Скачать 212.14 Kb.
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ. Возраст обучающихся -6-18 лет Срок реализации - 4 года Автор: педагог дополнительного образования Сарварова Е.А. . I. Пояснительная записка. Художественная деятельность, т.е. создание произведений графики, живописи и пластического искусства, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера. Художественная керамика во всех ее видах обладает высокой силой воздействия, которая способна затмить другие формы произведений искусства, их представления и образы. Поэтому керамика с давних пор имеет наибольшее признание в искусствоведческих и культурных кругах общества. «Простота, правда и естественность - вот три великих принципа прекрасного, на которых зиждется искусство. Следуя этим принципам, наши земляки своими умелыми руками превращают краски, ткань, глину, дерево, гранит в настоящие произведения. Но перед тем как подручный материал станет образом безграничной фантазии художника, мастер длительное время собирает материал для работы, подбирает композицию, цветной тон, ракурс. Все это проносит через сердце и душу, и только затем фантазия становится реальностью» - Анатоль Франс. Керамика является одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями, формирующая эстетический и этический вкус ребенка, а так же развивающая чувство прекрасного. Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, орнамента, технологию изготовления, знакомясь с особенностями материала, ребенок постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс к развитию творческих способностей. Удивительные свойства глины (прочность, огнеупорность, пластичность) позволяют разнообразно использовать её для лепки декоративных скульптур, животных и людей, шкатулок, подсвечников, ваз, настенных панно. Богатые качества глины определяют и различные подходы к формообразованию декоративных изделий и дети обучаются овладевать и использовать их в своих работах. Педагогическая целесообразность программы: развитие творческой инициативы; - накопление навыков работы с глиной;
Необходимость данной программы. Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, технологию, знакомясь с особенностями материала -постигается накопленный человечеством опыт. Лепка, используемая в керамике в силу своей специфики и необходимости создания объёмного изображения связанных с двухмерным пространством, способствует развитию зрительного восприятия , памяти образного мышления, совершенствует природное осязание обеих рук, развивает малые мышцы кистей рук, позволяет лучше координировать движение и ориентироваться в пространстве (геометрических фигур, длины, ширины, высоты и т.д.). Актуальность программы
Особенности программы:
• проводятся встречи, мастер-классы с мастерами керамики, экскурсии в творческие мастерские. Программа предназначена для воспитанников 6-18 лет, имеет художественно-эстетическую направленность. Данная программа является модифицированной в основу, которой легла типовая программа по керамике в учреждениях дополнительного образования 1983г. Педагог внес изменения:
Срок реализации - 3 года. Группы формируются из детей в возрасте от 6-18 лет. Система тем и заданий разработанных в данной программе дает возможность зачислять всех желающих без предварительного отбора и экзамена. Дети имеют разные знания и умения, поэтому в программе большое внимание уделяется индивидуального подходу в работе с детьми. Цель данной программы - формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работы из глины. Задачи:
• воспитание любви к ДЛИ. Содержание тематического плана может частично корректироваться. В план могут вноситься изменения в связи с участием в конкурсах по объявленным темам, по изменению в материально-технической базе, по социальным запросам учащихся, при появлении новой технологии. Программой обозначен общий объём знаний, умений навыков для каждого. Отдельные темы занятий с учащимися 1,2,3 годов обучения сходны по названию и содержанию, но рассчитаны на последующее углубление и расширение знаний, умений и навыков у учащихся 2 и 3-х годов обучения. Задания по темам усложняются, предъявляются более высокие требования к качеству лепки, декорированию. 1-й год обучения - нагрузка 6 часов в неделю. Занимаются учащиеся 2 раза в неделю по 3 часа. Перерыв между занятиями 10 минут. Формируется группа не менее 12 человек. Ожидаемый результат: Первый год обучения - получение общих знаний о промыслах.
Ученик должен знать:
Ученик должен уметь:
2-й год обучения - нагрузка 6 часов в неделю. Занимаются учащиеся по 2 часа 3 раза в неделю. Формируется группа не менее 12 человек. Ожидаемый результат:
3-й год обучения - нагрузка 6 часов в неделю. Занимаются учащиеся по 3 часа 2 раза в неделю. Формируется группа не менее 10 человек. Ожидаемый результат: Знают:
Умеют:
Приобрели навыки.
Ожидаемый результат по программе и способы его проверки:
Лепка, используемая в керамике, в силу своей специфики и необходимости, создания объемного изображения в большей мере способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, совершенствует природное осязание обеих рук, позволяет лучше координировать движения и ориентироваться в пространстве, способствует так же усвоению целого ряда математических представлений. Становится необходимым вовлечение ребенка в прикладное творчество, посредством которого развиваются художественный, эстетический вкус ребенка, его учат видеть красоту мира и природы и, что самое главное, творить эту красоту своими руками. В конечном счете, уроки лепки при правильной их организации развивают умственные способности учащихся, трудолюбие, работоспособность, абстрактное мышление, художественный вкус, сила воли, уравновешенность, расширяют их художественный и политехнический кругозор, формируют нравственные представления и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру. Оценить знания и умения полученные на занятиях в объединении можно с помощью:
Ключевые понятия: глина, глиняное тесто, шамот, шликер, стеки, жгутиковый метод, сушка, обжиг, муфельная печь, глазурь, роспись, акрил. Детское сердце чутко к призыву творить Красоту, важно только, чтобы за призывами следовал труд. А так как первые самостоятельные шаги в творчестве для ребенка нелегки, то от него потребуется немалое терпение, усидчивость, трудолюбие - те качества, которые будут развиваться в процессе занятий прикладным творчеством. Общеобразовательное и воспитательное значение лепки огромно. Особенно заметна роль этих занятий в умственном и этическом развитии учащихся. Занятие лепкой даёт возможность использовать разнообразные формы работы, через дидактические игры при знакомстве с формой предмета, его фактурой и физическими особенностями, занятия проходят в спокойной, доброжелательной атмосфере, при общем взаимопонимании, при этом подходе предполагается сотрудничество учителя и ученика, формирование активной жизненной позиции учащихся. Кроме того, общение с природой, работа с природным материалом учит детей замечать различие форм и красок окружающего мира, пробуждает в детях интерес и любовь к природе, учит бережному отношению к ней. В объединении керамика «Чудесный кувшинчик» занимаются ребята в возрасте от 8 до 15 лет. Цель программы: формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах. Задачи: Образовательные: научить свободно пользоваться способами и приемами лепки; научить создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения; познакомить с взаимосвязями природной среды и культурных традиций, нашедших своё отражение в предметах декоративно - прикладного искусства;
повысить коммуникабельность детей, воспитывающихся вне детского коллектива. Развивающие: развить творческие способности учащихся; развить интерес к определенному виду деятельности; развить наблюдательность, расширить кругозор. Главное, что дает хорошие результаты - гармоничное развитие личности ребенка, его интеллектуального, духовного и творческого потенциала. Формирование такой гармонично развитой, творческой личности является социальной необходимостью нашего общества. II. Учебно-тематический план
2-й год обучения
3-й год обучения III. Содержание программы. 1-й год обучения 1. Правила поведения и ТБ. Правила поведения. Техника безопасности. Правила пожарной безопасности. 2. Вводное занятие. Знакомство с детьми. Дидактические игры, направленные на знакомство с формой предмета, его фактурой и физическими особенностями. 3. Ознакомительная беседа. Что такое керамика и лепка. Знакомство с предметом обучения - керамикой. Показ работ, иллюстраций. 4. Знакомство с глиной, её свойствами и качеством. Знакомство с глиной, изучение её качества и свойств, инструменты, терминология. Изготовление фактур и форм из глины. 5. Особенности керамического искусства разных народов. История керамики. Первобытное искусство. Знакомство со жгутиковой техникой. Примитивная скульптура животных. 6. Знакомство с традициями русской глиняной игрушки. Знакомство с русским народным творчеством. (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская, Калининская игрушка). Беседы и просмотр образцов. Лепка глиняных сосудов. Освоение декора. Подготовка изделий к обжигу.
Ознакомительное занятие с работами мастеров различных школ. 9. Экскурсии на выставки прикладного искусства в музеи города. 10. Организация и проведение выставок детских работ. Просмотр и отбор работ для выставки прикладного творчества. 2-й год обучения Занятия 2 года обучения основываются на дальнейшем изучении основ работы с цветом, объёмом, пластикой, кроме этого вводится элемент изучения живой природы, чувствование пластики животного, различия в животном мире. 1. Правила поведения и ТБ. Правила поведения. Техника безопасности. Правило пожарной безопасности. 1. Лепка птиц и животных в дымковской, филимоновской традициях. Повторение пройденного материала: лепка птиц в народных традициях. Обсуждение особенностей и различий изображения по форме и росписи. 2. Лепка животных в свободной пластике. Изучение особенностей и различий животных. Самостоятельный выбор образа и состояния эпизодов росписи. Обсуждение разных видов животных. Способы их приспособления к местообитанию. Образы животных в разных культурах. 4. Наблюдение за живой природой во время прогулок, способствующее формированию у детей представлений о строении различных деревьев, о различных формах листьев и т.д.
Цель: приобретения новых знаний о видах декоративно-прикладного творчества.
Анализ собственных работ к выставке. IV. Методическое обеспечение программы На занятиях используются наглядные пособия, образцы выставочных работ детей и взрослых. В конце учебного года проходят итоговые выставки керамических работ, экскурсии на выставки изделий декоративно-прикладного искусства, поход в музеи. Во время занятий закладываются основы понимания учащимися роли народного творчества в современном декоративно-прикладном искусстве, вырабатывается сознательный подход к использованию художественного наследия в собственном творчестве. При обучении используются следующие методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, наглядный, словесный. Создание и накопление методического материала позволяет результативно использовать учебное время, учитывать индивидуальный интерес учащихся, воспитывать самостоятельность, творческий поиск вариантов художественного выполнения изделия, осуществлять дифференцированный подход в обучении. Занятия керамикой позволяют ребёнку воплотить в материале и объёме свою фантазию, почувствовать себя творцом и создателем, испытать гордость приобщения к большому искусству, ощутить вкус успеха от самостоятельного выполнения работ. Урок состоит из двух частей: теория (объяснение нового материала) и практика (изготовление изделий) Во время уроков закладываются основы понимания учащимися роли народного творчества в современном декоративно-прикладном искусстве. При обучении используются следующие методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, наглядный, словесный. Создание и накопление методического материала позволяет результативно использовать учебное время, учитывать индивидуальные интересы учащихся, воспитывать самостоятельность. Творческий поиск вариантов выполнение изделия осуществляется дифференцированным подходом в обучении. Ведущими принципами работы с детьми являются: индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребёнку, творческое содружество и сотворчество детей, родителей, педагога, сочетание индивидуальных, групповых форм работы, выбор времени занятий в рамках расписания объединения. V. Список использованной литературы
|