Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 79.89 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.04.2014
Размер79.89 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
К ПРОБЛЕМЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЕЯТТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ПОЗИЦИЙ КРАСОТЫ
И.Н. Солдатова, кандидат педагогических наук

Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Россия

inna-soldatova@yandex.ru
На сегодняшний день наше общество переживает острейший духовно-нравственный кризис. В условиях такого кризиса усиливается «гламуризация» общества, охватившая многие сферы жизни человека. «Гламуризация» характеризуется подменой духовных ценностей красоты искусственными, навязанными извне образцами «глянцево-гламурных» моделей общения, поведения в профессиональной деятельности, в повседневной жизни. «Гламуризация» создает «…серьезнейшую опасность со стороны ложной искусственности, вносимой в жизнь… Ничего нет безвкуснее, чем «красивость», вносимая в игру лица, походку и т.п.» [3, с. 307]. Об этом свидетельствуют также результаты исследований Е.В. Михайловой, И.А. Осиновской, М.М. Поташника, А.К. Секацкого и др. В данной связи необходимо отметить тот важный момент, что «красота — проверка природы на человечность и человека на естественность. Красота препятствует организации преступать меру, превращаться в нечто бездушное, в тот «новый, прекрасный мир», нарисованный О. Хаксли, где общество достигло особых ступеней рационального порядка, но утратило человеческое лицо» [4, с. 59]. Таким образом, нарушение меры в понимании человеком красоты, прекрасного привело к острой проблеме XXI века  всеобщей «гламуризации» общества, которую можно представить как «архипелаг Гламур, ставший континентом» [1, с. 39].

Тем не менее, потребность в истинной красоте, переживании и созидании прекрасного  одна из базовых потребностей человека. В обществе на любом этапе его развития, особенно в кризисные периоды, велика потребность в людях, облада­ющих созидательным, творческим потенциалом. Они реализуют его в профессиональной деятельности, умеют выстраивать гармоничные отношения. Верно замечает Л.С. Выготский [3, с. 307], «правилом должно служить не украшение жизни, но творческая обработка действительности…». Поэтому сегодня остро обнаруживается необходимость в педагогах, проектирующих свою деятельность с позиций красоты. Такая деятельность также способствует развитию эстетической и профессионально-педагогической культуры педагогов. Однако в современной педагогической науке вопрос о роли эстетического в деятельности педагогов является невыясненным, поскольку не исследованы эстетические закономерности педагогического процесса. Вопрос о том, как выстроить процесс педагогического образования и повышения квалификации педагогов, направленный на их умение проектировать деятельность с позиции красоты, остается значимым и открытым.

Подчеркнем, что проявления «гламуризации» активно распространяются в сфере образования. Здесь на первый план выступает проблема «педагогического гламура» (М.М. Поташник, Т. Черняева), отчетливо проявляющаяся в современных школах, вузах. Понятие «гламур» следует понимать как отрицательное явление, негативно влияющее на самосознание педагогов. М.М. Поташник отмечает, что «ярчайшим проявлением гламура в управлении образованием становятся ежегодные августовские педагогические конференции в последние годы. Непременно восторженно, на высоких тонах, с пафосом и под горячее одобрение сидящих в зале, с трибуны во всех выступлениях произносится ставшей ритуальная информация» [6, с. 95]. Автор подчеркивает, что и «урок превращается в гламурное шоу, а дети  в зрителей». М.М. Поташник [6, с. 99] также анализирует наличие гламура в воспитательной работе школы, в выпускных вечерах. По нашим наблюдениям, «гламурные» выпускные вечера широко распространены и среди выпускников вузов. Констатируем, что в таких условиях обостряется вопрос о нарушении меры в деятельности педагогов относительно эстетики самосознания, общения, поведения педагога. В связи с этим мы обращаем внимание на искаженность понимания педагогами подлинной, духовной красоты. Результатом этого явились искусственные, стереотипные представления о мнимой, «гламурной» красоте. Яркой характеристикой «гламуризации» является потребительское отношение не только к профессии, но и к значимому Другому. Отмечается нарушение гармонии отношений педагога с воспитанниками и коллегами.

В качестве иллюстраций трудностей преподавателей эстетически взаимодействовать с воспитанниками, обратимся к результатам констатирующего эксперимента (опрос проводился среди студентов I – III курсов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов Волгоградского государственного медицинского университета). Так, при проведении методики «Рефлексивное эссе», студентка III курса стоматологического факультета Марина Г. обозначила проблемы педагога, у которого, на её взгляд, эстетическая культура выражена слабо (орфография и пунктуация оригиналов сохранены): «Такой человек не сможет самореализовать себя в выбранной профессии, будет чувствовать себя в ней неуютно, соответственно и окружающим людям не будет с ним комфортно. Учащиеся не будут увлечены предметом такого преподавателя. И сам он никогда не будет доволен своими результатами. Потому что он будет стремиться навязать свое собственное видение, не обращая внимания на потребности других людей, а так как его эстетическое восприятие развито слабо, то и подаваемая им информация будет выглядеть грубо, некрасиво и не будет желания ее воспринять. Как результат отсутствие психологического контакта с учениками, они никогда не будут “на одной волне”». Когда преподаватель заинтересован своим предметом, увлечен им, может связать его с интересными студентам областями, когда преподаваемый материал, пусть даже самый сложный и “сухой”, иллюстрируется примерами или как-то наглядно представлен, тогда в отношениях “студенты преподаватель” возникает гармония, тогда внеаудиторная работа превращается в приятно потраченное время, воспитательная работа выглядит как конструктивное обсуждение общих мнений и поиск “общей истины”, а сам учебный процесс не отягощен конфликтами, имеет пониженное негативное эмоциональное напряжение, легко усваивается». Студентка II курса лечебного факультета Александра В. пишет: «Педагог, обладающий внутренней эстетикой это, прежде всего, глубокий, мудрый человек… уникальный… несущий свет не только знания но и красоты… Такой педагог старается приобщить учеников к прекрасному, пытается раскрыть их внутреннее зрение, чтобы они научились сквозь свет своей души видеть идеальное в мире, далеком от идеалов…». Преподавателя с неглубоким отношением к красоте, о слабо выраженном проявлении эстетического в его деятельности, она представляет так: «Такой педагог прежде всего является человеком поверхностным, неглубоким… Если педагог, человек с развитой эстетической культурой, то он обычно стремится ввести некий эстетический элемент в учебный процесс… Очень редко в учебном процессе этот элемент присутствует. Почему? Неужели у преподавателей, у людей, в совершенстве владеющих учебным материалом и являющихся настоящим кладом знаний для учеников, людей, которые зачастую глубокие и думающие … неужели у этих людей отсутствует эстетическая культура? Нет, у многих она присутствует, но они не считают необходимым вводить мотивы эстетики в обучение. Учебные программы и вообще процесс обучения как-то слишком зациклены именно на знаниях, ученики рассматриваются как существа, в мозг которых нужно вкладывать информацию именно по теме семинара, занятия, лекции. Об эстетике, как вы понимаете, задумываются очень немногие преподаватели… Полноценное образование человека должно включать не только развитие ума, но и души…».

Таким образом, выявляется проблема формирования педагога как мастера своей профессии и подлинно красивого человека, т.е. гармонично сочетающего в себе эстетику мысли, чувства, отношения, поступка. Данная проблема может найти свое решение в том случае, если при проектировании деятельности педагог будет руководствоваться эстетическим принципом, что позволит осуществлять культуротворческую, гармоничную педагогическую деятельность. Эстетический принцип (закон Красоты) позволяет устанавливать тонкую грань, меру проявлений внутренней и внешней красоты в деятельности, общении и поведении педагога, понимать меру своих возможностей, гармонизировать элементы своей профессиональной системы. В основе эстетического принципа лежат сущностные характеристики прекрасного: связь прекрасного с миром ценностей; его направленность на гармонизацию внутреннего мира человека; стимулирующая функция прекрасного, побуждающая человека к самореализации, к творчеству; связь прекрасного с восприятием, эмоциональными переживаниями, чувствами; взаимосвязь прекрасного и нравственного; целесообразность и природосообразность, позволяющие учитывать истинную природу человека, выстраивать педагогическую деятельность согласно человеческой сущности, ее духовно-душевной жизни (С.В. Белова, В.И. Слободчиков).

Отметим, что представители гуманитарно-антропологического подхода (С.В. Белова, Б.М. Бим-Бад, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, К.Д. Ушинский и др.), в контексте которого мы исследуем эстетические закономерности педагогического процесса, рассматривают становление человека в различных проявлениях его духовно-душевной жизни (С.В. Белова, В.И. Слободчиков). Акцент здесь делается на исследовании субъективной реальности воспитанника и педагога, которая понимается, по мнению В.И. Слободчикова, как «внутренний мир», «индивидуальность», «самость» и др. [8, с. 12]. Содержанием образования в данном подходе является опыт освоения субъективной реальности человека. Заметим, что индивидуальность, самость предполагает изначально наличие у педагога образа, поскольку, как считает В.В. Бычков, «образ вообще  это некая субъективная духовно-психическая (духовно-душевная) реальность, возникающая во внутреннем мире человека… в процессе контакта с внешним миром в первую очередь…». [2, с. 281]. Этот образ создается педагогом в процессе его деятельности и может пониматься как «способ конкретно-чувственного освоения действительности посредством красоты» [5, с. 194]. Такое определение образа представлено исследователем Куренковой Р.А. Справедливо замечает В.В. Сериков, рассматривая эстетические аспекты педагогической деятельности: «…Педагог в известном смысле выстраивает образ человека подобно тому, как деятель искусства выстраивает художественный образ. И в том, и в другом случае имеют место цель, замысел, авторская концепция, сюжетная линия жизни героя и т.п.» [7, с. 371]. Таким образом, создание педагогом индивидуального образа с позиций красоты происходит в том случае, если в педагоге будет гармонично сочетаться красота его мыслей, чувств, общения с воспитанниками. Тактичное обращение педагога к воспитаннику, уважение его достоинства, способность «красиво» (не навязывая и не внушая) передавать ему свою точку зрения, свое мироотношение это важное условие педагогического общения-диалога с позиций эстетики. Речь идет о той «золотой середине» (мере) во всем, что берет в качестве воспитательного материала педагог его образ, педагогические формы, методы и приемы и т.п. Красота мысли, мышления педагога заключается не в безапелляционных, эмоциональных, негативных высказываниях, а в доказательности своей позиции, последовательном изложении мыслей, справедливости убеждений. Красота чувств заключается в их естественности, искренности, в тех переживаниях, которые ведут к любви, сочувствию, состраданию.

В свете вышесказанного отметим, что педагогическая деятельность с позиции эстетики представляет собой «триединство»: сознание педагога (красота выражения мысли, чувств), общение (эстетика диалога) и культуротворчество (создание эстетического урока). Всё это в совокупности способствует развитию профессионально-педагогической культуры педагогов.

Список использованной литературы


1. Богомолов, Ю.А. Архипелаг Гламур, ставший континентом // Журналист. – 2009. – № 8. – С. 39 – 41.

2. Бычков, В.В. Эстетика: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / В.В. Бычков. – М.: Гардарики, 2008. – 573 с.

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Лев Выготский; под ред. В.В. Давыдова / Л.С. Выготский. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 671 с.

4. Гулыга, А.В. Эстетика в свете аксиологии. Пятьдесят лет на Волхонке / Научное издание / А.В. Гулыга. – СПб.: Алетейя, 2000. – 447 с.

5. Куренкова, Р.А. Эстетика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Р.А. Куренкова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 367 с.

6. Поташник, М. М. Педагогический гламур как способ ухода от реальных проблем / М. М. Поташник // Народное образование. – 2008. – № 8. – С. 93–100.

7. Сериков, В.В. Развитие личности в образовательном процессе: монография / В.В. Сериков. М.: Логос, 2012. – 448 с.

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. – 1998. – № 6. – С. 3-17.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск