ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на заседании педагогического совета Директор МБОУ «Школа-интернат №30»
протокол № ____ г. Владимира
от «___» ________________2011г. ______________Л.Ю. Штукова
ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ
Приказ № __25- П__
от «___10__» ___06__2011 г.
ПРОГРАММА
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
на ступени начального общего образования
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
г. Владимира
«Основная общеобразовательная школа-интернат №30»
ВЛАДИМИР 2011 г.
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
чувствительность к воздействиям при одновременной ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).
Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.
При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.
Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.
Разработка программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, а также организация всей работы по её реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
Задачи программы:
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать
свой режим дня;
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Основные принципы реализации программы:
Дифференцированность: учет возрастных особенностей и специфики работы с детьми, относящимися к различным группам по здоровью, социальной принадлежности и т.д.
Аксиологичность: формирование у детей и подростков представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни и уважения к человеку, являющихся основными моральными барьерами асоциального поведения.
Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой профилактической работы (социальные, психологические, образовательные).
Последовательность.
Преемственность.
Ожидаемые результаты:
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Формирование потребности вести здоровый образ жизни.
Снижение уровня заболеваемости детей простудными заболеваниями, заболеваниями позвоночника и глаз.
Развитие навыков поведения, способствующих укреплению здоровья и препятствующих злоупотреблению психоактивными веществами.
Социальная адаптация (средствами образования) детей с проблемами в развитии и детей с ограниченными возможностями здоровья; детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Базовая модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
Первый этап — анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:
организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;
организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями);
выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.
Второй этап — организация просветительской работы образовательного учреждения.
1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:
внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;
лекции, беседы, консультации по проблемам сохранении укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:
• проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
• приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
• привлечение педагогов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований. Структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков — по созданию здоровьесберагающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями) и должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья. Формирование культуры здорового
и безопасного образа жизни
Здоровьесберегающая инфраструктура
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся
Эффективная организация
физкультурно-оздоровительной работы
Реализация дополнительных образовательных программ
программ
Просветительская работа
с родителями (законными
представителями)
Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:
• соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
• наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
• организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
• оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
• наличие помещений для медицинского персонала;
• наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).
Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;
• использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
• введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
• строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
• индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования.
Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:
• полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
• рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
• организацию занятий по лечебной физкультуре;
• организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3_м и 4_м уроками;
• организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
• организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
• регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, а также всех педагогов.
Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:
• внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;
• проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;
• создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здоровье».
Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:
• интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
• проведение часов здоровья;
• факультативные занятия;
• проведение классных часов;
• занятия в кружках;
• проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;
• организацию дней здоровья.
Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:
• лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;
• приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
• организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной и просветительской работы
Мероприятия 1-4 классы
| Сроки
| Ответственные
|
Медицинские осмотры обучающихся с определением группы здоровья в начальных классах.
| Сентябрь-апрель
| Врач,
кл. руководители, узкие специалисты
| Углубленный медицинский осмотр 1 классов с привлечением узких специалистов.
| Сентябрь и апрель
| Врач
| Работа по профилактике заболеваний глаз в каждом классе:
работа со зрительными тренажерами;
следить за постановкой столов-парт, через 2 недели проводить скользящий график пересадки детей;
контроль освещенности классных комнат: исключение размещения на подоконниках цветов, учебных пособий; развешивания на окнах занавесок и штор, закрывающих верхнюю часть окна и т.д.
регламентировать продолжительность чтения на уроках (для младших школьников – не более 15-20 минут, для среднего возраста – 25-30 минут).
использование на уроках учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;
ограничение длительности непрерывного применения в учебном процессе технических средств обучения до установленных норм (15-20 мин.)
| Еженедельно
постоянно
| Врач,
кл. руководители,
зам. директора УВР, ВР, АХР
| Работа над программой исправления нарушения осанки:
ежедневное проведение физкультминуток;
работа специальной медицинской группы с нарушением осанки и плоскостопием ;
контроль подбора мебели, соответствующей длине тела обучающихся;
контроль за позой обучающихся во время занятий;
контроль веса ранца с ежедневным учебным комплектом;
обучение детей самым простым приемам контроля рабочей позы во время занятий в школе и дома.
| Систематически
| Учителя – предметники
врач,
кл. руководители, родители
| Проведение мероприятий по профилактике болезней зубов и десен у детей:
Классные часы с разъяснением вопросов: вредные последствия употребления сладостей, о необходимости регулярного ухода за полостью рта, о необходимости регулярного посещения стоматолога и др.
Обеспечение рационального питания обучающихся, особое внимание уделяя содержанию сахаросодержащей и йодосодержащей продукции.
Систематическое просвещение родителей.
| Систематически
| Кл. руководители, работники столовой, врач
| Проведение Дней здоровья для обучающихся 1-4 классов
| Сентябрь-май
| Кл. руководители, учителя ФЗК
| Пропаганда здорового образа жизни
| Согласно плана работы по программе
| Врач,
кл. руководители, воспитатели
| Психотренинговые занятия с обучающимися
| По запросу
| Психолог
| Диагностика поступающих в 1 классы с целью формирования максимально однородного
состава классов по уровням
подготовленности к школе и выделения групп риска возникновения дезадаптации
| Май-август
| Психолог
| Родительский лекторий:
- Роль семьи в профилактике вредных привычек.
-Профилактика правонарушений несовершеннолетних. Занятость несовершеннолетних во внеурочное время.
- Профилактические мероприятия дома
( профилактика заболеваний глаз, опорно-двигательной системы и т.д.)
| По плану воспит. работы
| Мед. работники, кл. руководители, соц. педагоги
| Классные часы на темы:
- Режим дня, учёбы и отдыха.
- Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья.
- Профилактика клещевого энцефалита и болезни Лайма.
- Коммуникативный тренинг.
- Профилактика пищевых токсикоинфекций (ядовитые грибы, растения, ягоды) - Здоровье школьника.
- Организация рабочего дня школьника.
- Гигиена умственного труда.
- Гигиена тела. Личная гигиена.
- Основы рационального питания. Привычки питания.
- Профилактика возникновений нарушения зрения.
-Проведение досуга.
- Потребление лекарств.
- Отношение к своей внешности.
- Психическое здоровье.
- О роли фтора в профилактике кариеса.
- Значение гигиены полости рта.
- Гигиенические аспекты полового созревания. Гигиена мальчиков.
- Поведенческий тренинг.
|
сентябрь
сентябрь октябрь октябрь ноябрь ноябрь
декабрь
декабрь
январь январь
февраль
февраль
март
март
апрель
апрель
май май
| Классные руководители, воспитатели, врач, учителя ФЗК
| Родительские собрания:
«Адаптация к школе».
«Психологические особенности детей младшего школьного возраста».
|
сентябрь
декабрь
| Психолог,
мед. работники
| Диагностика адаптации обучающихся 1 классов в школе, психокоррекционная работа с дезадаптивными обучающимися.
Рекомендации учителям по улучшению адаптации.
| Декабрь-январь
| Психолог
| МО учителей начальных классов «Учет свойств нервной системы, личности и развития познавательных процессов обучающихся в учебном процессе».
| Осенние каникулы
| Психолог
| Организация щадящего режима для обучающихся (основная, подготовительная и специальная группа по физкультуре), перенесших ОРВИ.
|
| Врач,
кл. руководители, воспитатели
| Консультации учителей и родителей по проблемам психического здоровья обучающихся.
| В течение учебного года
| Психолог
| Диагностика особенностей психического развития обучающихся 3-4 классов с целью обеспечения личностного подхода к обучающимся
| Апрель-май
| Психолог
| Работа в системе городских, областных, школьных соревнований.
| Постоянно
| Учителя ФЗК
| Организация щадящего режима для учащихся с ослабленным здоровьем
|
| Врач, кл. руководители
| Организация горячего питания для обучающихся
| Постоянно
| Воспитатель
| Дополнительная витаминизация обучающихся в зимне-весенний период.
| Январь, апрель
| Врач
| Проводить просветительскую работу среди родителей, обучающихся, педагогов по вопросам рационального питания.
| Постоянно
| Врач,
кл. руководители,воспитатели
| Индивидуальные консультации для родителей обучающихся с избыточной массой тела.
|
| Мед. работники
| Иммунизация обучающихся в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
|
| Мед. работники
| Контроль за правильным и своевременным расследованием и учетом несчастных случаев с обучающимися.
| В течение
года
| Заместитель директора по УВР
| Установление учебной нагрузки на обучающихся с учетом рекомендаций органов управления здравоохранением.
| В течение
года
| Заместитель директора по УВР
|
Примерное программное содержание занятий, организованных в рамках просветительской работы (по параллелям)
1 класс
Овладение основными культурно – гигиеническими навыками. Отношение к самому себе, к своему собственному здоровью правильный режим дня, зачем человеку нужен отдых, зачем нужен свежий воздух, спорт в моей жизни
2 класс
Мы за здоровый образ жизни, особенности физиологического и психологического здоровья мальчиков и девочек, основные способы закаливания, спорт в моей жизни, в моей семье, правила безопасного поведения.
3 класс
Осознанно о правильном и здоровом питании, витамины в моей жизни, правила оказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения.
4 класс
Спорт в моей жизни, нет вредным привычкам, роль физкультуры и спорта в формировании правильной осанки, мышечной системы, иммунитета, быть здоровым – это здорово! Перечень мероприятий в рамках программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Форма деятельности
| Содержание
мероприятий
| Сроки
| Исполнители
| 1. Формирование у обучающихся установки на здоровое питание
| Урочная
| Уроки-утренники на темы: «В гостях у Айболита», «Бал витаминов», «Королевство Зубной Щетки», беседа «Умеем ли мы правильно питаться?», «Я выбираю кашу», использование здоровье сберегающих технологий, предупреждение случаев травматизма, проведение мониторинга состояния питания
| Систематически
| Учителя
| Работа с социальными партнёрами
| Проведение мероприятий совместно с работниками столовой: конкурсы, викторины, литературные встречи
| По плану
| Кл. руководители, педагог-организатор
| Работа с семьёй
| Беседы на темы: «Мы за здоровое питание», «Питание и здоровье», конкурс «Рецепты наших бабушек», «Русский пряник», «Овощ вырасти сам», проведение литературных вечеров совместно с родителями, «Обеспечение здорового питания» (сотрудничество со школьной столовой)
| По плану
| Кл. руководители, зам. директора ВР, медицинский работник
|
2. Обеспечение оптимального двигательного режима для детей
| Урочная
| Физкультминутки, ритмические перемены, прогулки на свежем воздухе в школьном дворике, родительские собрания на темы «Когда девочка взрослеет», «Когда мальчик взрослеет», «Учимся строить отношения»
| Систематически
| Учителя начальной школы, кл. руководители
| Внеурочная
| Проведение мониторинга состояния здоровья
| По плану
| Учителя ФЗК
| Работа с родителями
| Совместные спортивные мероприятия, просветительские родительские собрания, конференции, обучающие семинары
| По плану
| Кл. руководители, воспитатели и родители учащихся
| 3. Обеспечение рекомендуемого врачами режима дня учащихся
| Урочная
| Уроки окружающего мира совместно с медицинскими работниками, беседы на классных часах о режиме дня, «Рациональное распределение свободного времени», профилактика сохранности зрения, зубов, опорно-двигательного аппарата.
Составление расписания согласно требованиям СанПиН
| По плану
| Учителя, зам. директора по УВР, врач школы
| Работа с семьёй
| Родительские собрания на темы: «Мы за здоровый образ жизни», «Закаливание организма», «Профилактика простудных заболеваний», анкетирования, беседы «Наследственность и здоровье»
| По плану
| Кл. руководители, зам. директора ВР, мед. работник
| 4. Формирование у учащихся знаний о факторах риска для их здоровья
| Урочная
| Беседы на уроках окружающего мира, классных часах, уроках физкультуры на темы: «Возрастные изменения», «Поговорим о личном», «Взаимоотношения человека и окружающей среды», «Медицинская помощь и обеспечение безопасности жизнедеятельности»
| По плану
| Учителя ФЗК, кл. руководители
| 5. Профилактика вовлечения учащихся в употребление табака, алкоголя и других наркотических веществ
| Урочная
| Профилактические беседы о вреде курения, других вредных привычек
| Систематически
| Социальный педагог, психолог
| Внеурочная
| Конкурс рисунков «За здоровый образ жизни»
| По плану
| Воспитатели,
Зам. директора ВР
| 6. Формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам собственного роста и развития, состояния здоровья
| Урочная
| Беседы на уроках (окружающий мир, физическая культура, изобразительное искусство) на темы: «Жизнедеятельность человека», «Общение и уверенность в себе», «Личность и внутренние ресурсы человека»
| Систематически
| Учителя начальной школы
| Внеурочная
| Викторины на темы: «Я и мир вокруг меня», «В здоровом теле — здоровый дух», выставка «Будь здоров!», игра «Навыки здорового образа жизни», беседа «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний»
| По плану
| Воспитатели, врач школы, педагог-организатор
| |