Скачать 68.25 Kb.
|
Открытый урок по ознакомлению с окружающим миром 2 класс учитель ГУЛОВА Т.Н. «Большегривская СОШ» Тема: Дикорастущие и культурные растения. Цель: Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; учить работать с гербарием – внимательно рассматривать растения; воспитывать интерес к полевым растениям. Оборудование: картины с изображением деревьев и кустарниками, трав, гербарии, стихи, загадки, магнитофон, учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков, рабочая тетрадь «Что меня окружает» А.А.Плешаков, Н.И.Сонин Ход урока: 1 Организационный момент, сообщение темы, цели. НА ДОСКЕ (Рис.3, рис.4, рис.5 появляются во время повторения и объяснения нового материала) условные картинки картинки голоса знаки растений птиц птиц
Рис.1 Рис.5 Рис.2 Водная беседа: Сегодня отправляемся в путешествие наш урок называется «В гости к растениям» Идем мы в лес .(воспоминания об осенней экскурсии) Раз- бились мы на 3 группы, у каждой лукошко в него мы будем собирать лесные сувениры за правильные ответы. Победит тот, кто их соберет больше всех. И так готовы ? В путь! 2. Повторение с введением некоторых элементов нового материала (парильные ответы поощряются «Лесным сувениром» в корзину каждого ряда). - В путешествие с нами отправились и лесные жители. И чтобы в пути нам было не скучно, кратко расскажите к какой группе относятся они и по каким признакам.(на доске рис.1) 3. Игра "Угадай и будь внимателен" ( на доске рис.2) Угадай загадки и найди на рисунках этих птиц. Обведи номерок в кружок. Я весь день ловлю жучков, Трещала с самого утра: Уплетаю червячков «Пора! Пора! А что – пора?» Чик-чирик! Не робей! Такая с ней морока, Я бывалый … (воробей) Когда трещит … (сорока) Есть ночные сторожа. Серая крякуша Сторожей боятся этих Любит лягушек Мыши, прячутся дрожа! … (утка) Очень уж суровы Филины и … (совы) Угадай кто как кричит? (рис.2 закрывается. Рядом появляются слова: каркает, крякает, ухает, гогочет, стрекочет) 4. Проверка домашнего задания. - А почему животные так стремятся в лес? (там их дом и пища) - А какое значение для человека имеют растения? Ответы детей: растения человека лечат (появляется рис.3) растения человека одевают (на рис.5 ставится табличка «Прядильные») растения помогают человеку в строительстве растения кормят человека (рис.2 и на рис.5 появляются таблички "Овощные", "Плодовые", "Зерновые", "Декоративные" ) 5. Новая тема. - Зашли мы с вами в рощу! А там … Стоят столбы белы На них шапки зелены Что это? (березы) - К какой группе растений относятся березки? Почему? (деревья, у них стволы) - Как же они вырастают? (сами по себе) - Какие деревья вы знаете? Как они вырастают? (появляются таблички на рис.4 с изображением деревьев) - Что растет ниже деревьев? Как определить эту группу растений? (кустарники, у них много стволиков) - Назовите ваши примеры кустарников. (пополняется рис.4) - Что растет под кустами? Как распознать эту группу? (травы, сочный стебелек) - Ваши примеры разных трав. Как вырастают травы? (одуванчик – сам по себе, горох – высаживает человек. Рис.4) - Итог: все, что высаживает человек – культурные растения все, что растет само по себе – дикорастущие растения 6. Работа по учебнику стр.62. Учащиеся читают текст и определяют по таблице в учебнике культурные растения и дикорастущие. Отвечают на итоговый вопрос номер 1 в учебнике. 7. Физ.минутка: Ветер дует нам в лицо (машут руками к лицу) Закачалось деревцо (машут руками в стороны над головой) Ветер тише, тише, тише (замедляют движение руками) Деревцо все выше, выше ( подтягиваются на носочках с поднятыми руками, опускают руки, встряхивают ими) 8. Контрольная работа (стр.12 рабочей тетради по ознакомлению с окружающим миром. Определить дикорастущие и культурные растения) 9. Воспитание интереса к полевым растениям. - о культурных растениях мы сегодня узнали очень много (обращается внимание на рис.5) и как оказалось, мало знаем про дикорастущие. Сейчас я и ваши товарищи, расскажем об одном из них более подробно. Угадай загадку: Колосится в поле рожь Там во ржи цветок найдешь Ярко синий и пушистый Только жаль, что не душистый (василек) 10. Знакомство с гербарием растения василек. (Ученики рассматривают на местах гербарий: стебель, листья, цветок, семена, корень). Этому, невзрачному на вид цветочку, посвятил стихотворение удмурдский поэт Федор Васильев (читают подготовленные дети, в руках у них колосья пшеницы с цветами васильков) 1-й ученик: В этом желто-зеленом море – Синие островки Смотрит небо взглядом влюбленным На детей своих, на васильки 2-й ученик: Синий цвет не полезный, не хлебный Есть другие цветы и цвета Но бывает порою целебной Бесполезная их красота 3-й ученик: Понимаю, что хлебу мешают, Понимаю, что сорняки, Но как поле они украшают, Голубые глаза – васильки. - Как называет поэт эти скромные цветы (сини островки, кусочком неба, голубыми глазами). Да, этот цветок не приносит человеку пользы, наоборот мешает расти хлебу и все таки они любимы народом, Эти цветы прелестны, синие как небо, многие собирают их, плетут венки. Про него придумано много песен и легенд. Сейчас вам ребята прочитают украинскую легенду о васильке. (звучит магнитофонная запись украинской песни). Чтение легенды в лицах. БАБКА: Ох-хо-хо, вот горе, так горе! Что делать? Как быть? Ума не прилажу! ДЕД: Что стряслось-то? Что ты все охаешь, да вздыхаешь? БАБКА: Как же не горевать! Ты, старый, ничего не видишь, а у нас беда у порога. ДЕД: Да что за беда-то, не томи меня, говори! БАБКА: Сынок наш, Василек, по ночам на пруд зачастил. ДЕД: Ну и что с того? Какая в этом беда? БАБКА: А вот какая. Сказывают русалка там живет, не дай бог заманит его в свои сети колдовские. ДЕД: Не бойся, старая, вырос наш Василек добрым, крепким и землю нашу любит! Ему ли за русалками идти. БАБКА: И в правду хорош наш сынок, и глазки у него голубые, как небо! Да только не веселый он ходит. Женить бы его поскорее. ДЕД: И то верно! (уходят, появляется Василек) ВАСИЛИЙ: Как же мне быть теперь? Что делать? Увидел я Русалочку и сразу полюбилась она мне. Пойду к ней. (медленно идет к месту, где сидит русалка). Вот и солнышко взошло, где же ты, Русалочка?! РУСАЛОЧКА: Здесь, давно жду тебя! ВАСИЛИЙ: Нет мне жизни без тебя. Выходи навсегда на берег, будем как все люди жить, свадьбу сыграем! РУСАЛОЧКА: Нет, не бывать этому. Это ты должен ко мне на веки вечные прийти и остаться со мной в подводном царстве. ВАСИЛИЙ: Нет, не смогу я прожить без солнышка ясного, без неба голубого, без поля золотого, спелых колосьев. РУСАЛОЧКА: Тогда не бывать тебе человеком! Превращайся ты в цветок на пашне, которой ты так дорожишь (Василек исчезает, вместо его появляется букет цветов). РУСАЛОЧКА: Ах, что я наделала! Погубила я своего Василия! А цветок то похож на его глаза, добрые и голубые. (уходит, появляются бабка им дед) БАБКА: Не уберегли мы, дед, своего Василька. ДЕД: Да, не уберегли, пропал наш Василий, как в воду канул. БАБКА: А я вот цветов собрала. (показывает на букет). Они в поле появились сразу, как сынок пропал. Уж очень они нашего Василька напоминают, ДЕД: И вправду, сини, как его глаза. БАБКА: Буду теперь смотреть на них, да сына вспоминать. (звучит украинская мелодия) - Понравилась вам легенда? А какую легенду, ребята, вы уже слышали на наших уроках. ( об одуванчике). Домашним заданием будет знакомство с легендами о растениях на странице 64 учебника 11. Итог: О каких группах культурных растений мы говорили? - Приведите по два примера растений каждой группы. - Заглянем в ваши корзиночки, посчитаем правильные ответы. Узнаем какой ряд работал лучше? Кто на этом ряду больше всех помогал друзьям? Их ответы мы оценим на пять. |