Изобразительное искусство 5 класс
Пояснительная записка
Изучение учебного предмета изобразительное искусство, осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
Закон Российской Федерации об образовании № 273-ФЗ от 29.12.2012
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2003 №2783)
"Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312)
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (№ 1039 от 05.03.2004).
Программа "Изобразительное искусство" создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная рабочая программа составлена на основе рабочей программы «Изобразительное искусство» под редакцией и руководством Б.М. Неменского для 5-9 классов (издательство «Просвещение», 2011 г.).
Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, сотворчество учителя и ученика.
Цель предмета - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Учебный предмет "Изобразительное искусство" в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащегося как неотъемлемой части культуры духовной. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие в социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и утверждения своей уникальной индивидуальности.
Обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся: знание культуры своего народа, формирование ответственного отношения к учению, развитие морального сознания, формирование коммуникативной компетентности в общении, осознание значения семьи в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной практической творческой деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение самостоятельно планировать пути к достижению целей, осуществлять контроль своей деятельности, владеть основами самоконтроля, самооценки, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: развитие визуально-пространственного мышления, освоение художественной культуры, ее жанров, воспитания уважения к истории культуры своего отечества, приобретение опыта работы с различными художественными материалами и в разных техниках, развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, развитие индивидуальных творческих способностей.
Тема 5 класса - "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Настоящая программа предусматривает изучение курса изобразительного искусства в объеме одного учебного часа в неделю.
Основное содержание программы
Древние корни народного искусства (8 ч.)
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство - уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идея вечного развития и обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
Связь времен в народном искусстве (8 ч.)
Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.
Главные отличительные признаки изделий, традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.
Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях художественных промыслов.
Декор - человек, общество, время (12 ч.).
Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе.
Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.
Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.
Декоративное искусство в современном мире (7 ч.)
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и т.д.). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.
Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с современным материалом, формой, цветом, фактурой.
Коллективная работа в конкретном материале - от замысла до воплощения.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что обучающиеся
должны знать:
- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).
должны уметь:
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);
- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках обучающиеся должны:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
Календарно-тематическое планирование
№№п/пп/п.п
| № в теме
| Тема урока
| Тип урока
| Осваиваемые
учебные действия
(умения)
| Домашнее задание
| Дата
план
| Дата факт
| Приме-чание
| Тема 1. Древние корни народного искусства ( 8 часов).
| 1
| 1
| Древние образы в народном искусстве.
| Ознакомление с
новым материалом
| Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства.
| Выполнение рисунка на тему древних образов в резьбе по дереву, росписи.
|
|
|
| 2
| 2
| Убранство русской избы.
| Ознакомление с
новым материалом
| Понимать взаимосвязь пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения, раскрывать символическое значение знаков - образов в декоративном убранстве избы.
| Рисунок эскиза декоративного убранства избы.
стр.20-29 (1).
|
|
|
| 3
| 3
| Внутренний мир русской избы.
| Ознакомление с
новым материалом
| Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома, объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.
| Рисунок внутреннего убранства избы.
стр. 30-35 (1).
|
|
|
| 4
| 4
| Конструкция и декор предметов народного быта.
| Применение знаний и умений
| Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта. Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы
| Выполнить эскиз выразительной формы предмета крестьянского быта и украсить его орнаментальной композицией (прялка, посуда). Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага.
|
|
|
| 5
| 5
| Русская народная вышивка.
| Ознакомление с
новым материалом
| Понимать особенности образного языка народной вышивки. Создавать варианты орнамента вышивки с опорой на народную традицию.
| Рисунок вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.
|
|
|
| 6
| 6
| Народный праздничный костюм.
| Ознакомление с
новым материалом
| Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.
Осознавать значение традиционного праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.
| стр. 50-59 (1).
|
|
|
| 7
| 7
| Народный праздничный костюм. Создание образа костюма.
| Применение знаний и умений
| Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов. Уметь работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа.
| Выполнить эскиз народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов.
|
|
|
| 8
| 8
| Народные праздничные обряды.
| Урок обобщения.
Контроль знаний.
| Иметь представление о роли декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Находить общие черты в разных произведениях народного прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.
| Подбор загадок, пословиц, прибауток, народных песен к празднику.
стр. 60-63 (1).
|
|
|
| Тема 2. Связь времен в народном искусстве ( 8 часов).
| 9
| 1
| Древние образы в современных народных игрушках.
| Ознакомление с
новым материалом
| Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Осваивать характерные для каждого промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.
| Создание игрушки из пластилина.
стр. 66-75 (1).
|
|
|
| 10
| 2
| Искусство Гжели.
| Комбинированный
| Освоить приемы гжельского мазка – « мазка с тенями». Владеть навыками работы в конкретном материале (акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета.
| Вырезать из бумаги развертку посуды (чашка, чайник, тарелка), склеить и украсить их росписью с использованием традиционных приемов письма.
|
|
|
| 11
| 3
| Городецкая роспись.
| Комбинированный
| Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Уметь применять художественные материалы (гуашь). Знать язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) и применять его в творческой работе.
| Выполнить фрагмент росписи по мотивам Городецкой росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти
|
|
|
| 12
| 4
| Хохлома.
| Комбинированный
| Иметь представление о видах хохломской росписи ( «травка», роспись «под фон», «кудрина»). Уметь применять художественные материалы (гуашь). Знать язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) и применять его в творческой работе.
| Выполнить фрагмент росписи по мотивам хохломской росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти
|
|
|
| 13
| 5
| Жостово. Роспись по металлу.
| Комбинированный
| Осваивать основные приемы жостовского письма, многоцветье цветочной росписи на подносах. Уметь применять художественные материалы (гуашь). Знать язык декоративно-прикладного искусства и применять его в творческой работе.
| Выполнить фрагмент по мотивам жостовской росписи.
|
|
|
| 14
| 6
| Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
| Комбинированный
| Знать характерные особенности мезенской деревянной росписи. Уметь различать изделия из бересты по названию. Уметь изготовить карандашницу в стиле изделия из бересты.
| Изготовить карандашницу из бумаги в технике изделий из бересты.
стр. 99-103(1).
|
|
|
| 15
| 7
| Роль народных художественных промыслов в современной жизни ( обобщение темы).
| Применение знаний и умений
| Знать общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Уметь различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.
| Подготовка работ к презентации.
|
|
|
| 16
| 8
| Роль народных художественных промыслов в современной жизни ( обобщение темы).
Презентация работ.
| Обобщение и систематизация знаний. Контроль знаний.
| Знать и объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Уметь представить свои работы.
| Презентация работ учащихся.
|
|
|
| Тема 3. Декор – человек, общество, время (12 часов).
| 17
| 1
| Зачем людям украшения.
| Ознакомление с
новым материалом
| Понимать смысл декора как социального знака, определяющего роль хозяина вещи. Знать особенности украшений воинов, древних охотников, царей и т. д. Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора.
| стр.106-107(1).
|
|
|
| 18
| 2
| Зачем людям украшения.
Образный строй вещи.
| Применение знаний и умений
| Овладеть навыками декоративного обобщения в процессе выполнения творческой работы. Уметь создавать форму и украшение ее в предметах повседневного быта.
| Рисунок царского трона.
|
|
|
| 19
| 3
| Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
| Ознакомление с
новым материалом
| Давать эстетическую оценку произведениям декоративного искусства Древнего Египта. Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина.
| стр. 108-117(1).
|
|
|
| 20
| 4
| Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда.
| Применение знаний и умений
| Характеризовать особенности одежды разных сословий Древнего Египта. Овладеть навыками выполнения творческой работы.
| Рисунок одежды египтянина.
|
|
|
| 21
| 5
| Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Символика украшений.
| Применение знаний и умений
| Овладеть навыками декоративного обобщения в процессе выполнения творческой работы. Уметь работать с выбранным материалом, передавать цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения украшения.
| Выполнить эскизы орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.
|
|
|
| 22
| 6
| Одежда «говорит» о человеке.
| Ознакомление с
новым материалом
| Знать о декоре в одежде народов разных стран и разных сословий. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая и Западной Европы ХV11века. Соотносить образ одежды с положением ее владельца.
| Выполнить костюм человека восточных стран (Япония, Китай).
|
|
|
| 23
| 7
| Одежда «говорит» о человеке.
Костюм - знак положения человека в обществе.
| Применение знаний и умений
| Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ, соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.
| Работа над проектом «Бал во дворце».
|
|
|
| 24
| 8
| Одежда «говорит» о человеке.
Работа над проектом.
| Применение знаний и умений
| Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ, соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.
| Продолжение работы над проектом «Бал во дворце».
|
|
|
| 25
| 9
| О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.
| Ознакомление с
новым материалом
| Знать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов.
| стр.134-139(1).
|
|
|
| 26
| 10
| О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Создание герба.
| Применение знаний и умений
| Уметь создать декоративную композицию герба или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.
| Выполнить проект собственного герба или эмблемы своей семьи.
|
|
|
| 27
| 11
| О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Продолжение работы.
| Применение знаний и умений
| Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция
| Выполнить проект собственного герба или эмблемы своей семьи.
|
|
|
| 28
| 12
| Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
| Урок обобщения.
Контроль знаний.
| Участвовать в итоговой викторине по ДПИ. Понимать роль декоративно-прикладного искусства в повседневной жизни человека
| Решение тестов.
|
|
|
| Тема 4. Декоративное искусство в современном мире (7 часов).
| 29
| 1
| Современное выставочное искусство. Керамика.
| Ознакомление с
новым материалом
| Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения. Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка.
| Подготовить сообщение по ДПИ «Керамика».
Стр.142-147(1).
|
|
|
| 30
| 2
| Современное выставочное искусство. Художественное стекло.
| Ознакомление с
новым материалом
| Знать особенности произведений из стекла, связь стеклянной формы с изображением.
| Подготовить сообщение по ДПИ «Художественное стекло».
|
|
|
| 31
| 3
| Современное выставочное искусство. Металл.
| Ознакомление с
новым материалом
| Знать особенности произведений из металла, техники и приемы его обработки
| стр.152-155(1)
|
|
|
| 32
| 4
| Современное выставочное искусство. Гобелен и батик.
| Ознакомление с
новым материалом
| Знать особенности произведений декоративного искусства гобелен и батик. Различать технику исполнения гобелена и батика.
| стр.156-167(1).
|
|
|
| 33
| 5
| Ты сам – мастер.
| Применение знаний и умений.
| Владеть практическими навыками использования выразительных возможностей материала, принципами декоративного обобщения в творческой работе
| Выполнить витраж.
|
|
|
| 34
| 6
| Ты сам – мастер.
Создание декоративной работы в материале.
| Применение знаний и умений.
| Пользоваться языком ДПИ в процессе выполнения творческой работы. Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.
| Изготовить декоративную вазу для украшения интерьера.
|
|
|
| 35
| 7
| Ты сам – мастер.
Продолжение работы.
| Применение знаний и умений.
| Пользоваться языком ДПИ в процессе выполнения творческой работы. Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.
| Изготовить декоративную вазу.
|
|
|
| Учебный методический комплекс.
Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009-2010 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 ).
Учебно-методический комплект под редакцией Б.М.Неменского:
Учебники:
5 класс - Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (авт. Горяева Н. А., Островская О. В.);
6 класс - «Изобразительное искусство в жизни человека» (авт. Неменская Л.А.),
7 класс – «Изобразительное искусство в жизни человека» (авт. Неменская Л.А.),
Методическая литература:
1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.
2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.
3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.
6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.
7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
8.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.
10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.
11. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.
13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.
14. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.
15. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.
16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.
17. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.
18. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.
19. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.
20. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
21. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.
22.Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008
|