Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 87.15 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.04.2014
Размер87.15 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Черноглазова Н. О., Сорокина. А. А.

ГБОУ ЦО №1486 учителя начальных классов

Волшебный мир лепной игрушки: исследование,

проектирование, творчество

Проводя педагогические наблюдения, мы заметили, что в ходе изучения лепной игрушки приобщение детей к культуре происходит более успешно, если при этом используется комплекс предметов гуманитарно-художественного цикла. Так, при подготовке проекта по теме «Традиции лепной игрушки в музее и классе» с детьми 8 летнего возраста мы использовали образовательный потенциал многих предметов: фольклора, литературы (народной сказки), инсценирования и художественного движения.

Сначала мы с детьми побывали в Музее декоративно-прикладного искусства. Там ребята познакомились с традиционной глиняной игрушкой, передающей представления людей о жизни, труде, красоте. Ребята узнали, что мастера игрушек, как сказатели и песенники, передавали секреты ремесла из поколения в поколение, см. рис 1.



Рисунок 1. Мастер-класс в музее. Знакомство с историей лепной игрушки.

Второклассники узнали, что самые первые славянские лепные куклы были из золы и воды. Их смешивали и скатывали в шарик: такая кукла называлась "Баба", она передавалась от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы.

Рассматривая иллюстрированные альбомы с лепными игрушками, дети узнали, что лепная игрушка очень разнообразна.

Абашевская игрушка из Пензы. Это игрушки - звери, причем каждый мастер вносит в образ зверя свой характер. АБАШЕВСКАЯ ИГРУШКА - русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Беднодемьяновском районе Пензенской области. Производство игрушки возникло в 19 в. на базе местного гончарного промысла. Вытеснение вначале 20 в. кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины.

Известность, которую приобретает промысел в конце 1920-х гг., связана с именем Лариона Зоткина, талантливого мастера из села Абашево, автора многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. В это время складываются характерные для абашевских мастеров скульптурные приемы и особенности росписи, см. рис.2.



Рисунок 2. Абашевская игрушка.

Абашевская игрушка - это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке, выделяются, глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф. Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками - синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются не закрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ. Дымковская игрушка из Вятки. В ее росписи много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, поэтому игрушка такая нарядная.

Дымковская игрушка из Вятки. В ее росписи много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, поэтому игрушка такая нарядная. Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края (Кировской области), в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары. Мало какой другой регион России имеет столь яркий и самобытный символ, какой имеет Вятский край в виде дымковской игрушки, см. рис 2.



Рисунок 3. Дымковская игрушка.

История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек, изготавливаемые к ежегодному празднику "Свистуньи", или "Свистопляски" – проводимому в честь погибших в битве 1418 года между вятчанами и устюжанами у стен Хлыновского кремля (Хлынов – старое название Кирова). Согласно преданию, ночью, не узнав друг друга, вступили в бой два дружественных друг другу войска. По случайно погибшим ежегодно справляли тризну. Позже она переродилась в народные гуляния. Празднество продолжалось несколько дней, и было наполнено свистом вятчан из разноцветных свистулек. «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что ходишь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят...» («Вятские записки», В. Лебедев.).

В прошлом изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. В летние месяцы заготавливали глину, толкли вручную или растирали в краскотерках комовой мел, в остальное время - лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали. А весной на лодках привозили дымковскую игрушку в город на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.

Игрушка лепится из местной красной глины по частям (в отличие от других игрушек, которые лепятся из единого куска глины). Перед обжигом игрушки высушивают и только потом обжигают. Раньше игрушки обжигали в настоящей русской печи, теперь обжигаются в муфельных печах.

Обожженная дымковская игрушка имеет красно-коричневый, обыкновенный для глины цвет. Для побелки используется смесь мела и молока, в которую окунают дымковскую игрушку. При этом поверхность покрывается плотным белым слоем. Для раскрашивания использовали сухие краски, растертые на яйце. Сейчас используется гуашь, разведенная на яйце.

За 400 лет развития промысла, несмотря на разнообразие композиционных решений, устоялись определенные сюжеты дымковской игрушки, закрепились определенные оформительские приемы и определенная цветовая гамма. Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Неразбавленные яркие краски создаютощущение радости жизни. Узоры имеют простые геометрические формы: круги, клетку, волны. В целом в каждой игрушке может быть использовано до 10 цветов. Вплоть до сегодняшнего дня дымковская игрушка изготавливается вручную, каждая игрушка – неповторимая авторская работа. По-прежнему основными мотивами дымковской игрушки являются кони, барыни, индюки, бараны, петухи, олени, а также групповые композиции. Исторически сначала основной тематикой были все-таки животные и женские фигурки. Позже, с развитием промысла, возникли и городские мотивы. Дымковской игрушке по-прежнему свойственна некоторая ирония: козлы и бараны наряжены в яркие шаровары, медведи играют на музыкальных инструментах.

Коровинская игрушка из Владимира. В «Памятной книжке Владимирской губернии», изданной в XIX веке, село Коровино и деревня Ратново Меленковского уезда упоминаются как центры гончарного посудного производства. Однако гончарное дело имеет здесь очень древние традиции. Глиняным сосудам, найденным в археологических раскопках, присущи черты, имевшие явно дославянское происхождение. Славянская колонизация IX - X столетий только косвенно затронула глухую, малопроходимую Мещеру. Вплоть до начала XX века этот край хранил собственное своеобразие, которое проявлялось, да и до сих пор заметно, в местном быту, обычаях, говоре, одежде и в местных ремеслах. До конца XIX века здешние мастера изготовляли посуду «вналепку»-гончарный круг появился позднее. Гончары с.Коровино были известны чернолощеной - простой хозяйственной и фасонной (фигурной и столовой) посудой - пищевыми горшками различной емкости, молочными крынками, кашниками, плошками, блюдами, тарелками, кружками, курганами для браги, воды и молока, квасниками, корчагами и бочатами для солений и запасов пищи, кувшинами и т. д. Мастера гончарного производства хорошо понимали материал - светложгущиеся глины, добываемые в с.Коровино. Позднее для украшения своих изделий они стали использовать яркие поливы (глазури). В XX веке глазурованная посуда постепенно вытеснила чернолощеную. Заслуживают внимания в коровинском гончарстве и лепные игрушки, истоки которых уходят в древнейшие времена. Ими в деревне занимались женщины и подростки. Лепили от руки фигурки птиц, коней, медведей, баранов. Раскрашивались они масляной краской красного, желтого, зеленого и коричневого цветов в виде беспорядочно разбросанных декоративных пятен. Глиняная игрушка всегда была неотъемлемой частью народного быта. Ею развлекались и дети, и взрослые в дни ярмарок и праздничных народных гуляний. Игрушки служили забавой. Но эти скромные «потешки» всегда являлись образцами творчества мастеров-игрушечников.

Скопинская игрушка из Рязани. Это забавные животные с расцветкой от светло-бежевого до красного. Среди очагов народного художественного гончарства уникален промысел декоративной керамики, находящийся в городе Скопине Рязанской области. Рязанская земля, богатая традициями разных видов народного искусства, стала родиной производства гончарной посуды и лепных глиняных свистулек. В городе существовал целый «гончарный конец», а жителей города называли «скопинскими свистушниками».
Примерно с середины XIX в. в промысле стали делать декоративную скульптурную керамику. Сохранились сведения, что сначала мастера выполняли единичные фигурные предметы; льва, птицу, шар, самовар и т.п. и ставили такую вещь на столбе у ворот своего дома как украшение и в знак того, что здесь живет незаурядный мастер. При этом соревновались в сложности и фантастичности работ. Потом стали выставлять такие диковинные фигуры и скульптурные кувшины на ярмарке перед своим обычным товаром для привлечения к нему внимания покупателей.

Спрос на декоративные изделия поощрил мастеров делать их уже специально на продажу. Фигурные сосуды возили на праздничные базары в Москву, Рязань.

Интересны кувшины с высоким горлом, туловом в виде медведя или хищной птицы скопы, с ручкой и носиком в виде змеи. Крышку часто завершала фигурка птицы, зайца или собачки. Иногда сосуд имел кольцевидный корпус, а внутри него помещалась фигура медвежонка или дракона. Порой делали бутыль в виде мужской фигуры с палкой в руке. Сохранились подсвечники в виде двуглавого орла, птицы скопы, мужика в полушубке и т.д. Среди образов скопинской керамики – Полкан-богатырь с дубинкой в руке, явно пришедший из лубочных картинок. Орнамент, цвет, сложный силуэт объединяют посудные части изделий со скульптурными, образуя целостные декоративные предметы. Это забавные животные с расцветкой от светло-бежевого до красного.

Богородицкая игрушка из Тулы. Это игрушка малоизвестная, она сейчас возрождается. На ее лепных фигурках белый фон и изящная цветная роспись.

Филимоновская игрушка тоже из Тулы. У неё простая форма и очень нарядная, веселая и яркая роспись.

Юные исследователи самостоятельно добывали информацию из книг, интернета. Еще несколько раз посещали музеи, смотрели телепередачи о народных промыслах.

В ходе подготовки ребята проекта познакомились с символикой образов и росписью игрушек и сами сделали вывод о том, что игрушка учит нас понимать красоту окружающего мира.

Они осознали, что давних времен в семьях, «общаясь» с древней игрушкой, дети учились задумываться о красоте мира, смысле жизни, труде и празднике, о дружной семье, о рождении и воспитании ребёнка, о главной ценности, переданной нам в наследство от предков, – доброте, которая всегда была и будет в нашей культуре.

В музее Декоративно-прикладного искусства ребята участвовали в мастер-классах по изготовлению игрушек, сначала слепили фигурки, поиграли с лепными игрушками. Подготовили эскизы росписи и украсили свои произведения, см. рис. 4,5.





Рисунок 4. Мы слепили игрушку.

Рисунок 5. Готовим эскиз росписи


Второклассники смогли дополнить «Маленький музей игрушки» в классе, который создали дети, учившиеся в нем раньше, см. рис 6,7.





Рисунок 6. Музей в классе

Рисунок 7. Музей в классе

Многие игрушки дети сделали сами из природного материала с элементами лепки, например, птицу и лешего. А еще есть экспонаты, который называются «Жили-были ежики», «Голубка мира» с пластилиновой головой, см. рис. 8.9.






Рисунок 8. «Жили-были ежики»

Рисунок 9. Голубка мира


При подготовке проекта мы организовали «Музей коллекций одного дня». Его лепные экспонаты ребята принесли из дома. Любуясь экспозицией нашего однодневного музея, они поняли, что в каждом доме, где живут наши одноклассники, обязательно есть какая-нибудь лепная игрушка.

Интересные игрушки мы лепили на уроках труда. У детей получились почти живые пластилиновые собачки. Традиции игрушки в наших классах продолжают развиваться. Теперь ребята не только лепят игрушку, но мастерят из бумаги.

В ходе проектно - исследовательской деятельности дети много узнали об игрушечных промыслах, дополнили коллекцию классного музея игрушки. Нашу исследовательскую работу (в виде презентации) можно использовать на уроках литературы, окружающего мира, изобразительного искусства и технологии.

После такой работы детям захотелось и дальше работать с экологически чистыми природными материалами, такими как песок и глина. Мы посетили музей изразцов и задумались о новом проекте.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск