Работа с источником





НазваниеРабота с источником
страница1/26
Дата публикации02.07.2013
Размер3.31 Mb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Культура > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
Работа с источником— интересная монографическая работа по теме. Объём большой, но пользуясь содержанием необходимо выбрать фрагмент для подготовки доклада на 5-6 минут. Обратите внимание, со страницы 181 — материал по истории развития НКМ. (Текст сканированный постранично, но страницы в содержании и в тексте не совпадают (?))

Успехов в работе!

(Е.Ю.)

http://www.philosophy.ru/iphras/library/step1.html
Российская академия наук

Институт философии

В.С.СТЕПИН, Л.Ф.КУЗНЕЦОВА
НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
В КУЛЬТУРЕ
ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Москва, 1994

ББК 20

C-79

Степин В.С., Кузнецова Л.Ф.

C-79 Научная картина мира в культуре

техногенной цивилизации. - М.,

1994.- 274 с.
Научная картина мира

рассматривается как одна из важней

ших ценностей культуры техногенной

цивилизации. Проанализирована

структура научной картины мира, ее

функции в процессах генерации нового

знания и его включения в культуру.

Прослежены основные исторические

этапы развития научной картины мира.

Раскрывается ее роль в современных

процессах кросскультурного

взаимодействия, поиска новых

мировоззренческих ориентиров и

стратегий цивилизационного развития

как условия преодоления современных

глобальных кризисов.

Адресована специалистам в области

философии, культурологии,

методологии и истории науки.


№В.С.Степин, 1994

№Л.Ф.Кузнецова, 1994

ISBN 5-201-01853-X №ИФРАН, 1994


Оглавление


Введение. Научная картина мира как

ценность техногенной культуры.........3
Понятие научной картины мира и ее место

в системе развивающегося знания......12

Мировоззрение, философия, научная

картина мира.........................12

Понятие научной картины мира как

средство методологического анализа

27

Картина мира в системе теоретического и

эмпирического знания.................45
Функции научной картины мира в

исследовательском процессе...........65

Научная картина мира как

исследовательская программа

эмпирического поиска.................65

Научная картина мира и стратегии

теоретического исследования.

Системность функций научной картины

мира.................................80
Становление первой научной картины мира

110

Социокультурные предпосылки

формирования механической картины

мира................................110

Когнитивные факторы в динамике научной

картины мира XVII-XVIII столетия....129

Картина мира в структуре дисциплинарно-

организованной науки................153

Становление дисциплинарного

естествознания и формирование

специальных научных картин мира.....153

Рост знаний в дисциплинарно

организованной науке. Проблема

единства научного знания............176
Постнеклассическая наука: проблема

развития современной научной картины

мира................................196

Универсальный эволюционизм как основа и

стратегия формирования научной

картины мира в конце XX столетия....196

Современная научная картина мира и

поиск новых мировоззренческих

ориентиров цивилизационного развития

226
Заключение. Основые итоги..............250
Библиография...........................256

Введение. Научная картина мира как ценность

техногенной культуры

Термин "техногенная цивилизация", который

использован в названии этой книги, все чаще

применяется в современной философской и

социологической литературе. Он обозначает

особый тип цивилизационного развития,

который возник в Европе в эпоху становления

раннего капитализма и который часто назы-

вают западной цивилизацией по региону ее

возникновения.

Ей предшествовал исторически первый и

более ранний тип цивилизационного развития

- традиционное общество.

Каждый из этих типов цивилизации

реализовывался в многообразии конкретных

видов общества. Из выделенных и описанных

А.Тойнби двадцати одной цивилизации

большинство относилось к традиционным

обществам. Древняя Индия и Китай, Древний

Египет и государство Майя, славянский и

арабский мир в средние века и т.д. - все

это образцы традиционных обществ. Этот

более древний тип цивилизационного развития

сохраняется и после становления техногенной

цивилизации. Образцы традиционных обществ

можно обнаружить даже в XX столетии; к ним

относятся некоторые страны третьего мира,

вступающие на путь индустриального

развития.

После возникновения техногенной

цивилизации традиционные общества вступают

с ней во взаимодействие и изменяются под ее
4
влиянием. Многие из них были просто-

напросто ею поглощены; другие, становясь на

путь модернизации, постепенно превращались

в техногенные общества, сохраняя

определенные черты самобытности. Таков был

путь Японии после реформ Мэйдзи, России,

Китая, Аргентины и Бразилии в XX веке и

т.д.

Традиционный и техногенный путь развития

довольно радикально отличаются друг от

друга. Для традиционных обществ характерны

замедленные темпы социальных изменений.

Инновации как в сфере производства, так и в

сфере регуляции социальных отношений

допускаются только в рамках апробированных

традиций. Прогресс идет очень медленно по

сравнению со сроками жизни индивидов и даже

поколений. Виды aдеятельности, средства и

цели иногда столетиями не меняются в этих

типах цивилизаций. Соответственно в

культуре приоритет отдается традициям,

канонизированным стилям мышления, образцам

и нормам, аккумулирующим опыт предков.

Напротив, в техногенной цивилизации темпы

социального развития резко ускоряются,

экстенсивное развитие сменяется

интенсивным. Высшей ценностью становятся

инновации, творчество, формирующие новые

оригинальные идеи, образцы деятельности,

целевые и ценностные установки. Традиция

должна не просто воспроизводиться, а

постоянно модифицироваться под влиянием

инноваций.

Главным фактором, который определяет

процессы изменений социальной жизни,

становится развитие техники и технологии,

которые проходят все более спрессованные

циклы обновления. Так возникает новый тип
5
развития, основанный на ускоряющемся

изменении предметной среды, непосредственно

окружающей человека. В свою очередь

активное обновление второй природы, в

которой протекают жизненные процессы

человека, приводит к ускоряющимся

трансформациям социальных связей. В

техногенной цивилизации научно-технический

прогресс постоянно меняет типы общения и

формы коммуникации людей. В ней на

протяжении жизни одного поколения может

радикально трансформироваться система

социальных отношений, виды деятельности, их

средства и ценностно-целевые структуры.

Каждый из типов цивилизационного развития

характеризуется особенностями

соответствующего ему типа культуры. Эти

особенности выражены системой

фундаментальных ценностей и

мировоззренческих ориентиров, которые могут

модифицироваться и варьироваться в

различных видах общества, в различных

национальных культурах, тем не менее

сохраняя ряд общих признаков в качестве

глубинного инварианта.

Система ценностей и мировоззренческих

ориентиров составляет своего рода

"культурную матрицу", нечто вроде генома

культуры, который обеспечивает

воспроизводство и развитие социальной жизни

на определенных основаниях. Эта матрица вы-

ражена пониманиями того, что есть человек,

природа, пространство и время, космос,

мысль, человеческая деятельность, власть и

господство, совесть, честь, труд и т.п.

В этих категориальных смыслах выражена

предельно общая система мировоззренческих

ориентаций, которая определяет человеческую
6
жизнедеятельность в рамках определенного

типа цивилизационного развития.

Никакой цивилизации (и как типа

социального развития, и как особого вида

общества) не бывает вне культуры, как не

бывает тела живого организма без

свойственной этому организму генетической

информации. Поэтому противопоставление

цивилизации и культуры может иметь смысл

лишь в очень ограниченных контекстах,

когда, например, обращают внимание на

процессы духовного кризиса и увлечения

материально-технической стороной социальной

жизни. Однако сами эти кризисы часто

предстают не просто как разрушение

культуры, а как начало ее преобразований,

поиска новой системы культурных ценностей и

новых путей цивилизационного развития.

Само возникновение техногенной

цивилизации было подготовлено рядом мутаций

традиционных культур. Первая из них

произошла в античную эпоху и была связана с

культурой античного полиса который хотя и

принадлежал к традиционным обществам, но

был особым его видом. Полис породил

множество цивилизационных изобретений, но

важнейшими предпосылками для будущего

прогресса было возникновение теоретической

науки и опыт демократической регуляции

социальных отношений.

В качестве второй значимой мутации в

истории традиционных культур, которая

впоследствии оказала воздействие на ста-

новление техногенной культуры, было

возникновение христианской традиции со

свойственным ей пониманием человека как со-

зданного по образу и подобию Бога, с

культом любви к человеко-богу Христу, с
7
трактовкой человеческого разума как малой

копии божественного разума, способного

понять замысел божественного творения.

Синтез достижений античной культуры с

христианской культурной традицией в эпоху

Ренессанса и последующее развитие этих идей

в эпоху Реформации и Просвещения сформиро-

вало систему ценностей техногенной

цивилизации.

В своей совокупности они функционировали

как смысложизненные ориентиры, определяющие

воспроизводство и динамику этой

цивилизации. В качестве наиболее значимых в

ней ценностей и смыслов можно выделить:

понимание человека как деятельностного

существа, противостоящего миру в своей

преобразующей деятельности; понимание самой

деятельности как креативного,

инновационного процесса, направленного на

преобразование объектов внешнего мира и

обеспечивающего власть человека над

объектами; восприятие природы в качестве

закономерно упорядоченного поля объектов,

которые выступают материалом и ресурсами

преобразующей деятельности; ценность ак-

тивной самодеятельной личности; ценность

инноваций и прогресса; ценность научной

рациональности1.

Мы, живущие в мире техногенной культуры,

привыкли ко всем этим ценностям,

воспринимая их как основания и идеалы

социального развития. Но человеку

традиционного общества они вовсе не

показались бы идеалами. Скорее, напротив,

____________________

1 См., подробнее: Степин В.С. Философская

антропология и философия науки. М.,1992.

С.49-54.
8
он никогда не принял бы их в качестве

ценностей.

В традиционных культурах предназначением

человека отнюдь не считалась его

деятельность, направленная на преобразо-

вание внешних объектов и обстоятельств.

Вектор человеческой активности там чаще

всего направлен не вовне, а внутрь, на

самоконтроль и самовоспитание, обеспечи-

вающие адаптацию индивида к социальной

среде. Природа понимается здесь как живой

организм, а не как обезличенное предметное

поле, управляемое объективными законами.

В свое время известный философ и науковед

М.К.Петров предложил своеобразный мысленный

эксперимент: как посмотрел бы человек,

воспитанный в системе ценностей

традиционной цивилизации, на идеалы

новоевропейской культуры. Ссылаясь на

работу С.Поуэла "Роль теоретической науки в

европейской цивилизации", М.К.Петров

приводил свидетельства миссионеров о ре-

акции китайских мудрецов на описания

европейской науки. "Мудрецы нашли саму идею

науки абсурдной, поскольку, хотя повелителю

Поднебесной и дано устанавливать законы и

требовать их исполнения под угрозой

наказания, исполнять законы и подчиняться

им дано лишь тем, кто способен эти законы

"понять", а "дерево, вода и камни", о

которых толкуют мистификаторы-европейцы,

очевидно этим свойством "понятливости" не

обладают: им нельзя предписывать законы и

от них нельзя требовать их исполнения"2.
____________________

2 Петров М.К. Язык, знак, культура.

М.,1991. С.130.
9
Но особо подчеркивал М.К.Петров

разительное отличие в понимании личности в

новоевропейской и традиционных культурах.

Индивид, формирующийся в лоне

новоевропейской культуры и социальности,

жестко не связан с семейно-корпоративной

традицией передачи профессионального и

социального опыта. И это было бы воспринято

человеком традиционного общества как

признак явной ущербности европейца,

которому с детства "прививают вздорную

мысль о том, что он способен стать всем, и,

когда европеец взрослеет, включается в

специализированную деятельность, он до

конца жизни остается разочарованным чело-

веком, носителем несбыточных и,

естественно, несбывшихся надежд, озлобления

и зависти к ближним, которые, по его

мнению, заняты как раз тем, чем лучше их

мог бы заняться он сам. Ни в юности, ни в

зрелые годы европеец не знает ориентиров

собственной жизни, не в состоянии понять ее

цели, безрассудно мечется от одной

специальности к другой, всю жизнь что-то

осваивает..."3.

Этот мысленный эксперимент можно

продолжить, но уже поменяв систему отсчета,

и посмотреть на систему ценностей

традиционных культур глазами человека

техногенной культуры. Тогда привязанность

человека традиционного общества к строго

определенным, консервативно
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Работа с источником iconФамилия, имя
Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные)
Работа с источником iconОкружающий мир, 4 класс (март-апрель)
Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные)
Работа с источником iconТема урока: «Мастера печатных дел»
Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные)
Работа с источником iconОкружающий мир, 4 класс Апрель 2013
Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные)
Работа с источником iconТесты по окружающему миру 2 класс по программе «Перспектива»
Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные)
Работа с источником iconТест по окружающему миру для учащихся 3 класса
Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные)
Работа с источником iconТесты по новой истории по теме Реформация и Контрреформация в Европе
Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные)
Работа с источником iconПеречень оборудования кабинета «Окружающий мир» педагог Летягина Т. А
Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные)
Работа с источником iconДемонстрационный тест для учителей начальных классов Психология и дидактика
Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные)
Работа с источником iconПояснительная записка Автор: Жакулина Ирина Валентиновна, учитель начальных классов
Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные)
Работа с источником iconРекомендации к электронному приложению, созданному к учебнику А....
Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные)
Работа с источником icon1. Определение общих подходов к разработке технологии обработки результатов...
Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные)
Работа с источником iconУниверситет «мами» Кафедра физики лабораторная работа 02
Цель работы Определение расстояния между источником света и его мнимым изображением в зеркале Ллойда, определение длины световой...
Работа с источником iconКурсовая работа по теме: “Развитие личности в дошкольном возрасте”
Развитие внутренних индивидуальных свойств личности ребёнка имеет ближайшим источником его сотрудничество с другими людьми
Работа с источником iconПояснения к формам представления результатов диагностики знаний обучающихся...
Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные)
Работа с источником iconКонспект урока на тему: «Россия в Первой мировой войне» 9класс, история...
Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск