Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 183.79 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.04.2014
Размер183.79 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса (Далее – Программа) составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования на основе авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». – 6-е издание - М.: Просвещение, 2010. При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».

Цель программы - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Программа 5 класса посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.

В настоящей рабочей программе соотношение часов на изучение тем не изменено.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  1. Горяева Н.А.  Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений /Под ред. Б.М. Неменского. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 192 с.: ил.

  2. Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2003

Согласно базисному учебному плану рабочая программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю. Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд.

Формой проведения занятий по программе является урок (традиционная и нетрадиционная форма).

Программа предусматривает чередование уроков индивидуального, практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Организация изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности будет происходить через преподавание краеведческих модулей в рамках учебного предмета (акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы).

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
требованиЯ к уровню подготовки

УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса отражены в авторской программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». – 6-е издание - М.: Просвещение, 2010, стр. 72-73.

Формы И СРЕДСТВА контроля

Текущий контроль знаний, умений и навыков в 5 классе будет проходить по следующим формам: устной, изовикторин, изокроссвордов.

Промежуточная аттестация учащихся в 5 классе будет осуществляться по основным темам разделов в виде тестовых работ – 3.

Итоговая аттестация – в виде отчетной выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля:

  1. Тесты - 3

  2. Отчетная выставка творческих (индивидуальных и коллективных) работ



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование раздела и темы

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения


Примечание




Древние корни народного искусства

8







1

Древние образы в народном искусстве

1

06.09




2

Декор русской избы

1

13.09




3

Внутренний мир русской избы

1

20.09




4

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

1

27.09




5

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

1

04.10




6

Народный праздничный костюм

1

11.10




7

Народный праздничный костюм

1

18.10




8

Народные праздничные обряды.

Тест

1

25.10







Связь времен в народном искусстве

8







9

Древние образы в современных народных игрушках

1

08.11




10-11

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

2

15.11

22.11




12-13

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

2

29.11

06.12




14-15

Искусство Жостово. Истоки промысла и современное развитие

2

13.12

20.12




16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Тест

1

27.12







Декор - человек, общество, время

12







17

Зачем людям украшения. Эскизы украшений

1

17.01




18-20

Декор и положение человека в обществе


3

24.01

31.01

07.02




21-24

Одежда говорит о человеке



4

14.02

21.02

28.02

07.03




25-27

О чем рассказывают гербы и эмблемы


3

14.03

21.03

04.04




28

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Тест

1

11.04







Декоративное искусство в современном мире

7







29-30

Современное выставочное искусство

2

18.04

25.04




31-34

Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале


4

02.05

16.05

23.05

30.05




35

Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале

1










Итого

35







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (35ч)


I четверть. Древние корни народного искусства

Древние образы в народном искусстве
Декор русской избы
Внутренний мир русской избы
Конструкция, декор предметов народного быта и груда
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки Народный праздничный костюм
Народные праздничные обряды (обобщение темы)


II четверть. Связь времен в народном искусстве

Древние образы в современных народных игрушках
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

III четверть. Декор — человек, общество, время

Зачем людям украшения
Декор и положение человека в обществе Одежда говорит о человеке
О чем рассказывают гербы и эмблемы
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

IV четверть. Декоративное искусство в современном мире

Современное выставочное искусство
Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале.


Этот год посвящен содержанию и языку декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.



ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (8
ч)

Истоки языка декоративного искусства идут от народного крестьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусства — условно-символический. Учащихся необходимо подвести к пониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображающего конкретную реальность.
Тема. Древние образы в народном искусстве

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Тема. Декор русской избы

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Создание поисковых групп по направлениям народного искусства.


Тема. Внутренний мир русской избы

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.
Тема. Конструкция, декор предметов народного быта и труда

Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда - область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

Тема. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

Крестьянская вышивка - хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.

Тема. Народный праздничный костюм

Народный праздничный костюм целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.
Тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы)

Календарные народные праздники это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (8 ч)


Народное искусство сегодня живет не в крестьянском быту, а в иной среде городской, и совершенно иной жизнью. Задача - дать учащимся понимание этих форм бытования народных, крестьянских традиций в современной жизни, а также дать представление об общности народных художественных промыслов и их различиях. Тема предполагает акцент на местных художественных промыслах.
Тема. Древние образы в современных народных игрушках

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской в других местных форм игрушек.
Тема. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.
Тема. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь - главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приемы городецкой росписи.


Тема. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.


Тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере.

Проведение беседы или занимательной викторины.

К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.


ДЕКОР
ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (12 ч)


Это одна из важнейших тем в понимании роли декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности.

Осознание роли искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива необходимо для грамотного использования в своей жизни предметов декоративного искусства.


Тема. Зачем людям украшения

Беседа на тему: «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности».

Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.


Тема. Декор и положение человека в обществе

Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.

Тема. Одежда говорит о человеке

Одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком - знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли. Эту тему предлагается раскрыть на материале декоративного искусства Древнего Китая (где была очень строгая регламентация в одежде людей разных сословий) и декоративного искусства Западной Европы ХVII века (эпоха барокко).
Важно обратить внимание учащихся на то, что декоративно-прикладное искусство Западной Европы эпохи барокко совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора (украшений) остается та же выявлять роли людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.
Тема. О чем рассказывают гербы и эмблемы

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.
В процессе беседы, сопровождающейся показом слайдов, следует обратить внимание учащихся на основные части классического герба, на изобразительные формы, взятые из жизни и мифологии, на их символическое значение, а также на символику цвета в классической геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов.
Тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

Итоговая игра-викторина по теме четверти с широким привлечением учебных работ, показом слайдов произведений декоративно-прикладного искусства разных времен, с включением в игру художественных открыток, репродукций, собранных поисковыми группами.

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (7 ч)


Знакомство с современным выставочным декоративно-прикладным искусством и создание коллективной работы в материале для украшения школы. Работа может быть сделана в любом материале. Учитель выступает здесь в роли режиссера и главного художника.
Тема. Современное выставочное искусство

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале.

Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Тема. Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале

Оставшиеся уроки IV четверти посвящены коллективной реализации в конкретном материале наиболее удачного из замыслов. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т. д.) требует постепенного, поэтапного выполнения задуманного панно. Сначала вместе с педагогом выполняется «картон», т. е. эскиз будущей работы в натуральную величину. Общая ком позиция делится на фрагменты (которые выполняются отдельными учениками), их собирают в более крупные блоки, а затем монтируют в общее декоративное панно. Педагог вместе с учащимися решает, учитывая реальные условия, из какого материала будут выполняться декоративные работы.

В конце учебного года устраивается отчетная выставка работ учащихся по декоративно-прикладному искусству, которую можно организовать как праздник «Украсим школу своими руками».

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Основная литература:

Для учителя:

  1. Горяева Н.А.  Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений /Под ред. Б.М. Неменского. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

  2. Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2003

Для учащихся:

  1. Горяева Н.А.  Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений /Под ред. Б.М. Неменского. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

Дополнительная литература:

  1. Живые родники Староосколья /Беликова Т.П., Емельянова М.И.: Народная традиционная культура: Учебное пособие. – Старый Оскол: «ТНТ», 2004

  2. Православные храмы земли Оскольской /П.Е. Шишкин, Н.И. Мурашев – Старый Оскол, 2008

www.lseptembter.ru –Издательский дом «Первое сентября»;

www.museum.ru – Портал «Музеи России»;

www.hermitage.ru –государственный Эрмитаж.

www.Cd-izo.narod.ru – «Комплекс уроков по ИЗО» - готовые уроки, презентации и др.

Сайты музеев:


Оборудование и приборы:

- Наглядные и раздаточные пособия – Демонстрационный материал «Репродукции картин русских художников»

- Художественная галерея. Полное собрание работ всемирно известных художников.

- Компьютер

- Принтер

- Сканер

Учебно-практическое оборудование

  • Краски акварельные

  • Краски гуашевые

  • Бумага А4

  • Бумага цветная

  • Фломастеры

  • Пастель, сангина, уголь

  • Кисти беличьи № 5, 10, 20

  • Емкости для воды

  • Пластилин

  • Клей

  • Ножницы

  • Подставка для натуры

Модели и натурный фонд

  • Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

  • Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

  • Драпировки

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск