Скачать 1.63 Mb.
|
муниципальное образовательное учреждение «Гимназия» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Устюжна 2012 г. РАЗДЕЛ 1 ХАРАКТЕРИСТИКА МОУ «ГИМНАЗИЯ» И ПРИНЦИПОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 1.1. Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия» города Устюжна Вологодской области является образовательным учреждением, ориентированным на работу с обучающимися, обладающими повышенной мотивацией к учебной деятельности, предрасположенными к практической и исследовательской работе; на начальном этапе гимназического обучения такая мотивация достигается влиянием семей, сохранивших образовательную традицию и осознающих самоценность образования. Образовательная программа Гимназии строится на основе:
1. 2. Структура образовательной среды. Внутренние и внешние связи Гимназии. В соответствии с предназначением Гимназии как вида образовательного учреждения приоритетным для неё является гуманитарное образование, сущность которого заключается во введении ученика в пространство человеческой культуры с целью формирования самим индивидом готовности к восприятию окружающего мира через призму собственных ценностей. Образовательная среда в Гимназии характеризуется творческим подходом педагогического коллектива, обучающихся и родителей к организации учебного процесса и системы дополнительного образования, в результате которого у школьников формируется культура существования в школе, социуме, обществе. Образовательная среда Гимназии подразумевает: - реализацию новых федеральных государственных стандартов в первом классе (2011-2012 учебный год) и переход на региональный базисный учебный план 2005 года во всех остальных классах; - содержание образования, отражающее направления деятельности Гимназии как общеобразовательного учреждения среднего (полного) общего образования повышенного уровня: - введение в 10 классе социально-гуманитарного профиля; - использование вариативной части учебного плана для усиления гуманитарной составляющей образовательного процесса; - использование различных учебно-методических комплексов, допущенных или рекомендованных министерством образования и науки РФ, позволяющих в полной мере реализовать принципы образовательной политики Гимназии; - использование различных технологий обучения, воспитания, развития (дифференцированное обучение, дискуссии, проектные методики, деловые игры, конференции, использование видеофильмов, интегрированные уроки), помогающих учащимся овладевать широким спектром способов полноценного усвоения знаний, включая учебное исследование, формирование устойчивых навыков умственного труда, осознанное владение интеллектуальными умениями с целью вывести каждого школьника на воспитание культуры творческого мышления и исследовательской деятельности; - гуманизацию системы отношений между субъектами образовательного процесса через использование коллективных форм деятельности всех участников образовательного процесса, а также с привлечением общественности и социальных партнёров (ежегодная ученическая научно-практическая конференция, уроки по интересам, школьные праздник, творческие отчёты, общешкольные коллективные дела и т.п.). Договорные отношения Гимназии в области образования: - с 2003-2004 учебного года с Детской школой искусств по реализации программы эстетического воспитания в 1-4 классах; - с Домом детского творчества – проведение на базе Гимназии занятий творческих кружков с обучающимися Гимназии силами педагогов ДДТ. Внешние связи Гимназии с социокультурными объектами для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся достаточно широки и реализуются в разнообразных формах:
1.3. Принципы образовательной политики Гимназия предоставляет жителям города Устюжны и Устюженского района, обладающим способностями к универсальному образованию, возможность получить за счёт бюджетного финансирования полноценное образование, позволяющее успешно продолжить обучение в средних профессиональных или высших учебных заведениях или быстрой предметной профилизации на базе полученной в гимназии универсальной подготовки. Гимназия увеличивает часы на предметы гуманитарного цикла (углублённое изучение русского языка и литературы с 5 класса, английского языка со 2 класса), профильное обучение в старших классах, использует часы вариативной части учебного плана для реализации курсов немецкого языка как второго иностранного с 7 класса, страноведения англоязычных стран в 6 классе. Образование в Гимназии решает задачи развития личности через реализацию принципов: - гуманизации, предполагающего признание ценности личности ребенка в школе, определение содержания, выбор методов, форм деятельности детей с учетом его интересов и потребностей; - социального соответствия образования обучающихся реальным общественным отношениям во всей их сложности и противоречивости; - развития каждого обучающегося с учетом его возможностей, предполагающего выделение в качестве наиболее значимой познавательной деятельности обучающихся, которая выступает системообразующей в процессе взаимодействия педагогов и обучающихся; - формирования норм нравственных отношений между участниками образовательного процесса, стимулирования нравственных поступков обучающихся; - многовариантности образовательных и воспитательных технологий, предполагающего выбор технологических идей, решений с учетом реальных и потенциальных интеллектуальных возможностей обучающихся, гибкости педагогической логики построения процессов обучения и воспитания. Развитию воспитательной системы школы будет способствовать реализация специфических принципов: эвристической среды; вариативности в организации учебной и внеучебной деятельности и интеграции результатов воспитательных воздействий. Принцип эвристической среды означает, что в Гимназии доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается обучающимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе. Принцип вариативности предполагает создание условий для выбора детьми форм участия в учебной и внеучебной деятельности, поддержку различных инициатив, направленных на развитие индивидуальности и самореализацию как педагогов, так и обучающихся. Третьим принципом является принцип интеграции результатов воспитательных воздействий, который в условиях развивающейся воспитательной системы гимназии должен выражаться, прежде всего, в прогностической оценке результатов воспитательных действий, реализуемых педагогами в учебной и внеучебной (прежде всего кружковой) работе. Основой реализации этого принципа является сотворчество педагогов и обучающихся. В соответствии с этим, образовательная программа Гимназии – это целостная система мер по гуманизации и гуманитаризации, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания школьников, учитывающая потребности обучаемых, их родителей, общественности и социума. 1.4. Ведущие ориентиры образовательной политики Гимназии: - Формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации к жизни в обществе. - Создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе путём удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования. - Создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ. 4. Духовно-нравственное воспитание:воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, патриотизма, трудолюбия, любви к Родине, к семье. 1.5. Педагогические условия реализации образовательной программы Гимназии. 1.5.1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Гимназия располагает необходимым учебно-методическим обеспечением образовательного процесса: обеспеченность учебниками по основным предметам базисного учебного плана составляет 100%, имеются программы по всем предметам, дидактические материалы. Для благоприятного решения поставленных целей и задач необходимо совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса: своевременная замена ветхих учебников, проведение работы по 100%-ному обеспечению обучающихся учебниками музыки, ИЗО, физической культуры; ежегодное отслеживание учителями соответствия используемых учебников федеральным перечням учебников, приобретение необходимых географических и исторических карт, таблиц и т.п. 1.5.2. Кадровый состав. За годы работы в Гимназии сложился высококвалифицированный творческий педагогический коллектив: Педагогический коллектив Гимназии характеризуется: - стабильностью; - уровнем профессиональной компетентности, достаточном для работы Гимназии в режиме развития (в 2012 -2013 учебном году в Гимназии работает 8 учителей с высшей квалификационной категорией, 7 - с первой, 3 учителей без категории); - положительной динамикой роста профессиональной компетентности педагогов: все педагоги систематически проходят курсы повышения квалификации, многие участвуют в профессиональных конкурсах методического мастерства, конференциях, с 2006 года 5 педагогов стали победителями национального образовательного проекта «Образование» (в 2006 г. – 1, в 2007 - 1, в 2008 г. – 1, в 2009 - 2). Однако, для более качественного преподавания предметов учителям следует систематически повышать квалификацию не только по основному преподаваемому предмету, но и по дополнительным предметам, объём которых в учебном плане невелик (основы безопасности жизнедеятельности, экономика, истоки и т.п.). В Гимназии имеются педагогические кадры для обеспечения сопровождения образовательного процесса: педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, воспитатели в группе продлённого дня (4). Все они имеют специальное образование, достаточную квалификацию и практический опыт работы. 1.5.3.Состояние материально-технической базы. В школе имеется компьютерный класс (11 компьютеров), создана внутренняя сеть, соединяющая компьютеры директора, главного бухгалтера, заместителей директора, секретаря. Компьютерами и проекторами оснащены кабинет истории, математики, русского языка и литературы (на 1 этаже), географии. Кабинеты иностранных языков оснащены магнитолами, имеется телевизор с видеомагнитофоном, которые интенсивно используются в учебном процессе. Кабинет начальной школы оборудован интерактивной доской, проектором, компьютером. Данное оборудование позволяет проводить уроки по различным предметам с использованием презентаций, демонстрацией видеофильмов, учебных материалов с дисков и т.п. Оборудование видеоконференцсвязи, установленное в 2008 году, используется для участия педагогов и обучающихся в различных конференциях, конкурсах, лекциях и т.п. РАЗДЕЛ 2 АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ 2.1. Уровень здоровья и физического развития обучающихся как источник развития личности. Изучение медицинских карт обучающихся позволило дать оценку состояния их здоровья: в среднем в школе 34% обучающихся здоровых, т.е. без патологии. С целью отслеживания состояния здоровья обучающихся медицинская сестра в течение года ведёт наблюдения, беседы, анкетирование обучающихся. Учитель физкультуры использует индивидуальный и дифференцированный подход на уроках физкультуры, проводит оздоровительные мероприятия. С 2004-2005 года в гимназии реализуется «Программа воспитания личности безопасного типа», частью которой является подпрограмма «Здоровье». 2.2. Деятельность Гимназии, направленная на получение бесплатного основного и среднего (полного) общего образования. Основной контингент обучающихся Гимназии составляют дети из семей интеллигенции, работников бюджетной сферы, предпринимателей. Большинство родителей ориентируют своих детей на получение полноценного среднего образования (в 10 класс подают заявления большинство выпускников 9 класса за исключением 1-2 человек). Практически в каждом классе есть ученики, в силу объективных или субъективных причин с трудом справляющиеся с программой по отдельным предметам, но они стремятся получать образование в стенах Гимназии. Проблема решается через использование внутренней дифференциации процесса обучения и воспитания. 2.3. Анализ состояния преподавания и выполнения требований учебных программ, организации образовательного процесса. В Гимназии используются учебные программы, утверждённые министерством образования РФ. Программы школьного компонента соответствуют целям и задачам образовательного учреждения с приоритетом гуманитарных предметов. Формы внеурочной работы по предметам учебного плана, внеклассной работы обеспечивают расширение знаний по отдельным программам учебного плана через индивидуальные, групповые занятия, занятия спортивных секций. Вариативность программ позволяет организовать внешнюю дифференциацию по английскому языку (10-11 классы в 2012-2013 учебном году). Осуществляется углублённое изучение русского языка и литературы (5-11 классы), английского языка со 2 класса. Эффективность реализации программ углублённого изучения отдельных предметов выражается в качестве подготовки выпускников. В 2012-2013 учебном году социально-гуманитарный профиль введён в 10 и 11 классах. Право обучающихся на выбор дополнительного изучения отдельных предметов реализуется через выбор предметов в системе групповых и индивидуальных занятий. Программы разрабатываются учителями, рецензируются и утверждаются методическим советом Гимназии. Заинтересованность обучающихся в дополнительном изучении предметов выявляется в ходе микроисследований (наблюдение, беседа, анкетирование). Проблема: с 2009-2010 учебного года резко уменьшилось количество часов для организации работы кружков с 4,5 ставок до 1,3 ставки. Выделенные часы используются для организации деления 9-11 классов, имеющих наполняемость ниже нормативной, на группы при изучении английского языка, информатики и трудового обучения. 2.4. Анализ уровня развития обучающихся, успеваемости, качества знаний, умений и навыков. Систематическое отслеживание динамики развития личности ученика осуществляет психологическая служба Гимназии, которая представлена школьным педагогом – психологом, классными руководителями. Качество знаний обучающихся в снизившись в 2009-2010 учебном году до 57 %, (2008-2009 учебный год - 60%), в 2010-2011 учебном году осталось примерно на том же уровне - 57,1 %. Для выявления уровня обученности проводятся срезы знаний в начале учебного года по программе за предыдущий класс, по итогам I полугодия и за год по линии административного контроля по математике и русскому языку во всех классах и учителями по другим предметам; переводные экзамены в 4, 7 и 10 классах. Как правило, все учащиеся по окончании соответствующей ступени образования готовы к продолжению образования в последующих классах. Результаты экзаменов в форме ЕГЭ, как правило, соответствуют результатам обучения по данным предметам в течение учебного года. Но результаты ГИА в 9 классе не всегда совпадают с результатами в течение учебного года. Продолжается работа учителей по отработке методики подготовки выпускников 9 класса к ГИА. 2.5. Состояние работы с педагогическими кадрами, анализ её результативности. Работа с педагогическими кадрами проводится в форме обучения на семинарских занятиях, при подготовке и проведении педагогических советов, через привлечение педагогов к работе в МО, через индивидуальную работу, через организацию участия педагогов в профессиональных конкурсах и т.п. Задача демократизации системы отношений в педагогическом коллективе решается через участие педагогов в различных комиссиях, объединениях, творческих группах, где учителя и классные воспитатели могут почувствовать себя причастными к управлению школой и присваивать цели и задачи деятельности гимназии. Для раскрытия творческого потенциала педагогов проводятся открытые уроки, внеклассные мероприятия, педагоги выступают с обобщением опыта своей работы на заседаниях педагогического совета и МО. С целью создания благоприятного творческого климата в учительском коллективе функционирует «Учительский клуб», проводятся совместные мероприятия с учениками. Постоянное повышение уровня профессионального мастерства происходит через систему самообразования, посещение курсов повышения квалификации. Педагоги стремятся аттестоваться на более высокую категорию. Учителя в полной мере владеют методикой преподавания общеобразовательных программ, реализуемых в школе. 2.6. Удовлетворение образовательных потребностей школьников и социального заказа родителей. Школа в основном удовлетворяет запросы обучающихся ми их родителей в изучении предметов учебного плана. Качество преподавания обеспечивает возможность выпускников поступать в учебные заведения того уровня, на который они нацелены. В результате этого уход детей в другие общеобразовательные учреждения происходит в основном только при смене места жительства семьи. Набор в 1 класс осуществляется без проведения каких-либо конкурсных процедур. Количество обучающихся, закончивших 9 класс в других школах и желающих продолжать своё образование в гимназии, ежегодно снижается по причине малого количества обучающихся данного возраста в районе в целом, поэтому практически все желающие могут поступить в 10 класс гимназии для продолжения обучения. В 2012-2013 учебном году наполняемость во всех классах кроме 2, 4 «А» и 4 «Б» больше нормативной (26-28 учеников). Платные образовательные услуги не осуществляются в связи с большой загруженностью педагогов. Учителя имеют большой опыт подготовки выпускников к экзаменам в форме ЕГЭ в 11 классе, собрано большое количество учебных пособий, раздаточного материала для организации индивидуальной и групповой работы по подготовке к экзаменам. С 2009 года гимназия участвует в проекте по подготовке к ЕГЭ по математике Московского института открытого образования. С 2007 года гимназия проводит итоговую аттестацию в 9 классе по русскому языку и математике в форме ГИА, с 2010 – по химии, биологии и обществознанию, с 2011 – по физике. |