Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старомавринская основная общеобразовательная школа»
Заинского муниципального района
«Согласовано» Руководитель ШМО
_____________/Рудакова Е.В./ Протокол № от
«___ » __________ 2012 г.
| «Согласовано» Зам. директора школы по УВР
____________ /Чумакова А.П./ «___» ______________ 2012 г.
| «Утверждено»
Директор МБО «Старо-мавринская ООШ»
_____________/ Валиуллин Т.Н./ Приказ №___
От « ___ » _____________2012 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
1 квалификационной категории
Рудаковой Евгении Викторовны по учебному курсу
«Основы религиозных культур и светской этики» модуль
«Основы светской этики» 4 класс
Базовый уровень
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол №___
от «_____» ___________2012 г. 2012 - 2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта;
-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
-Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).
-Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].
-Учебного плана МБОУ «Старомавринская основная общеобразовательная школа»(далее «Старомавринская ООШ») Заинского муниципального района РТ на 2012/2013 учебный год.
При составлении рабочей программы использовались:
-авторская программа М.Т. Студеникина «Основы светской этики»
Программа адресована для обучающихся 4 класса общеобразовательного учреждения- МБОУ «Старомавринская ООШ».
Срок реализации- 2012/2013 учебный год.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» автора М.Т. Студеникина, в который входят: - Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики»: /М.Т. Студеникин.-М.:ООО» Русское слово-учебник», 2012 г.
Общая характеристика учебного предмета
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Цель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
Место учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики в учебном плане:
На изучение учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики в 4 классе по учебному плану МБОУ «Старомавринкая ООШ» отводится 1 часа в неделю, 34 часов в год, что соответствует количеству часов в федеральном базисном учебном плане.
Содержание курса
На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, сострадание и милосердие, мужество терпение и терпимость, правда и ложь, равнодушие и жестокость. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.
Изучая основы светской этики, дети знакомятся с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида. Ученики познакомятся с историей возникновения этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнают о происхождении тех или иных правил поведения, уяснят смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.
На уроках светской этики устанавливаются и реализуются межпредметные связи с русским языком, литературным чтением, изобразительным искусством и предметом « Окружающий мир»
В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Основы светской этики
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Календарно-тематическое планирование модуля «Основы светской этики»
комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе
№
| Тема
| Количество часов
| Содержание
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Тип урока
| Дата проведения
| план
| факт
| 1
| Введение в предмет
Россия - Родина моя
| 1
| Народы России, их духовно – нравственная культура. Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина - Россия, её географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры.
| Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне.
Уметь: показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов.
| Комбиниро
ванный
| 05.09
|
| 2
| Этика и этикет
| 1
| Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки родственных слов. Значение вежливости.
| Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский.
Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них
| Комбиниро
ванный
| 12.09
|
| 3
| Этика и мораль
| 1
| Значение вежливости. Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, её категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика.
| Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры нравственность (мораль).
Уметь: следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым делам и поступкам.
| Комбиниро
ванный
| 19.09
|
| 4
| Вежливость
| 1
| Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга.
| Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность.
Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.
| Комбиниро
ванный
| 26.09
|
| 5
| Этикет приветствия
| 1
| Понятия здравствуйте, привет.
Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга.
| Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность.
Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.
| Комбиниро
ванный
| 03.10
|
| 6
| Добро и зло
| 1
| Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям.
| Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, жадность, зло, тактичность, сдержанность.
Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях.
| Комбиниро
ванный
| 10.10
|
| 7
| Благожелательность
| 1
| Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты.
| Иметь представление о понятиях: благожелательность, бездушие.
Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях.
| Комбиниро
ванный
| 17.10
|
| 8
| Дружба и порядочность
| 1
| Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия – синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.
| Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстность, справедливость, ответственность.
Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок.
| Комбиниро
ванный
| 24.10
|
| 9
| Отношения в классном коллективе
| 1
| Понятия – синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.
| Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстность, справедливость, ответственность.
Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок.
| Комбиниро
ванный
| 31.10
|
| 10
| Честность и искренность
| 1
| Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов.
| Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон.
Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом.
| Комбиниро
ванный
| 14.11
|
| 11
| Гордость и гордыня
| 1
| Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России.
| Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие.
Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за свои поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нём этические понятия гордость и гордыня.
| Комбиниро
ванный
| 21.11
|
| 12
| Обычаи и обряды русского народа
| 1
| Что такое обычай и обряд. Из истории русского обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом – солью. Особенности бракосочетания в современной России.
| Иметь представление о понятиях: обычаях, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание.
Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации.
| Комбиниро
ванный
| 28.11
|
| 13
| Этикет царского обеда.
| 1
| Этикет царского обеда.
| Иметь представление о правилах этикета за столом.
Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации.
| Комбиниро
ванный
| 05.12
|
| 14
| Терпение и труд
| 1
| Значение слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учёба – важнейший труд школьника.
| Иметь представление о понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень.
Уметь: заниматься самообслуживающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды
| Комбиниро
ванный
| 12.12
|
| 15
| Моё любимое дело
| 1
| Подготовка творческого проекта
| Уметь составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации.
| Комбиниро
ванный
| 19.12
|
| 16
| Моё любимое дело
| 1
| Подготовка творческого проекта
| Уметь составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации.
| Комбиниро
ванный
| 26.12
|
| 17
| Моё любимое дело
| 1
| Защита творческих проектов
| Уметь представлять и защищать свой творческий проект; уметь слушать одноклассников, задавать вопросы.
| Урок закрепления ЗУН
| 16.01
|
| 18
| Семья
| 1
| Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи.
| Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане.
Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету
| Комбиниро
ванный
| 23.01
|
| 19
| Родословная семьи.
| 1
| Понятия род, родословная. Родословная семьи.
| Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия.
Уметь составлять родословную своей семьи.
| Комбиниро
ванный
| 30.01
|
| 20
| Семейные традиции
| 1
| Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.
| Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота.
Уметь: поддерживать дружеские отношения в семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини – сочинение.
| Комбиниро
ванный
| 06.02
|
| 21
| Традиции моей семьи
| 1
| Семейная этика.
| Уметь составлять рассказ о традициях своей семьи.
| Комбиниро
ванный
| 13.02
|
| 22
| Сердце матери
| 1
| Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям.
| Иметь представление о понятиях: семья, счастье, забота, терпение.
Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану.
| Комбиниро
ванный
| 20.02
|
| 23
| Бережное отношение к родителям
| 1
| Бережное отношение детей к родителям, родным и близким.
| Иметь представление о понятиях: семья, счастье, забота, терпение.
Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану.
| Комбиниро
ванный
| 27.02
|
| 24
| Правила твоей жизни
| 1
| Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приёма пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика.
| Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость.
Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свою позицию, обосновать поступок.
| Комбиниро
ванный
| 06.03
|
| 25
| Культура общения со сверстниками и взрослыми
| 1
| Культура общения сверстников. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности
| Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость, личная безопасность. Уметь: определять свою позицию, обосновать поступок; относиться с вниманием к инвалидам, маленьким детям, престарелым, оказывать необходимую помощь, выполнять правила личной безопасности.
| Комбиниро
ванный
| 13.03
|
| 26
| Праздники народов России
| 1
| Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет
| Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, крещение.
Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать этикет; пользоваться справочниками и словарями.
| Комбиниро
ванный
| 20.03
|
| 27
| Праздники народов России
| 1
| Курбан – байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести.
| Иметь представление о понятиях: праздник, религия, мусульманство, буддизм, свобода совести.
Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать этикет; пользоваться справочниками и словарями.
| Комбиниро
ванный
| 03.04
|
| 28
| Защитники Отечества
| 1
| 23 февраля – День защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с 13 до 20 в.: Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в 17в., подвиги полководца А.В.Суворова, Отечественная война 1812г., Великая Отечественная война 1941 – 1945г.г. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны в наше время. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почётная обязанность каждого мужчины. Подарочный этикет.
| Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин.
Уметь: уважительно относиться к защитникам отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945-1945г.г.; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
| Комбиниро
ванный
| 10.04
|
| 29
| Защитники Отечества
| 1
| Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны в наше время. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почётная обязанность каждого мужчины. Подарочный этикет.
| Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин.
Уметь: уважительно относиться к защитникам отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945-1945г.г.; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
| Комбиниро
ванный
| 17.04
|
| 30
| Герои Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.
| 1
| Экскурсия в музей.
|
| Урок-экскурсия
| 24.04
|
| 31
| Итоговое повторение
| 1
| Основные знания и умения по этике и этикету.
| Иметь представление о понятиях: основное содержание учебника, важнейшие понятия.
Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания.
| Урок обобщения ЗУН
| 01.05
|
| 32
| Подготовка к обобщающему уроку
| 1
| Выполнение творческого проекта
|
| Урок обобщения ЗУН
| 08.05
|
| 33
| Выполнение творческого проекта «Основы светской этики»
| 1
| Выполнение творческого проекта
|
| Урок обобщения ЗУН
| 15.05
|
| 34
| Обобщающий урок по курсу
| 1
| Защита творческих проектов
|
| Урок обобщения ЗУН
| 22.05
|
| |