Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 212.14 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.04.2014
Размер212.14 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО
ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ.


Возраст обучающихся -6-18 лет

Срок реализации - 4 года

Автор:

педагог дополнительного образования Сарварова Е.А.

.

I. Пояснительная записка.
Художественная деятельность, т.е. создание произведений графики, живописи и пластического искусства, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Художественная керамика во всех ее видах обладает высокой силой воздействия, которая способна затмить другие формы произведений искусства, их представления и образы. Поэтому керамика с давних пор имеет наибольшее признание в искусствоведческих и культурных кругах общества.

«Простота, правда и естественность - вот три великих принципа прекрасного, на которых зиждется искусство. Следуя этим принципам, наши земляки своими умелыми руками превращают краски, ткань, глину, дерево, гранит в настоящие произведения. Но перед тем как подручный материал станет образом безграничной фантазии художника, мастер длительное время собирает материал для работы, подбирает композицию, цветной тон, ракурс. Все это проносит через сердце и душу, и только затем фантазия становится реальностью» - Анатоль Франс.

Керамика является одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями, формирующая эстетический и этический вкус ребенка, а так же развивающая чувство прекрасного. Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, орнамента, технологию изготовления, знакомясь с особенностями материала, ребенок постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс к развитию творческих способностей.

Удивительные свойства глины (прочность, огнеупорность, пластичность) позволяют разнообразно использовать её для лепки декоративных скульптур, животных и людей, шкатулок, подсвечников, ваз, настенных панно. Богатые качества глины определяют и различные подходы к формообразованию декоративных изделий и дети обучаются овладевать и использовать их в своих работах. Педагогическая целесообразность программы: развитие творческой инициативы; - накопление навыков работы с глиной;

  • обучаются разным подходам к декорированию и формообразованию изделий из глины;

  • развитию художественного вкуса, внимания, трудолюбия, культуры труда; - знакомство с народными промыслами.

Необходимость данной программы. Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, технологию, знакомясь с особенностями материала -постигается накопленный человечеством опыт. Лепка, используемая в керамике в силу своей специфики и необходимости создания объёмного изображения связанных с двухмерным пространством, способствует развитию зрительного восприятия , памяти образного мышления, совершенствует природное осязание обеих рук, развивает малые мышцы кистей рук, позволяет лучше координировать движение и ориентироваться в пространстве (геометрических фигур, длины, ширины, высоты и т.д.). Актуальность программы

  • В настоящее время возрос интерес к оформлению интерьеров жилья, офисов и других помещений

  • Изучение национальных, культурных корней через народную игрушку (Дымковская, Филимоновская, Абрашевская)

  • В процессе занятии по программе реализовываются как учебные, так и социально-воспитательные задачи. Новизна программы:

  • Программа содержит теоретическую и практическую часть. Первый год обучения рассчитан на общие знания о промыслах, второй год представлен теми же помыслами только в более широком понимании. Их освоение строится на основе знаний и умений, полученных на первом году обучении. В процессе занятий у учащихся развиваются художественный вкус, творческие способности, оригинальность творческой мысли.

  • Программа дает знания, которые помогают в глубоком изучении и сохранении связи с лучшими традициями и наследием прошлого, позволяющие дать основы профессионального мастерства керамиста, дизайнера-ландшафта и интерьера помещений.

  • Программа позволяет каждому ребёнку, освоив основы лепки, проявить свои творческие способности в создании индивидуальных работ по оформлению интерьера.

  • Программа позволяет постепенно наращивать навыки работы с глиной, глазурями и другими красками.

Особенности программы:

  • педагог использует дифференцированный подход в работе с каждым ребёнком, так как группы формируются из разновозрастных детей, имеющих различный уровень базовых знаний и умений;

  • образовательная программа также предусматривает включение детей в учебный процесс в течении учебного года;

  • педагог использует творческий подход к выбору заданий при изучении новой темы, интересной для детей и актуальной на данный момент;

  • образовательная программа нацеливает учащихся не только на освоение теоретических и практических знаний и умений, но и на активное участие в выставках, фестивалях и ярмарках народных ремесел;

проводятся встречи, мастер-классы с мастерами керамики, экскурсии в творческие мастерские.

Программа предназначена для воспитанников 6-18 лет, имеет художественно-эстетическую направленность.

Данная программа является модифицированной в основу, которой легла типовая программа по керамике в учреждениях дополнительного образования 1983г. Педагог внес изменения:

  • задания по темам подобраны автором с учётом возраста детей, их интересов, запросов времени.

  • использованы некоторые интересные идеи и темы из программ по керамике Малогулко И.В. ,Соловьёва И.Ф. и Полиновского Е.Л. ,измененные в соответствии с целями и задачами данной программы, - разработаны разделы «учебно-тематического плана»; - «методическое обеспечение программы»;

  • использует для занятий более современные источники информации.

Срок реализации - 3 года. Группы формируются из детей в возрасте от 6-18 лет. Система тем и заданий разработанных в данной программе дает возможность зачислять всех желающих без предварительного отбора и экзамена. Дети имеют разные знания и умения, поэтому в программе большое внимание уделяется индивидуального подходу в работе с детьми.

Цель данной программы - формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работы из глины. Задачи:

  • развить интерес к керамике;

  • научить свободно пользоваться способами и приёмами лепки;

  • помочь понять особенности материала;

  • научить пользоваться разными способами лепки и выразительности средств;

  • научить создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения;

  • развить наблюдательность, расширить кругозор;

  • познакомить с историей керамики, как вида прикладного искусства;

  • познакомить с работами местных мастеров;

  • формирование, развитие и закрепление знаний, умений и навыков при работе с глиной, красками, глазурями, кистями т.д.;

  • воспитание мастерства, чувства красоты и гармонии, трудолюбия и ответственности;

  • формирование профессионального самоопределения учащихся;

воспитание любви к ДЛИ.

Содержание тематического плана может частично корректироваться. В план могут вноситься изменения в связи с участием в конкурсах по объявленным темам, по изменению в материально-технической базе, по социальным запросам учащихся, при появлении новой технологии. Программой обозначен общий объём знаний, умений навыков для каждого.

Отдельные темы занятий с учащимися 1,2,3 годов обучения сходны по названию и содержанию, но рассчитаны на последующее углубление и расширение знаний, умений и навыков у учащихся 2 и 3-х годов обучения. Задания по темам усложняются, предъявляются более высокие требования к качеству лепки, декорированию.

1-й год обучения - нагрузка 6 часов в неделю.
Занимаются учащиеся 2 раза в неделю по 3 часа. Перерыв между занятиями 10 минут.

Формируется группа не менее 12 человек. Ожидаемый результат:

Первый год обучения - получение общих знаний о промыслах.

  • знакомство с базовыми технологиями в области керамики -основных способов формообразования (методы из жгута, из пласта, из цельного куска глины);

  • умение работать в паре и малых группах;

  • умение оценить и согласовать собственное поведение с поведением других детей.


Ученик должен знать:

  1. Правила техники безопасности.

  2. Оборудование рабочего места, материалы, инструменты, приспособления для работы.

  3. Технологическую последовательность, выполняемой работы.

  4. Способы лепки из глиняного теста.

  5. Историю керамики.

  6. Способы декорирования изделий из глины.


Ученик должен уметь:

  1. Выполнять правила техники безопасности.

  2. Качественно выполнять каждую работу.

  3. Пользоваться инструментами и приспособлениями.

  4. Выполнять работы несложными техниками керамики.

  5. Творчески подходить к выполнению своих работ, достигая их выразительности для участия в выставках. Лепить предметы простой и сложной формы.

2-й год обучения - нагрузка 6 часов в неделю.

Занимаются учащиеся по 2 часа 3 раза в неделю. Формируется группа не менее 12 человек.

Ожидаемый результат:

  • свободно пользуются способами и приёмами лепки;

  • понимают особенности материала;

  • творчески используют выразительность средств;

  • умеют создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения;

  • познакомить с историей керамики, как вида прикладного искусства;

  • знакомы с работами местных мастеров;

  • при работе с глиной, знают как использовать краски, глазурь и т.д.;

  • проявляют свои творческие способности мастерства, чувства красоты и гармонии;

  • активно участвуют в выставках, конкурсах и ярмарках.


3-й год обучения - нагрузка 6 часов в неделю.

Занимаются учащиеся по 3 часа 2 раза в неделю. Формируется

группа не менее 10 человек.

Ожидаемый результат:

Знают:

  1. Правила Т.Б. на занятиях.

  2. Могут правильно оборудовать рабочий стол, подобрать материалы и инструменты для выполнения работы.

  3. Историю возникновения керамики.

  4. Определяют технологические свойства керамического теста.

  5. Технологию и последовательность изготовления изделий, данных на занятиях педагогом.

  6. Свойства красок, смешивание цветов.

  7. Творчески подбирают средства воплощения замысла в изделии.

  8. Особенности создания художественного образа в процессе изготовления изделия.

  9. Требования, предъявляемые к готовому изделию.

  10. Активно участвуют в выставках, конкурсах и ярмарках.


Умеют:

  1. Творчески создать каждое изделие, максимально используя объём знаний, умений, навыков.

  2. Рационально планируют свою работу при изготовлении изделия.

  3. Практически выполнять работу различной сложности с применением различных вспомогательных материалов.

  4. Создавать свой авторский фонд.

  5. Экономно использовать материалы.


Приобрели навыки.

  1. Рисования и декорирования керамических изделий.

  2. Лепки из керамического теста.

  3. Склеивания элементов изделия из керамического теста.

  4. Изготовление форм.

Ожидаемый результат по программе и способы его проверки:

  • Получив знания, умения и навыки, выпускник самостоятельно и творчески подходит к выполнению керамических изделий разной сложности;

  • Учащийся знает и выделяет разные виды, традиции по истории керамики;

  • Учащийся владеет и проявляет общепринятые нормы культуры общения, в том числе уважение к окружающим, подчиняя собственные интересы задачам коллектива, а также культуры поведения в коллективе, оказывают помощь младшим воспитанникам;

  • Выпускник владеет практическими навыками и умениями, которые позволяют уму быть социально защищенным в обществе, применять свое ремесло в течении всей своей жизни;

  • Выпускник сознательно выбирает будущую профессиональную деятельность в сфере прикладного искусства, дизайнера интерьера.

Лепка, используемая в керамике, в силу своей специфики и необходимости, создания объемного изображения в большей мере способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, совершенствует природное осязание обеих рук, позволяет лучше координировать движения и ориентироваться в пространстве, способствует так же усвоению целого ряда математических представлений.

Становится необходимым вовлечение ребенка в прикладное творчество, посредством которого развиваются художественный, эстетиче­ский вкус ребенка, его учат видеть красоту мира и природы и, что самое главное, творить эту красоту своими руками.

В конечном счете, уроки лепки при правильной их организации развивают умственные способности учащихся, трудолюбие, работоспособность, абстрактное мышление, художественный вкус, сила воли, уравновешенность, расширяют их художественный и политехнический кругозор, формируют нравственные представления и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру. Оценить знания и умения полученные на занятиях в объединении можно с помощью:

  • зачета по теоретическим знаниям

  • выставок

  • конкурсов

Ключевые понятия: глина, глиняное тесто, шамот, шликер, стеки, жгутиковый метод, сушка, обжиг, муфельная печь, глазурь, роспись, акрил.

Детское сердце чутко к призыву творить Красоту, важно только, чтобы за призывами следовал труд. А так как первые самостоятельные шаги в творчестве для ребенка нелегки, то от него потребуется немалое терпение, усидчивость, трудолюбие - те качества, которые будут развиваться в процессе занятий прикладным творчеством.

Общеобразовательное и воспитательное значение лепки огромно. Особенно заметна роль этих занятий в умственном и этическом развитии учащихся.

Занятие лепкой даёт возможность использовать разнообразные формы работы, через дидактические игры при знакомстве с формой предмета, его фактурой и физическими особенностями, занятия проходят в спокойной, доброжелательной атмосфере, при общем взаимопонимании, при этом подходе предполагается сотрудничество учителя и ученика, формирование активной жизненной позиции учащихся.

Кроме того, общение с природой, работа с природным материалом учит детей замечать различие форм и красок окружающего мира, пробуждает в детях интерес и любовь к природе, учит бережному отношению к ней.

В объединении керамика «Чудесный кувшинчик» занимаются ребята в возрасте от 8 до 15 лет.
Цель программы: формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах.

Задачи:

Образовательные:

научить свободно пользоваться способами и приемами лепки;

научить создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения;

познакомить с взаимосвязями природной среды и культурных традиций, нашедших своё отражение в предметах декоративно - прикладного искусства;

  • познакомить с историей развития керамики, как вида прикладного искусства;

  • познакомить с работами местных мастеров. Воспитательные:

  • привить детям навыки трудолюбия;

повысить коммуникабельность детей, воспитывающихся вне детского коллектива.
Развивающие:

развить творческие способности учащихся;

развить интерес к определенному виду деятельности;

развить наблюдательность, расширить кругозор.
Главное, что дает хорошие результаты - гармоничное развитие личности ребенка, его интеллектуального, духовного и творческого потенциала. Формирование такой гармонично развитой, творческой личности является социальной необходимостью нашего общества.

II. Учебно-тематический план

6

Знакомство с традициями русской глиняной игрушки.

28

10

18

7

Лепка игрушек в традиционной русской манере, их роспись.

28

10

18

8

Лепка на свободную тему. Подготовка к выставке.

50

25

25

9

Экскурсии на выставки прикладного искусства.

18

-

18

10

Организация и проведение выставок детских работ.

24

10

14

Итого часов:

216

91

117


2-й год обучения










В том числе







теор.

практ.

1

Правила поведения и ТБ.

2

2

-

2

Лепка птиц и животных в дымковской, филимоновской традициях.

64

22

42

3

Лепка животных в свободной пластике, Изучение особенностей и различий животных.

24

10

14

4

Наблюдение за живой природой во время прогулок.

10

5

5

5

Итоговые занятия, отбор работ к выставке.

44

22

22

6

Экскурсии на выставки скульптуры и декоративно - прикладного искусства.

26

10

16

7

Организация и проведение выставок детских работ.

20

10

10

00

Итоговые занятия, просмотр работ к выставке.

26

10

16

Итого часов:

216

91

125

3-й год обучения

III. Содержание программы.
1-й год обучения
1. Правила поведения и ТБ.

Правила поведения. Техника безопасности. Правила пожарной безопасности.

2. Вводное занятие. Знакомство с детьми.

Дидактические игры, направленные на знакомство с формой предмета, его фактурой и физическими особенностями.

3. Ознакомительная беседа. Что такое керамика и лепка.

Знакомство с предметом обучения - керамикой. Показ работ, иллюстраций.

4. Знакомство с глиной, её свойствами и качеством.

Знакомство с глиной, изучение её качества и свойств, инструменты, терминология. Изготовление фактур и форм из глины.

5. Особенности керамического искусства разных народов.

История керамики. Первобытное искусство. Знакомство со жгутиковой техникой. Примитивная скульптура животных.

6. Знакомство с традициями русской глиняной игрушки.

Знакомство с русским народным творчеством. (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская, Калининская игрушка). Беседы и просмотр образцов. Лепка глиняных сосудов. Освоение декора. Подготовка изделий к обжигу.

  1. Лепка игрушек в традиционном русской манере, их роспись. Знакомство с народным творчеством разных культур. Обсуждение особенностей и различий техники и орнамента. Язык орнамента.

