Скачать 0.79 Mb.
|
МОБУ «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа» имени М.Н. Логинова Анализ воспитательной деятельности ОУ за 2011/2012 учебный год Кузнецово 2012
Образование – это единый, целостный процесс воспитания и обучения, и главное – удержать эту целостность во всех видах образовательной деятельности, в том числе и воспитательной. В.А. Сухомлинский писал: «Учение – это один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди множества лепестков, создающих красоту цветка». В воспитании все главное: и урок, и развитие разносторонних интересов вне урока, и взаимоотношение воспитанников в коллективе. Ведь важно не только вооружать учеников знаниями, но и сформировать поведение, воспитывать в них такие личностные качества, как доброта, отзывчивость, уважение к человеку, любовь к позитивным традициям и обычаям, а также дисциплинированность, трудолюбие, готовность трудиться честно и с душой. В соответствии с Концепцией воспитательной работы школы педагогический коллектив осуществлял процесс воспитания как целенаправленное управление развитием личности обучающихся, их сознанием, чувствами, поведением – т. е. специально спланировал воздействие на личность обучающихся с целью воспитания значимых социальных свойств личности, которые формировались в учебное и внеурочное время. Главной целью воспитательной работы в контексте компетентностного подхода МОБУ «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа» имени М.Н. Логинова было: формирование физически и нравственно здоровой личности, образованной, культурной, готовой к дальнейшему развитию, самосовершенствованию и самореализации, чётко осознающей свои права и обязанности, способной реализовать себя в социуме. Руководствуясь этой целью, педагогический коллектив ОУ старался создать для обучающихся условия, способствующие максимальному раскрытию их личностного потенциала, развитию их интеллектуальных творческих качеств. Также была продолжена работа по повышению мотивации школьников к самореализации и личностным достижениям. В основе реализации поставленной цели находился механизм системы традиций, которые совершенствуются на протяжении всего существования образовательного учреждения. Основными направлениями воспитательной деятельности школы являются следующие:
Творческая и воспитательная деятельность ученического и педагогического коллективов в 2011/2012 учебном году была посвящена Году российской истории. Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи воспитательной деятельности, которые, на наш взгляд, являлись наиболее актуальными и выполнимыми:
Задача по укреплению и совершенствованию школьных традиций осуществлялась через систему традиционных мероприятий, включающих в себя следующие: Сентябрь День знаний Урок гражданственности Конкурс осенней композиции «Фантазии сентября» «Посвящение в первоклассники» Акция «Неделя пятёрок» Октябрь День дублёра Осенний бал «Посвящение в старшеклассники» Ноябрь День памяти Героя Советского Союза М.Н. Логинова Семейная спортивная игра «Next» Акция «На добрую память родной школе» Декабрь Конкурс семейных стенгазет Январь Фестиваль «Рождественская звезда» Февраль Месячник военно-патриотического воспитания
Март Месячник детского творчества
Апрель Месячник экологического воспитания
Май Вахта памяти
Положительный результат: 1. Воспитательная работа в рамках школьных традиций систематизирует работу педагогического коллектива в данном направлении.
Проблемное поле: 1. Недостаточное материально-техническое обеспечение для полноценной организации массовых мероприятий, отсутствие актового зала. 2. Ограниченность во времени при организации и проведении массовых мероприятий в связи с расписанием движения школьного автобуса. 3. Пассивность родительской общественности. Возможные пути решения проблем: 1. Использование возможностей актового зала Кузнецовского центра культуры и досуга. 2. Привлечение родителей к участию в традиционных школьных мероприятиях. Задача по воспитанию патриотизма и гражданственности обучающихся реализовывалась на основе школьных целевых Программ «Помним всех поимённо» и «Школа – наш дом». Воспитание духовно-нравственных основ и толерантности, чувства собственного достоинства, культуры жизненного самоопределения, планетарного мышления, патриотизма, гражданской ответственности в соответствии с героическими традициями старших поколений – взаимосвязаны между собой. Решение этой задачи осуществлялось через реализацию плана творческой деятельности обучающихся 1-11 классов, плана работы педагогического коллектива по патриотическому, духовно-нравственному и экологическому воспитанию, через деятельность библиотеки и исследовательскую проектную деятельность педагогов и школьников. Одним из приоритетных направлений воспитательной работы в школе было и остаётся – сохранение в памяти подрастающего поколения великого подвига народа в Великой Отечественной войне. Этому способствовала реализация школьного долгосрочного исследовательского проекта «Этих дней не смолкнет слава» (рук. учитель истории Степанова Н.Ф.). В рамках проекта была проведена исследовательская работа по темам «Они защищали Родину» (9-11) (об учителях школы военных лет) и «Герои «горячих точек»» (5-8) Во 2-м полугодии в школе стартовал проект «Внимание, ветеран!» (рук. учитель информатики Копанева Н.Н.). Проект включал в себя поисковую и исследовательскую деятельность, приуроченную к Году истории России и к Дню Победы (уроки Мужества; встречи с ветеранами войны и тыла; викторины; смотр строя и песни; участие в различных конкурсах, посвящённых знаменательным датам; акция «Письмо воину»). Заключительным этапом работы над проектами стала традиционная Вахта Памяти, в рамках которой прошли:
Любовь к своей земле, ко всему живому на ней является очень важным ориентиром в воспитании патриотических качеств детей. Важнейшей задачей экологического воспитания и образования является как теоретическое освоение знаний о природе, её ценностях, проблемах и путях их решения, так и развитие планетарного мышления обучающихся. Экологическое воспитание в нашей школе осуществлялось на основе модифицированной программы образования детей «Мы – одна семья на планете Земля», которая предполагает развитие у обучающихся таких качеств как доброта, милосердие, бережное отношение к природе, любовь к окружающему миру, ответственность за сохранение планеты для наших потомков. Работа в этом направлении включала в себя:
Краеведческую работу в школе возглавлял отряд ДО «Бригантина» «Поиск» под руководством учителя марийского языка Окуневой З.И. Учитель и обучающиеся обобщили материал по теме «Л.И. Яперова – заслуженный деятель культуры РМЭ», провели презентацию проекта «Наши национальные герои» с приглашением родных и друзей Л.И. Яперовой (нар. артистка РМЭ С. Сушкина) Работа школьной библиотеки проводилась в соответствии с утверждённым планом библиографических уроков и внеурочных мероприятий ( конкурсы рисунка; викторины по страницам прочитанных книг; тематические выставки к памятным и историческим датам; День детской книги). Результаты анкетирования школьников по патриотическому воспитанию, а также анкета «Школа глазами обучающихся» показали, что наши воспитанники любят и ценят свою школу, гордятся её прошлым и настоящим, уважают её традиции, интересуются историческим, культурным и природным наследием своей страны и народа. Положительный результат: обобщение исторического материала для создания школьного музея. Проблемное поле: создание школьного музея. Возможные пути решения проблем: 1. Активизация поисковой работы с привлечением учителей-историков, родителей через внедрение новых форм (операция «Чердак», «В бабушкином сундучке» и др.) 2. Поиск спонсорских средств создания материальной базы школьного музея. Задача по воспитанию у обучающихся духовно-нравственных основ, толерантности и чувства собственного достоинства решалась через реализацию школьных целевых программ воспитания «Закон и порядок» и «Школа – наш дом», через работу кружка православной культуры «Лучики», преподавание курса «Основы православной культуры и светской этики», работу Комиссии по профилактике правонарушений, реализацию плана работы школы по профилактике правонарушений и правовому воспитанию обучающихся. Мы старались осуществлять воспитание социально активной личности, способной к конструктивному общению и самоутверждению. Определяющий фактор процесса формирования личности – социализация, вхождение в жизнь общества. Именно поэтому обучающимся прививались образцы нормативного поведения, т.е. шёл процесс приобщения школьников к общечеловеческим ценностям. Важным фактором воспитательной деятельности была профилактическая работа по предупреждению табакокурения, наркомании, токсикомании, алкоголизма, занятий проституцией. Проведено: 4 тематических заседания Комиссии по профилактике правонарушений с привлечением родительской общественности:
4 плановых рабочих заседания Комиссии и 9 плановых дней профилактики с привлечением инспектора ПДН Н.Г. Макаровой и участкового инспектора А.А. Васильева Нами осуществлялась связь с неблагополучными семьями, находящимися в социально опасном положении при поддержке КДН района и сельской администрации. Успешно прошли в школе акции «Мы против курения и алкоголя!» и «Красная ленточка», включившие в себя конкурсы презентаций по темам: «Курение – медленная смерть», «СПИД не спит!», распространение листовок. В школе планомерно проводились уроки культуры, этики и этикета. В соответствии с Приказом МВД по Республике Марий Эл № 463/890 от 29.12.2009 г. и типовым Положением о порядке взаимодействия сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел с ОУ по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних - обучающихся ОУ, находящихся в социально опасном положении, на внутришкольном учёте и учёте ИДН ОВД состояло 4 обучающихся. К сожалению, зарегистрированы случаи правонарушений, противоправных действий и преступлений со стороны 1 обучающегося (Троегубова П. 9 класс). Решением районной КДН и с согласия родителей подросток переведён на семейную форму обучения. По итогам учебного года с учёта сняты 2 обучающихся 9 класса (Соколов А., Газизов.А.). В употреблении алкоголя и наркотиков обучающиеся ОУ не замечены.. Не зарегистрировано случаев жестокого обращения с детьми. Из ОУ не отчислен ни один обучающийся. Динамика «группы риска»
Внеклассная работа по предупреждению безнадзорности, правонарушений, алкоголизма, табакокурения, ВИЧ – СПИДа, а также по воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения являлись логическим продолжением уроков, на которых учителя – предметники уделяли внимание этим вопросам. В течение учебного года проводился мониторинг результативности организации работы в этом направлении. На основании анализа анкет обучающихся 9-11 классов «Что ты знаешь о наркотиках?», «Алкоголь, сигареты, наркотики – путь в никуда» установлено, что школьники на 95, 4% информированы по этим вопросам и адекватно реагируют на них. |