Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/9
Дата публикации06.05.2014
Размер1.05 Mb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Культура > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Департамент образования Белгородской области

ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования»

Информационно-аналитический отчет по итогам социологического исследования «Состояние духовно-нравственного образования и воспитания»

(3 этап)

в рамках реализации проекта «Система управления духовно-нравственным воспитанием в образовательной среде» долгосрочной целевой программы

«Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области на 2011-2013 годы»

Белгород 2013

Отчет подготовлен:

Пересыпкина А.В., заведующая лабораторией духовно-нравственного образования ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования», кандидат социологических наук, доцент кафедры истории и обществоведческих дисциплин

Алехин В.П., старший методист лаборатории духовно-нравственного образования ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования», старший преподаватель кафедры истории и обществоведческих дисциплин

Информационно-аналитические материалы исследования позволят управленцам в сфере образования разрабатывать и принимать эффективные решения по совершенствованию региональной системы духовно-нравственного образования и воспитания детей и молодежи, развивать социальное партнерство с представителями научных и творческих союзов, ветеранских, молодежных и других общественных организаций, с духовенством Русской Православной Церкви.
СОДЕРЖАНИЕ


Общая характеристика исследования

5

Концепция 3 этапа репрезентативного социологического исследования в области духовно-нравственного образования и воспитания обучающихся

6

Программа 3 этапа репрезентативного социологического исследования в области духовно-нравственного образования и воспитания обучающихся

17

Первое направление исследования «Выявление и анализ отношения обучающихся и их родителей к духовно-нравственному образованию и воспитанию в общеобразовательных учреждениях области»

23

Второе направление «Выявление и анализ состояния муниципальных систем духовно-нравственного воспитания» (анкетирование руководителей муниципальных управлений образования Белгородской области - экспертов)

60

Заключение

81

Рекомендации

90

Приложения

93

1. ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось по инициативе департамента образования, культуры и молодежной политики области в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области на 2011-2013 годы», утвержденной постановлением правительства Белгородской области от 23 октября 2010 г. № 345-пп.

Цель исследования – анализ состояния духовно-нравственного образования и воспитания на территории области.

В ходе исследования предполагалось решить следующие задачи:

- выявление и анализ отношения обучающихся общеобразовательных учреждений области к духовно-нравственному образованию и воспитанию;

- выявление и анализ отношения родителей обучающихся к духовно-нравственному образованию и воспитанию в общеобразовательных учреждениях области;

- выявление и анализ состояния муниципальных систем духовно-нравственного воспитания и образования обучающихся.

КОНЦЕПЦИЯ 3 ЭТАПА РЕПРЕЗЕНТАТИВНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные составляющие действующей системы образования. Следствием этого стала деструктивная и разрушительная с точки зрения развития личности, семьи и государства, совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному).

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много, и одна из них – абсолютная деидеологизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён» и исчезновению чувства сопричастности истории своей родины. Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становясь причиной снижения критериев нравственности и даже угрожая психологическому здоровью человека. Бороться с этим пагубным влиянием необходимо всем просвещенным членам общества, особенно тем, которые имеют возможность оказывать непосредственное воздействие на подрастающее поколение – учителям, психологам, воспитателям.

В систему «духовно-нравственного образования» (термин – не общепринятый в педагогической теории, но широко используемый в педагогической практике) включают общеобразовательные учреждения, в которых осуществляется преподавание основ православной культуры (предмета «Православная культура» в Белгородской области); духовно-просветительские центры разных типов и видов, выполняющие информационную, просветительскую, методическую, досуговую функции, другие православные учреждения. Через данные институты на основе социального партнерства с РПЦ, местными благочиниями, учреждениями культуры, местными организациями решаются педагогические задачи в региональной системе духовно-нравственного воспитания.

Перед общеобразовательным учреждением ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственного облика, поведения, качеств характера, нравственной позиции.

В России духовно-нравственное воспитание традиционно способствовало становлению нравственных качеств личности на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, осознания своего места в нем.

В настоящее время Белгородская область накопила значительные ресурсы для выхода на качественно новый уровень своего развития по части создания эффективной системы духовно-нравственного образования и воспитания. Значительную организационную работу по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи проводит областной Координационный совет, возглавляемый губернатором Белгородской области Е.С. Савченко, а также рабочая группа, созданная при аппарате губернатора области. Их усилиями была разработана концепция программы «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области». Концепция призвана способствовать восстановлению духовного, нравственного и интеллектуального потенциала каждого жителя Белгородской области как носителя русской культуры и базируется на принципе равной заинтересованности всех ведомств. На базе концепции была разработана областная программа «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области на 2007-2010 годы», которая была успешно реализована на территории Белгородской области, результатом чего стало Постановление Правительства Белгородской области от 23 октября 2010 г. №345-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области» на 2011-2013 годы». Данная программа действует в настоящее время и определяет цели, задачи и направления совершенствования организации духовно-нравственного воспитания, а также первоочередные меры, связанные с развитием системы духовно-нравственного воспитания населения на основе согласования и своевременной координации организационно-управленческих решений и действий различных ведомств и организаций.

Правовой основой духовно-нравственного воспитания на современном этапе являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании», «О воинской обязанности и военной службе», № 122-ФЗ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» от 16 февраля 2001 г., № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г., постановление губернатора Белгородской области № 224 от 9 декабря 2004 г. «О мерах по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи», другие нормативно-правовые акты Российской Федерации и Белгородской области, касающейся вопросов духовно-нравственного воспитания и образования обучающихся.

Чтобы объединить усилия органов власти, различных ведомств и организаций, скоординировать и направить их работу на все социальные и возрастные группы, семью, нужна единая региональная политика в области духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области и соответствующая этой политике региональная система духовно-нравственного воспитания и просвещения населения, способная консолидировать и координировать эту многоплановую работу.

Создание такой системы обязательно предполагает консолидацию деятельности всех органов исполнительной власти области, научных и образовательных учреждений, общественных организаций и объединений.

С этой целью в Белгородской области в соответствии с постановлением губернатора области № 224 от 9 декабря 2004 г. «О мерах по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи» организован Координационный совет по духовно-нравственному воспитанию, распоряжением заместителя губернатора области - руководителя аппарата губернатора области от 5 августа 2005 г. № 89 сформирована рабочая группа по рассмотрению вопросов духовно-нравственного воспитания.

Система духовно-нравственного воспитания и просвещения включает в себя соответствующие государственные и муниципальные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс конкретных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию населения Белгородской области.

Система духовно-нравственного воспитания и просвещения охватывает все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, учебных заведений, трудовых и иных коллективов и заканчивая высшими органами власти региона. Она предполагает организацию мероприятий духовно-нравственной направленности как на региональном и муниципальном уровнях, в отдельных коллективах, так и проведение индивидуально-воспитательной работы с отдельно взятой личностью.

Ведущее место в системе духовно-нравственного воспитания занимает семья, которая являясь ячейкой общества, несет традиции, обычаи и предания. В семье начинается процесс духовно-нравственного воспитания личности, который в дальнейшем продолжается в образовательно-воспитательных, трудовых, воинских коллективах, культурно-просветительских учреждениях, в общественных организациях.

В системе духовно-нравственного воспитания важнейшей составляющей является массовая работа, организуемая и проводимая на постоянной основе государственными органами при активном участии средств массовой информации, представителей научных и творческих союзов, ветеранских, молодежных и других общественных организаций, Русской Православной Церкви.

Система духовно-нравственного воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы духовно-нравственного воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах Белгородской области и Российской Федерации в целом.

Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи является одной из важнейших стратегических задач, поставленных губернатором и правительством Белгородской области перед системой образования. В течение ряда лет в нашем регионе ведется планомерная работа по формированию целостной системы духовно-нравственного воспитания школьников, основными направлениями которой является:

- воссоздание национально-культурного компонента и обновление содержания социально-гуманитарного образования с учетом запросов и потребностей участников образовательного процесса и их родителей;

- интеграция традиционного содержания различных областей знания и мировосприятия личности;

- разработка программ взаимодействия школы, семьи и культурно-образовательных учреждений, отражающих культурно-исторические и национальные особенности Белгородской области, по созданию единого воспитательного пространства.

В рамках реализации программы в Белгородской области развивается и совершенствуется сеть духовно-просветительских центров, основное назначение которых – духовно-нравственное воспитание населения путем создания социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные ценности отечественной культуры. Основу мероприятий духовно-просветительских центров составляет определение конкретных целей и задач духовно-нравственного воспитания, моделирование воспитательного пространства области в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, взаимодействие семьи и социальных институтов.

Объединение ресурсных и кадровых возможностей духовно-просветительских центров направлено на воспитание и образование всех категорий населения. Лучшие из центров уже обеспечивают реальное сетевое взаимодействие социальной инфраструктуры области.

В настоящее время в области действуют около 80 духовно-просветительских центров, в том числе:

48 – созданы на базе средних общеобразовательных школ (преимущественно это сельские школы);

9 – открыты при районных управлениях образования (Борисовский, Валуйский, Волоконовский, Красногвардейский, Краснояружский, Новооскольский, Ракитянский, Ровеньской, Старооскольский районы);

2 – созданы на базе учреждений дополнительного образования (ДДТ –Алексеевский район, МОУ ДОД «Станция юных натуралистов» – с. Веселая Лопань, Белгородский район);

4 – открыты по инициативе Белгородской и Старооскольской Митрополии (Духовно-просветительский центр во имя святителя Иоасафа Белгородского (г. Белгород), Образовательно-методический центр «Преображение» (г. Белгород), Духовно-просветительский центр во имя святителя Иоасафа Белгородского (г. Грайворон), духовно-просветительский Центр во имя архимандрита Серафима (Тяпочкина) (пос. Ракитное);

1 – создан по инициативе Управления культуры (Центр духовного просвещения на базе центральной библиотеки г. Короча).

Руководителями центров зачастую являются работники образования. На эти центры в основном и ложится вся ответственность за воспитание подрастающего поколения.

Исходя из выше сказанного, большая часть духовно-просветительских центров создана на базе сельских школ. Школа в селе – это средоточие всей общественной жизни, поэтому Центр, созданный на базе сельской школы, ориентирован на развитие личности и удовлетворение образовательных и культурных потребностей различных категорий сельского населения. Центр включает в образовательный процесс все субъекты сельского социума и является инициатором и координатором работы по преобразованию села. Центр на селе обладает самым крупным коллективом наиболее образованных людей, в современных условиях села, он оказывает консультационную, медико-психологическую, педагогическую и юридическую помощь детям, подросткам, будущим супругам, семьям, жителям, оказавшимся в кризисных ситуациях.

Деятельность духовно-просветительских центров можно разделить на две составляющие: теоретическую и практическую. Теоретическая деятельность преимущественно направлена на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников по организации обучения и духовно-нравственного воспитания:

– разработка методических рекомендаций по преподаванию предмета «Православная культура», мониторинг качества преподавания;

– подготовка и проведение районных конференций, обучающих семинаров и семинаров-практикумов для различных категорий педагогических работников;

– организация курсов повышения квалификации учителей православной культуры;

– изучение и обобщение опыта работы педагогов и руководителей образовательных учреждений по организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;

– подготовка и публикация статей по проблемам духовно-нравственного воспитания в периодической печати.

Оценка результативности духовно-нравственного воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которая включает целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер; научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия; широту охвата объектов воспитания.

Основным критерием результативности является уровень духовной культуры, как отдельной личности, так и населения Белгородской области в целом, проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно значимом поведении и деятельности. Результатами функционирования системы духовно-нравственного воспитания должны стать духовный и культурный подъем, снижение остроты духовно-нравственного кризиса в регионе, активизация духовно и культурного сознания населения, повышение уровня нравственной воспитанности детей и

подростков.

Вместе с этим, на сегодняшний день педагогическая и научная общественность выделяет ряд проблем в реализации духовно-нравственного воспитания на традиционной православной основе, в частности:

1. Отсутствие разработанной методологии преподавания православной культуры, ее искусственное сужение только до вероучительных аспектов.

2. Отсутствие в стране системы общественного духовно-нравственного воспитания, а также четко структурированного культурологического учебного курса (включающего рассмотрение всех компонентов православной культуры) для разных уровней системы образования.

3. Проблема ограниченной представленности традиционной культуры в современном обществе: его идеологической, научной, художественной, бытовой сферах. Высокая степень секуляризованности современной массовой культуры.

4. Разрушение традиционного уклада жизни: основанных на православном мировосприятии обычаев, традиций, отношений, правил доброй и благочестивой жизни, традиционного распорядка дня, недели, года.

5. Проблема малого числа подлинных носителей традиционной православной культуры, что связано с недостаточностью живого духовного опыта, отсутствием систематического культурологического и богословского образования даже в православной среде.

6. Неподготовленность (мотивационная, эмоциональная, интеллектуальная) большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры. Как следствие - необходимость осуществления системы просветительских мер по подготовке общества к реализации православно-ориентированных педагогических программ.

7. Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата традиции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Как следствие - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

8. Отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, Православной Церкви, государственных и общественных структур.

9. Кадровая проблема. Недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания на традиционной основе. Как следствие – необходимость организации специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

10. Политическая проблема: государство, призванное выполнять важную функцию в духовно-нравственном просвещении и воспитании, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять духовно-нравственную сферу суррогатами и продуктами западной массовой культуры.

11. Экономическая проблема. В то время как огромные деньги тратятся на внедрение различных программ либерального характера, нет средств на разработку и создание учебно-методической и информационной продукции по традиционному духовно-нравственному воспитанию, преподаванию основ православной культуры; на духовно-нравственное просвещение населения и подготовку педагогов.

12. Управленческая проблема. До сих пор нет цельной программы по духовно-нравственному воспитанию в масштабах страны или региона, не сформулированы четкие цели и задачи, не обозначены приоритеты, отсутствуют соответствующие органы управления, организационно-экономические механизмы реализации духовно-нравственного воспитания на государственном и муниципальном уровнях.

Является очевидным, что к настоящему времени в этой области назрел ряд противоречий, например, между:

- открывшимися в ходе российских социально-экономических и политических реформ новыми возможностями и нарастанием негативных явлений в общественной среде (усиление криминогенности общества, рост преступности, насилия, открытая пропаганда распущенности нравов)

- необходимостью усиления внимания со стороны государства и общества к проблемам воспитания и ослаблением воспитывающей функции школы;

- традиционными для России гуманистическими ценностями и новыми ценностными приоритетами молодежи, связанными с усилением индивидуализма и прагматизма;

- поиском новой системы ценностей, адаптированной к современным условиям, и педагогической невостребованностью ценностей абсолютных (общечеловеческих, христианских);

- потребностью педагогической практики в научном осмыслении инновационных процессов, происходящих в современной школе, и недостаточным количеством научных исследований, охватывающих весь спектр актуальных педагогических проблем, в том числе проблем духовно-нравственного воспитания и духовно-нравственного образования.

Безусловно, проблема усугубляется отсутствием достаточного количества фундаментальных исследований в данной области, которые учитывали бы региональный аспект духовно-нравственного образования и воспитания обучающихся Белгородской области.

Исследования, связанные с выявлением роли и места религии в обществе, отношения учащихся, учителей, экспертов к преподаванию Православной культуры проводилось в Белгородской области в 2005, 2007, 2008 годах, результаты которых опубликованы в учебно-методическом пособии «Православный модуль Белгородчины в рамках Федерального образовательного стандарта предмета «Духовно-нравственная культура» (Белгород, 2008.)

В 2007 году было проведено исследование (Белгородским государственным технологическим университетом, рук. – Реутов Н.Н., старший преподаватель кафедры социологии) среди педагогов Белгородской области (153 человека и экспертный опрос – N =37), которые пришли к выводу о необходимости интеграции конфессионально-ориентированной модели религиоведческого образования в общеобразовательной школе. Были выявлены трудности, связанные с неготовностью обучающихся, педагогов к изучению и преподаванию предмета «Основы православной культуры».

В апреле 2008 г. группой специалистов социально-теологического факультета и Института государственно-муниципального управления БелГУ было проведено социологическое исследование «Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области». Оно проводилось методом анкетного опроса учащихся 9-х и 11-х классов городских, поселковых и сельских школ, родителей учащихся и учителей. Исследованием была охвачена вся Белгородская область. Данная работа проводилась, прежде всего, для определения учебно-воспитательного эффекта преподавания «Православной культуры», выявления восприятия учащимися православных ценностей, т.е. определялся контекст понимания предмета учащимися, их родителями и учителями.

В апреле-июне 2011г. (1 этап) и апреле-июне 2012 г. (2 этап) ГОУ ДПО «Белгородским региональным институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» было проведено социологическое исследование по изучению состояния практики преподавания предмета «Православная культура» в образовательных учреждениях Белгородской области, а также выявление мнения учителей и экспертов муниципальных методических служб, курирующих духовно-нравственное воспитание, по вопросам учебно-методического, кадрового, ресурсного обеспечения муниципальных систем духовно-нравственного воспитания, т.е. осуществлен пилотажный мониторинг качества педагогического процесса духовно-нравственной направленности, который будет проводиться ежегодно с 2011 по 2013 год.

1 этап репрезентативного социологического исследования «Состояние духовно-нравственного образования» осуществлен в период с ноября 2011 г. по январь 2012 г.

2 этап репрезентативного социологического исследования «Состояние духовно-нравственного образования» реализован в период с октября по декабрь 2012 года.

3 этап репрезентативного социологического исследования «Состояние духовно-нравственного образования» исполнен в период сентябрь-ноябрь 2013 года.

Актуальной задачей управления образовательным процессом является не только мониторинг состояния преподавания в школе качества педагогического процесса, но и целостное исследование региональной системы духовно-нравственного образования и воспитания, которая функционирует в следующих направлениях: организационно-управленческом, информационно-просветительском и содержательном.

I. Организационно-управленческие задачи:

нормативно-правовое;

финансово-экономическое;

организационное обеспечение создания и функционирования системы духовно-нравственного образования и воспитания детей и молодежи в регионе.

Управление системой включает в себя координацию действий различных региональных структур: органов законодательной и исполнительной власти, учреждений системы образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, региональным Координационным Советом по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи.

II. Информационно-просветительские задачи:

формирование общественной заинтересованности в реализации духовно-нравственного образования и воспитания;

информирование и просвещение общественности и специалистов региона.

III. Содержательные задачи:

научно-методическое обеспечение;

разработка системы мер по включению духовно-нравственного компонента в:

1) практику семейного воспитания в регионе,

2) региональную систему общественного дошкольного воспитания,

3) систему начального и общего среднего образования детей и подростков,

4) региональную систему дополнительного образования,

5) систему среднего и высшего профессионального образования в регионе;

подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров в области православной культуры и духовно-нравственного воспитания.

Специфика функционирования региональной системы духовно-нравственного воспитания обусловила характер исследования эффективности системы духовно-нравственного образования и воспитания, которое будет проводиться на территории области ежегодно в период с 2011 по 2013 годы по двум направлениям:

первое направление – выявление и анализ отношения обучающихся и их родителей (законных представителей) к духовно-нравственному образованию и воспитанию в общеобразовательных учреждениях области (проведение выборочного анкетирования учащихся 10-11 классов, и их родителей);

второе направление - выявление и анализ состояния муниципальных систем духовно-нравственного воспитания (анкетирование руководителей муниципальных управлений образования Белгородской области).

В рамках первого направления – 1 этапа исследования мониторингом были охвачены обучающиеся 10-11 классов общеобразовательных учреждений области (число обучающихся согласно выборке), что составило 1072 школьник 10 классов и 869 – 11 классов (всего 1941). Кроме того, были опрошены 1941 родитель (законный представитель обучающихся);

– 2 этапа мониторингом были охвачены обучающиеся 10-11 классов общеобразовательных учреждений области (число обучающихся согласно выборке), что составило 891 школьник 10 классов и 752 – 11 классов (всего 1643). Кроме того, были опрошены 1643 родителя (законного представителя обучающихся);

– 3 этапа мониторингом были охвачены обучающиеся 10-11 классов общеобразовательных учреждений области (число обучающихся согласно выборке), что составило 593 школьника 10 классов и 889 – 11 классов (всего 1482). Кроме того, были опрошены 1482 родителя (законных представителя обучающихся).

В рамках второго направления мониторингом были охвачены 22 эксперта из каждого муниципалитета и проведен самоанализ 22 муниципалитетов по вопросам состояния муниципальных систем духовно-нравственного воспитания.

Обработка результатов социологического исследования осуществляясь на основе информационных технологий с использованием структурного, сравнительного, факторного анализа, группировки и типологизации социальных переменных методов, а также методов математической статистики.

Для организации эффективного воспитательного пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, средств массовой информации, традиционных российских религиозных объединений, ибо в современных условиях без социально-педагогического партнёрства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Чем больше социальных партнёров будет вовлечено в процесс реализации духовно-нравственного воспитания учащихся, тем эффективнее будет результат. Несмотря на многообразие партнёрских связей, ведущая же, содержательно определяющая роль в создании духовно-нравственного уклада школьной жизни, несомненно, должна принадлежать субъектам образовательного процесса.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск