Скачать 118.84 Kb.
|
МОУ «Брёховская основная общеобразовательная школа» Устный счёт на уроках математики. Из опыта работы Швалёвой Т. В., учителя начальных классов. с. Брёхово 2010 Ну-ка, в сторону карандаши! Ни костяшек, ни ручек, ни мела. Устный счёт! Мы творим это дело Только силой ума и души. Числа сходятся где-то во тьме, И глаза начинают светиться, И кругом только умные лица. Устный счёт! Мы считаем в уме. В начале каждого урока математики я провожу устный счёт, во время которого учу детей рассуждать, мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, выявлять закономерности, учу быстрым и рациональным приёмам устных вычислений. Работаю над развитием таких психических качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление. Кроме этого развиваю умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. К организации устного счёта я предъявляю следующие требования: - занимательность - оригинальность - разнообразие - систематичность - познавательность - последовательность. Во время устного счёта использую занимательные задачи, ребусы, головоломки, игры, магические квадраты, загадки, разные виды устного народного творчества. Применяя самые разнообразные задания, создавая атмосферу интереса, творчества, сотрудничества воспитываю у детей самостоятельность, любознательность, стремление к творчеству, интерес к математике. Часто начинаю уроки с интеллектуальной разминки. Интеллектуальные разминки.
Летним днём построен дом, За травой не виден он, А жильцов в нём миллион. (Муравейник.)
- Здравствуйте, десять гусей! - нет, нас не десять. Если бы ты был с нами да ещё двое гусей, то тогда было бы десять. Сколько в стае гусей? Найди закономерности. С первого класса включаем в устный счёт задания на выявление закономерностей. - Продолжи ряд чисел, используя для этого выявленную закономерность. 2, 4, 6, 8, …, …, … . 2, 5, 8, …, …, … . - Найди закономерности, по которым составлены ряды чисел, продолжи их. 18 15 12 … … … 24 27 30 … … … - Числа четвёртой колонки таблицы получены в результате выполнения действий над числами первых двух колонок. По результатам первых строк установи правило, по которому получаются числа четвёртой колонки. Какие числа должны быть в пустых клетках четвёртой колонки?
- Продолжите столбики: 36 : 4 = 6 * 5 = □ : 6 = 3 32 : 4 = 5 * 5 = □: 6 = 4 28 : 4 = 4 * 5 = □: 6 = 5 ……….. ………. ………. ………… ……….. ………. Предполагается, что учащиеся определят закономерность в составлении каждого столбика и продолжат его. Задачи для развития логического мышления.
Ребусы. Ребус – это загадка. Его особенность состоит в том, что вместо слов в нём поставлены знаки, фигуры и даже рисунки – их надо разгадать. - Разгадайте следующие ребусы: 7 я Р 1 а с 3 ж - Поставьте вместо вопросительных знаков названия цифр так, чтобы получились имена существительные. Формирование навыков устного счёта. Навыки устного счёта формирую в играх «Молчанка», «Цепочка», которые можно проводить во всех классах начальной школы, постепенно усложняя. Эти игры хороши прежде всего тем, что проходят быстро и занимательно. Цепочка. Молчанка. 4 9 7 3 5 6 8 2 Много игр провожу для формирования навыков табличного умножения и деления. Решето. Ученики по очереди встают и воспроизводят таблицу умножения. Например, на 2: первый ученик – 2*2 = 4, второй – 2 *3 = 6 и т. д..Ученик, который правильно назвал пример из таблицы и его ответ, садится на место. А тот, кто ошибся, стоит, т. е. остаётся «в решете». Ролевая игра. Первый ученик первого ряда встаёт и называет делимое, первый ученик второго ряда – делитель, первый ученик третьего ряда – частное. Затем встают вторые ученики каждого ряда и продолжают игру. В устный счёт включаю задания, способствующие развитию самостоятельности в проявлении вариативности. - Какие числа можно вставить, чтобы равенства были верными? («Окошки» обозначают числа, которые нужно подставить вместо них.) 700 : 10 = □ + □ 5 * □ = □ - 400 □ + 8 = □ : 50 630 : □ = 70 - □ - Составьте примеры по схемам, где это возможно. Вычислите. Где невозможно составить пример? Объясните почему. а) □□ + □ = □□□ б) □□ - □ = □□□ в) □□ - □ = □□ г) □□□ - □□ = □□ д) □ + □ + □ = □□□ е) □□□ - □ - □ = □ Нравится детям решать задачи в стихах. Задача с яблоками. Л. Пантелеев Нам из Гомеля тётя Ящик яблок прислала. В этом ящике яблок Было, в общем, немало. Начал яблоки эти Спозаранок считать я, Помогали мне сёстры, Помогали мне братья. И пока мы считали, Мы ужасно устали, Мы устали, присели И по яблоку съели. И осталось их – сколько? А осталось их столько, Что пока мы считали – Восемь раз мы сидели, Восемь раз отдыхали И по яблоку ели. И осталось их – сколько? Ох, осталось их столько, Что, когда в этот ящик Мы опять поглядели, Там на дне его чистом Только стружки белели…. Только стружки-пеструшки, Только стружки белели. Вот прошу угадать я Всех ребят и девчонок: Сколько было нас, братьев? Сколько было сестрёнок? Поделили мы яблоки Все без остатка. А всего-то их было Пятьдесят без десятка. Приёмы быстрого счёта. - С первого класса учу детей быстрым и рациональным приёмам устных вычислений. Если одно из слагаемых 9, увеличь его на 1, при этом второе слагаемое надо уменьшить на 1. если одно из слагаемых 8, увеличь его на 2, при этом второе слагаемое надо уменьшить на 2. 9 + 5 = (9 + 1) + (5 – 1) = 10 + 4 = 14 9 + 7 = 6 + 9 = 8 + 4 = (8 + 2) + (4 – 2) = 10 + 2 = 12 8 + 7 = 6 + 8 = Во втором классе находим значение выражений, в которых нужно к двузначному числу прибавить 9. Для этого нужно количество десятков увеличить на 1, а количество единиц уменьшить на 1. 13 + 9 = 22 45 + 9 = 54 89 + 9 = 98 Как быстро от числа отнять 9? Нужно количество десятков уменьшить на 1, а количество единиц увеличить на 1. 34 – 9 = 25 87 – 9 = 78 42 – 9 = 33 Как быстро найти разность многозначных чисел? Разность не изменяется от увеличения или уменьшения уменьшаемого и вычитаемого на одно и тоже число. Можно легко эти примеры решать на основе округления вычитаемого. 572 – 395 = 572 – 400 +5 = 172 + 5 = 177 (Учащиеся поймут, если из уменьшаемого вычитается лишняя пятёрка, то её надо прибавить к разности.) 1828 – 798 = 25 406 – 4 991 = Как быстро умножить на 5 двузначное, трёхзначное, многозначное число? Например: 2648 * 5 А приём такой: в уме разделить 2648 на 2, а потом приписать справа 0. 13240 – результат. А если число не делится на 2? При делении на 2 в остатке может получиться только 1. а если 1 умножить на 5, будет 5. Значит, вместо нуля на конце надо поставить 5. Например, 125 * 5, 125 : 5 = 62 (ост. 1), значит, 125 * 5 = 625 Как быстро умножить на 25? 48 * 25 = (48 : 4) * 100 =1200 Если число разделить на 4, а потом умножить на 100, так оно умножится на 25. Если же множимое не делится на 4, то в остатке может получится или 1, или 2. или 3. Если в остатке получится 1, то вместо двух нулей ставим 25, если в остатке 2, то 50, если 3, то 75. 37 * 25, 37 : 4 = 9 (ост. 1), значит, 37 * 25 = 925 38 * 25, 38 : 4 = 9 (ост. 2), значит, 38 * 25 = 950 39 * 25, 39 : 4 = 9 (ост. 3), значит 39 * 25 = 975 Устное народное творчество. Разные виды устного народного творчества во время устного счёта помогают не только снять напряжение, но и развивают речь ребёнка, обогащают словарный запас, тренируют внимание, память, закладывают основы творчества. - Дети, знаете ли вы загадки с числами? Загадайте, а мы отгадаем. - А сейчас отгадайте следующие загадки:
Семицветный мост крутой!» (радуга)
А на крыше суп да ложки. (стол)
Не глаза, а три огня. Он по очереди ими Сверху смотрит на меня. (светофор) - Какие числа встречались в загадках? - Знаете ли вы пословицы с числами? Можно провести игру «Закончи пословицу». Кто скоро помог, тот дважды помог. Одна пчела немного мёду натаскает. Одно дерево срубишь – десять посади. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Трус умирает сто раз, а герой – один раз. Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, Чтобы научиться лени – только три дня. Семь раз примерь, один раз отрежь. Семеро одного не ждут. Игра «Пересадки». Для закрепления теоретических знаний по математике провожу игру «Пересадки». Задаю вопрос. Ученик, ответивший правильно на данный вопрос, пересаживается на отдельный стул. Ученик, ответивший правильно на второй вопрос, занимает место первого ученика и т. д.. В конце игры подвожу итог. Спрашиваю: «Кто пересаживался? Молодцы! Садитесь на свои места». Вопросы могут быть следующие: Как называются числа при делении? При умножении? При вычитании? При сложении? Что такое периметр? Как найти периметр прямоугольника? Квадрата? Как найти площадь прямоугольника? Какой остаток может быть при делении? Как найти неизвестное слагаемое? Вычитаемое? Неизвестный множитель? Что получится при умножении числа на нуль? И другие. Геометрический материал. Включаю в устный счёт задания геометрического характера. - Каких фигур больше: треугольников или четырёхугольников? - Подсчитайте, сколько треугольников. 6 8 16 26 - Сколько отрезков? А В С D Чебурашка. - С большим удовольствием дети играют в игру «Чебурашка». Приведу пример игры во 2 классе. Правила игры следующие:
Плюс и минус. - Расставьте в подходящих местах знаки «плюс» и «минус». 10. 1 2 3 4 = 20 20. 1 2 3 4 = 46 30. 1 2 3 4 5 = 6 40. 1 2 3 4 5 = 69 50. 1 2 3 4 5 6 = 9 Сказочные герои. 10. Волк и заяц пошли покупать мороженое. Волк говорит: «Я большой и куплю три порции, а ты маленький, так что попроси две». Заяц согласился. Съел Волк мороженое, глянул на Зайца, да как крикнет: «Ну, Заяц, погоди!» Почему рассердился Волк? ( Заяц купил два раза по две порции.) Сколько всего порций мороженого купили Волк и Заяц? 20. Около избушки на курьих ножках стоят две бочки с водой. В одной бочке 20 вёдер воды, а в другой – 15 вёдер. Из одной бочки Баба-Яга взяла 5 вёдер воды. Сколько вёдер воды осталось в бочках? (30вёдер) 30. Незнайка заметил, что яйцо всмятку сварилось за 3 минуты. Тогда он решил, что 2 яйца будут вариться всмятку вдвое дольше, то есть 6 минут. Прав ли Незнайка? (нет) 40. Незнайка посадил 50 семян гороха. Из каждого десятка не взошло 2 семени. Сколько всего семян не взошло? (10 семян) 50. Ослик пригласил к себе на день рождения гостей, в том числе и Пятачка, к 9 часам. Чтобы не опоздать, Пятачок вышел из дома в 8 часов, взяв в подарок воздушный шар. Первую половину пути Пятачок преодолел за 10 минут. Ещё 5 минут он летел на воздушном шаре, после чего шар лопнул. Расстроенный Пятачок 5 минут рассматривал лопнувший шарик, 15 минут горько плакал и 10 минут брёл до жилья Ослика. Не опоздал ли Пятачок на день рождения? (Не опоздал, так как на дорогу он потратил 45 минут.) Найди лишнее. 10 20 30 40 50 Понедельник условие 3, 6, 9 год выше Среда ответ 5, 8, 11 сантиметр дороже Февраль треугольник 10, 13, 16 месяц тоньше Пятница вопрос 2, 4, 6 неделя старше Воскресенье решение 14, 17, 20 сутки длиннее Ребусы. 10. 40 а ь 20. 30. сес 3 цы 40. 100 лица 50. 000 ( на-тя-нули ) тя - Закончить устный счёт можно следующим заданием: соберите слова, которые кроются под следующими номерами.
4 9 1 4 6 2 8 3 4 5 7 10 С п а с и б о в с е м ! |