Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 65.82 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.04.2014
Размер65.82 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Культура > Вопрос
Энциклопедия, или Обучение по кругу

Вам что больше нравится: круг или квадрат?

Бытует мнение, что круг – оптимистичнее: по такой траектории можно двигаться плавно и спокойно, не встречая на пути острых углов-препятствий.

А если этот круг – круг знаний?! Какая замечательная картина: плавное и спокойное постижение мира, без необходимости преодолевать ненужные препятствия.

Античный человек знал настоящую ценность того, что называется гармонией, в том числе и гармонией узнавания и осмысления нового. И именно он придумал Энциклопедию (от др.-греч. ἐγκύκλιος παιδεία) – «обучение в полном круге», или «по всему кругу знаний». Правда в наше время античный «полный круг» выглядит не так уж и полно: содержание его в древности и в средние века составляли так называемые семь свободных искусств (artes liberales), то есть грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Прочие знания считались практическими сведениями и в область высокой науки не входили.

Но замечательна сама идея о том, что как-то можно измерить тот обязательный объем-круг знаний, который позволяет молодому человеку считаться готовым к жизни в обществе.

Идея Энциклопедии нам близка еще и потому, что в Класс-Центре тоже сложился свой «полный круг»: три школы, общеобразовательная, музыкальная и драматическая, образующие единое пространство для узнавания, постижения и взросления маленьких и больших людей.

Так родилась авторская технология и программа «Энциклопедия». Как попытка нахождения «общего языка» для трех школ, для разных областей знаний, для всех предметов. Как попытка выстраивания той образовательной траектории, по которой двигаться будет интересно и легко, потому что не будет ненужных препятствий. Как желание помочь маленькому человеку взрослеть правильно, получая по-настоящему важное и нужное для будущей жизни знание, знание о ней самой в самом широком смысле слова.

Не случайно энциклопедические знания сейчас так и понимают, как широкие знания.

Главными целями программы «Энциклопедия» стали:

• развитие умения учащихся приобщать общечеловеческий опыт к личному, то есть переводить на язык собственных мыслей и эмоций непохожие формы и явления жизни;

• воспитание потребности школьников в образовании и самообразовании, то есть умения развивать и увеличивать уже имеющийся опыт, применять в новых сферах жизни имеющиеся знания и умения;

• формирование представления учеников о культуре как о целом, то есть о взаимосвязи и взаимовлиянии повседневной, деловой, общественной, государственной, духовной и эстетической сфер жизни.

В поисках «общего языка», осуществлении профессионального договора между педагогами всех трех школ сложилась система понятий, которые были выработаны как ключевые по отношению к содержанию образования для учеников 5 – 9 классов.

Идея пространственно-временного упорядочивания (ритм) в пятом классе сменяется в шестом идеей диалога (понятие упорядочивания углубляется: оказывается, для того чтобы его достичь, необходимы разговор и договор). Разговор и договор позволяют определить общую систему координат, для которой неизбежны отчасти неравномерность и даже ассиметрия. И в 7 классе предметы пронизывает идея иерархии (идея диалога трансформируется: появляется тема неравенства). После того как определены пространственно-временные, коммуникативные и организационные ориентиры в 8 и 9 классе происходит уточнение границы между единым и разным во всех предметных полях знаний. В 8 классе в центре - идея элемента, части, частности (в гуманитарных предметах – субъекта, личности, человеческого достоинства), а в 9 классе, в продолжение логики 8-го, идея системы, целого, включающего в себя часть, элементы.

На своих уроках каждый учитель в контексте работы по освоению предметного знания организует работу по постижению смысла ключевого понятия. А чтобы выяснить, насколько эффективно и качественно это происходит, в каждой четверти проводится срезовая работа в жанре эссе, в которой в форме свободного размышления-рассуждения ученики высказываются на тему, так или иначе связанную с ключевым понятием. Тема всегда презентуется перед учениками в ходе урока-консультации, которую проводит учитель, к предмету которого тема имеет непосредственное прямое отношение, но его задача представить учащимся тему, как повод порассуждать о разных явлениях, событиях, фактах, закономерностях, неожиданных сходствах, обнаруженных в ходе размышлений.

Например, в 6 классе ключевым понятием года является диалог. Темой первого эссе становится «Культура тела». Урок-консультацию проводит учитель биологии, который представляет учащимся тему как повод для размышлений об исторически разных представлениях о красоте человеческого тела, о гигиене, о здоровье и о тех знаках (одежда, косметика и тд), с помощью которых человек, на уровне скрытого диалога (без слов), рассказывает о себе как о личности окружающим. Для учителя важно с помощью примеров из разных областей интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни человека задать общий вектор для размышлений ученика.

В результате рождаются такие мысли:

Шубская Алина 6А

Культура, первоначально, - обработка, уход за землей. В более широком понимании «культура» - это уход, улучшение, облагораживание тела и души. (…) Из-за отсутствия культуры тела человек бывает скован, застенчив, жмется к стенке. Происходит это потому, что он не умеет управлять своим телом, оно не подчиняется ему. Тогда стоит создать рукотворную красоту, которая состоит из труда и упорства. Режим питания, специальные упражнения помогут отшлифовать фигуру (…) Но главное не переусердствовать: не превратиться в дистрофика!

Шапиро Арсений 6А

Греки восхищались красотой, но не всегда следили за собой. Все греческие философы не обращали внимания на внешний вид. Диоген жил в бочке! (…) Если хочешь произвести впечатление, то не обязательно носить боа с кардиганами, а надо быть естественным, чистым и свежим. Вкус, как мне кажется, и есть понимание себя. Если тебе вещь не идет, не соответствует твоему возрасту, то не стоит выпрыгивать из штанов!

Козырев Ярослав 6А

Если вам не нравится, что тот или иной человек толстый или худой, , культура проявляется в том, чтобы правильно говорить с ним и не унизить его. (…) Каждый человек хочет быть модным, хочет красиво одеваться, приятно выглядеть и всех радовать. Важно следить за собой, соблюдать гигиену, чистить зубы, мыться. Я это не очень люблю делать, потому что нет времени, но от этого зависит отношение других людей ко мне, а я не хочу, чтобы ко мне относились, как к скунсу, который пахнет на километр. Я считаю, что в жизни культура тела проявляется не в моде, а в счастье.

Яковлева Ярослава 6Б

Вспомним фильм «Дьявол носит Прада». Там описан целый мир одержимых модой. Из-за этого мира главная героиня чуть не потеряла самое важное – саму себя и свою любовь. Как я писала в самом начале, тело – это домик для души. Почему говорят «культура тела» и не говорят «культура души»? Наверное, душа – это то, что не поддается «окультуриванию». Тогда в красивом теле всегда была бы красивая душа. Говорят, такой связи нет. В книге «Кентервильское привидение» у главного героя совсем нет тела, зато есть душа.

Особое место в процессе формирования у учеников интегративных навыков, особого синтетического знания, умения чувствовать и проявлять глубинные связи между абсолютно разными реалиями жизни занимает Совместный урок. Совместный урок – по сути, коллективный педагогический проект учителей разных предметов и школ. Он сам по себе продукт взаимодействия и взаимопонимания, сотрудничества взрослых, но он же и пример, и призыв к подобному образу жизни и мысли для учеников. В ходе Совместного урока очень важно, чтобы ученики увидели и поняли, КАК педагоги переводят проблемы, вопросы, открытия, законы, парадоксы, загадки другого предмета на язык своего собственного. Совместный урок дает в руки ученика инструмент, метод перевода. Темы совместных уроков могут быть связаны с ключевыми понятиями, могут появляться из тем эссе, могут рождаться из любой образовательной ситуации.

Кульминацией работы и взрослых и детей с 5 по 9 классы становится интегративный экзамен в 10 классе. В экзаменационном исследовании решаются те же задачи, что и в эссе, но на более широком материале и с большей строгостью метода. Экзамен – опыт взросления интегративных навыков. Перед учащимся и научным руководителем стоит задача определить круг предметов, наглядный материал, метод анализа и интерпретации. Темами экзаменационного исследования могут стать такие как «Ген и жанр», «Распад атома», «Сублимация», «Перспектива», «Карта и картина», «Зерно и рыба», «Человек, который смеется» и другие.

Но экзамен это ещё и успешная презентация исследования. Навыки успешной презентации можно усовершенствовать, пройдя курс УПК (Успешной Публичной Коммуникации). УПК – это мастер-класс по риторике, задача которого научить школьников публично выражать свои мысли, говорить то, что думаешь на языке тех, кто тебя слушает. Форм организации курса множество: это и дискуссионная площадка, когда на текущих и выездных занятиях обсуждаются масштабные темы: противостояние христианства и ислама, другие и чужие, либеральные ценности и смертная казнь. Ее гостями и ведущими в разные годы были профессор В.И. Уколова, политик Валерия Новодворская, главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов. Это и организованная по жесткому технологичному сценарию игра «Кинопробы», задача которой разговорить всех жителей Класс-Центра, а поводом для этого разговора становится художественный фильм как иллюстрация к важным и обсуждаемым проблемам. Это и работа «Кино-клуба», постоянные члены которого совершенствуют коммуникативные навыки в процессе создания видео-рецензий к просматриваемым и обсуждаемым художественным фильмам.

Все, о чем мы рассказали, это и есть технология и программа «Энциклопедия». Важно, что благодаря ей, для всех нас становится очевидно, что нет образования обязательного (традиционно – общего) и дополнительного. Есть ОБРАЗОВАНИЕ, есть круг знаний, по которому идти легко и который не замкнется никогда, иначе было бы скучно и бессмысленно.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск