что крайне важно для осуществления концепции непрерывного образования. В «Школе развития» работают два отделения: общеобразовательное и художественно-эстетическое. В конце сентября до начала занятий заместитель директора по УВР начального общего образования и педагоги, работающие в «Школе развития» проводят родительское собрание, где родительской общественности предлагается ознакомиться с концепцией «Школы развития», учебным планом, расписанием занятий. Родители получают консультацию о том, что необходимо ребенку для занятий, как заниматься с ребенком в домашних условиях. Занятия в «Школе развития» (общеобразовательное отделение) начинаются с первых чисел октября. Дети занимаются 2 раза в неделю по 3 занятия, продолжительность которых составляет 25 минут. Программа «Школы развития» рассчитана на 28 рабочих недель. Занятия ведутся по следующим предметам: Общеобразовательное отделение
Занятия на художественно-эстетическом отделении проводятся один раз в неделю по 3 занятия, продолжительность которых также составляет 25 минут. Художественно-эстетическое отделение
|