Скачать 353.2 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №45 г. Владивостока» «Рассмотрено» Руководитель МО ________ Протокол №__ от «__» _______2013 г. «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ СОШ №45 Г. Владивосток _____ Кондратюк И. А. «__» ________2013г. Утверждаю Директор МБОУ СОШ №45 г. Владивостока _____ Волынцева Н. М. Приказ №_____ от «__» __________2013г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5 – 7 КЛАССЫ Разработана на основе авторской программы Б. М. Неменского Учитель: Болдырева Елена Евгеньевна 2013 год. I. Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования от 05.03.2004 №1089 ; Примерной программы Основного общего образования по изо 5 – 7 классы, авторской программы по изо Б. М. Неменского М.: Планета, 2012. Целями и задачами курса являются: формирование художественной культуры учащихся, как неотъемлемой части духовной культуры, средствами отечественной и мировой культуры искусства, развитие и формирование че- ловека, как целостной личности и неповторимой творческой индивидуаль- ности, формирование художественной компетентности на основе знаний по изобразительному искусству, развитие творческого потенциала учащихся и их коммуникативных качеств в процессе коллективной работы. Программа по ИЗО для учащихся 5 – 7 классов включает три основных вида художественно-творческой деятельности: конструктивной (дизайн), изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной. Программа является вторым этапом обучения «Основы художественного мышления и знаний», 5 класс посвящен изучению группы ДПИ, 6 – 7 клас- сы – собственно изобразительного искусства, формируются основы грамот- ности художественного изображения (рисунок, живопись). Программа составлена по принципу от простого к сложному с учетом имеющихся знаний, умений и навыков учащихся. Содержание рабочей программы 5 класса «ДПИ в жизни человека» распределено по четвертям-ступеням, которые последовательно выстраиваются от осознания уникальности народного искусства к современным формам ДПИ. Раздел рабочей программы «Связь времен в народном искусстве» дополнен темой пряничное искусство. Целью реализации краеведческого аспекта рабочая программа дополнена темой «Символы и эмблемы в современном обществе». Содержание рабочей программы 6 – 7 класса представляет собой единый блок под общим названием «Изобразительное искусство в жизни человека». В течение двух лет школьники осваивают основы изобразительного искусства: виды, образный язык, жанры. Тема рабочей программы 7 класса «Великие темы жизни» дополнена уроком «промышленная графика» (искусство плаката) и уроком «Великая Отечественная война в станковом и монументальном искусстве» (краеведческий компонент). Это дополнение направлено на приобщении к истории своего региона и дает более широкую оценку теме Великой Отечественной войны в советском (российском) искусстве. Основными формами контроля ЗУНов учащихся являются анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ; игровые формы (викторины, составление и решение кроссвордов); проектная деятельность. При оценивании по прикладному искусству учитываются: декоративность (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы), содержательность (полнота реализации в практической деятельности знаний, полученных в процессе восприятия); индивидуальность. При проектировании уроков учитываются современные технологии: ТРКМ, ТОГИС. Предмет изобразительное искусство имеет связи с предметами: всеобщая история, отечественная история, мировая художественная культура, технология, информатика и ИКТ. Учащиеся по итогам изучения данного курса должны знать и уметь: истоки и специфику образного языка ДПИ, народно-художественные про- мыслы России, роль изобразительных искусств в жизни человека, основные виды и жанры ИЗО, всемирно известных художников, основные средства ху- дожественной выразительности, роль композиции в создании художествен- ных работ; владеть практическими навыками выразительного использования художественных и живописных средств, различать по стилистическим осо- бенностям ДПИ разных народов и времен, уметь выполнять работы с натуры, по представлению и по памяти, используя правила линейной и воздушной перспектив, заниматься поисковой работой в области художественно- познавательной деятельности. Рабочая программа рассчитана на 34 часа по параллелям 5, 6, 7 класса. УМК курса состоит из:
Содержание курса. 5 класс. ДПИ в жизни человека. Древние корни народного искусства. Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Русский народный костюм. Народные праздничные обряды Связь времен в народном искусстве. Древние образы в современных народных игрушках. Искусство гжели. Искусство Городца. Жостово. Роспись по металлу. Пряничное искусство. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Декор: человек, общество, время. Зачем людям украшения? Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Хохломская роспись. Декоративное искусство в современном мире. Современное выставочное искусство. Ты сам – мастер ДПИ. 6 класс. Изобразительное искусство в жизни человека. Виды изо и основы образного языка. Изо в системе пластических искусств. Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. Пятно, как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения. Мир наших вещей. Натюрморт Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира – натюрморт. Понятие формы. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. Вглядываясь в человека. Портрет. Образ человека – главная тема искусства. Конструкция головы человека и ее пропорции. Изображения головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты. Человек и пространство в изо. Пейзаж. Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Воздушная перспектива. Пейзаж. Организация пейзажного пространства. Пейзаж настроения. Природа и художник. Городской пейзаж. Выразительные возможности изо. Язык и смысл. 7 класс. Изобразительное искусство в жизни человека. Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Многофигурная композиция. Изображение человека в книжной графике. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. Поэзия повседневности. Поэзия повседневной жизни в истории разных народов. Бытовой и исторический жанры. Творчество А. Г. Венецианова и П. А. Федотова. Творчество художников-передвижников. Сюжет и содержание картины. Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. Жизнь в моем городе. Праздник и карнавал в изо. Великие темы жизни. Исторические и мифологические темы в изо. Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Библейские темы в изо. Процесс работы над тематической картиной. Монументальная скульптура в истории народа. Промышленная графика. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве. Реальность жизни и художественный образ. Книжная графика. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изо. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Календарно-тематическое планирование, 5 класс.
|