Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации09.05.2014
Размер0.55 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЫЗРАНЬ»

Центральная городская библиотека им. Е.И. Аркадьева
Парамонова Г.А.

Библиотеки Сызрани:страницы истории

Сызрань 2008

Достоинство и честь нации состоят не в военных победах, а в победах культуры под знаменем книги. Д. Лихачев.

Показателем культурного развития любого общества является его отношение к книге, так как «без слова, без книги нет истории, нет понятия человечества»1 В полной мере это можно отнести и к библиотеке, основой деятельности которой, и является книга.


Библиотека - это своеобразная модель культуры. Для миллионов людей библиотеки открыли целый мир знаний, художественного творчества, истории, культуры и простой человеческой мудрости.

Сызрань – это город с более чем вековой традицией библиотечного обслуживания.

Заглянем в прошлое и проследим, как развивались библиотеки и библиотечное дело, какова их роль в общественно – политической и культурной жизни г. Сызрани в процессе его исторического развития и на современном этапе.

На территории нашего города, основанного в 1683г., о зарождении библиотек как таковых можно говорить только в связи с открытием образовательных учреждений и строительством храмов, при которых они создавались. Кроме того, в ряде состоятельных и просвещенных семей имелись личные библиотеки, но они не были доступны населению.

Создание общественных библиотек относится к началу и более всего концу ХIХ века.

Сызрань начала ХIХ века представляла собой типичный уездный город. Но в отличие от других волжских городов он быстро развивался. Открывается ряд образовательных учреждений: уездное училище (1829г.), мужское приходское училище (1831г.), городское духовное училище (1833г) и др. В конце 40-х годов ХIХ века в школах города насчитывалось 172 ученика. Одна школа приходилась на 3,3 тыс. жителей.

Именно в этот период, а точнее в 1830г., на частные средства подписчиков была открыта первая публичная библиотека в городе.

Об этом свидетельствует запись в «Хронологическом перечне событий Симбирской губернии 1372 –1901г.г.» В.Э. Красовского.2 Других документов, подтверждающих этот факт, не сохранилось.

Подобная попытка основания публичных библиотек была предпринята в эти годы во многих городах России, когда на этот счет вышло первое предписание Министерства внутренних дел (библиотеки подчинялись тогда этому ведомству). Поскольку документ не содержал конкретных указаний об условиях открытия и дальнейшей работы библиотек, деятельность по организации такого рода учреждений результата не имела. Вероятно, не получив поддержки от местных властей, имея скудные средства, первая публичная библиотека в г. Сызрани вскоре была закрыта.

Вторая причина, тормозящая открытие библиотек, была та, что до середины ХIХ века государство и местные власти не испытывали потребности в широком просвещении народа, в народном образовании и даже не проявляли интереса к этому. «Они боялись, что публичные библиотеки могут быть использованы для «совершения каких – либо злых умыслов» против самодержавия».3

В 1840г. правительство отвергло проект члена Вольного экономического общества об основании в уездных городах публичных библиотек, сославшись на то, что там нет еще жителей, которые могли бы оценить их «пользу и важность».

Но шло время и ситуация менялась. Общественность г. Сызрани проявляла все больший интерес к вопросам просвещения, народного образования. Отчеты Училищного Совета Сызранского земства ярко свидетельствуют об оживлении дел в этой сфере, особенно в конце ХIХ века. Здесь работают церковно–приходские, частная и начальная школы, женская гимназия, духовное училище, 8 приходских школ, реальное училище (1873г.).




Реальное училище

При этих образовательных учреждениях постепенно создаются библиотеки.

В 1875г. при реальном училище была открыта библиотека, которая подразделялась на фундаментальную (для преподавателей) и ученическую. Впоследствии она стала одной из богатейших в городе. Большая библиотека была при Сызранской женской гимназии, в ней к 1915г. насчитывалось более 4 тыс. томов.

При храмах (а их было в г. Сызрани 14) и двух монастырях работали церковно–приходские библиотеки, обеспечивающие потребности священнослужителей и прихожан.

Так о библиотеке Вознесенского монастыря написано следующее: «Библиотека монастыря тоже не очень значительная. Книг печатных разных годов находится в ней до трехсот томов. Она большею Вознесенский мужской монастырь

частью состоит из книг в начале ХХ века

христианского чтения, творений святых отцов на славянском и русском языках, несколько книг подвижнического содержания. При настоящем наместнике стали выписывать и современные духовные журналы. Библиотеке теперь отведено подобающее и приличное помещение, книги приведены в порядок, расставлены по новым, сделанным с удобством и соответственно цели, шкафам и занумерованы по отделам нарочно составленного для того каталога».4

Вознесенский монастырь был закрыт в 1925г., а в начале 30-х закрыта и Вознесенская церковь. В 1996г. он вновь начал функционировать, а при нем в 2001г. открыта православная библиотека. Со дня открытия она собрала более 2000 книг. Кроме книг, есть журналы: «Московская патриархия», «Православная беседа», «Духовный собеседник». Библиотекой пользуются более 700 горожан.

В 1833г. на Колосовой ул. (ныне ул. Фрунзе) открывается духовное училище (бурса) (сейчас там располагается лицей № 17), которое строилось и содержалось на средства Святейшего Синода и сызранского духовенства. Училище располагало хорошей библиотекой, насчитывающей около 1000 томов.

Ситуация в борьбе за грамотность стала меняться в России после отмены крепостного права, и особенно в конце 60-х - начале 70-х годов Х1Х века. Именно в эти годы выходят в свет указы, предписывавшие создавать при российских церквах библиотеки для чтения, дабы предоставить возможность священнослужителям расширять богословские познания и соответственно поучать прихожан.

Кроме этого, в губерниях и уездах, создаются комитеты грамотности, общества любителей чтения, которые с целью просвещения населения одной из задач считают создание публичных и народных библиотек.
Первая публичная
К концу ХIХ века Сызрань становится самым крупным уездным городом в Поволжье. Здесь действуют асфальтовый, медоваренный, салотопенный и сыроваренный заводы, 5 солодовенных, 3 водочных, 2 пивных, 29 кирпичных и 17 кожевенных, 150 кузниц, хлебная пристань, городская и частная больницы. Железнодорожная станция. Пароходная пристань. Город вел значительную торговлю хлебом, славился своими мельницами.

Возрастает потребность в знаниях, просветительстве. Для второй половины ХIХ в. характерен рост общественного движения в области библиотечного дела. Именно по инициативе жителей г. Сызрани в 1872г. был проведен сбор пожертвований на создание городской публичной библиотеки, и летом 1873г. при поддержке городской Думы она была открыта.

В документах «Симбирского губернского правления» в ведомости книжным магазинам, лавкам и библиотекам для чтения, существующих в г. Сызрани на 1897г., значится: библиотека г. Сызрани, разрешение на открытие получено от Министерства Внутренних дел 1 февраля 1873г. за № 4135.

Библиотека размещалась в доме городского общества, содержалась на пособие в сумме 640 руб., отпускаемого городскими властями и частично за счет подписчиков. Е.И. Аркадьев – известный в России в конце ХIХ и начале ХХ века библиограф, издатель первого в русской провинции, а именно в г. Сызрани, информационного издания - «Библиографического листка», составитель «Театрального словаря», автор нескольких повестей и рассказов, писал: «За право чтения на дому всех находящихся в библиотеке изданий, кроме особенно дорогих иллюстрированных, которые можно рассматривать только в библиотеке, с каждого подписчика взимается в год 6 руб.»6

Первым библиотекарем на общественных началах был служащий банка К.Стрельников.

Для города открытие библиотеки имело большое значение. Это был шаг, направленный на просвещение горожан через книгу. Отсюда и ведет отсчет своим годам современная Сызранская городская центральная библиотека, сыгравшая немаловажную роль в приобщении населения к знаниям и в духовном обогащении личности.

Юшков Николай Фирсович (ум. 1912г.) – писатель и театральный критик, редактор газеты «Казанские губернские ведомости», совершавший в 70-х годов ХХ века путешествие по Волге писал в своих путевых заметках: « В городе (Сызрани) имеется довольно порядочная публичная библиотека, которой, конечно, нельзя не пожелать всего хорошего»7

Ежегодно в библиотеку поступало не более 20 -30 книг, в основном это естественно – научная, религиозная, художественная литература, справочники. Большая часть средств уходила на приобретение подписных изданий. Это около 40 наименований журналов и газет.

21 февраля 1889г. в своем первом номере «Сызранский листок объявлений» сообщал: «Городская Публичная библиотека» получает в текущем году следующие журналы: Вера и Разум, «Вестник Европы», Русский Вестник, Русская Мысль, Наблюдатель, Северный Вестник, Русское Богатство, Русская Старина, Исторический Вестник, Русский Архив, Природа и Охота, Всемирная Иллюстрация, Живописное Обозрение, Иллюстрированный Мир, Нива, Луч, Север, Неделя и Библиограф; газеты: Новое Время, Московские Ведомости, Волжский Вестник.

В библиотеке насчитывается 1749 названий в 3612 томах. Открыта она ежедневно с 10 до 1 часу утра и с 5 до 8 часов вечера. За исключением табельных и воскресных дней. За право чтения на дому в год взимается 6 руб., за один месяц – 70 коп. Кроме означенной платы представляется взнос от 3 до 10 руб. За чтение же в библиотеке никакой платы не полагается. Из библиотеки одному лицу отпускается в одни руки три тома, в том числе один журнал текущего года. Книги выдаются сроком на 8 дней, журналы же текущего года на 3 дня. Уездным подписчикам книги выдаются на 2 недели. По прошествии срока, если книги не будут возвращены, взыскивается штраф за каждый просроченный день и том - 5 коп. Подписчик, желающий, оставить у себя книгу, кроме журнала, далее назначенного срока, заявляет об этом библиотекарю, представляя саму книгу, и если не было заявлено на нее требование, отпускается на вторичный срок. Пользующийся книгами ни в коем случае не должен делать никаких заметок в книге ни чернилами, ни карандашом. За повреждение или утрату книг вносится в библиотеку стоимость полного сочинения.

В библиотеке громко разговаривать не дозволяется». (Волжские вести в субботу. 2007.-5мая.- с15)

В конце 80-х гг. ХIХ в. над народными библиотеками установлен жесточайший цензурный надзор. Издаются списки произведений печати, которые не должны быть допускаемы… в публичных библиотеках. 1833- 1834гг. выходит указ правительства о просмотре каталогов публичных библиотек в целях изъятия запрещенных книг; библиотеки передаются из Министерства внутренних дел под надзор цензурного управления Министерства народного просвещения.

А.Л. Толстая – Бостром, мать известного советского писателя А.Н Толстого (в 1897/1898 гг. Алексей Толстой учился в 4 кл. реального училища г.Сызрани), посетив городскую публичную библиотеку, не обнаружила в ней книг модных в ту пору писателей - господина Спенсера и господина Маркса. Они, как и Ф.Энгельс, Каутский, Бабель, Лев Толстой, входили в категорию авторов, запрещенных для библиотек общественного пользования.

В то время как пятнадцатилетний Алеша, страстный любитель чтения, находил здесь пищу для ума. Позже он напишет: «… я добрался в городской библиотеке до Жюля Верна, Фенимора Купера, Майн Рида и глотал их с упоением» (А.Н.Толстой о себе. Краткая биография).

«Вчера прочел Эрк(мана) ( Эркман – Шатриан – французские писатели, в ряде произведений защищавшие идеи французской революции) одну страницу: описание жителей и нравов до революции, исторические факты, а рассказаны интересно», - сообщает он в письме к отчиму.8
Народные библиотеки в годы подъема революционного движения.

По переписи 1897г. в городе проживает 32377 человек. В то время как Губернский Симбирск насчитывал всего на 10 тыс. жителей больше, чем Сызрань. Строительство железной дороги ускорило развитие промышленного производства, торговли, а в связи с этим, происходит стремительный рост населения, из которого половина мужчин и три четверти женщин были неграмотными. Дальнейшее развитие общества при низком уровне образования горожан было невозможно.

Люди тянулись к знаниям. Передовая часть интеллигенции способствовала их распространению. Постепенно, по инициативе просветительных и благотворительных обществ начали открываться народные библиотеки, читальни, возникли первые нелегальные библиотеки рабочих. Большое влияние на развитие библиотечного дела оказывает рост общественно – политического и революционного движения. Именно публичные библиотеки широко использовались партиями для пропаганды радикальных идей и взглядов, для распространения среди читателей нелегальной политической литературы и периодических изданий.

Так Общество приказчиков (организовано в Сызрани в 1897г.) сумело накопить значительные средства и открыть свой клуб и библиотеку. С целью просвещения народных масс члены общества, наиболее активные и грамотные, устраивали лекции, вечера, доклады, концерты. В 1912г. это объединение, якобы представлявшее угрозу общественной безопасности, по решению местных властей было закрыто. Вместе с ними закрываются клуб и библиотека. Руководители общества, активисты – Федоров, Ашанин, Вовко – Россохо, Кажаев, Стрелков подвергнуты обыскам и арестам.

В 1897г. на средства общества «Дешевых чайных и библиотек» (1894 –1917г.г.) открылась библиотека им. Пушкина, которая располагалась по адресу угол Большой – Монастырской (сейчас ул. Урицкого) и Средне – Покровской (ул. Крестьянская), в бывшем доме господина Швырева. В 1919г. эта библиотека была передана отделу народного образования. По отчетам, которые хранятся в городском архиве, она существовала до 1922г. Дальнейшая судьба ее не известна. Скорее всего, она была расформирована по указанию нового советского правительства, как большинство общественных библиотек, созданных до революции. Возможно, из-за отсутствия средств на ее содержание в трудный для города период НЭПа.

В 1901г. на ул. Большой (ул. Советская) открываются три уличные народные читальни, которые способствовали закреплению навыков чтения, самообразованию жителей города, расширению их политического и культурного кругозора.

В начале ХХ века в г. Сызрани ввиду потребности в книге, печатном слове расцвело книгоиздательское и книготорговое дело. Работают 4 типографии (Е.Синявского на Большой и Я. Журавлева - пер. Парфеновский – газета «Сызрань», Г.К. Васильева и др.), 2 литографии, 20 книжных магазинов и лавок.

Смеем предположить, что это сыграло положительную роль в развитии публичных библиотек и пополнении их новой литературой, в том числе издаваемой местными типографиями.

Пожар в городе. Восстановление библиотеки
5 июля 1906г. в результате пожара, уничтожившего почти весь город, полностью сгорела первая городская публичная библиотека.

Для восстановления ее фонда был объявлен сбор пожертвований.

Большую активность в сборе книг проявил Е.И. Аркадьев.

Все посылки с книгами со всех уголков России – Москвы, Петербурга, Харькова, Челябинска, Смоленска и т.д. - поступали на его адрес: г. Сызрань, с. Московская,15.

К началу 1908г. для устройства центральной библиотеки было собрано более 7000 томов.

За этот подвижнический труд в адрес Е.И. Аркадьева от лица Сызранской уездной земской Управы было направлено благодарственное письмо за подписью председателя Управы М. Насакина.

В начале ХХ-го века основной движущей силой в области развития народных библиотек являлись земские и городские органы местного самоуправления, которые значительно расширили свои расходы на содержание и открытие народных библиотек. К тому же с 1910г. царское правительство впервые в истории России выделяет средства (в сумме 74 тысяч руб.) на внешкольное образование, т.е. на создание и содержание народных и публичных библиотек. Хотя вряд ли какая – то часть этих средств могла дойти до Сызрани.

Вероятно, именно эти обстоятельства позволили с этого года содержать публичную библиотеку только за счет средств, отпускаемых городом. И, скорее всего, с этого времени и до середины 20-х годов она носила имя Н.К. Михайловского - властителя дум либеральной части русской интеллигенции того времени.

Об этом свидетельствуют старые книги, сохранившие штампы с фамилией одного из известнейших представителей народничества, а также справка № 169 от 05.03.98 Государственного архива г. Сызрани, что «в документах уездного статистического бюро в «Списке культурно – просветительных учреждений г. Сызрани» на 1 октября 1921г. значится библиотека им. К. Михайловского, ул. Советская, 47». А в 1922г. она уже нигде не упоминается. Заведующей библиотекой была Покровская Надежда Дмитриевна. Так называемый инструкторский кабинет возглавлял Соколов Александр Иванович, обслуживание читателей - библиотекарь – Чернухина Александра Александровна. В этом же «Списке» указана и библиотека им. К.Маркса по адресу ул. Советская, 41. Возможно, она была открыта в первые годы советской власти. Скорее всего, эти две библиотеки в 1922г. были объединены в одну под им. К Маркса, хотя вопрос о присвоении библиотекам соответствующих имен на заседаниях уездного и городского исполкомов в 1919 – 1922гг. не рассматривался (все та же справка). Причиной объединения в период НЭПа могло быть сокращение расходов на содержание общественных библиотек. «Меры государства при проведении новой экономической политики не могли не отразиться на библиотечной работе… После того, как библиотеки были сняты с госснабжения и посажены на скудный местный бюджет, с 1922г. началось их массовое сокращение»9

Государство, оказавшись в финансовом тупике, вынуждено было резко сократить расходы на культурные нужды. Но с тех пор и до 1998г. Центральная городская библиотека (ЦБ) носила имя К. Маркса. В год своего 125 – летия, по ходатайству библиотечной общественности и по решению городской Администрации, была переименована в ЦБ имени Е. И. Аркадьева, вклад которого в восстановление сгоревшей библиотеки был неоспоримо велик.

Но вернемся к событиям, которые происходили в начале ХХ века.

После революции 1905 – 1906 гг. правительство стало более либерально смотреть на формирование книжных фондов публичных библиотек. «Списки книг, заслуживающих внимания при пополнении бесплатных народных читален и библиотек» (1907г.) значительно расширяли круг литературы для народного чтения. Если раньше классики русской и зарубежной литературы рекомендовались в урезанном виде, то теперь библиотекам можно было приобретать не только отдельные названия, но и полные собрания сочинений Гоголя, Диккенса, Достоевского, Лермонтова, Пушкина, Чехова, собрания сочинений Короленко, Толстого, Тургенева и др.

Эти издания, а также литература по истории, педагогике, праву, религии, экономике, искусству, философии, географии были в составе фондов публичных библиотек и в частности в фонде центральной библиотеки г. Сызрани. Об этом можно судить по сохранившимся изданиям «Каталога книг Сызранской Публичной библиотеки» (1911г., 1912г.), составленных и изданных Е.И. Аркадьевым, ксерокопии которых находятся в фонде ЦБ.

В годы революционного подъема в России в области библиотечного дела происходят радикальные преобразования, которые в целом носили прогрессивный характер. Возникают первые библиотечные общества, с 1910г. начинает выходить журнал «Библиотекарь». Первый Всероссийский съезд по библиотечному делу, проходивший в 1911г., констатировал как положительные моменты в развитии библиотечного дела, так и отрицательные, тормозящие его: полное «бесправие библиотек народных и общественных», положение «народно - библиотечного дела» как «печальное и хаотичное». Положительным было то, что в резолюции съезда говорилось о правовом положении общественных библиотек. Поднимались вопросы комплектования, создания детских библиотек, подготовки библиотечных кадров. Этот документ в определенной степени стал программным для дальнейшего развития библиотечного дела по всей стране и в частности в нашем городе вплоть до 1917г.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск