-
Рассмотрено
на заседании ШМО учителей
искусства, ОБЖ, технологии,
физической культуры
Протокол №1 от 31.08.2011г.
Руководитель ШМО учителей
Слесарева С.Л.
| Согласовано Заместитель директора
по учебной работе
МОУ СОШ №16
Горбунова С.П.
Протокол №1» 31.08..2011 г.
| Утверждаю Директор МОУ СОШ №16 Мокеев Д.В. Приказ № 96 от 31.08.2011г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка по музыке «Веселые нотки» 1 класс ФГОС 2 поколения
муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №16
Бугульминского муниципального района
Республики Татарстан
учителя первой квалификационной категории
Фроловой Ольги Ивановны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №168 от 31.08.2011г.
| 2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Тематическое планирование по предмету «Музыка» составлено на основании:
нового Государственного стандарта начального общего образования по искусству (см. журн. "Вестник образования России". - 2004. - № 12);
книги «Обучение в 1 классе по учебнику «Музыка»» Т.И. Баклановой: программа, методические рекомендации, поурочные разработки/Т.И. Бакланова. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – 142,[2] с. – (Планета знаний);
учебника «Музыка: 1 класс»/ Т.И. Бакланова. – М.: АСТ: Астрель, 2012. – 126, [2] с.: ил. – (Планета знаний),
что соответствует современным научно-педагогическим идеям и предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий, а также сделан особый акцент на задачи, выделенные в программе в разделах "Формирование духовной культуры личности" и "Опыт музыкально-творческой деятельности". В планировании уделено внимание реализации таких требований стандарта, как знакомство детей с музыкальным фольклором народов России и классической музыкой, а также выявление народно-песенных истоков русской профессиональной музыки. В соответствии с новым стандартом включены: драматизация музыкальных произведений, пластические движения под музыку, первоначальное знакомство детей с современными информационно-коммуникативными технологиями, используемыми в музыке, другие современные аспекты музыкального образования. Особое внимание уделено повышению роли музыкального образования в формировании духовно-нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства в патриотическом воспитании школьников, в формировании у них культуры межнациональных отношений. Выдвигаются задачи приобщения учащихся к мировому культурному наследию, к шедеврам народного творчества, классического и современного искусства. Специальный акцент сделан на арт-терапевтических и коррекционных функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к различным группам учащихся, в том числе - к одаренным детям. Главнаяцель преподавания музыки в школе - формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одной из составных частей общей культуры личности. Основными компонентами музыкальной культуры личности являются: - музыкально-информационная культура, - культура музыкального восприятия, - музыкально-исполнительская культура, - музыкально-релаксационная культура. Содержание и уровень развития каждого из этих компонентов неразрывно связаны с характеристиками музыкальной направленности личности (музыкальными потребностями, интересами, вкусами, ценностными ориентациями, мотивацией музыкальной деятельности). Важнейшим фактором формирования и развития музыкальной и общей культуры личности учащегося в процессе музыкального образования является выявление и развитие ее способностей. Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных, творческих и духовных способностей учащихся. К музыкальным способностям относят, как известно, музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, певческие данные и др. Более широким, чем музыкальные способности, качеством личности являются творческие способности. Они могут эффективно развиваться и в процессе музыкального образования. В учебнике, созданном на основе программы «Музыка: 1 класс» Т.И. Баклановой, предлагаются творческие задания и вопросы, позволяющие формировать воображение, творческое мышление, потребность в самовыражении и самореализации, а также самостоятельной поисковой и авторской музыкальной деятельности. Ядро культуры личности составляют духовно-нравственные ценности и идеалы, в которых проявляются духовные способности личности (ШадриковВ. Д. Духовные способности. - М., 1998).Данные способности определяют отношение человека к себе, другим людям, Родине, народу, природе, культурному наследию, различным видам деятельности (труду, учебе, художественному творчеству и т. д.). Эти способности дают духовный импульс творчеству, наполняют процесс и результаты творческой деятельности высшими духовно-нравственными смыслами, одухотворяют восприятие и исполнение музыкальных произведений. Таким образом, музыкальное образование в начальной школе должно способствовать повышению культуры личности учащегося на основе выявления и развития ее музыкальных, творческих и духовных способностей. На это направлена целостная система задач музыкального образования в начальной школе: - формирование музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов информации (книг, видеофильмов, музыкальных музеев и т. д.); - формирование культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки и шедевров музыкальной классики, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно-образного содержания, выразительных средств и др.; - формирование и развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей учащихся, потребности в различных видах музыкально-исполнительской деятельности, элементарных певческих умений и навыков, навыков элементарного музицирования и импровизации на детских и простейших народных музыкальных инструментах; - формирование музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми элементарных приемов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально-терапевтических упражнений (развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием возможностей музыкальной терапии); - формирование и развитие творческих способностей учащихся, а именно потребности в самостоятельной музыкально-творческой деятельности, первоначальных навыков музыкальной композиции; - формирование и развитие духовных способностей личности средствами музыкального искусства, а именно системы духовно-нравственных ценностей и идеалов, а также потребности в самопознании, самооценке, самообразовании, саморазвитии и самореализации. В первом классе данные задачи конкретизированы следующим образом: - формирование музыкально-информационной культуры, т. е. основ музыкальных знаний о звуковой природе музыкального искусства; общих представлений о том, что такое музыкальный звук, звукоряд, ритм, мелодия, мелодический и ритмический рисунки, темп, тембр, регистр, музыкальная интонация, изобразительность и выразительность музыки, песня, танец, марш, опера и балет, народная, классическая и современная музыка;представлений о взаимосвязях музыки и других видов искусства (изобразительное искусство, хореография, театр, кино) и о роли музыки в жизни человека; - формирование культуры музыкального восприятия, т. е. умений и навыков вслушиваться в музыку, различать на слух музыкальные и немузыкальные звуки, а также звучание народных музыкальных инструментов (свистулек, свирели, бубна и т. п.) и фортепьяно;определять на слух музыкально-выразительные средства, использованные композитором (темп, тембр, регистр и т. д.); различать песню, танец и марш; определять настроение музыки, эмоционально реагировать на музыкальные произведения; узнавать на слух вошедшие в программу народные песни и произведения композиторов-классиков; - формирование музыкально-исполнительской культуры, т. е. первоначальных певческих умений и навыков (певческой установки, дыхания, естественного и мягкого звука, дикции; интонационно чистого и ритмически точного исполнения попевок и детских песенок в пределах интервала квинта, чистого интонирования ступеней мажорного лада, а именно цепочек: 1-2-3, 3-2-1, 1-3-5, 5-3-1); первоначальных умений и навыков вокальной, музыкально-инструментальной, музыкально-речевой, музыкально-игровой, музыкально-двигательной и музыкально-изобразительной импровизаций; умений и навыков выразительного исполнения детского фольклора (потешек, пестушек, прибауток, закличек, игровых и колыбельных песен), а также вошедших в программу песен композиторов-классиков и современных авторов для детей; - формирование музыкально-релаксационной культуры, т. е. умений и навыков использования музыки для саморегуляции эмоциональных состояний с помощью арт-терапевтических упражнений, музыкальных инсценировок русских народных сказок и т. д. Тематическое планирование, также как и программа разработано на основе междисциплинарного и личностно ориентированного подходов к общему музыкальному образованию в нескольких широких контекстах. Аксиологический (ценностный) контекст является фактором преодоления в процессе музыкального образования конфликтов духовно-нравственного и художественно-эстетического становления личности ребенка в противоречивой, часто агрессивной по отношению к его психике, современной культурно-информационной среде. Данный контекст программы призван способствовать вытеснению из сознания ребенка антигуманных, безнравственных и антихудожественных образов и идеалов, которые не свойственны культурно-исторической психологии российского сознания, и замещению их лучшими образами и идеалами отечественной культуры. Содержание основано на целенаправленно отобранных музыкальных образах природы, сказочных персонажей, человека, народа, Родины. Художественно-образное содержание музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения и прослушивания, отражает такие духовно-нравственные ценности, как любовь к России, людям, природе, к прекрасному в искусстве и жизни. В этих музыкальных произведениях воплощены также традиционные для отечественной культуры образы-идеалы человека и такие качества реальных и сказочных героев, как доброта, красота, смелость, находчивость, сообразительность, способность к состраданию, любовь к детям, трудолюбие, справедливость и т. д. Психологический контекст позволяет осуществлять психологическую диагностику личности ребенка в условиях музыкально-образовательного процесса, выявлять и корректировать его эмоциональные реакции на музыку, определять психолого-педагогическую эффективность уроков музыки. Семантический контекст, заключающийся в акцентировании внимания на значениях и смыслах музыкальных текстов, обеспечивает существенное обновление и систематизацию традиционного семантического пространства уроков музыки. В данном пространстве выделены приоритетные значения, смыслы и образы музыкального искусства, обладающие высоким социализирующим и психолого-педагогическим потенциалом. Семантическими "узлами" целостного музыкально-развивающего пространства становятся: - музыкальные образы природы, семьи, детей и детства, родного дома, Родины; музыкальные образы сказочных героев, обладающих теми или иными добродетелями; музыкальные темы и образы, отражающие наиболее важные для воспитания, обучения, развития и оздоровления современных школьников способы взаимодействия человека с природой, другими людьми и искусством. В основу моделирования семантического пространства музыкального воспитания, обучения и развития младших школьников положена система ключевых понятий, позволяющая средствами музыкального искусства формировать у детей образную картину окружающего мира в его многообразных измерениях и проявлениях. В эту систему включены следующие понятия: музыкальное пространство и пространство в музыке; музыкальное время и время в музыке; музыкальное движение и движение в музыке; музыкальные предметы и предметный мир в музыке. Исторический контекст разработки программного содержания позволяет показать взаимосвязь историко-культурных традиций и современности, а также диалог музыкальных культур различных эпох, цивилизаций, народов и стран. Средствами музыкального искусства у детей формируются как интерес к музыкальным традициям и современной музыкальной жизни разных народов России и других стран, так и представления о музыке старинной и современной, классической и народной. Культурологический и этнокультурный контексты обеспечивают формирование у детей первоначальных представлений о формах бытования тех или иных музыкальных произведений и музыкальных инструментов в различных социокультурных и этнокультурных средах. Для этого предусмотрено "вживание" детей в конкретные музыкально-бытовые ситуации (музыка в нашем доме, на улицах города, в храме, на балу, народном празднике, в театре, кино, цирке и т. д.). Информациологический контекст предполагает формирование у детей первоначальных представлений о роли и месте музыки в современном мировом информационном пространстве, о возможностях телевидения, радио, компьютера и других электронных средств в трансляции музыкальной информации. Экологический контекст предусматривает формирование и развитие у школьников средствами музыкального искусства первоначальных представлений о красоте и многообразии природного мира, а также о роли человека в его сохранении и защите. Художественно-эстетический контекст создает условия для формирования у детей средствами музыкального искусства эстетических представлений о красоте в искусстве и жизни, для развития их эстетического вкуса и других составляющих эстетической культуры личности. Арт-терапевтический контекст дает учителю музыки возможность формировать у детей музыкально-релаксационную культуру, активно использовать целительные возможности музыки в интеграции с другими видами искусства. Это стало особенно важным в связи с ростом психических расстройств, повышенной тревожности и агрессивности, психосоматических заболеваний у детей, о которых свидетельствует современная статистика. Использованы различные виды арт-терапии: музыкальная терапия (вокальная и дыхательная), фольклорная терапия, а также интегрированные с музыкой сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия, цветотерапия и драматерапия (см. приложение "Учителю об арт-терапии"). В первом классе учащиеся в увлекательной форме, во время музыкального путешествия по Волшебному царству звуков, Сказочной стране, родным просторам и Острову музыкальных сокровищ получают общее представление о музыке как безграничном мире музыкальных звуков и образов, о связи музыки с другими видами искусства и жизнью человека. В таком музыкальном путешествии дети учатся вслушиваться в звуки природных стихий, голоса животных и птиц, встречаются со сказочными героями, знакомятся с народными музыкантами, слушают и исполняют народную, классическую и современную музыку. Тематическое планирование на основании программы для первого класса структурировано в виде четырех больших тем: "Волшебное царство звуков", "Сказочная страна", "На родных просторах" и "Остров музыкальных сокровищ". Путешествие в Волшебное царство звуков (первая четверть) позволяет научить ребенка: вслушиваться в звуки окружающего мира, различать музыкальные звуки и шумы природы; сравнивать высоту, длительность и громкость звуков; давать характеристику тембру голоса; различать на слух низкий, средний и высокий регистры, а также разный темп музыки (быстрый, умеренный, медленный); исполнять на детских музыкальных инструментах простые ритмические и мелодические рисунки.На протяжении всего путешествия по Волшебному царству звуков предусмотрено освоение детьми вокально-хоровых умений и навыков: певческого дыхания, звукообразования, чистого интонирования и др. Путешествие в Сказочную страну (вторая четверть) знакомит учащихся с понятием "музыкальный образ". Через знакомые детям сказочные образы, темы и сюжеты происходит их приобщение к классической музыке, раскрываются ее связи с театром, кино и другими видами искусства. Путешествие по родным просторам (третья четверть) воспитывает у детей средствами музыки любовь к Родине, родному дому, родителям, а также уважение к защитникам Отечества. Знакомство с народной музыкой позволяет формировать у младших школьников интерес к музыкальным традициям народов России, воспитывать культуру межнациональных отношений. Путешествие на Остров музыкальных сокровищ (четвертая четверть) - это воображаемое плавание от родных "музыкальных" берегов (тема "На родных просторах", 3-я четверть), по мировому музыкальному пространству - к шедеврам мировой музыкальной культуры. Такое путешествие дает детям возможность не только послушать звуки моря, выполнить ряд арт-терапевтических упражнений, но и познакомиться с образами моря в музыке Н. А.Римского-Корсакова. Знакомство с "Карнавалом животных" К.Сен-Санса происходит с помощью создания игровой ситуации - "встречи" путешественников со зверями и птицами, обитателями фантастического Острова музыкальных сокровищ. Музыкальный клад, будто бы найденный детьми на этом острове, содержит множество музыкальных сокровищ: волшебную флейту (из оперы "Волшебная флейта" В. А.Моцарта), музыкальные картинки (цикл пьес "Картинки с выставки" М. П.Мусоргского), музыкальный альбом (цикл пьес "Детский альбом" П. И.Чайковского) и др. Тематическое планирование рассчитано на 33 часа (по одному часу в неделю.В вариативную часть включена музыкально-изобразительная деятельность учащихся и творческие задания по сочинению музыки, например, мелодии к поэтической строчке. К вариативной части отнесены дополнительные задания по прослушиванию и исполнению музыкальных произведений, музыкально-пластические импровизации.
Особое значение на уроках в первом классе имеет создание игровых ситуаций. Это могут быть народные игры с песнями и хороводами, ролевые игры (на материале сказок, с использованием образов природы и т. д.), игры-соревнования (поиск музыкального клада на Острове музыкальных сокровищ и др.).
Планируемые результаты освоения программы по музыке к концу 1 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ У обучающихся будет сформировано:
• положительное отношение к урокам музыки.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности;
• осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;
• внимательного отношения к музыке как живому, образному искусству;
• эмоционально-ценностного отношения к искусству, к произведениям классической музыки. ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);
• узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы;
• рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
• связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;
• владеть первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни в удобном диапазоне;
• владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле;
• различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;
• выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение. Учащиеся получат возможность научиться:
• узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы;
• использовать элементарные приёмы игры на ударных,духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
• исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;
• выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;
• воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии;
• выполнять упражнения арттерапии;
• выполнять творческие музыкально-композиционные задания;
• пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном, компьютером и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные
Учащиеся научатся:
• выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;
• вносить коррективы в свою работу;
• адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
• оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать цель выполняемых действий;
• адекватно оценивать правильность выполнения задания;
• анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
• решать творческую задачу, используя известные средства;
• использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
• включаться в самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
• участвовать в подготовке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов. Планируемые результаты. 1 класс. Познавательные
Учащиеся научатся:
• «читать» условные знаки, данные в учебнике;
• находить нужную информацию в словарях учебника;
• различать ритмы марша, танца, песни; мажорный и минорный лад; виды музыкального искусства;
• сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• читать нотные знаки;
• сравнивать музыкальные произведения, музыкальные образы в произведениях разных композиторов;
• характеризовать персонажей музыкальных произведений;
• группировать музыкальные произведения по видам искусства, музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
• отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
• выслушивать друг друга, работая в паре;
• участвовать в коллективном обсуждении;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся получат возможность научиться:
• выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям, к музыке как живому, образному искусству;
• высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учебно-тематическое планирование
|