Скачать 491.33 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «НА ТАГАНКЕ» «Согласовано» «Утверждаю» Педагогический совет Директор ДДТ «На Таганке» ДДТ «На Таганке» ____________ А.И.Богачева Протокол № ________ «__» ____________ 2010 г. от «__» ____________ 2010 г. МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «НАРОДНОЕ ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» Форма организации образовательной деятельности- студия Срок реализации: 4 года Возраст обучающихся: 7-13 лет Составитель программы: Жигулина Надежда Владимировна, педагог дополнительного образования I квалификационной категории Москва 2010 Пояснительная записка В современном мире все больше возрастает интерес к народной песне как средству воспитания детей. Трудно найти материал, столь же близкий детям по духу и одновременно содержащий огромные воспитательно-обучающие возможности, каким является народная песня. Народная песня и народная манера пения, наряду с языком – важнейшее составляющее русской этнической культуры. Они передают дух нации, чувства и переживания людей, в них отражаются обычаи и вера народа. Яркая образность, доступность, импровизационность – качества, позволяющие народной песне занять самое достойное место в программе художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Народное пение – это вид музыкального искусства, в котором объединяется множество наук и видов народного творчества: фольклористика, этнография, музыкально-поэтическое творчество, бытовая хореография, фольклорный театр, декоративно-прикладное творчество, история и т.д. Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, не извращая традиций, не выдавая за экзотику. Традиционная культура – духовная основа самосохранения народа. Потому данная программа актуальна, т.к. она подходит для образования детей с различным уровнем подготовки на любой стадии обучения, рассчитана на любой социальный статус детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие способности. Знакомство детей с традиционным народным искусством помогает им лучше узнать художественную культуру своих родных историко-культурных регионов, воспитывает любовь к родине и духовным ценностям Отечества, прививает любовь к подлинной красоте, наполняет их душу радостью удивительных открытий. Программа «Народное песенное творчество» предусматривает приобщение детей к народному музыкальному искусству, развитие у детей музыкально-эстетического вкуса, расширение общего кругозора на основе исполнения лучших образцов народной песни. При этом не остаются без внимания потребности и интересы школьников, для которых музыка является важным компонентом общения. А общение, как известно, является ведущим типом деятельности у школьников. Основу всего учебно-воспитательного процесса составляют: изучение и исполнение народных песен, игр, обрядов, хороводов; обучение игре на народных инструментах; работа по постановке голоса. В программу обучения детей входят: познание содержания традиций, основ и особенностей народной музыки путем собственной творческой деятельности каждого обучающегося, повышение уровня художественно-эстетического воспитания, способствующего выработке целостных взглядов на русскую культуру, искусство, историю, развитие у детей музыкально-слуховых представлений, музыкального мышления и памяти. Раскрывая творческую индивидуальность исполнителя, ребенку прививается культура пения и поведения на сцене, гармонично формируется личность. Данная программа рассчитана на четыре года обучения детей с 7 до 13 лет. Набор в студию осуществляется без специальной подготовки, от обучающихся не требуется специальных знаний и умений. В группе занимаются 10-12 детей разного возраста. Образовательная программа рассчитана на 152 часа в год – первый год обучения и 190 часов – последующие 3 года обучения. В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (ансамбль) + 1 час в неделю (индивидуальные занятия). На занятиях учитываются возрастные и психологические возможности детей. Цели и задачи программы Цель – формирование художественной культуры обучающихся посредством приобщения к миру искусства через собственное песенное народное творчество, воспитание гармонично развитой творческой личности, способной реализовать себя в культурно-образовательном пространстве, его социальная адаптация в современном обществе. Программа напоминает, что основной путь воспитания общечеловеческих качеств - это приобщение ребенка к своей национальной культуре. Цель достигается посредством решения следующих задач: Задачи: Основной задачей является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Эта задача - главная для детей всех возрастных групп, поскольку она не дает ребенку чувствовать себя некомпетентным в том или ином виде деятельности. Развивающие – развивать у детей кругозор и интерес к народной культуре; способствовать развитию художественного вкуса; развивать индивидуальные певческие и артистические способности детей, фантазию, мышление, воображение, эстетический вкус, музыкальность (музыкальный слух, чувство ритма, умение импровизировать, ориентироваться в музыкальных традициях, жанрах народного творчества), комплексную моторику посредством хореографии, игры на народных инструментах; способствовать утверждению индивидуальности обучающегося. Обучающие – дать необходимые знания в области традиционной народной культуры, народного пения, хореографии, игры на народных инструментах, сценической речи, актерского мастерства; сформировать практические умения и навыки сольного и ансамблевого исполнения песен, основ игровой, народно-сценической хореографии; научить детей любить и ценить культуру своих предков при помощи различных видов народного творчества, многообразия жанров и обрядовости. Воспитывающие – способствовать формированию у детей нравственных норм жизни и поведения, патриотических чувств, воспитанию активной жизненной позиции; формировать умения общаться, уступать и слушать других, понимать интересы коллектива в стремлении к достижению общих образовательных целей; воспитывать чувство принадлежности к родному народу, его истории и культуре; способствовать популяризации, сохранению и утверждению исконных народных культурных традиций, обеспечить к ним доступ для нынешнего и будущих поколений. Прогнозируемые результаты В результате освоения программы «Народное песенное творчество» учащиеся получают комплекс знаний и навыков народного ансамблевого и сольного пения, игры на народных музыкальных инструментах, традиционной народной хореографии различных регионов России, сценического мастерства. В конце обучения по данной программе учащиеся будут знать: - что такое народная песня; - жанры народных песен; - народные праздники и обряды на Руси; - народный календарь, календарные праздники; - особенности традиций и обрядов различных регионов России; - традиционный народный костюм разных регионов России. В первый год обучения дети осваивают народную манеру в «узкообъемных» песнях: колядках, веснянках; учатся интонировать в терции, кварте; петь грудным звуком. Они исполняют песни-игры, хороводы, песни с движением, с элементами обрядов. В конце года проводится контрольное прослушивание: участие в празднике (исполнение 2-х колядок, хороводной песни с движением) Во второй год обучения дети расширяют певческий диапазон до кварты и квинты в грудном звучании; поют ритмически более сложные песни – плясовые, хороводные; учатся пению в «гласах». Подведение итогов – контрольный урок (исполнение хороводной, плясовой, календарной песни). В третий год обучения дети, освоившие азы народной манеры, развивают свой голос до диапазона сексты-септимы при грудном звучании голоса. Закрепляются навыки ансамблевого пения: умения петь вместе чисто, ритмично. На занятиях обучающиеся исполняют песни разных регионов России. При этом ведется работа над постановкой дыхания, верного звукообразования, основанного на говоре или диалекте. Контрольное занятие - пение ансамблями (веснянка, хоровод-игра, обрядовая песня по выбору учащегося). В четвертый год обучения учащиеся, достигшие качественных результатов в освоении народной манеры, осваивают исполнение протяжных, проголосных песен; более глубоко осваиваются традиционные песни с привлечением технических средств обучения (магнитофон, видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи). При этом совершенствуется работа над качеством интонирования и звукообразования народных песен. Экзамен: пение в «старожильческой» традиции (протяжная, хороводная песни), исполнение городской народной песни, фрагментов православных песнопений. Формы и методы контроля и оценки знаний, умений, навыков. 1.Открытое занятие. 2. Итоговое занятие по результатам обучения за полугодие. 3. Итоговое экзаменационное занятие в конце года. 4. Концертные выступления коллектива. Принципы обучения 1. Принцип постепенности и последовательности /от простого к сложному/. 2. Принцип единства художественного, эстетического, нравственного и физического развития обучающегося. 3. Принцип учета индивидуальных способностей учащегося. 4. Доступность музыкального и литературного текста. 5. Принцип систематичности. 6. Принцип связи с практикой. Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса детей к народному творчеству, их участие в концертной деятельности и массовых мероприятиях Дома детского творчества и общеобразовательных учреждений, сохранение интереса к фольклору во внеучебной жизни (посещение фольклорных праздников, фестивалей и концертов, этнографических выставок и др.). Для выявления данных показателей проводятся специальные опросы и тестирования. Учебно-тематический план на 4 года обучения
Первый год обучения Цель: знакомство с предметом «Народное песенное творчество», адаптация детей в коллективе. Задачи: - постановка голоса в народной манере исполнения; - обучить детей простым русским народным песенкам, своевременно начинать и заканчивать мелодию; - устранение недостатков: певческих, дикционных, ритмического и музыкального слуха; - обучить простейшим навыкам народного танца, хоровода и игре на народных инструментах. - постепенное приобщение детей к миру народной культуры (экскурсии в музеи, на выставки, посещение концертов, беседы и т.д.) Учебно-тематический план первого года обучения
Содержание программы первого года обучения: |