Скачать 101.95 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «КУЛЬТУРА РЕЧИ» 2 «б» КЛАСС
Культура речи 1 Целевой раздел. Пояснительная записка Развернутое тематическое планирование составлено на основе: – авторской учебной программы «Речь» (Мали Л.Д. Арямова О. С.). Полноценное развитие речи младших школьников является важнейшим направлением процесса обучения русскому языку. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Развитие речи не только принцип, но и составная часть содержания начального курса русского языка, а следовательно, и составная часть уроков чтения. Задача обучения связной речи во 2 классе – это дальнейшее формирование у учащихся умения понимать и осознанно строить связные высказывания разных типов. Решение этой задачи осуществляется через систему занятий обучающего над устной и письменной речью. Данная программа составлена с учетом традиционно сложившихся в методике подходов к работе над развитием речи младших школьников. Преобладающее место в занятиях по культуре речи по-прежнему имеет устная работа: это и специальные упражнения в устной речи, разнообразные аналитические упражнения, направленные на формирование тех или иных умений, и большая устная подготовительная работа, предшествующая изложениям и особенно сочинениям, в процессе которой систематизируются знания и умения учащихся, полученные в повседневной деятельности. Исходным теоретическим положением программы является положение о необходимости обеспечения системности в организации работы над речевым развитием детей. Ведущие специалисты в области методики развития речи ( Ладыженская Т. А., Львов М. Р. и др.) выделяют несколько уровней в организации речевой работы: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический, текстовый. Эти уровни тесно связаны между собой и отражают объективно существующие в языке связи между различными его единицами (звуком, словом, словосочетанием, предложением, текстом). Поэтому работа по развитию речи должна вестись с учетом взаимосвязи различных ее уровней, то есть в системе. С этой целью в программе предусмотрено изучение разных сторон языка, а также формирование практических речевых умений и навыков в рамках каждой из сторон. Цели и задачи: - развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; - формирование навыков культуры речи во всех ее проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты. 2. Содержательный раздел Произносительный, звуковой уровень речи. Для тренировки техники речи (Содержание дыхания, голоса и дикции) учащиеся уже на первых уроках знакомятся с основными требованиями к каждому компоненту техники речи, разучивают специальные тренировочные упражнения. В начале каждого урока предусматривается проведение речевой гимнастики. Как правило, она включает в себя 2-3 упражнения на тренировку дыхания, голоса и дикции. Большое внимание при проведении этих упражнений уделяется выразительности речи. Разучивая с детьми стихотворный текст, учитель добивается не только четкого его произнесения норм дыхания, голоса и дикции при чтении, но и яркого, эмоционального исполнения. Для этого предлагается использовать доступные детям приемы работы над выразительным чтением: образцовое исполнение текста учителем, построчное разучивание размеченного текста, хоровое, индивидуальное чтение, чтение с «дирижированием» и др. Словарь Для работы над словарем детей в рамках данной программы предусмотрено знакомство учащихся с основными лексическими понятиями: слово, значение слова, многозначные слова, слова-«родственники», слова-«друзья» (синонимы), слова, противоположные по значению ( антонимы).Особое место в работе над словарем занимает изучение группы так назывемых «волшебных» слов, есть слов выражения приветствия, прощания, благодарности, извинения и др. Знакомство учащихся с этой группой слов имеет своей целью развивать культуру общения детей, прививать им посредством лексики доброе отношение к окружающим. Предложение и словосочетание. Текст. Формирование синтаксических речевых умений и навыков осуществляется в связи с проведением разнообразных текстовых упражнений на занятиях по развитию речи, а также на текущих уроках грамматики и орфографии. Центральным понятием программы является понятие «текст». Это объясняется тем, что задача формирования у детей полноценных умений в области построения текстов различных видов будет центральной, объединяющей все направления речевой работы. В программе предусмотрено знакомство с основными текстовыми понятиями: текст, тема и основная тема текста, план текста, заголовок и др. Предполагается также знакомство с типами текста, с отличительными признаками текстов различных типов. На этой основе у учащихся формируются первоначальные текстовые умения и навыки. Содержание программы 1. Речь и ее значение в жизни. Техника речи. ( 7 часов) Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание 8-10 скороговорок. 2. Слово ( 4 часа) Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова «родственники», синонимы, антонимы. Умение определять лексическое значение слова. Умение определить значение многозначного слова по картинкам, контексту. Умение выделять синонимы, антонимы в тексте, подбирать синонимы, антонимы к данному слову. 3. Предложение и словосочетание.( 7 часов) Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаками. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно употребленные слова, распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данными. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложение с точкой, восклицательным и вопросительным знаками. 4. Текст (12 часов) Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль текста. Выделение частей текста. Составление плана. Типы текста: описание, повествование. Коллективное составление текстов по заданной теме, по сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста. 5. Культура общения ( 4 часа) Волшебные слова. Слова выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова выражения приветствия, прощания. Умение пользоваться словами этими словами в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения. Курс «Культура речи» предусматривает безоотметочное оценивание знаний. Итоговой работой является написание сочинения на тему «Весна пришла» 3. Организационный раздел Календарно-тематический план 34 часа
Литература
Педагогика, 1990. 2.Канакина В. П.Работа над трудными словами в начальных классах. М.:Просвещение, 1991 3. Л. Ю. Комиссарова Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2 класса (1-4) М.: Баласс, 1997
|