Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 258.51 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации09.05.2014
Размер258.51 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2
Лащевская В.М.

Музей в библиотеке, музей библиотеки: опыт, проблемы, прогнозы
26 мая 2005г. в год 85-летия Кемеровской областной научной библиотеки состоялось открытие Музея истории библиотечного дела Кемеровской области. Музей создан при отделе прогнозирования и развития библиотечного дела в рамках реализации проекта, получившего грант Президента Российской Федерации.

Гостями музея стали делегаты первого съезда работников культуры Кузбасса и ветераны библиотек области. Почётное право открытия музея было предоставлено директорам Кемеровской областной научной библиотеки пятидесятых – восьмидесятых годов: Шипицыной З.Ф. и Друговой К.В.

«Музей – некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций». Так буднично определяет статус музея Закон «О музейном фонде Российской федерации и музеях Российской Федерации». Нам ближе другое определение: «Музей – так в древности назывался храм муз и вообще место, посвященное музам, т.е. науке, поэзии и искусству» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).

Культурная миссия библиотеки состоит в передаче из поколения в поколение накопленных человечеством знаний. Но и сама библиотека является феноменом культуры, знания о котором необходимо хранить и приумножать.

Современная библиотека, как и ее далекие предшественники: земские, народные, частные библиотеки, выполняет множество социально значимых функций. Одна из них – сохранение и воспроизводство социальной памяти - осуществляется не только за счет прироста книжных собраний, но благодаря сбору, упорядочению и продвижению уникальных документов, разыскиваемых библиотекарями-краеведами.

Сегодня, на перекрестке эпох, остро встала проблема профессиональной самоидентификации библиотекаря, и в обращении к истории библиотечного дела - одно из возможных ее решений.

Выдающийся русский философ Николай Федоров, многие годы проработавший библиотекарем Румянцевского музея, рассматривал музей как “собор лиц” разных исторических эпох, как «…выражение памяти, общей для всех людей, памяти не о потере вещей, а об утрате лиц”. Проработав значительную часть своей жизни библиотекарем Румянцевского музея, он прекрасно разбирался в музейных тонкостях. Есть своя логика в том, что ученый, стоявший у истоков нашей национальной музейной науки, был, по мнению современников, “идеальным библиотекарем” и знатоком библиотечного дела России,

Т.В.Лузина – заместитель директора Саткинской ЦБС Челябинской области, автор нашего сборника «Библиотечная жизнь Кузбасса» - назвала свой проект музея библиотеки «Время грез»1. «Время грез» - это понятие, пришедшее к нам от аборигенов Австралии, - означает уход в прошлое, где кроется ключ к вселенским загадкам. Попасть во «время грез» можно только в определенном месте, «зарезервированном» многими поколениями. Это может быть берег реки, камень, старое дерево, ложбина…

«Время грез» для библиотекаря – библиотека, музей ее истории.

У французского историка Жака Ле Гоффа есть замечательное рассуждение, имеющее к нашей теме непосредственное отношение: «Все значимые исторические события подчиняются одной и той же логике, которую можно определить двумя словами: преемственность и перемены. Кроме того, это и есть два условия успешного развития. При отсутствии преемственности вас ждет поражение. При отсутствии перемен – смерть на медленном огне»2.

Музеи библиотек создаются в целях сохранения и развития традиций, формирования корпоративной культуры и позитивного имиджа библиотеки, исследования и пропаганды истории библиотек и перспектив их развития.

Музейный портрет библиотеки – это показ в эволюции ее важнейших компонентов: документального фонда, справочно-библиографического аппарата, материально-технической базы, читателя, библиотекаря. Последнему, как указывал в свое время видный теоретик и практик библиотечного дела А.А.Покровский, принадлежит в библиотеке три четверти, а книге и всему прочему – одна четверть. Поэтому создание музея истории библиотеки – это, прежде всего, памятник человеку - библиотекарю, т.е. главному действующему лицу, от которого зависит развитие всех других компонентов библиотеки как системы.

Сотрудники библиотеки находят в его документах и материалах - личных делах, отчетах, фотографиях, письмах, почетных грамотах – то, что позволяет гордиться профессией, библиотекой, с которой связана жизнь или ее часть.

Главная тенденция развития современных исследований - все большая персонификация истории. В традициях российского краеведения мы широко использовали «устную историю» - запись воспоминаний читателей и сотрудников библиотек. История библиотек ожила и зазвучала, она перестала быть анонимной.

«История проходит через дом человека, через его частную жизнь. Ни титулы, ни ордена или царская милость, а «самостоянье» человека превращают его в историческую личность» - с этим утверждением Ю.Лотмана нельзя не согласиться. Разделы экспозиции нашего музея - о людях, чьи имена останутся в истории библиотечного дела Кузбасса. Это, прежде всего, меценаты – такие как созидатель библиотек Сибири П.И.Макушин. Библиотечное дело всегда развивалось, благодаря труду подвижников, бескорыстно преданных ему людей.

Когда мы обратились к семейным хроникам, личным дневникам библиотекарей - Е.М.Голевой (г.Новокузнецк), Арышевых (Яя), Елоновых (Топки), Сидельниковых (с.Подгорное Ленинск-Кузнецкого района), рукописным материалам по истории сел и библиотек, мы, говоря словами У.Теккерея, …предпочли историю житейских дел истории героических подвигов: «Неужели же история должна до окончания веков оставаться коленопреклоненной. Я стою за то, чтобы она поднялась с колен и приняла естественную позу; довольно ей расшаркиваться и отвешивать поклоны, точно она камергер двора и, в присутствии государя, подобострастно пятится к двери. Одним словом, я предпочел бы историю житейских дел истории героических подвигов»3.

Музей библиотеки – это семейный портрет в ее интерьере, это лучшее условие для использования метода эмпатии, чтобы нынешнее поколение отождествляло себя с предшественниками, ценило и берегло то, что сделано ими.

Музей библиотеки – это замечательное наглядное пособие для библиотечного урока, знакомства с историей библиотеки. В окружении музейных экспозиций, библиотекари предпочитают проводить библиографические уроки, уроки истории, краеведения, литературы.

Музей – это хорошая реклама библиотеки.

Музей истории библиотечного дела Кемеровской области – структурное подразделение отдела прогнозирования и развития библиотечного дела областной научной библиотеки. Именно в этом отделе на протяжении многих лет ведется научно-исследовательская работа по изучению истории библиотек и библиотечного дела Кузбасса.

Зачем мы изучаем историю? Что говорит нам прошлое о настоящем? Будущее библиотечного дела – это не только перспективы, но и проблемы, и осмысленные, проанализированные тупиковые ситуации. К сожалению, наша история как имела парадный характер, так и осталась таковой. Она не ориентирована на анализ и учет ошибок. Программы и концепции развития библиотек разрабатываются без опоры на специально проводимые исследования, ставящие целью выявить самые сложные, самые противоречивые моменты в истории, чтобы помочь избежать их в будущем.

Изучая историю, мы хотим понять, как современные проблемы связаны с прошлым, подсказать, найти пути решения того, что сегодня мы считаем главными задачами библиотек.

Однако не нами сказано: история учит тому, что она ничему не учит.

История рождается каждый день. Нам необходима не очередная кампания по привлечению внимания к проблемам истории библиотек, а постоянная работа по сбору и изучению самих источников, с помощью которых становится возможным более глубокое постижение истории не только библиотек, но история села, города, региона и страны.

Мы отыскиваем и выбираем те виды источников, которые важны и интересны для нас, учимся ставить вопросы и различать голоса людей прошлого, доносимые до нас историческими источниками.

Кемеровские архивы, известные нам публикации материалов и документов представляли картину почти полного отсутствия библиотек на территории современной Кемеровской области вплоть до начала 1920-х годов.

Тогда мы задались вопросом: так ли это? И совместными усилиями сотрудников областной, муниципальных библиотек если не открыли, то восстановили из небытия многие библиотеки и избы-читальни. А самое главное – мы вспомнили имена тех, кто создавал библиотеки, кто работал в первых народных, земских библиотеках, избах-читальнях.

На основе архивных документов, публикаций в периодических изданиях, воспоминаний нами подготовлены и изданы 9 выпусков сборника «Библиотечная жизнь Кузбасса»4, посвященных истории библиотек региона. На смену выявлению закономерностей и общих тенденций «в свете решений…» пришли темы, связанные с судьбами библиотек, которые осмысливаются через судьбы конкретных людей – сотрудников и читателей.

Мы вглядываемся в историю, ощущаем ее как абсолютно живой процесс, а не перечень фактов и имен.

Обращение к истории зарождения библиотек в границах современной Кемеровской области соединяет наше настоящее с прошлым и помогает восстановить утраченные связи и исторические корни.

Всего сто пять лет отделяет нас от первой сельской «макушинской» библиотеки – в с. Судженское Мариинского уезда и первой публичной - Мариинской городской библиотеки, созданной попечением городского библиотечного общества.

105 лет – как мало по меркам истории! И какие это были бурные годы: революция, гражданская война, экспроприация и национализация, в т.ч. и книжных собраний, и личных библиотек.

Одной из задач музея истории библиотечного дела Кемеровской области является сохранение уникального фонда архивных документов и коллекций по истории становления библиотек и библиотечного дела области, городов, районов, сел, материалы о первых библиотеках, библиотечных деятелях и сотрудниках библиотек; коллекции фотоматериалов, материалов стенной печати, первые издания библиотек и т. д.

«Архивный книжный экземпляр, архивный документ, отнесенные к вечному хранению, (и музейный экспонат, добавим мы) должны восприниматься всеми уже не как «информационный ресурс», а как живое, материализованное в книге и документе, свидетельств о мгновении действительности и бытовании в нем человека».5

Наибольшее число экспонатов музея, основа его коллекции – документы и материалы ОНБ. И сама идея создания музея родилась из потребности сохранить их.

В настоящее время в фонде имеются книги с автографами из личных коллекций дарителей, рукописные материалы, в том числе воспоминания библиотекарей, почетные грамоты, удостоверения, книга почета, стенгазеты, подарки библиотеке в связи с юбилеями, а также документы библиотеки: приказы по основной и финансовой деятельности, планы, отчеты, переписка. Кроме того, представлены документы о деятельности библиотек области, издания, кинофотофонодокументы, материалы личных архивов сотрудников библиотек.

Документы по своей содержательной ценности уникальны. Создание музея позволит сохранить и передать их будущим поколениям.

На стендах постоянной экспозиции музея представлены копии документов фонда П.И.Макушина Томского государственного архива (Список библиотек, открытых обществом содействия устройству бесплатных сельских библиотек-читален на территории Мариинского и Кузнецкого уездов Томской губернии, письма, документы о присвоении Петру Ивановичу звания Почетного гражданина г.Томск, его письмо–завещание детям и др.), материалы, посвященные созданию первой публичной библиотеки в г.Мариинск, постановление Главполитпросвета 1924г. о создании сельских библиотечных кружков, страницы личного дневника, который вела Е.М.Голева – заведующая городской библиотекой Новокузнецка в начале 30-х гг. и т.п.

Часть экспозиции музея, созданного в год 60-летия Великой Победы, составляют копии документов и материалы о работе библиотек в годы войны: отчеты ОНБ 1941-1945гг. экспонаты, предоставленные музеями библиотечного дела Прокопьевского района, ЦБС г. Новокузнецк, НТБ КМК: письмо раненых эвакогоспиталя №1247 с благодарностью в адрес сотрудников библиотеки КМК за громкие читки художественной литературы, боевой листок «Изба-читальня - центр оборонной работы», статьи о первых избачах – участниках войны, (Прокопьевский район), библиографический указатель «Новокузнецк в годы войны», др.

В музее среди экспонатов преобладают графические, но особым притяжением обладают объемные экспонаты. В нашей экспозиции - это макет здания библиотеки, сувенирный ключ, подаренный на открытие здания пристройки, скульптуры, берестяные изделия – подарки библиотеке к юбилеям, медали Кузбасской ярмарки за лучшие экспонаты.

Предмет особой гордости – портрет автора проекта основного здания библиотеки, архитектора В.А.Сурикова, который стал прародителем этого прекрасного Дома-дворца, открытого в 1963г., ставшего первым за 43 года собственным зданием ОНБ.

Старые телефонные аппараты, пишущая машинка, деревянные счеты, калькуляторы и арифмометры, чернильница-«непроливашка», перьевые ручки помогли восстановить рабочее место библиотекаря 30-60 годов прошлого века.

И здесь же – современное автоматизированное место, документы на электронных носителях.

В музее организована выставка: «История библиотек в контексте истории Кузбасса» к 85-летию Кемеровской областной научной библиотеки, подготовлена презентация 50-летия одного из первых специализированных отделов библиотеки - отдела естественнонаучной, технической и сельскохозяйственной литературы.

Создавая Музей истории библиотечного дела Кемеровской области, мы преследовали цель – показать роль библиотек в культурном процессе, их деятельность на фоне культурной жизни города, района, села, органичную связь библиотеки и общества, библиотеки и государства.

В фонде музея в настоящее время несколько тысяч единиц хранения. Приостановка даже на короткое время работы по его комплектованию чревата невозвратными потерями не только для самой библиотеки, но и для истории в целом. Научное изучение и обработка материалов продолжаются.

С самого начала работы нашего уникального структурного подразделения распространение знаний по истории библиотек, научно-исследовательская, экскурсионная деятельность стали важнейшими направлениями. Музей организует экскурсии, занятия на курсах, проводит семинары по вопросам музейного дела. «Музей библиотеки, музей в библиотеке» – тема очередного заседания Клуба деловых встреч методистов Кузбасса.

Вот уже более десяти лет в библиотечном мире продолжается «музейный бум». Это массовое по своей природе движение, зародившееся «снизу», отразило всеобщую потребность в самоидентификации, познании собственной истории.

Поиск истоков библиотечного дела в Кузбассе – первых заводских, сельских библиотек - превращает библиотекарей в настоящих исследователей-архивистов. И это – одна из наших побед: мы видим огромный интерес к истории становления библиотек и верим, что это не краткосрочная кампания, а насущная потребность и долг.

Новое, сравнительно недавно появившееся словосочетание "мини-музей" заменило собой менее благозвучное - "краеведческий уголок" и в то же время стало приемлемым в определении музейных коллекций, организованных при библиотеках. Понятие мини-музей стало привычным и принято с одобрением всеми библиотекарями.

В Кемеровской области мини-музеи созданы и плодотворно работают при библиотеках г. Новокузнецк, Беловского, Ижморского, Кемеровского, Прокопьевского, Промышленновского, др. районов.

В настоящее время известно около 40 видов профилей музеев: археологические, краеведческие, художественные, литературные и другие.

Музеи какого типа более перспективны в библиотеках? Библиотекари отдают предпочтение музеям историко-этнографическим. В целом по стране историко-краеведческие музеи численно превосходят все другие виды музеев. Почти в каждом районном центре имеется краеведческий музей, который профессионально и планово изучает историю района. С другой стороны, как бы разносторонне ни велась деятельность районного краеведческого музея, его сотрудники не в силах собрать материалы о каждом селе, о каждом предприятии района.

И функции музея берут на себя школа, клуб и, чаще всего, библиотека. Библиотекари, как правило, пользуются авторитетом и доверием читателей и жителей, и именно библиотекарям они передают, завещают исторические экспонаты. "Здесь не пропадет!" - это главный аргумент, который приводят жители, объясняя, почему именно в библиотеку они приносят довольно дорогие реликвии.

В арсенал современного библиотечного краеведения входит поиск уникальных предметов народного быта прошлых веков – крестьянской утвари, костюмов, вышивок, старинных монет и медалей; помощь читателям в составлении генеалогии семей. Так появляются музейные экспозиции. Они оформляются как музей при библиотеке: историко-краеведческий, этнографический, мемориальный. Музей истории библиотеки - одна из разновидностей краеведческого музея.

Новое ли это явление? Достаточно вспомнить, что многие крупные библиотеки мира созданы на базе музеев: Александрийская, Румянцевская, Библиотека Британского музея. Если этнографические музеи при библиотеках – явление сравнительно новое, то музеи истории библиотечного дела в библиотеках появились в нашей стране еще до 1917 года.

Несомненно, историко-этнографический музей или музей истории села нужен жителям: он прививает любовь к прошлому и настоящему края, приобщает к истокам народной культуры. В то же время, по свидетельству самих библиотекарей, основные посетители мини-музеев – ученики, т.к. учителя каждый школьный предмет стараются углублять материалами по родному краю, внести, как сейчас принято, региональный аспект.

Следует помнить, что собирание вещественных доказательств прошлого не должно быть самоцелью. Этот процесс должен быть неотделим от изучения истории села, района, города. Так, в мини-музеях, организованных при сельских библиотеках Кузбасса, наряду с предметами старины собираются фонды звукозаписей с воспоминаниями старожилов, разных поколений земляков, оформляются альбомы: "И помнит мир спасенный", "Знаменитые земляки", "Наши умельцы", записываются песни, бытующие в селе, ведутся "Хроники жизни села".

Современные библиотекари воспроизводят лучшие культурные, национальные традиции, воссоздавая с помощью музейных форм (более ярких, образных, а потому легче усваиваемых) эмоциональную память народа. По утверждению ученых, она стимулирует развитие национального, этнического самосознания, и, закрепляя знания о прошлом, заряжает историческим оптимизмом.

Эта сегодняшняя роль библиотеки может быть оценена как одно из важнейших проявлений ее миссии, свидетельство ее социальной востребованности.

Приняв решение организовать музей, библиотекари оказываются лицом к лицу со множеством вопросов: с чего начать, как выстроить концепцию, из каких экспонатов составить фонд, как обеспечить его сохранность.

Каждая библиотека по-своему решает вопрос, каким быть музею истории библиотечного дела. Но на основании опыта библиотек РФ по созданию подобных музеев можно уже сформулировать некоторые моменты, которые нужно учитывать при их организации. Так, в основу музейной экспозиции, как правило, положен историко-хронологический принцип с учетом новейшей периодизации российской истории. Начало истории многих библиотек лежит в деятельности их своеобразных прародительниц - земских, народных библиотек, личных собраний, изб-читален. Этими материалами и должна начинаться музейная экспозиция.

Необходимо собирать документы по организации библиотечного дела в регионе; истории отдельных библиотек, истории библиотечных подразделений, библиотечных зданий, проблемам взаимоотношений библиотек с обществом, властью.

Материалы для музея выявляются в архивах, в т.ч. в архиве библиотеки.

Войдут в историю списки Главлита на изъятие из фондов библиотек произведений запрещенных авторов, справки о работе библиотек за различные периоды, материалы конференций и совещаний, ротатор, счеты и пишущие машинки - технические средства времен централизации. Найдут место грамоты и подарки, полученные библиотекой, книги с автографами писателей и поэтов. Завершит экспозицию стенд о сегодняшнем дне библиотек, о новых формах работы.

Материалы музея позволяют увидеть библиотеку на фоне культурной жизни города, села, помогают уловить атмосферу того времени, его интонацию. Каждый документ отражает дух и стиль времени. Собранные вместе, они обретают смысл, они перекликаются или, наоборот, контрастируют друг с другом, и в результате рождается рассказ о жизни библиотеки длиною в…лет.

Особое внимание необходимо уделить созданию эстетической, культурной среды. Работа музея должна строиться на основе учета включенности библиотеки в культурное, образовательное, информационное пространство региона. К его деятельности необходимо привлекать не только библиотекарей, но и профессиональных историков, музейных работников, учителей.

Сегодня мы говорим об особой роли библиотек в деле средоточения запечатленной исторической памяти жителей района, города, села. Библиотеки осознали насущную необходимость организовать и систематизировать фонд накопленных за многие годы материалов, документов и коллекций.

Появление мини-музеев при библиотеках - результат их инновационной деятельности. В последние годы активизировался процесс создания музеев библиотек в городах и селах Кузбасса. Это связано с тем, что областные библиотеки, да и многие центральные и библиотеки-филиалы уже накопили солидный опыт изучения истории регионального библиотечного дела.

Некоторые итоги деятельности музеев при сельских библиотеках подвел семинар «Уважая прошлое, сохраняя настоящее, обогащаем будущее», организованный на базе библиотеки п.Щегловский ЦБС Кемеровского района, на котором опытом работы обменялись лидеры музейного движения – библиотеки Прокопьевского, Кемеровского и Ижморского районов.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск