Скачать 156.17 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Большесудаченская средняя общеобразовательная школа Руднянский муниципальный район Волгоградская область «Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей Протокол № ________ от «___» ______________ 20____ г. «Согласовано» Зам.директора по УВР ___________ Н.В.Бурлаченко «___» ______________ 20____ г. «Утверждаю» Директор МБОУ Большесудаченской СОШ _________ В.И. Костенко «___» ______________ 20____ г. Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 9 класса Составитель: учитель ИЗО I квалификационной категории Черткова Валентина Ивановна 9 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к тематическому плану уроков по учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Развернутый тематический план по изобразительному искусству составлен в соответствии с программой Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (М.: Просвещение, 2005) и рассчитано на 34 часов в учебный год (1 час в неделю). Основной целью разработанного тематического плана является формирование художественной культуры учащихся через творческий подход к познанию искусства разных исторических эпох. Этому способствует активная поисковая и практическая деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время: подготовка сообщений и видеоэкскурсий, изображение архитектурных форм на плоскости и в объеме, организация экспресс-выставок и защита коллективных художественных проектов. Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. В задачи преподавателя изобразительного искусства входит: - формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве; - формирование художественно-творческой активности школьников; - овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков. Программный материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Программой предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдений и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков школьников. Учащиеся от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы. Очень важно организовать их художественно-творческую деятельность таким образом, чтобы каждый смог пройти «путь творца» от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; демонстративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений. Задания на дом вводятся для расширения представлений об искусстве в реальной, окружающей ребенка жизни. Обсуждение работ чрезвычайно активизирует внимание учащихся, они с готовностью в нем участвуют. Полезно обсуждать и достоинства, и недостатки работ. Учащиеся сами находят слова (образы) для выражения своего эмоционального отношения. Опираясь на эмоциональную активность учащихся, необходимо направлять обсуждение в нужное русло. Многие декоративные и конструктивные работы выполняются на уроках в процессе коллективного творчества. Выполненные коллективно декоративные панно и конструктивные задания могут стать хорошим украшением интерьера школы. Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса В результате изучения изобразительного искусства ученик должен: знать/понимать: • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); • имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения; • названия наиболее крупных художественных музеев России и мира; • значение изобразительного искусства в художественной культуре; уметь: • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности; • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция); • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • для восприятия и оценки произведений искусства; • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера). Список методической литературы 1. Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. - М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997. 2. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. - М.: ООО «Фирма МХК», 2000. 3. Великие тайны. Мифы древности. - Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд - Волгоград», 1995. 4. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. - Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988. 5. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. -М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999. 6. Искусство первобытного общества // Педсовет. - № 8. - 1998. 7. Каменева, Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 1984. 8. Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. - № 4. - 1999. 9. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. - М.: АСТ-Астрель, 2001. 10. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. - М.: Росмэн, 1997. 11. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. - М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990. 12. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. -М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995. 13. Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. - 2001. - № 15, 16. 14. Программно-методические материалы: изобразительное искусство и художественный труд для 5-9 классов / под ред. Б. М. Йеменского. - М.: Дрофа, 2000. 15. Программы средней общеобразовательной школы с краткими методическими рекомендациями: изобразительное искусство и художественный труд. 1-8 классы. -М.: Просвещение, 1990. 16. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. - 1984.- №11. 17. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. -Искусство. - 2002.-№ 20 (260). 18. Рябцев, Ю. С. История русской культуры Х1-ХП веков. -М.: ВЛАДОС, 1997. 19. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. - Обнинск: Издательство «Титул», 1996. 20. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. -М.: ВЛАДОС, 2000. 21. Шаг за шагом. Искусство. - М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995. 22. Шелешнева-Солодовникова. Н. Гауди // Первое сентября. - Искусство. -.2001. - № 11 (227). 23. Шпаковская, В. У стен замшелых неприступных... // Семья и школа. - 1990. - № 2. 24. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. - М.: Астрель, 2002. 25. Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. - М.: АСТ-ЛТД, 1998. Тематическое планирование по курсу Изобразительное искусство в 9 классе
|