Скачать 3.31 Mb.
|
Работа с источником— интересная монографическая работа по теме. Объём большой, но пользуясь содержанием необходимо выбрать фрагмент для подготовки доклада на 5-6 минут. Обратите внимание, со страницы 181 — материал по истории развития НКМ. (Текст сканированный постранично, но страницы в содержании и в тексте не совпадают (?)) Успехов в работе! (Е.Ю.) http://www.philosophy.ru/iphras/library/step1.html Российская академия наук Институт философии В.С.СТЕПИН, Л.Ф.КУЗНЕЦОВА НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА В КУЛЬТУРЕ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Москва, 1994 ББК 20 C-79 Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. C-79 Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994.- 274 с. Научная картина мира рассматривается как одна из важней ших ценностей культуры техногенной цивилизации. Проанализирована структура научной картины мира, ее функции в процессах генерации нового знания и его включения в культуру. Прослежены основные исторические этапы развития научной картины мира. Раскрывается ее роль в современных процессах кросскультурного взаимодействия, поиска новых мировоззренческих ориентиров и стратегий цивилизационного развития как условия преодоления современных глобальных кризисов. Адресована специалистам в области философии, культурологии, методологии и истории науки. №В.С.Степин, 1994 №Л.Ф.Кузнецова, 1994 ISBN 5-201-01853-X №ИФРАН, 1994 Оглавление Введение. Научная картина мира как ценность техногенной культуры.........3 Понятие научной картины мира и ее место в системе развивающегося знания......12 Мировоззрение, философия, научная картина мира.........................12 Понятие научной картины мира как средство методологического анализа 27 Картина мира в системе теоретического и эмпирического знания.................45 Функции научной картины мира в исследовательском процессе...........65 Научная картина мира как исследовательская программа эмпирического поиска.................65 Научная картина мира и стратегии теоретического исследования. Системность функций научной картины мира.................................80 Становление первой научной картины мира 110 Социокультурные предпосылки формирования механической картины мира................................110 Когнитивные факторы в динамике научной картины мира XVII-XVIII столетия....129 Картина мира в структуре дисциплинарно- организованной науки................153 Становление дисциплинарного естествознания и формирование специальных научных картин мира.....153 Рост знаний в дисциплинарно организованной науке. Проблема единства научного знания............176 Постнеклассическая наука: проблема развития современной научной картины мира................................196 Универсальный эволюционизм как основа и стратегия формирования научной картины мира в конце XX столетия....196 Современная научная картина мира и поиск новых мировоззренческих ориентиров цивилизационного развития 226 Заключение. Основые итоги..............250 Библиография...........................256 Введение. Научная картина мира как ценность техногенной культуры Термин "техногенная цивилизация", который использован в названии этой книги, все чаще применяется в современной философской и социологической литературе. Он обозначает особый тип цивилизационного развития, который возник в Европе в эпоху становления раннего капитализма и который часто назы- вают западной цивилизацией по региону ее возникновения. Ей предшествовал исторически первый и более ранний тип цивилизационного развития - традиционное общество. Каждый из этих типов цивилизации реализовывался в многообразии конкретных видов общества. Из выделенных и описанных А.Тойнби двадцати одной цивилизации большинство относилось к традиционным обществам. Древняя Индия и Китай, Древний Египет и государство Майя, славянский и арабский мир в средние века и т.д. - все это образцы традиционных обществ. Этот более древний тип цивилизационного развития сохраняется и после становления техногенной цивилизации. Образцы традиционных обществ можно обнаружить даже в XX столетии; к ним относятся некоторые страны третьего мира, вступающие на путь индустриального развития. После возникновения техногенной цивилизации традиционные общества вступают с ней во взаимодействие и изменяются под ее 4 влиянием. Многие из них были просто- напросто ею поглощены; другие, становясь на путь модернизации, постепенно превращались в техногенные общества, сохраняя определенные черты самобытности. Таков был путь Японии после реформ Мэйдзи, России, Китая, Аргентины и Бразилии в XX веке и т.д. Традиционный и техногенный путь развития довольно радикально отличаются друг от друга. Для традиционных обществ характерны замедленные темпы социальных изменений. Инновации как в сфере производства, так и в сфере регуляции социальных отношений допускаются только в рамках апробированных традиций. Прогресс идет очень медленно по сравнению со сроками жизни индивидов и даже поколений. Виды aдеятельности, средства и цели иногда столетиями не меняются в этих типах цивилизаций. Соответственно в культуре приоритет отдается традициям, канонизированным стилям мышления, образцам и нормам, аккумулирующим опыт предков. Напротив, в техногенной цивилизации темпы социального развития резко ускоряются, экстенсивное развитие сменяется интенсивным. Высшей ценностью становятся инновации, творчество, формирующие новые оригинальные идеи, образцы деятельности, целевые и ценностные установки. Традиция должна не просто воспроизводиться, а постоянно модифицироваться под влиянием инноваций. Главным фактором, который определяет процессы изменений социальной жизни, становится развитие техники и технологии, которые проходят все более спрессованные циклы обновления. Так возникает новый тип 5 развития, основанный на ускоряющемся изменении предметной среды, непосредственно окружающей человека. В свою очередь активное обновление второй природы, в которой протекают жизненные процессы человека, приводит к ускоряющимся трансформациям социальных связей. В техногенной цивилизации научно-технический прогресс постоянно меняет типы общения и формы коммуникации людей. В ней на протяжении жизни одного поколения может радикально трансформироваться система социальных отношений, виды деятельности, их средства и ценностно-целевые структуры. Каждый из типов цивилизационного развития характеризуется особенностями соответствующего ему типа культуры. Эти особенности выражены системой фундаментальных ценностей и мировоззренческих ориентиров, которые могут модифицироваться и варьироваться в различных видах общества, в различных национальных культурах, тем не менее сохраняя ряд общих признаков в качестве глубинного инварианта. Система ценностей и мировоззренческих ориентиров составляет своего рода "культурную матрицу", нечто вроде генома культуры, который обеспечивает воспроизводство и развитие социальной жизни на определенных основаниях. Эта матрица вы- ражена пониманиями того, что есть человек, природа, пространство и время, космос, мысль, человеческая деятельность, власть и господство, совесть, честь, труд и т.п. В этих категориальных смыслах выражена предельно общая система мировоззренческих ориентаций, которая определяет человеческую 6 жизнедеятельность в рамках определенного типа цивилизационного развития. Никакой цивилизации (и как типа социального развития, и как особого вида общества) не бывает вне культуры, как не бывает тела живого организма без свойственной этому организму генетической информации. Поэтому противопоставление цивилизации и культуры может иметь смысл лишь в очень ограниченных контекстах, когда, например, обращают внимание на процессы духовного кризиса и увлечения материально-технической стороной социальной жизни. Однако сами эти кризисы часто предстают не просто как разрушение культуры, а как начало ее преобразований, поиска новой системы культурных ценностей и новых путей цивилизационного развития. Само возникновение техногенной цивилизации было подготовлено рядом мутаций традиционных культур. Первая из них произошла в античную эпоху и была связана с культурой античного полиса который хотя и принадлежал к традиционным обществам, но был особым его видом. Полис породил множество цивилизационных изобретений, но важнейшими предпосылками для будущего прогресса было возникновение теоретической науки и опыт демократической регуляции социальных отношений. В качестве второй значимой мутации в истории традиционных культур, которая впоследствии оказала воздействие на ста- новление техногенной культуры, было возникновение христианской традиции со свойственным ей пониманием человека как со- зданного по образу и подобию Бога, с культом любви к человеко-богу Христу, с 7 трактовкой человеческого разума как малой копии божественного разума, способного понять замысел божественного творения. Синтез достижений античной культуры с христианской культурной традицией в эпоху Ренессанса и последующее развитие этих идей в эпоху Реформации и Просвещения сформиро- вало систему ценностей техногенной цивилизации. В своей совокупности они функционировали как смысложизненные ориентиры, определяющие воспроизводство и динамику этой цивилизации. В качестве наиболее значимых в ней ценностей и смыслов можно выделить: понимание человека как деятельностного существа, противостоящего миру в своей преобразующей деятельности; понимание самой деятельности как креативного, инновационного процесса, направленного на преобразование объектов внешнего мира и обеспечивающего власть человека над объектами; восприятие природы в качестве закономерно упорядоченного поля объектов, которые выступают материалом и ресурсами преобразующей деятельности; ценность ак- тивной самодеятельной личности; ценность инноваций и прогресса; ценность научной рациональности1. Мы, живущие в мире техногенной культуры, привыкли ко всем этим ценностям, воспринимая их как основания и идеалы социального развития. Но человеку традиционного общества они вовсе не показались бы идеалами. Скорее, напротив, ____________________ 1 См., подробнее: Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М.,1992. С.49-54. 8 он никогда не принял бы их в качестве ценностей. В традиционных культурах предназначением человека отнюдь не считалась его деятельность, направленная на преобразо- вание внешних объектов и обстоятельств. Вектор человеческой активности там чаще всего направлен не вовне, а внутрь, на самоконтроль и самовоспитание, обеспечи- вающие адаптацию индивида к социальной среде. Природа понимается здесь как живой организм, а не как обезличенное предметное поле, управляемое объективными законами. В свое время известный философ и науковед М.К.Петров предложил своеобразный мысленный эксперимент: как посмотрел бы человек, воспитанный в системе ценностей традиционной цивилизации, на идеалы новоевропейской культуры. Ссылаясь на работу С.Поуэла "Роль теоретической науки в европейской цивилизации", М.К.Петров приводил свидетельства миссионеров о ре- акции китайских мудрецов на описания европейской науки. "Мудрецы нашли саму идею науки абсурдной, поскольку, хотя повелителю Поднебесной и дано устанавливать законы и требовать их исполнения под угрозой наказания, исполнять законы и подчиняться им дано лишь тем, кто способен эти законы "понять", а "дерево, вода и камни", о которых толкуют мистификаторы-европейцы, очевидно этим свойством "понятливости" не обладают: им нельзя предписывать законы и от них нельзя требовать их исполнения"2. ____________________ 2 Петров М.К. Язык, знак, культура. М.,1991. С.130. 9 Но особо подчеркивал М.К.Петров разительное отличие в понимании личности в новоевропейской и традиционных культурах. Индивид, формирующийся в лоне новоевропейской культуры и социальности, жестко не связан с семейно-корпоративной традицией передачи профессионального и социального опыта. И это было бы воспринято человеком традиционного общества как признак явной ущербности европейца, которому с детства "прививают вздорную мысль о том, что он способен стать всем, и, когда европеец взрослеет, включается в специализированную деятельность, он до конца жизни остается разочарованным чело- веком, носителем несбыточных и, естественно, несбывшихся надежд, озлобления и зависти к ближним, которые, по его мнению, заняты как раз тем, чем лучше их мог бы заняться он сам. Ни в юности, ни в зрелые годы европеец не знает ориентиров собственной жизни, не в состоянии понять ее цели, безрассудно мечется от одной специальности к другой, всю жизнь что-то осваивает..."3. Этот мысленный эксперимент можно продолжить, но уже поменяв систему отсчета, и посмотреть на систему ценностей традиционных культур глазами человека техногенной культуры. Тогда привязанность человека традиционного общества к строго определенным, консервативно |
Фамилия, имя Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные) | Окружающий мир, 4 класс (март-апрель) Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные) | ||
Тема урока: «Мастера печатных дел» Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные) | Окружающий мир, 4 класс Апрель 2013 Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные) | ||
Тесты по окружающему миру 2 класс по программе «Перспектива» Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные) | Тест по окружающему миру для учащихся 3 класса Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные) | ||
Тесты по новой истории по теме Реформация и Контрреформация в Европе Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные) | Перечень оборудования кабинета «Окружающий мир» педагог Летягина Т. А Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные) | ||
Демонстрационный тест для учителей начальных классов Психология и дидактика Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные) | Пояснительная записка Автор: Жакулина Ирина Валентиновна, учитель начальных классов Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные) | ||
Рекомендации к электронному приложению, созданному к учебнику А.... Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные) | 1. Определение общих подходов к разработке технологии обработки результатов... Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные) | ||
Университет «мами» Кафедра физики лабораторная работа 02 Цель работы Определение расстояния между источником света и его мнимым изображением в зеркале Ллойда, определение длины световой... | Курсовая работа по теме: “Развитие личности в дошкольном возрасте” Развитие внутренних индивидуальных свойств личности ребёнка имеет ближайшим источником его сотрудничество с другими людьми | ||
Пояснения к формам представления результатов диагностики знаний обучающихся... Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные) | Конспект урока на тему: «Россия в Первой мировой войне» 9класс, история... Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные) |