Скачать 385.98 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Юрюзань Катав-Ивановский муниципальный район Челябинская область «Согласовано» «»______200 «Утверждаю» «»______200 Заместитель директора По УВР______/М.А.Азимина/ Директор школы ________/Л.В.Новикова/ Программа « БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ» 10-17 лет (адаптированная) Составила: Варганова Светлана Андреевна, учитель трудового обучения МОУ СОШ № 2 г. Юрюзань Информационная карта Образовательной программы 1.Кружок «Бисероплетение» 2.Ф.И.О педагога: Варганова Светлана Андреевна 3. Название программы: «Бисероплетение» 4. Вид программы: - авторская - примерная - экспериментальная - модифицированная - апробированная 5. Продолжительность освоения программы: 3 года 6.Возрастной диапазон: 10-17 лет 7. Образовательная область: -искусство -техника -естествознание -математика и информатика -обществознание -языки -физическое культурное здоровье -досуговое -детское самоуправление 8. Уровень освоения: -общекультурный -углублённый -профессионально-ориентированный 9. Форма организации образовательного процесса: -индивидуальная -групповая Пояснительная записка На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Содержание программы по бисероплетению направлено на воспитание художественной культуры школьников, развитию их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. На занятиях бисероплетения обучающиеся учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т.е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду. Обучение обучающихся (5-11 классы) изготовлению изделий из бисера предполагает решение следующих основных задач: -раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно- прикладного искусства в жизни общества; -привить любовь к традиционному народному искусству; -сформировать представление о народном мастере, как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителей традиций коллективного опыта; -усвоить специфику художественной системы народного искусства/повтор, вариация, импровизация/; -овладеть художественным строем орнамента в процессе изучения основных видов народного декоративно-прикладного искусства; -развить художественно-творческие способности учащихся; -сформировать у детей восприятие народного искусства как народного искусства как части культуры народа; -обучить учащихся навыками и приёмами традиционной художественной обработки материалов разных видов. Содержание программы предусматривает ознакомление обучающихся с народными художественными промыслами, основами композиций, материаловедения для художественных работ, технологией художественной обработки декорирования изделий. Приступая к изучению народного искусства, необходимо иметь в виду, что каждый из них имеет свой образный строй , свои технические и систематические приёмы. На основе принципа обработки материала складывается система построения формы, ритмическая закономерность её образов. Как известно, в основе создания изделий народных мастеров лежит художественный декоративный образ, подсказанный мастеру природными мотивами. Однако надо помнить, что одна и та же форма изменяется в зависимости от материала. Органическая связь узора с вещью, украшения с формой, единство декоративной и утилитарной функции, ансамблевость изделия, чувство материала - обязательное условия для создания подлинно художественных произведений в творчестве народных мастеров. Эти произведения помогают увидеть красоту окружающего мира. В процессе теоретического обучения следует знакомить учащихся с истоками возникновения и развития разных видов народного декоративно-прикладного искусства, раскрывать их тесную связь с природой, традициями, жизнью народа, его историей. Во время занятий использовать народной музыки, стихов, а также разнообразный иллюстрированный материал и образы произведений народных мастеров. По каждому произведению проводить художественно-содержательный анализ: где, кем и когда создана художественная вещь, как форма изделия, декор, техника исполнения согласуется с материалом и его назначением; каковы особенности и художественно-образная система приёмов школы художественного промысла, характеризующие данное произведение; общее и различное в художественно-образном строе произведении разных школ народного мастерства. После общего ознакомления детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства необходимо более углубленно изучать определённый вид художественного промысла. Изучение начинать с образцов промысла родного края. Важнейшим формами активизации учебно-воспитательного процесса являются: организация встреч и беседа с известными народными мастерами, художественными прикладниками; проведение экскурсий и уроков в музеях; посещение выставок народного и декоративно-прикладного искусства. На занятиях дети должны выполнять наброски и зарисовки, отдельных образцов народного искусства. Зарисовки целесообразно делать как с экспонатов в музее, так и с образцов народного искусства. В зависимости от целей занятия перед кружковцами ставится конкретная задача: наброски традиционных форм изделий и орнаментальных мотивов разных школ народного мастерства и т.д. Такие зарисовки – ценный методический фонд каждого школьника, на основе которого будут создаваться собственные творческие композиции художественных изделий. Кружковцы проводят работу оп изучению и возрождению угасающих художественных ремёсел, занимаются поиском мастеров, владеющих художественным ремеслом, характерным для данной местности; ищут и изучают оставшиеся у населения старинные вещи; организуют выставки народного искусства; проводят встречи, и беседы со старожилами сёл, искусствоведами. Проводить экспедиции в районы расположения традиционных художественных промыслов. Дети знакомятся с природой, обычаями родного края, с творчеством народных мастеров. Научить ребят любить и понимать красоту и совершенство окружающего мира помогут экскурсии на природу, во время которых целесообразно делать карандашные зарисовки и цветные наброски. Во время экскурсии каждый ребёнок должен максимально использовать свои знания, умения и навыки, полученные на занятиях изобразительного искусства. Этот материал в дальнейшем поможет им глубже понять происхождение, характер и содержание декоративных форм в народном искусстве, а также даёт возможность использовать найденные природные формы для создания собственных художественных изделий. В работе над орнаментальной композицией деятельность детей направляется не только на воспроизведение известных им мотивов, но и на создание новых декоративных образцов. Проектирование орнаментальных или сюжетных композиций должно вестись в единстве с целостным решением художественного изделия, что поможет развить у них чувство чёткого понимания композиционных законов построения форм и декора. В процессе изготовления кружковцами художественной вещи следует обращать внимание на то, чтобы выполняемые ими изделия имели яркий национальный колорит, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечали функциональными и эстетическими требованиям. Практические занятия должны быть направлены на формирование у детей навыков и умений по изготовлению художественных изделий на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения (в особенности – художественно-содержательного анализа произведений). Эстетические чувства, художественная культура школьников активнее развиваются в процессе творческого труда, в процессе изготовления ими общественно полезных вещей. Поэтому надо особенно тщательно подбирать предметы, над которыми будут работать ребята. Народное искусство всегда было преимущественно бытовым, и изучать его приёмы, традиции, своеобразную художественную структуру следует непременно создавая нужные для современников изделия. Лучше заниматься изготовлением предметов, которые сразу найдут своё место в жилом или общественном интерьере, станут частью современного костюма. Успехи детей в обучении изготовлению изделий народных художественных промыслов рождают у них уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда. Бисероплетение. Рукоделья разделяются на «белоручные» и «чёрные». К первым относились вышивание по канве шелками, синелью и шерстью, вязание кошельков, поясов, листовок, золотошвейные и бисерные работы. /П.И.Мельников – Печерский «Очерки поповщины»/ Бисероплетение – один из самых распространённых видов женского рукоделия. Искусство бисероплетения восходит своими корнями к далёкому прошлому. Золотые и цветные бусины украшали одежду, головные уборы, вышивка знаменитого стеклярусного кабинета, вышивка картин, изготовляли цепочки, покрывала, ризы и другие украшения из бисера. Выразительный орнаментальный узор кружева, плавное перетекание форм узоров вырабатывалась руками народных мастериц и переходили от поколения к поколению. Искусством бисероплетения издавна славились Киев, Псковские губернии, Москва, и др. Каждый национальный центр русского бисероплетения отличается ярко выраженных художественно-стилистическими чертами, зависящими от исторических, культурных, географических, природных и экономических особенностей региона. Издавна сложились традиционные формы орнаментов, узоры. Этот замечательный вид народного декоративного искусства сохраняется и совершенствуется мастерами и художниками народных промыслов и в наши дни. Занятия по бисероплетению, экскурсии на предприятия народных художественных промыслов, в музеи должны служить целям приобщения обучающихся к наследию народной культуры, обучение приёмам и навыкам традиционного художественного мастерства, воспитания у школьников интереса к работе мастеров бисероплетения, творческого отношения к труду. В процессе обучения следует добиваться комплексного решения учебно-воспитательных задач, тесного единства трудового, нравственного, эстетического, экономического, экологического воспитания с учётом особенностей различных возрастных групп обучающихся. Дети обучавшиеся по данной программе должны знать: О народных художественных промыслах, расположенных на территории России, историю возникновения и развития местного народного промысла бисероплетения; художников и мастеров бисероплетения; ассортимент изделий; выпускаемых предприятием народных художественных промыслов; правила безопасности труда и личной гигиены при бисероплетении; Процесс изготовления изделий из бисера; характерные особенности местной художественной школы вышивания; основы экономики, организации и оплаты труда на предприятиях художественных промыслов; технику и приёмы плетения (вышивки) несложных узоров, переход от одного элемента плетения к другому, виды бисера (стеклярус) размеры, цвета, форма, номинальную плотность бусин для выполнения заданного рисунка вышивки, правила пользования инструментами и приспособлениями. Они должны уметь: -Разработать самостоятельно несложные композиции бисероплетения с учётом традиций и особенностей местного народного художественного промысла; -пользоваться инструментами и приспособлениями для плетения (вышивания) бисерных изделий, владеть искусством плетения и вышивки; -пользоваться леской, мягкой проволокой, иглой, застёжками, обручами, схемами для работы; _владеть приёмами плетения бисером в соответствии с заданным рисунком узоров низание на проволоку; приёмами низания сеток: цепочка «восьмёрка»сетка шириной 2,5 ячейки, низание сеток на две нитки, сетка шириной в две ячейки, сетка «чешуя», связки: длинная связка из нескольких бусин, связка «крестик» из четырёх бусин, связка «крестик» с пупырышком, связка «ромбик» из четырёх бусин, и.т.д. окончательная отделка готового изделия. Учащиеся прошедшие полностью теоретическое и практическое обучение в соответствии с программой могут самостоятельно выполнять квалификационные работы по бисероплетению. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. КРУЖОК «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ» 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
|