Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 150.94 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации02.05.2014
Размер150.94 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы


Государственный музыкальный колледж

эстрадного и джазового искусства

ДИРИЖИРОВАНИЕ И РАБОТА С ОРКЕСТРОМ
Рабочая программа

для специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады»

«Инструменты эстрадного оркестра»

(повышенный уровень среднего профессионального образования)

2005 г.


ОДОБРЕНА

Учебно-методическим советом

по группе специальностей 070109

среднего профессионального

образования

Составлена в соответствии с

государственными требованиями к

минимуму содержания и уровню

подготовки выпускников

по специальности 070109

Музыкальное искусство эстрады







Председатель: Г.В.Маяровская

Федеральное агентство по культуре и кинематографии


Составитель: преподаватель ГМКЭДИ Мотов В.Д.
Рецензенты : заслуженный артист РФ, заведующий отделением

духовых и ударных инструментов ГМКЭДИ

Резанцев С.К.
доцент МГУКИ Савин Е.А.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Среди многих жанров и стилей современной музыки одно из ведущих мест занимает эстрадное творчество, как профессиональное, так и самодеятельное. В комплексе учебных дисциплин, призванных воспитать профессионала-исполнителя и руководителя эстрадного коллектива важное место занимает курс дирижирования.

Дирижер эстрадного оркестра (ансамб­ля) - организатор, педагог и воспитатель моло­дежи. Дирижирование - один из самых сложных процессов му­зыкального творчества, поскольку «музыкальным инструмен­том» дирижера является коллектив музыкантов-исполнителей.

Работа преподавателя по классу дирижирования ослож­няется тем, что при приеме студентов на эстрадные отделения учитываются только общемузыкальные способности и уровень подготовки по специальному инструменту, что не означает наличие дирижерских способностей. Поэтому план работы с каждым студентам должен быть индивидуальным, разделе­ние на темы и регламентация часов на их усвоение — в изве­стной мере условными с полным освоением курса дирижирования.
Главной целью курса дирижирования и работы с оркестром является подготовка специалистов, умеющих организовать работу самодеятельного эстрадного оркестра или ансамбля, обеспечить учебно-воспитательный и репетиционный процесс и концертные выступления.

Основными задачами курса дирижирования и работы с оркестром являются:

  • изучение основ дирижерской техники;

  • дирижирование в классе по клавиру, а затем по партитуре для эстрадного оркестра;

  • изучение основ джазовой интерпретации и методики работы с эстрадным оркестром;

  • воспитание эмоционально-волевых качеств;

  • практическую работу с оркестром;

  • подготовку к Государственному экзамену по дирижи­рованию.


Требования к минимуму содержания по дисциплине

(основные дидактические единицы)
Особенности работы в качестве артиста оркестра. Формирование навыков работы в биг-бэнде (большом джаз - оркестре); работа в оркестровом классе; изучение и исполнение аранжировок для биг-бэнда в различных традиционных и современных джазовых стилях; индивидуальная подготовка партий, групповые и общие репетиции, концертные выступления, ознакомление с эстрадно - джазовым репертуаром.
Краткие методические указания
Деятельность дирижера подразумевает не только и не столько сам процесс дирижирования, но и, прежде всего, умение «поставить» произведение, стилистически грамотно его ин­терпретировать. А это, в свою очередь, требует знания основ джазовой интерпретации, специфики всех инструментов эстрадного оркестра, чтобы замечания дирижера носили крат­кий и конкретный характер. Дирижер должен уметь не только поста­вить художественную задачу, но и знать технические приемы, посредством которых она должна быть реализована.

Работа дирижера немыслима без глубокого усвоения зна­ний по таким музыкально-теоретическим дисциплинам, как сольфеджио, гармония, инструментоведение, анализ музы­кальных форм, чтение партитур и т. д.

Вопросы техники дирижирования должны за­крепляться в процессе всего курса дирижирования, а прак­тическая работа с оркестром может быть организована по мере подготовленности студента.

В процессе подготовки студента к практической работе с оркестром следует затронуть вопросы психологии общения руководителя с участниками коллектива, ибо огромное зна­чение имеет не только профессиональная эрудиция дирижера, но и его личностные качества, осведомленность в смежных ви­дах искусств, общий культурный уровень.

Важными компонентами дирижирования являются мими­ка и визуальный контакт дирижера с музыкантами. Поэтому крайне желательно, особенно в концертных выступлениях, знание партитуры наизусть.

При работе в классе следует обратить внимание на то, чтобы концертмейстер не навязывал студенту свою волю, а исполнял произведение, сообразуясь с темпом, динамикой, характером дирижерского жеста, с тем, чтобы развить спо­собность контролировать и управлять звучанием оркестра, Воспитание волевых качеств постоянно должно быть в центре внимания преподавателя, так как именно они имеют решаю­щее значение в управлении творческим процессом.

Вместе с тем, дирижер должен проявлять максимальное уважение к музыкантам. Такт и доброжелательность — непременное ус­ловие успешной работы коллектива.

Начинать обучение следует с несложных или хорошо зна­комых студенту произведений, так как это позволит сосре­доточить внимание на отработке технических приемов и более полном соответствии характера жеста и музыки.

Необходимо развивать у студента навыки са­моконтроля, особенно при выполнении домашних задании, чтобы избежать закрепления ошибок в постановке дирижер­ского аппарата.

Уже в процессе работы в классе по клавиру или партиту­ре, студент должен стараться представить произведение в оркестровом звучании и управлять воображаемым оркест­ром. Действенным способом пояснения характера исполнения является сольфеджирование, поэтому при работе над парти­турой в классе рекомендуется просольфеджировать основные
оркестровые голоса с применением артикуляции, соответст­вующей приемам джазовой интерпретации.

Дирижирование эстрадным оркестром имеет некоторые специфические особенности. Поскольку дирижеры эстрадных оркестров, как правило, не пользуются дирижерскими под­ставками, возможна некоторая свобода передвижения по сце­не. Если ритмическая пульсация надежно обеспечивается ритм-секцией оркестра, допустимо на какой-то период звуча­ния музыки прекратить тактирование и сосредоточить внима­ние на других аспектах управления оркестром. Могут приме­няться дирижерские жесты, не принятые в академическом курсе дирижирования, но подчеркивающие характер музыки и способствующие насыщенности сценического действия.

Все эти моменты должны быть осмыслены, целесообразны и хо­рошо отрепетированы. Чувство меры никогда не должно изменять дирижеру. Все современные эстрадные оркестры и ан­самбли работают с применением электромузыкальных инстру­ментов и электронно-усилительной аппаратуры. Руководи­тель коллектива должен уметь обучить музыкантов и вока­листов приемам пользования микрофонами. Во время кон­цертного выступления дирижер лишен возможности постоян­ного прямого контакта со звукорежиссером, поэтому важно, чтобы все сводные репетиции коллектива проходили с исполь­зованием звукоусилительной аппаратуры. Это даст возможность музыкантам приобрести необходимые практические навыки, а звукорежиссеру поможет изучить содержание музыки и индивидуальные особенности коллектива в целом и каж­дого исполнителя в отдельности.
Контроль за успеваемостью студентов

и экзаменационные требования
Контроль за успеваемостью студентов в классе дирижирования осуществляется в форме контрольных уроков (IV— VII семестры). По окончании курса проводится Государст­венный аттестационный экзамен.

В IV семестре студент должен дирижировать упражнения и 2-3 несложные пьесы на различные виды дирижерской техники, отвечать на вопросы по музыкальной терминологии.

В V—VII семестрах студент разучивает 5-6 произведений по клавиру, а затем по партитуре, из которых 2-3 — эст­радно-джазового плана.

На контрольном уроке по окончании каждого семестра студент должен продирижировать 2-3 разнохарактерных произведения, ответить на вопросы о творчестве автора про­изведения, жанре, стиле, художественных образах произве­дения.

VIII семестр отводится для практической работы с оркестром и подготовки программы Государственного экзамена. В программу Государственного экзамена могут быть включе­ны одно произведение джазовой классики и одно произведение советского композитора; желательно исполнение на Государственном экзамене произведения в собственной аранжировке студента для эстрадного оркестра.

Степень сложности исполняемых произведений определяется индивидуальными качествами студента и исполнительскими возможностями эстрадного оркестра.

Государственный экзамен проводится в форме концертного выступления студентов с оркестром.

Примерный тематический план


№№


Наименование тем


Кол-во


пп




часов




Введение


1


1


Основы техники дирижирования.


6


2.


Дирижирование в классе по клавиру.


6


3


Дирижирование в классе по партитуре для эстрадного оркестра


5



4.


Работа с оркестром


36


Всего:


54


Примечание: для изучения основ техники дирижиро­вания рекомендуется использовать произведения классиче­ского репертуара, а для работы в классе по клавиру — как классического, так и эстрадно-джазового; при отсутствии (из-за недостаточного контингента студентов) полностью укомплектованного оркестра для практической работы можно использовать эстрадные ансамбли.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение
Дирижирование как исполнительское искусство. Дири­жер - лидер творческого коллектива, организатор и педагог, его профессиональные и личностные качества.

Краткая история дирижирования. Сущность процесса дирижирования. Некоторые особенности дирижирования эст­радным оркестром. Выдающиеся советские и зарубежные ди­рижеры эстрадных и джазовых оркестров.

Тема I. Основы техники дирижирования.

Постановка дирижерского аппарата: положение корпуса, головы, рук, ног.

Замах, удар, отражение.

Показ вступления голосов.

Показ прекращения звучания.

Особая роль ауфтакта.

Основные схемы дирижирования.

Схемы дирижирования переменных и смешанных размеров.

Дробление долей.

Темп исполнения. Приемы ускорения и замедления темпа.

Выражение в жесте характера музыки.

Динамика исполнения. Приемы показа динамических оттен­ков.

Акценты на различные доли такта.

Ферматы на различные доли такта. Фермата с изменением динамики звучания. Ферматы, требующие прекращения зву­чания, и не прерывающие звучания музыки. Генеральная пауза.

Пассивные жесты.

Работа над развитием независимости рук. Роль самостоятель­ной работы рук при дирижировании.

Метрономические обозначения.

Тема 2. Дирижирование в классе по клавиру

Содержание музыкального произведения. Краткие сведе­ния об авторе. Стиль, жанр, форма произведения.

Применение дирижерской палочки.

Дирижирование по клавиру.

Дальнейшее совершенствование технических навыков, полученных при прохождении темы 1.
Тема 3. Дирижирование в классе по партитуре для эстрадного оркестра

Понятие о партитуре.

Разновидности типов эстрадных оркестров. Расположение го­лосов в партитуре. Строй инструментов. Транспозиция го­лосов.

Изучение музыкального содержания произведения по пар­титуре. Выявление главных элементов фактуры (мелодия, гармоническое и ритмическое сопровождение, полифония, пе­даль и т. д.). Выражение в дирижерском жесте музыкального содержания произведения.

Обсуждение плана и методики работы с оркестром над изучаемым произведением. Дальнейшее совершенствование техники дирижирования.

Тема 4. Практическая работа с оркестром

Составление плана проведения репетиции. Читка с листа. Отработка технических деталей. Контроль за чистотой интонации. Работа над стилистикой произведения.

Динамический баланс, динамическая выразительность. Визуальный контакт дирижера с музыкантами.

Особенности звучания оркестра при использовании электронно-усилительной аппаратуры.

Аккомпанемент солисту-вокалисту или инструменталисту.

Генеральная репетиция. Психологическая настроенность на концертное выступление.

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
Четырехдольная схема дирижирования

  1. Верди Д. Хор и марш из оперы "Аида"

  2. Кабалевский Д. Воинственный танец.

  3. Туликов С. Мы за мир.

  4. Хачатурян А. Андантино.

  5. Чайковский П. Времена года. Осенняя песня

  6. Шуберт Ф. Аве Мария.

Трехдольная схема дирижирования

  1. Григ Э. Вальс ля мажор.

  2. Григ Э. Танец эльфов.

  3. Огинский М. Полонез.

  4. Чайковский П. Детский альбом. Немецкая песенка. Сладкая греза.

  5. Шостакович Д. Родина слышит.

  6. Шуберт Ф. Серенада.

Двухдольная схема дирижирования

  1. Глинка М. Марш Черномора из оперы "Руслан и Людмила".

  2. Глинка М. Персидский хор из оперы "Руслан и Людмила".

  3. Глинка М. "Славься" из оперы "Иван Сусанин".

  4. Мендельсон Ф. Свадебный марш.

  5. Рубинштейн А. Мелодия.

  6. Чайковский П. Детский альбом. Полька.

  7. Шуберт Ф. Музыкальный момент ля-бемоль мажор.

  8. Шостакович Д. Песня мира.

  9. Шостакович Д. Шарманка.

Однодольная (на раз) схема дирижирования

  1. Бизе Ж. Антракт к IV действию оперы "Кармен".

  2. Глазунов А. Испанский танец из балета "Раймонда".

  3. Чайковский П. Детский альбом. Вальс, Игра в лошадки.

  4. Чайковский П. Вальс цветов из балета "Щелкунчик".

  5. Шопен Ф. Соч. 34. Вальс № 2 ля минор.

Шестидольная схема дирижирования

  1. Бетховен Л. Соната № 7, ч. 2.

  2. Глинка М. Трио из оперы "Иван Сусанин".

  3. Римский-Корсаков Н. Сборник "100 русских народных песен" № 24.

Схемы дирижирования переменных и смешанных размеров

  1. Барток Б. Вечер в деревне.

  2. Бородин А. Песня темного леса.

  3. Глинка М. Хор девушек из оперы "Иван Сусанин".

  4. Калинников В. Грустная песенка.

  5. Мусоргский М. Картинки с выставки. Прогулка.

  6. Ребиков В. В деревне.

  7. Серов А. Охотничья песня из оперы "Рогнеда".

  8. Чайковский П. Симфония № 6, ч. II.

Дробление долей

  1. Моцарт В. Реквием. № 7 Лакримоза.

  2. Моцарт В. Симфония "Юпитер", ч. 2.

  3. Россини Д. Увертюра к опере "Севильский цирюльник".

  4. Чайковский П. Дуэт Лизы и Полины из оперы "Пиковая

  5. дама".

  6. Чайковский П. Увертюра к опере "Черевички".

  7. Чайковский П. Хор поселян из оперы "Евгений Онегин".

Ферматы

  1. Бородин А. Симфония № 2, ч. 2.

  2. Григ Э. Вальс ля мажор.

  3. Григ Э. Норвежский танец № 5.

  4. Григ Э. Песня Сольвейг из сюиты "Пер Гюнт".

  5. Дворжак А. Славянский танец № 2.

  6. Римский-Корсаков Н. Шехерезада, ч. 1.

  7. Чайковский П. Времена года. Баркарола.

Дирижирование в классе по клавиру

  1. Бетховен Л. Симфония № 7, ч. 2.

  2. Бизе Ж. Вступление к опере «Кармен».

  3. Бизе Ж- Интермеццо из сюиты «Арлезианка».

  4. Бизе Ж- Фарандола из сюиты «Арлезианка».

  5. Бородин А. Хор поселян из оперы «Князь Игорь».

  6. Бородин А. Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь».

  7. Брамс И. Венгерский танец № 5.

  8. Глиэр Р. Танец советских матросов из балета «Красный мак».

  9. Глинка М. Полонез из оперы «Иван Сусанин».

  10. Григ Э. Норвежский танец № 2.

  11. Лысенко В. Грустный напев.

  12. Моцарт В. Симфония ми-бемоль мажор, ч, 8,

  13. Рахманинов С. Прелюдия соль-минор.

  14. Римский-Корсаков Н. Шествие из оперы «Млада».

  15. Хачатурян А. Гопак из балета «Гаянэ».

  16. Хачатурян А. Вальс из музыки к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад».

  17. Чайковский П. Симфония № 5, ч. 1,2.

  18. Чайковский П. Времена года. Охота, Баркарола, Подснежник. Чайковский П. Итальянское каприччио.

  19. Чайковский П. Сцена из 2-го акта балета «Лебединое озеро».

  20. Чайковский П. Хор девушек из оперы «Евгений Онегин».

  21. Шопен Ф. Соната соч. 35, ч. 3. Шопен Ф. Полонез ля мажор.

  22. Шостакович Д. «Смерть героев» из музыки к кинофильму «Молодая гвардия».

Эстрадно-джазовая часть программы

Сборники:

1. Бриль И. Практический курс джазовой импровизации (хрестоматия).- М.: Советский композитор, 1979.

2. Варламов А. Инструментальная музыка.- М.: Музыка, 1984.

3. В ритме танца. Вып. 12.- Киев: Музична Украина, 1977.

4. В ритме танца. Вып. 16.- Киев: Музична Украина, 1981.

5. Гершвин Д. Избранные песни.- М.: Советский компози­тор, 1975.

6. Джазовые вальсы для фортепиано.- М.:Советский композитор, 1985.

7. Джазовые и эстрадные композиции. Вып. 1.- М.: Му­зыка, 1981.

8. Джазовые и эстрадные композиции Вып. 2- М.: Му­зыка, 1981.

9. Джазовые и эстрадные композиции. Вып. 3.- М.: Му­зыка, 1982.

10. Зарубежная эстрадная песня за 100 лет.- Л.: Музы­ка, 1980.

11. Людвиковский В. Инструментальная музыка.- М.: Му­зыка, 1981.

12. Негритянские песни.- М.: Музыка, 1972.

13. Песни из американских мюзиклов.- М.: Музыка, 1982.

14. Песни и инструментальная музыка. Вып. 1.- М.: Му­зыка, 1982.

15. Популярные мелодии. Переложение для фортепиано. Вып. 5.- Л.: Музыка, 1977.

16. Популярные мелодии. Переложение для фортепиано. Вып. 6.-Л.: Музыка, 1978.

17. Популярные песни. Переложение для фортепиано. Вып. 2.- М: Музыка, 1967.

18. Саульский Ю. Песни и инструментальная музыка.- М.: Музыка,

1980.

19. Симоненко В. Мелодии джаза.- Киев; Музична Укра­ина, 1984.

20. Тень твоей улыбки.- М.: Музыка, 1976.

21. Чугунов Ю. Гармония в джазе (хрестоматия).- М.: Советский композитор, 1985.

22. Эстрада - 81. Вып. 1.- М.: Музыка, 1981.

23. Эстрада - 81. Вып. 3.- М.: Музыка, 1981.

24. Эстрадные и джазовые пьесы для фортепиано.- Киев: Музична Украина, 1985.

25. Эстрадный калейдоскоп.- М.: Музыка, 1979.

26. Якушенко И. Песни и инструментальная музыка.- М.: Музыка, 1981.

27. Якушенко И. Джазовый альбом.- М.: Музыка, 1984.
Литература

Основная

  1. Багриновский М. Техника дирижирования.- М., 1963.

  2. Кузнецов В. Работа с самодеятельными оркестрами и ансамблями.- М., 1981.

  3. Малько Н. Основы техники дирижирования.- М. Л., 1965.

  4. Мусин И. Техника дирижирования.- М,, 1963.

  5. Ратнер С. Элементарные основы дирижерской техники.- Минск, 1961.

Дополнительная

  1. Гаранян Г. Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей.- М., 1983

  2. Горват П., Вассербергер И. Основы джазовой импровизации.- Киев,

  3. 1980.

  4. Нисбетт Л. Применение микрофонов.- М., 1981.


Дополнительный репертуар и литературу можно позаимствовать из программы «Оркестровый класс»



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск