Скачать 204.61 Kb.
|
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _________________И.Г. Фомичёва «____»_________________2010 г. «Педагогическая практика» 070106 Хоровое дирижирование (код) (наименование специальности, направления) 070106.01 Хоровое дирижирование (код) (наименование специализации) 2010 г. МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе _____________ И.Г.Фомичева _________________20___г. «Педагогическая практика» 070106 Хоровое дирижирование (код) (наименование специальности, направления) 070106.01 Хоровое дирижирование (код) (наименование специализации) «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы Шешукова О.А. «__»___________20____г. Рассмотрено на заседании ЦК «Хоровое дирижирование» «___» __________20___г. Протокол №___ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ Объём ____ стр., Председатель ЦК ____________________ Шевелёва Т.Ю. «___»___________ 20___ г. Рассмотрено на заседании УМК колледжа искусств «___» __________20___г. Протокол №___ Соответствует ФГОС СПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК________________ Смирнова С.Ю. «СОГЛАСОВАНО»: Директор научной библиотеки ТГАКИСТ ___________________ Соколова Н.П. «_______»_____________20___г «СОГЛАСОВАНО»: Начальник УМУ_________________ Засорина Н.П. «_______»_____________20___г СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка …………………………………………………………….……..3 Тематический план:…………………………………………………………………….……5 Организация практики…………………………………………………………………….…5 Программа практики…………………………………………………………………………6 Структура, содержание и отчетные требования по видам практики…………………..…7 Литература…………………………………………………………………………………….7 Примерный репертуарный список…………………………………………………………...9 Отчетная документация для контроля практической деятельности студентов………......8 Методические рекомендации по ее заполнению………………………………………....…8 Приложение…………………………………………………………………………………..12 Пояснительная запискаВ соответствии с ГОС СПО педагогическая практика студентов является составной частью основной образовательной программы среднего профессионального образования. Цель педагогической практики - закрепление и углубление знаний, полученных в процессе обучения, приобретение студентами знаний и умений в работе с творческим коллективом, необходимых будущему учителю и руководителю для работы с детьми, обучающимся хоровому искусству. Задачи педагогической практики:
Спецификой специальностей искусства и, в частности, специальности «Хоровое дирижирование», является тот факт, что первичные профессиональные навыки формируются в процессе начального обучения в учреждениях дополнительного профессионального образования. Кроме того, большинство дисциплин специального цикла и дисциплин специализации (хоровой класс, постановка голоса, вокальный ансамбль) включает в себя практический компонент по развитию и совершенствованию первичных профессиональных навыков. Педагогическая практика направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию творческих знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, приобретение первоначального практического опыта. Педагогическая практика проводится на 3-м и 4-м курсах, в соответствии с получаемыми квалификациями. Педагогическая практика является завершающим этапом обучения и проводится на предмет проверки профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности, студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения. Общий объем времени на проведение педагогической практики определяется ГОС СПО и примерным учебным планом. Базы практики выбираются по усмотрению ПЦК: Детская школа искусств (структурное подразделение ГОУ СПО «Тюменский колледж искусств»), а также МОУ СОШ г. Тюмени. Базой для освоения данной педагогической деятельности являются следующие дисциплины: 4 семестр II курса, методика детского музыкального воспитания (5-8 семестр III-IV курса), факультатив «Элементарное музицирование» (3-4 семестр II курса). Тематический план:
Объем педпрактики III курса 18 часов с разбивкой по 5 , 6 семестрам 10 и 8 часов по 0.5 часа в неделю; IV курса 34 часа – 7, 8 семестры 18 и 16 часов по 1 часу в неделю. Организация практики Место проведения практики – ДМШ при ТКИ, ШИ «Этюд». Формы проведения практики – пассивная (III курс), активная (IV курс). Процесс прохождения практики: Ознакомительный этап - знакомство с творческим коллективом, изучение репертуара, формы вокальной работы; Основной этап – исполнение вокально-хоровых упражнений, подбор репертуара, репетиционная работа, организация разводных репетиций, применение теоретических знаний на практике; Заключительный этап – выступление с творческим коллективом в качестве руководителя, проведение внеклассного мероприятия. Направления организации практики - наблюдение за работой творческого коллектива, самостоятельное проведение внеклассного мероприятия, выступление с коллективом в качестве участника хоровой партии, дирижирование хором; исследовательская работа – ведение дневника практики с анализом собственной педагогической деятельности. Руководство практикой и обязанности преподавателя-консультанта – помощь в выборе репертуара, темы внеклассного мероприятия, присутствие на уроке, разбор урока руководителем данного вида практики от кафедры, присутствие на зачетных уроках и концертах, составление отзыва о деятельности студента, распределение баз практики, контроль учебного процесса. Права и обязанности практиканта – обеспечение базой практики, обязательное присутствие на репетиции, выбор репертуара, ведение документации по педагогической практике, составление отчета. Программа практики. Структура, содержание и отчетные требования по видам практики Режим работы студентов
Перечень заданий для студента
Документы, подготовленные студентом, в период прохождения практики – дневник практики, отчет по практике. Формы текущей и промежуточной аттестации – зачет и концертное исполнение. Требования к аттестации студента по данному виду практики:
ЛитератураОсновная
Дополнительная
Литература для самостоятельной работы студентов
Примерный репертуарный список
Отчетная документация для контроля практической деятельности студентов. Методические рекомендации по ее заполнению.Дневник практики (см. приложение) Отчет о прохождении практики (см. дневник) Характеристика практиканта (см. дневник) Итоговый контроль по практике Контрольный урок Критерии оценки контрольного урока
Темы контрольного урока:
ПриложениеПриложение №1 Дневник Студента- практиканта Фамилия, имя, отчество ______________________________________________ Факультет _______________ _____________ Курс_________________________ Педагогическая практика производится в(название учебного заведения) ____________________________________________________________города в ( класс) ______________________ с __________ по___________ У преподавателя ____________________________________________________ Куратора___________________________________________________________ Под руководством методиста_________________________________________ Адрес учебного заведения ___________________________________________ Директор учебного заведения ________________________________________ Телефон ___________________________________________________________ Список учащихся
Расписание уроков
Индивидуальный план работы студента
Посетить не менее ________уроков, провести не менее _______уроков, из них зачетных ___________ Руководитель
Основой для разработки плана внеклассной работы студента является план работы классного руководителя. План внеклассной работы может включать в себя следующие разделы:
Отчет студента о педагогической практике Подпись студента Отзыв об учебной и воспитательной работе студента Методист по предмету Руководитель практики Учебная работа по предмету:
Воспитательная работа с учащимися класса (группы)
Выводы об организации и результатах педагогической практики, предложения по ее совершенствованию. Приложение №2 Примерная схема урока
Приложение №3 План открытого урока
К открытому уроку предоставляется характеристика учащегося и развернутый план урока. Приложение №4 Примерный план характеристики
Приложение №5 Вокально-хоровые упражнения Каждое хоровое занятие хорошо начинать с радостного приветствия. Скажите детям просто, спокойно, с улыбкой: «Здравствуйте!» и они ответят вам дружным хором с точно такой же интонацией. В другой раз можно те же слова произнести, например, властно, шёпотом, хитро, грустно и т.д., можно сказать: «Добрый вечер!», «Bonjour», «Hallo» и т.п., и дети, включившись в игру и подражая учителю, ответят, как эхо. И это будет уже не просто приветствие, а первое задание на внимание, собранность и одновременность исполнения, а заодно и первый импульс к оптимистичной и приятной совместной деятельности. В Кандидатском хоре мы гораздо чаще здороваемся «музыкально», превращая приветствие в маленькое вокальное упражнение, которое включает детей в активной процесс хоровой работы. Вот некоторые варианты подобных приветствий: Все дальнейшие упражнения расположены по степени возрастания трудности и усложнения вокально-хоровых задач. 1. Короткие нисходящие мелодии в пределах квинты-сексты, гаммообразные и терцовые по-певки с опорой на устойчивые звуки. Самые простые упражнения на развитие ровного, лёгкого звука, кантилены. Внимание к точному попаданию на первый звук, острому интонированию терцового тона (в мажоре, и, особенно, в миноре), к красивому, слитному звучанию последнего звука. 2. Интонационные тонкости и преодоление ладовой инерции. Внимание к чистоте пения восходящего и нисходящего мажорного и минорного тонического трезвучия, к верному интонированию тона и полутона между V и VI ступенями. 3. Работа над укреплением дыхания и достижения широкого, распевного звука. Смена мелодического движения. Ритмическое разнообразие. 4. а) Расширение диапазона. Смена гаммаобразного и скачкообразного движения мелодии. Внимание к гладкому исполнению переходных нот, к гибкому, плавному пению. б) Развитие лёгкости, подвижности голоса. в) Преодоление слуховой инерции. Хорошая кантилена на чередовании гласных звуков. 5. а) Соединение различных видов мелодического движения. Добиваемся качественного legato при отчётливой интонации в распевании слогов, свободной артикуляция. б) Соединяем две фразы в одну мелодическую линию. Исполняем в спокойном темпе, контролируя активность вдоха и равномерность выдоха поющих. 6. Упражнение на выравнивание регистров, качественную кантилену на широких скачках. Следим за предельно точным интонированием, как ступеней гаммы, так и интервалов. Особое внимание к умению распределять дыхание на всю мелодическую линию. 7. Красивое упражнение секвенционного развития для достижения певучего, округлого, свободно льющегося звука. Контрастное сопоставление штрихов staccato и legato помогает обретению хорошей опоры звука, активности певческого аппарата. Варианты исполнения: В практике распевания для развития музыкальной памяти и особого музыкального чутья детей хорошо практиковать повторение хором небольших мелодий-мотивов вслед за инструментом или пением педагога. Это могут быть как поступенные мелодические линии, основанные на диатонике, так и мелодии с хроматическими проходящими и вспомогательными оборотами, а также с движением мелодии по звукам различных аккордов и неаккордовые скачкообразные сочетания звуков. Главное, чтобы все мелодии были облечены в метроритмическую структуру и воспринимались как некая музыкальная фраза. Петь эти мелодии лучше всего на слог ля. Вот несколько примеров подобных мелодий: Для достижения хорошего ощущения ладовых тяготений полезно время от времени исполнять хором гаммы с полноценным музыкальным аккомпанементом. Поэтому в заключение приводятся варианты гармонизации гамм, заимствованные из сборника С. Крыжановского «Упражнения для распевания». Гаммы можно интонировать на удобные вокальные слоги, исполняя их как вокализы, но очень важно уметь петь их сольфеджио. |