Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации26.04.2014
Размер0.57 Mb.
ТипТематическое планирование
100-bal.ru > Культура > Тематическое планирование
  1   2   3   4   5

Рассмотрено

на заседании ШМО учителей

искусства, ОБЖ, технологии,

физической культуры

Протокол №1 от 31.08.2011г.

Руководитель ШМО учителей

Слесарева С.Л.

Согласовано
Заместитель директора

по учебной работе

МОУ СОШ №16

Горбунова С.П.

Протокол №1» 31.08..2011 г.


Утверждаю
Директор МОУ СОШ №16
Мокеев Д.В.
Приказ № 96 от 31.08.2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружка по музыке «Веселые нотки» 1 класс ФГОС 2 поколения

муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №16

Бугульминского муниципального района

Республики Татарстан

учителя первой квалификационной категории

Фроловой Ольги Ивановны

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №168 от 31.08.2011г.

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

Тематическое планирование по предмету «Музыка» составлено на основании:

нового Государственного стандарта начального общего образования по искусству (см. журн. "Вестник образования России". - 2004. - № 12);

книги «Обучение в 1 классе по учебнику «Музыка»» Т.И. Баклановой: программа, методические рекомендации, поурочные разработки/Т.И. Бакланова. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – 142,[2] с. – (Планета знаний);

учебника «Музыка: 1 класс»/ Т.И. Бакланова. – М.: АСТ: Астрель, 2012. – 126, [2] с.: ил. – (Планета знаний),

что соответствует современным научно-педагогическим идеям и предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий, а также сделан особый акцент на задачи, выделенные в программе в разделах "Формирование духовной культуры личности" и "Опыт музыкально-творческой деятельности". В планировании уделено внимание реализации таких требований стандарта, как знакомство детей с музыкальным фольклором народов России и классической музыкой, а также выявление народно-песенных истоков русской профессиональной музыки.
В соответствии с новым стандартом включены: драматизация музыкальных произведений, пластические движения под музыку, первоначальное знакомство детей с современными информационно-коммуникативными технологиями, используемыми в музыке, другие современные аспекты музыкального образования.
Особое внимание уделено повышению роли музыкального образования в формировании духовно-нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства в патриотическом воспитании школьников, в формировании у них культуры межнациональных отношений. Выдвигаются задачи приобщения учащихся к мировому культурному наследию, к шедеврам народного творчества, классического и современного искусства. Специальный акцент сделан на арт-терапевтических и коррекционных функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к различным группам учащихся, в том числе - к одаренным детям.
Главнаяцель преподавания музыки в школе - формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одной из составных частей общей культуры личности.
Основными компонентами музыкальной культуры личности являются:
- музыкально-информационная культура,
- культура музыкального восприятия,
- музыкально-исполнительская культура,
- музыкально-релаксационная культура.
Содержание и уровень развития каждого из этих компонентов неразрывно связаны с характеристиками музыкальной направленности личности (музыкальными потребностями, интересами, вкусами, ценностными ориентациями, мотивацией музыкальной деятельности).
Важнейшим фактором формирования и развития музыкальной и общей культуры личности учащегося в процессе музыкального образования является выявление и развитие ее способностей. Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных, творческих и духовных способностей учащихся. К музыкальным способностям относят, как известно, музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, певческие данные и др. Более широким, чем музыкальные способности, качеством личности являются творческие способности. Они могут эффективно развиваться и в процессе музыкального образования. В учебнике, созданном на основе программы «Музыка: 1 класс» Т.И. Баклановой, предлагаются творческие задания и вопросы, позволяющие формировать воображение, творческое мышление, потребность в самовыражении и самореализации, а также самостоятельной поисковой и авторской музыкальной деятельности.
Ядро культуры личности составляют духовно-нравственные ценности и идеалы, в которых проявляются духовные способности личности (ШадриковВ. Д. Духовные способности. - М., 1998).Данные способности определяют отношение человека к себе, другим людям, Родине, народу, природе, культурному наследию, различным видам деятельности (труду, учебе, художественному творчеству и т. д.). Эти способности дают духовный импульс творчеству, наполняют процесс и результаты творческой деятельности высшими духовно-нравственными смыслами, одухотворяют восприятие и исполнение музыкальных произведений.
Таким образом, музыкальное образование в начальной школе должно способствовать повышению культуры личности учащегося на основе выявления и развития ее музыкальных, творческих и духовных способностей.
На это направлена целостная система задач музыкального образования в начальной школе:
- формирование музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов информации (книг, видеофильмов, музыкальных музеев и т. д.);
- формирование культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки и шедевров музыкальной классики, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно-образного содержания, выразительных средств и др.;
- формирование и развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей учащихся, потребности в различных видах музыкально-исполнительской деятельности, элементарных певческих умений и навыков, навыков элементарного музицирования и импровизации на детских и простейших народных музыкальных инструментах;
- формирование музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми элементарных приемов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально-терапевтических упражнений (развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием возможностей музыкальной терапии);
- формирование и развитие творческих способностей учащихся, а именно потребности в самостоятельной музыкально-творческой деятельности, первоначальных навыков музыкальной композиции;
- формирование и развитие духовных способностей личности средствами музыкального искусства, а именно системы духовно-нравственных ценностей и идеалов, а также потребности в самопознании, самооценке, самообразовании, саморазвитии и самореализации.
В первом классе данные задачи конкретизированы следующим образом:
- формирование музыкально-информационной культуры, т. е. основ музыкальных знаний о звуковой природе музыкального искусства; общих представлений о том, что такое музыкальный звук, звукоряд, ритм, мелодия, мелодический и ритмический рисунки, темп, тембр, регистр, музыкальная интонация, изобразительность и выразительность музыки, песня, танец, марш, опера и балет, народная, классическая и современная музыка;представлений о взаимосвязях музыки и других видов искусства (изобразительное искусство, хореография, театр, кино) и о роли музыки в жизни человека;
- формирование культуры музыкального восприятия, т. е. умений и навыков вслушиваться в музыку, различать на слух музыкальные и немузыкальные звуки, а также звучание народных музыкальных инструментов (свистулек, свирели, бубна и т. п.) и фортепьяно;определять на слух музыкально-выразительные средства, использованные композитором (темп, тембр, регистр и т. д.); различать песню, танец и марш; определять настроение музыки, эмоционально реагировать на музыкальные произведения; узнавать на слух вошедшие в программу народные песни и произведения композиторов-классиков;
- формирование музыкально-исполнительской культуры, т. е. первоначальных певческих умений и навыков (певческой установки, дыхания, естественного и мягкого звука, дикции; интонационно чистого и ритмически точного исполнения попевок и детских песенок в пределах интервала квинта, чистого интонирования ступеней мажорного лада, а именно цепочек: 1-2-3, 3-2-1, 1-3-5, 5-3-1); первоначальных умений и навыков вокальной, музыкально-инструментальной, музыкально-речевой, музыкально-игровой, музыкально-двигательной и музыкально-изобразительной импровизаций; умений и навыков выразительного исполнения детского фольклора (потешек, пестушек, прибауток, закличек, игровых и колыбельных песен), а также вошедших в программу песен композиторов-классиков и современных авторов для детей;
- формирование музыкально-релаксационной культуры, т. е. умений и навыков использования музыки для саморегуляции эмоциональных состояний с помощью арт-терапевтических упражнений, музыкальных инсценировок русских народных сказок и т. д.
Тематическое планирование, также как и программа разработано на основе междисциплинарного и личностно ориентированного подходов к общему музыкальному образованию в нескольких широких контекстах.
Аксиологический (ценностный) контекст является фактором преодоления в процессе музыкального образования конфликтов духовно-нравственного и художественно-эстетического становления личности ребенка в противоречивой, часто агрессивной по отношению к его психике, современной культурно-информационной среде. Данный контекст программы призван способствовать вытеснению из сознания ребенка антигуманных, безнравственных и антихудожественных образов и идеалов, которые не свойственны культурно-исторической психологии российского сознания, и замещению их лучшими образами и идеалами отечественной культуры.
Содержание основано на целенаправленно отобранных музыкальных образах природы, сказочных персонажей, человека, народа, Родины. Художественно-образное содержание музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения и прослушивания, отражает такие духовно-нравственные ценности, как любовь к России, людям, природе, к прекрасному в искусстве и жизни. В этих музыкальных произведениях воплощены также традиционные для отечественной культуры образы-идеалы человека и такие качества реальных и сказочных героев, как доброта, красота, смелость, находчивость, сообразительность, способность к состраданию, любовь к детям, трудолюбие, справедливость и т. д.
Психологический контекст позволяет осуществлять психологическую диагностику личности ребенка в условиях музыкально-образовательного процесса, выявлять и корректировать его эмоциональные реакции на музыку, определять психолого-педагогическую эффективность уроков музыки.
Семантический контекст, заключающийся в акцентировании внимания на значениях и смыслах музыкальных текстов, обеспечивает существенное обновление и систематизацию традиционного семантического пространства уроков музыки. В данном пространстве выделены приоритетные значения, смыслы и образы музыкального искусства, обладающие высоким социализирующим и психолого-педагогическим потенциалом. Семантическими "узлами" целостного музыкально-развивающего пространства становятся:
- музыкальные образы природы, семьи, детей и детства, родного дома, Родины;
музыкальные образы сказочных героев, обладающих теми или иными добродетелями;
музыкальные темы и образы, отражающие наиболее важные для воспитания, обучения, развития и оздоровления современных школьников способы взаимодействия человека с природой, другими людьми и искусством.
В основу моделирования семантического пространства музыкального воспитания, обучения и развития младших школьников положена система ключевых понятий, позволяющая средствами музыкального искусства формировать у детей образную картину окружающего мира в его многообразных измерениях и проявлениях.
В эту систему включены следующие понятия: музыкальное пространство и пространство в музыке; музыкальное время и время в музыке; музыкальное движение и движение в музыке; музыкальные предметы и предметный мир в музыке.
Исторический контекст разработки программного содержания позволяет показать взаимосвязь историко-культурных традиций и современности, а также диалог музыкальных культур различных эпох, цивилизаций, народов и стран. Средствами музыкального искусства у детей формируются как интерес к музыкальным традициям и современной музыкальной жизни разных народов России и других стран, так и представления о музыке старинной и современной, классической и народной.
Культурологический и этнокультурный контексты обеспечивают формирование у детей первоначальных представлений о формах бытования тех или иных музыкальных произведений и музыкальных инструментов в различных социокультурных и этнокультурных средах. Для этого предусмотрено "вживание" детей в конкретные музыкально-бытовые ситуации (музыка в нашем доме, на улицах города, в храме, на балу, народном празднике, в театре, кино, цирке и т. д.).
Информациологический контекст предполагает формирование у детей первоначальных представлений о роли и месте музыки в современном мировом информационном пространстве, о возможностях телевидения, радио, компьютера и других электронных средств в трансляции музыкальной информации.
Экологический контекст предусматривает формирование и развитие у школьников средствами музыкального искусства первоначальных представлений о красоте и многообразии природного мира, а также о роли человека в его сохранении и защите.
Художественно-эстетический контекст создает условия для формирования у детей средствами музыкального искусства эстетических представлений о красоте в искусстве и жизни, для развития их эстетического вкуса и других составляющих эстетической культуры личности.
Арт-терапевтический контекст дает учителю музыки возможность формировать у детей музыкально-релаксационную культуру, активно использовать целительные возможности музыки в интеграции с другими видами искусства. Это стало особенно важным в связи с ростом психических расстройств, повышенной тревожности и агрессивности, психосоматических заболеваний у детей, о которых свидетельствует современная статистика. Использованы различные виды арт-терапии: музыкальная терапия (вокальная и дыхательная), фольклорная терапия, а также интегрированные с музыкой сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия, цветотерапия и драматерапия (см. приложение "Учителю об арт-терапии").
В первом классе учащиеся в увлекательной форме, во время музыкального путешествия по Волшебному царству звуков, Сказочной стране, родным просторам и Острову музыкальных сокровищ получают общее представление о музыке как безграничном мире музыкальных звуков и образов, о связи музыки с другими видами искусства и жизнью человека. В таком музыкальном путешествии дети учатся вслушиваться в звуки природных стихий, голоса животных и птиц, встречаются со сказочными героями, знакомятся с народными музыкантами, слушают и исполняют народную, классическую и современную музыку.
Тематическое планирование на основании программы для первого класса структурировано в виде четырех больших тем: "Волшебное царство звуков", "Сказочная страна", "На родных просторах" и "Остров музыкальных сокровищ".
Путешествие в Волшебное царство звуков (первая четверть) позволяет научить ребенка: вслушиваться в звуки окружающего мира, различать музыкальные звуки и шумы природы; сравнивать высоту, длительность и громкость звуков; давать характеристику тембру голоса; различать на слух низкий, средний и высокий регистры, а также разный темп музыки (быстрый, умеренный, медленный); исполнять на детских музыкальных инструментах простые ритмические и мелодические рисунки.На протяжении всего путешествия по Волшебному царству звуков предусмотрено освоение детьми вокально-хоровых умений и навыков: певческого дыхания, звукообразования, чистого интонирования и др.
Путешествие в Сказочную страну (вторая четверть) знакомит учащихся с понятием "музыкальный образ". Через знакомые детям сказочные образы, темы и сюжеты происходит их приобщение к классической музыке, раскрываются ее связи с театром, кино и другими видами искусства.
Путешествие по родным просторам (третья четверть) воспитывает у детей средствами музыки любовь к Родине, родному дому, родителям, а также уважение к защитникам Отечества. Знакомство с народной музыкой позволяет формировать у младших школьников интерес к музыкальным традициям народов России, воспитывать культуру межнациональных отношений.
Путешествие на Остров музыкальных сокровищ (четвертая четверть) - это воображаемое плавание от родных "музыкальных" берегов (тема "На родных просторах", 3-я четверть), по мировому музыкальному пространству - к шедеврам мировой музыкальной культуры. Такое путешествие дает детям возможность не только послушать звуки моря, выполнить ряд арт-терапевтических упражнений, но и познакомиться с образами моря в музыке Н. А.Римского-Корсакова. Знакомство с "Карнавалом животных" К.Сен-Санса происходит с помощью создания игровой ситуации - "встречи" путешественников со зверями и птицами, обитателями фантастического Острова музыкальных сокровищ. Музыкальный клад, будто бы найденный детьми на этом острове, содержит множество музыкальных сокровищ: волшебную флейту (из оперы "Волшебная флейта" В. А.Моцарта), музыкальные картинки (цикл пьес "Картинки с выставки" М. П.Мусоргского), музыкальный альбом (цикл пьес "Детский альбом" П. И.Чайковского) и др.
Тематическое планирование рассчитано на 33 часа (по одному часу в неделю.В вариативную часть включена музыкально-изобразительная деятельность учащихся и творческие задания по сочинению музыки, например, мелодии к поэтической строчке. К вариативной части отнесены дополнительные задания по прослушиванию и исполнению музыкальных произведений, музыкально-пластические импровизации.

Особое значение на уроках в первом классе имеет создание игровых ситуаций. Это могут быть народные игры с песнями и хороводами, ролевые игры (на материале сказок, с использованием образов природы и т. д.), игры-соревнования (поиск музыкального клада на Острове музыкальных сокровищ и др.).

Планируемые результаты освоения программы по музыке к концу 1 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся будет сформировано:

• положительное отношение к урокам музыки.

Учащиеся получат возможность для формирования:

• мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности;

• осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;

• внимательного отношения к музыке как живому, образному искусству;

• эмоционально-ценностного отношения к искусству, к произведениям классической музыки.
ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

• основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);

• узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы;

• рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;

• связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;

• владеть первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни в удобном диапазоне;

• владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле;

• различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;

• выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение.
Учащиеся получат возможность научиться:

• узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы;

• использовать элементарные приёмы игры на ударных,духовых и струнных народных музыкальных инструментах;

• исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;

• выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;

• воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии;

• выполнять упражнения арттерапии;

• выполнять творческие музыкально-композиционные задания;

• пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном, компьютером и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные

Учащиеся научатся:

• выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

• вносить коррективы в свою работу;

• адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

• оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

• понимать цель выполняемых действий;

• адекватно оценивать правильность выполнения задания;

• анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

• решать творческую задачу, используя известные средства;

• использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;

• включаться в самостоятельную музыкально-творческую деятельность;

• участвовать в подготовке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов.
Планируемые результаты. 1 класс.
Познавательные

Учащиеся научатся:

• «читать» условные знаки, данные в учебнике;

• находить нужную информацию в словарях учебника;

• различать ритмы марша, танца, песни; мажорный и минорный лад; виды музыкального искусства;

• сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира.

Учащиеся получат возможность научиться:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

• читать нотные знаки;

• сравнивать музыкальные произведения, музыкальные образы в произведениях разных композиторов;

• характеризовать персонажей музыкальных произведений;

• группировать музыкальные произведения по видам искусства, музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

• рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;

• отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

• выслушивать друг друга, работая в паре;

• участвовать в коллективном обсуждении;

• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Учащиеся получат возможность научиться:

• выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям, к музыке как живому, образному искусству;

• высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей;

• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).


Учебно-тематическое планирование



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск