Скачать 173.65 Kb.
|
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ (ЕВРЕЙСКИМ) КОМПОНЕНТОМ ОБРАЗОВАНИЯ №1621 107078, г. Москва, М. Козловский переулок, д. 3 «Утверждаю» Директор ГОУ СОШ № 1621 ____________ Ясинская Ю.С. « » ______________ 2012 г. Образовательная программа«Хореографической студии «Иланит» культурологической направленности, разработана в 2012году, срок реализации 3 года, программа рассчитана на учащихся 1-4классов форма организации образовательной деятельности – кружок составители программы – Фокина Эльвира Константиновна квалификационная категория ПДО – первая. г. Москва Пояснительная записка С давних времён народный танец был одним из самых любимых видов искусства. Отношение к нему не изменилось и сегодня. В наши дни народные танцы можно увидеть в исполнении людей самых разных возрастов и профессий. Рожденные народом, сохраняемые в течение веков, народные танцы продолжают волновать и исполнителей, и зрителей. Они развлекают, завораживают, воспитывают, заставляют переживать или смеяться, радоваться или грустить, словом не оставляют равнодушным никого. Народные танцы, рожденные талантом народа, передаются из поколения в поколение. Программа позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Хореографическое искусство». Она ориентирована на развитие творческого потенциала и танцевальных способностей школьников разных возрастных групп в хореографической студии за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности. Начальные занятия хореографией должны помочь детям, пришедшим в наш ансамбль снять психологические и мышечные зажимы, выработать чувство ритма, уверенность в себе, развить выразительность, научиться двигаться в соответствии с музыкальными образами, что необходимо для сценического выступления, а также воспитать в себе выносливость, скорректировать осанку, координацию, постановку корпуса, что необходимо не только для занятия различными видами танца, но и для здоровья в целом. Но самое главное – это подготовить детей и физически и морально к дальнейшим занятиям в нашем ансамбле. Цель программы: Обучение детей младшего школьного возраста основам хореографического искусства с учетом специфики дальнейших занятий в основном составе ансамбля. Задачи: обучающие: - формирование знаний, умений и навыков танцевального искусства на основе овладения программным материалом; - научить детей двигаться под музыку, передавая ее темповые, динамические, метроритмические особенности; - научить точной выразительной передаче характера создаваемого сценического образа с помощью танцевальных и пластических средств и в соответствии с характером репертуара ансамбля; - познакомить детей с лексикой танца; - разучить простейшие основные элементы различных танцевальных форм. развивающие: - развитие памяти, внимания; - формирование чувства ритма, музыкальности; - развитие кругозора, общей культуры поведения детей; - совершенствование физических способностей обучающихся; - укрепление здоровья детей; воспитательные: - нравственное и культурно-эстетическое развитие детей; - формирование чувства прекрасного, хорошего вкуса; - воспитание трудолюбия, выносливости, самодисциплины; - развитие ответственности за личные и коллективные успехи Реализация задач осуществляется за счёт того, что дети, овладев основными простейшими элементами разных танцев, дети смогут исполнять их в различных комбинациях и связках. Таким образом, начнет формироваться лексика танца, которая будет использована для выражения внутреннего эмоционального состояния исполнителя, а также дельнейшего развития сценического образа в будущем. Задача программы не подготовить профессионального танцора, а дать возможность ребенку выразить себя в танце, заинтересовать и увлечь его классическим, народным и современным танцами, научить не бояться трудностей и уметь преодолевать их. Суметь добиться адекватного выражения его эмоций через пластику танца. В занятия включены: - основы классического танца, народного танца, особенности хореографии еврейского танца - занятия партерной гимнастикой - изучение основ современного танца - применение игр и упражнений развивают у детей чувство ритма, музыкального слуха -использование игровых заданий повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность. - знакомство с национальными особенностями музыкального колорита еврейского народа, танцевальным репертуаром. Ожидаемые результаты изучения программы: После первого года обучения дети: - будут передавать в простых танцевальных движениях особенности ритма и характер музыкального произведения; - будут уметь ориентироваться в пространстве класса и относительно друг друга (осуществлять перестроения); -будут уметь исполнять простейшие элементы классического и народного танцев; - освоят постановку корпуса, позиции ног, позиции рук в классическом танце ,познакомятся с положениями рук в еврейском танце; - изучат основные шаги и простые движения в характере еврейского танца. После второго года обучения дети: -будут уметь исполнять различные комбинации из шагов, бега, прыжков в различных ритмических рисунках и разном направлении, сочетая их с движениями рук и головы; - на основных элементах классического танца выработаю осанку, натянутость ног; - будут уметь исполнять препарасьон в начале и в конце каждого движения; - смогут исполнять на сцене простые танцы, например «Дебка», «Од Авину Хай». После третьего года обучения дети: - будут уметь исполнять элементы классического танца: battement tendu (вперед, в сторону и назад), demi plie (по I, II, III позициям ног), b. t. Jete (вперед и в сторону), releve lian и grand battement (вперед и в сторону); sote (по Iой и VIой позициям ног). - элементы народного танца: простой и переменный шаг с открытием рук; моталочка в различных комбинациях; боковой шаг; шаг с каблука; шаг с притопом и т. д. - изучат более сложные элементы еврейского танца; - уметь импровизировать под любой музыкальный материал. Для диагностики результатов обучения дважды в год проводятся открытые уроки для родителей и других детей. Посещение театров, концертных залов, встречи с творческими коллективами являются неотъемлемой частью методики обучения хореографического искусства на любой стадии обучения. