ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
VIII ВИДА № 486
109004 г. Москва, Товарищеский пер., д. 3-5 стр.1
Тел./fax (495) 911-33-59
E-mail: school486@mail.ru
www.myschool486.narod.ru
«Согласовано»
Руководитель МО
________________ФИО Протокол № ___ от
«____»___________20__г.
| «Согласовано»
Заместитель директора
школы по УВР
_________________ ФИО «____»____________20__ г.
| «Утверждаю»
Директор ГБОУ СКОШ №__ ___________________ФИО Приказ № ___ от «___»____2013г.
|
Рабочая программа по лепке, рисованию и ручному творчеству
для 4 -а класса
Автор – составитель:
учитель 4-а класса
Дмитриева Наталия Викторовна
Москва, 2013
Содержание программы
Пояснительная записка.
Содержание программы по предмету «Лепка, рисование, ручное творчество».
Требование к уровню подготовки учащихся.
4. Календарно - тематическое планирование.
5. Формы и средства контроля.
6. Учебно–методические средства обучения.
Пояснительная записка
Предлагаемая программа по предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» в 4 «А» классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида направлена на формирование у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью начальных классов первоначального трудового опыта.
Программа трудового обучения предусматривается проведение уроков на основе использования различных видов поделочных материалов. Преимущество отдается работе с бумагой и картоном, а знания и первоначальные навыки, которые приобретают учащиеся с нарушением интеллекта при работе с бумагой, закрепляются на других материалах, изделиях.
Программа предусмотрены следующие виды работы:
Рисование:
рисование по образцу (готовому изображению);
рисование на заданные темы;
декоративное рисование.
Лепка:
лепка объёмного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) по образцу;
лепка на тему;
лепка декоративной композиции.
Ручное творчество:
работа с бумагой и картоном;
работа с природным материалом
комбинированные работы.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю (1 четверть – 18 часов, 2 четверть – 14 часов, 3 четверть – 20 часов, 4 четверть – 16 часов).
Цель программы по предмету «Лепка, рисование, ручное творчество»: формирование у учащихся первоначального трудового опыта.
Задачи программы по предмету «Лепка, рисование, ручное творчество»:
формирование знаний о материалах, с которыми учащиеся будут работать на уроках;
коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие мелкой моторики рук;
обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;
формирование организационных умений и навыков, в том числе по организации рабочего места;
выполнение учащимися различных заданий (аппликация, рисование, лепка);
развитие умений ориентироваться в задании;
развитие умения анализировать образцы и их графическое изображение;
развитие умения сравнивать готовое изделие с образцом, давать словесный отчет о порядке изготовления;
развитие умения ориентироваться в пространстве, правильно размещать на листе изделие.
Содержание
личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым;
формирование у ребенка комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).
Основной формой организации процесса обучения является урок.
Программа предусматривается проведение уроков на основе использования различных видов поделочных материалов. Это пластилин, бумага и картон, природные материалы. Преимущество отдается работе с бумагой и картона.
Уроки способствуют развитию у учащихся правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. У учащихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.
На уроках учащиеся не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. Каждая тема может быть реализована в течение двух – трех уроков. Содержание уроков планируется таким образом, чтобы учащиеся могли один и тот же материал изучить при постепенном его усложнении. В зависимости от возможностей учащийся по мере обучения можно замедлять или увеличивать темп прохождения материала.
Рисование точек, штрихов кистью разной ширины: «Идет дождь», «Снег», «Падают листья» и др.
Раскрашивание кистью разной ширины, губкой движениями листа бумаги с последующими его использованием, например для аппликации: зеленый цвет – «Луг», «Полянка»; синий цвет – «Небо», «Река» и т.п.
Рисование вращательным движением кистью, карандашом: «Клубочки», «Моточки» и др. с предварительным выполнением движения в воздухе для создания их ритмического рисунка.
Создание узоров и изображений предметов из геометрических фигур, нарисованных по трафаретам («Коврики», «Снеговик», «Грузовик» и др.).
Рисование деревьев, имеющих различные по толщине стволы и различные внешние признаки.
Тематическое рисование красками, карандашами: «Праздничный салют», «Листопад», «Новогодняя елка», «Лето», и т.п.
Аппликация из готовых геометрических фигур: «Разноцветные мячи», «Поезд» и др.(индивидуальная и коллективная).
Аппликация из чередующихся геометрических фигур и других элементов (по цвету, форме, величине) на листе, в полоске, в круге.
Лепка предметов разной формы: «Овощи», «Фрукты» и т.п.
Лепка предметов, состоящихся из нескольких частей: снеговик, мишка, заяц и др.
- Аппликация из природного материала: «Листопад», Бабочка» и др.
Декоративное рисование.
На уроках декоративного рисования с помощью учителя дети рисуют простейшие узоры в полосе, квадрате, круге и т.д. Учатся также различать цвета, по возможности красиво сочетать их, рисовать орнаменты в определенной последовательности.
Рисование на темы.
На уроках рисования на темы входит изображение явлений окружающей жизни и игрушек. Учащиеся изображают очень простые по форме предметы, и раскрашивают их.
Лепка.
Закрепить навыки обращения с материалом и выполнения определенных правил при работе с ним.
Закрепить навыки: раскатывания прямыми и круговыми движениями между ладонями; сплющивания между ладонями.
Ручное творчество.
Выработка умений и навыков работать с бумагой: мять бумагу и разглаживать её ладонью; разрывать произвольно; отрывать небольшие кусочки.
Изготовление изделий из готовых форм. Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты освоения программы по предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» должны отражать:
формирование чувства гордости за свою семью, за школу, за Родину;
формирование ценностей многонационального российского общества;
формирование социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии народов и культур;
формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
овладение навыками адаптации в окружающем мире;
развитие мотивов учебной деятельности;
развитие элементарной самостоятельности;
развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
Метапредметные результаты освоения программы по предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» должны отражать:
овладение способностью принимать и удерживать цели и задачи учебной деятельности;
формирование умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
умение договариваться при распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих;
овладение базовыми предметными понятиями;
Предметные результаты освоения программы по предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» должны отражать:
понимать красоты как ценность;
эстетическое отношение к миру;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности;
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
1 уровень
«Знать/понимать»
должен знать основные цвета;
правила работы с краской, пластилином, клеем, карандашом, ножницами;
правильно сидеть за партой, правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой, правильно держать при рисовании карандаш, кисть;
ориентироваться на изобразительной плоскости: середина, край листа бумаги;
подготавливать к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место;
обводить карандашом шаблоны несложной формы, пользоваться трафаретом;
- закрашивать цветными карандашами, соблюдая контуры; рисовать сразу кистью;
подготавливать к работе пластилин; использовать приёмы лепки: раскатывание комка кругообразными движениями между ладонями до образования шара; продольными движениями ладоней до образования палочки, отщипывание и т. д.; примазывание отдельных частей при составлении целой формы;
в аппликации использовать приёмы: аккуратное наклеивание;
использовать в общении правил вежливости, адекватно реагировать на обращение педагогов.
«Уметь»
участвовать в разных формах работы в классе;
узнавать, называть геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения;
умение изготавливать детали для себя и своего товарища;
соблюдать правила гигиены и правила техники безопасности;
владеть инструментами и приспособлениями;
умение понимать указания учителя и самостоятельно или с помощью учителя выполнять следующие обработочные операции;
уметь с помощью учителя выполнять сборочные операции (с опорой на образец и предварительную разметку).
2 уровень
«Знать/понимать»
невозможность устных ответов в связи с системным недоразвитием речи при умеренной и тяжелой умственной отсталости;
должен понимать основные цвета (совместно с учителем, по подражанию);
понимать правила работы с краской, пластилином, клеем, карандашом (совместно с учителем, по подражанию);
правильно сидеть за партой, правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой, правильно держать при рисовании карандаш, кисть (совместно с учителем, по подражанию);
ориентироваться на изобразительной плоскости: середина, край листа бумаги (совместно с учителем);
подготавливать к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место (совместно с учителем, по подражанию);
обводить карандашом шаблоны несложной формы, пользоваться трафаретом (совместно с учителем, по подражанию);
различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения (совместно с учителем, по подражанию);
закрашивать цветными карандашами, соблюдая контуры; рисовать сразу кистью (совместно с учителем, по подражанию);
узнавать, называть геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал (совместно с учителем, по подражанию);
подготавливать к работе пластилин; использовать приёмы лепки: раскатывание комка кругообразными движениями между ладонями до образования шара; продольными движениями ладоней до образования палочки, отщипывание и т. д.; примазывание отдельных частей при составлении целой формы (совместно с учителем, по подражанию);
в аппликации использовать приёмы: аккуратное наклеивание (совместно с учителем, по подражанию).
«Уметь»
участвовать в разных формах работы в классе (совместно с учителем);
соблюдать правила гигиены и правила техники безопасности (совместно с учителем);
владеть инструментами и приспособлениями (совместно с учителем);
уметь с помощью учителя выполнять сборочные операции (с опорой на образец и предварительную разметку).
Календарно - тематическое планирование
I четверть (2ч/н) – 18 часов (понедельник, пятница)
№ п/п
| Наименование разделов
и тем
| Кол-во часов
| Плановые сроки прохождения
| Примечание
| I
| Повторение.
|
|
|
| 1.1
| Краски, кисти. Карандаши. Правила работы с ними. Основные приемы работы с кистью. Организация рабочего места.
| 2 часа
| 2/09
6/09
|
| II
| Рисование
|
|
|
| 2.1
| Рисование красками на тему «Лето».
| 1 час
| 9/09
|
| 2.2
| Ягоды (смородина и крыжовник)
| 1 час
| 13/09
| раскрашивание карандашами и рисование красками
| 2.3
| Фрукты на тарелке.
| 1 час
| 16/09
| рисование красками
| 2.4
| Сбор урожая «Овощи»
| 1 час
| 20/09
| работа с трафаретом
| 2.5
| Листья (желтые, красные и пестрые).
| 1 час
| 23/09
| обводка по шаблону
| 2.6
| Рисование красками на тему «Осенний пейзаж».
| 1 час
| 27/09
|
| 2.7
| Красивый узор в квадрате
| 1 час
| 30/09
|
| III
| Аппликация
|
|
|
| 3.1
| Овощи. Заготовка овощей на зиму.
| 1 час
| 4/10
|
| 3.2
| Фрукты. Сложи яблоки в корзину.
| 1 час
| 14/10
|
| 3.3
| Украсим узором фартук.
| 1 час
| 18/10
|
| 3.4
| Грузовики везут урожай овощей и фруктов (коллективная работа)
| 1 час
|
25/10
|
| 3.5
| Грузовик
| 1 час
| 21/10
|
| 3.6
| Листья летят по ветру.
| 1 час
| 28/10
|
| II четверть (2ч/н) – 14 часов
№ п/п
| Наименование разделов
и тем
| Кол-во часов
| Плановые сроки прохождения
| Примечание
| I
| Рисование
|
|
|
| 1.
| Рисование красками на тему «Поздняя осень»
| 1 час
|
|
| 1.2
| Салфетка (узор в квадрате)
| 2 часа
|
| красками
обводка по шаблону
| 1.3
| Декоративная тарелка (красками)
| 1 час
|
|
| 1.4
| Снеговик (красками)
| 1 час
|
|
| 1.5
| Зима (красками)
| 1 час
|
| на тонир. бумаге
| 1.6
| Новогодние игрушки (хлопушка, шары и т.д.)
| 2 часа
|
| красками и карандашами
| 1.7
| Новогодняя гирлянда из флажков
| 1 час
|
| красками и обводка шаблона
| II
| Аппликация
|
|
|
| 2.1
| Снеговик
| 1 час
|
|
| 2.2
| Снежинка
| 1 час
|
| из полосок
| 2.3
| Пингвины на льдине (коллективная работа)
| 2 часа
|
|
| 2.4
| Снегирь
| 2 часа
|
|
| III четверть (2ч/н) – 20 часов
№ п/п
| Наименование разделов
и тем
| Кол-во часов
| Плановые сроки прохождения
| Примечание
| I
| Рисование
|
|
|
| 1.1
| Зимний узор в квадрате
| 1 час
|
|
| 1.2
| Рисование зимних птиц: снегирь, синица
| 2 часа
|
| раскрашивание
| 1.3
| Рисование по шаблону: свинья
| 2 часа
|
| смеш. краски
| 1.4
| Рисование подарка для мамы и бабушке
| 2 часа
|
|
| II
| Лепка
|
|
|
| 2.1
| Снеговик
| 1 час
|
|
| 2.2
| Птица
| 1 час
|
|
| III
| Аппликация
|
|
|
| 3.1
| Зимующие птицы: снегирь, синица
| 2 часа
|
|
| 3.2
| Подарок мама
| 2 часа
|
|
| 3.3
| Ветка с почками в вазе
| 1 час
|
|
| 3.4
| Узор из цветов и листьев на квадрате и круге
| 2 часа
|
|
| 3.5
| Подводное царство
| 2 часа
|
|
| IV четверть (2ч/н) – 16 часов
№ п/п
| Наименование разделов
и тем
| Кол-во часов
| Плановые сроки прохождения
| Примечание
| I
| Рисование
|
|
|
| 1.1
| Цветы
| 2 часа
|
| обводка шаблона
раскраска
| 1.2
| Звездное небо
| 1 час
|
|
| 1.3
| Подводное царство
| 2 часа
|
| работа с раскраской
| 1.4
| Божья коровка
| 2 часа
|
| шаблон, дорисовка ножек и точек
| 1.5
| Бабочки
| 2 часа
|
| шаблон, краски, карандаш
| 1.6
| Салют победы
| 2 часа
|
|
| 1.7
| Узор в круге
| 2 часа
|
|
| II
| Лепка
|
|
|
| 2.1
| Цветы
| 1 час
|
|
| 2.2
| Рыбка
| 1 час
|
| размазывание пластилина, шаблон
| 2.3
| Божья коровка
| 1 час
|
| размазывание пластилина, шаблон
| 2.4
| Бабочка
| 1 час
|
| размазывание пластилина, шаблон
| 2.5
| Узор квадрат в квадрате
| 1 час
|
| размазывание пластилина
| III
| Аппликация
|
|
|
| 3.1
| Цветы
| 1 час
|
| салфетки
| 3.2
| На лугу (коллективная работа)
| 2 часа
|
|
| 3.3
| Бабочка
| 1 час
|
| мозаика из бумаги
| 3.4
| Божья коровка
| 1 час
|
| мозаика из бумаги
| 3.5
| Цветы
| 1 час
|
| мозаика из бумаги
| Формы и средства контроля
Проверка знаний, умений и навыков необходима для выявления уровня и особенностей познавательной деятельности учащихся. Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными в программе по 5-бальной системе.
Оценивается каждая работа ребенка.
оценка "5" ставится, если вся задания выполняются без ошибок и самостоятельно.
оценка "4" ставится, если при выполнении заданий учеником допускаются 2-3 ошибки или учителем оказывается помощь.
оценка "3" ставится учащимся если вся работа выполнена со вместно с учителем.
Учебно – методические средства обучения
Основная литература:
1. И.М. Бгажнокова. Воспитание и обучение детей и подростков (с тяжелыми и множественными нарушениями развития). М., 2005.
2. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. Л.Б. Баряевой, И.М. Бгажноковой, Д.И.Бойковой, А.П. Зарина. - Псков, 1999.
Дополнительная литература:
Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М., 2003.
Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского.– М., 2006.
Специальная педагогика. / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2001. – 395с.
Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе: социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб., 2005.
Т.В.Кирюшкина. Программа работы по системе М.Монтессори кружка «Умелые ручки» для детей 2 – 6 лет. Санкт - Петербург. 2009.
Е.А.Лутцева, И.И.Колесниченко. Учимся работать самостоятельно. Дидактический материал к урокам труда. 1 класс. – М., 2000.
Наглядный материал:
- образец изделия;
- пооперационно – инструкционная карта;
- мультимедийные презентации.
Раздаточный материал:
- краски акварельные на каждого ребенка;
- кисточки для каждого ребёнка;
- баночки для воды для каждого ребёнка;
- гуашь;
- клей карандаш для каждого ребёнка;
- пластилин для каждого ребёнка;
- альбомы для рисования;
- шаблоны;
- трафареты;
- раскраски;
- карандаши цветные (6 цветов) на каждого ребёнка;
- ножницы с тупым концом на каждого ребёнка;
- доска для труда на каждого ребёнка;
- линейка;
- цветная бумага;
- раздаточные тарелочки. |