  2. Лепка на свободную тему. Например, «любимое животное». Подготовка к выставке.

Ознакомительное занятие с работами мастеров различных школ.

9. Экскурсии на выставки прикладного искусства в музеи города.

10. Организация и проведение выставок детских работ.
Просмотр и отбор работ для выставки прикладного творчества.
2-й год обучения
Занятия 2 года обучения основываются на дальнейшем изучении основ работы с цветом, объёмом, пластикой, кроме этого вводится элемент изучения живой природы, чувствование пластики животного, различия в животном мире. 1. Правила поведения и ТБ.

Правила поведения. Техника безопасности. Правило пожарной безопасности.

1. Лепка птиц и животных в дымковской, филимоновской традициях.
Повторение пройденного материала: лепка птиц в народных традициях.
Обсуждение особенностей и различий изображения по форме и росписи.

2. Лепка животных в свободной пластике.

Изучение особенностей и различий животных. Самостоятельный выбор образа и состояния эпизодов росписи. Обсуждение разных видов животных. Способы их приспособления к местообитанию. Образы животных в разных культурах.

4. Наблюдение за живой природой во время прогулок, способствующее
формированию у детей представлений о строении различных деревьев, о
различных формах листьев и т.д.


  1. Итоговые занятия, отбор работ к выставке. Итоговые занятия, просмотр работ к выставке.

  2. Экскурсии на выставке скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Цель: приобретения новых знаний о видах декоративно-прикладного творчества.

  1. Организация и проведение выставок детских работ. Подготовка и отбор работ для выставки.

  2. Итоговые занятия.

Анализ собственных работ к выставке.

IV. Методическое обеспечение программы
На занятиях используются наглядные пособия, образцы выставочных работ детей и взрослых. В конце учебного года проходят итоговые выставки керамических работ, экскурсии на выставки изделий декоративно-прикладного искусства, поход в музеи.

Во время занятий закладываются основы понимания учащимися роли народного творчества в современном декоративно-прикладном искусстве, вырабатывается сознательный подход к использованию художественного наследия в собственном творчестве.

При обучении используются следующие методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, наглядный, словесный.

Создание и накопление методического материала позволяет результативно использовать учебное время, учитывать индивидуальный интерес учащихся, воспитывать самостоятельность, творческий поиск вариантов художественного выполнения изделия, осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Занятия керамикой позволяют ребёнку воплотить в материале и объёме свою фантазию, почувствовать себя творцом и создателем, испытать гордость приобщения к большому искусству, ощутить вкус успеха от самостоятельного выполнения работ.

Урок состоит из двух частей: теория (объяснение нового материала) и практика (изготовление изделий)

Во время уроков закладываются основы понимания учащимися роли народного творчества в современном декоративно-прикладном искусстве.

При обучении используются следующие методы:

репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, наглядный, словесный. Создание и накопление методического материала позволяет результативно использовать учебное время, учитывать индивидуальные интересы учащихся, воспитывать самостоятельность. Творческий поиск вариантов выполнение изделия осуществляется дифференцированным подходом в обучении.

Ведущими принципами работы с детьми являются: индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребёнку, творческое содружество и сотворчество детей, родителей, педагога, сочетание индивидуальных, групповых форм работы, выбор времени занятий в рамках расписания объединения.

V. Список использованной литературы

  1. Нонышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: «Просвещение», 1980.

  2. Программы для учреждений доп. обр. детей. М.: «ЦРСДОД», 2001.

  3. Долорс РОС. Керамика, техника, приёмы, изделия. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2003.

  4. Глиняная шрушка. М.: «Наука», 1983.




  1. Величкина Г.А Шпикалова Т.Я. Дымковская игрушка М. «Мозаика Синтез», 2004

  2. Величкина Г.А. Шпикалова Т.Я. Филимоновские свистульки М. «Мозаика - Синтез» 2004

  3. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства «Федоров» 2001

  4. Сюзева В.Ф. Народная глиняная игрушка «Начальная школа» 1975

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск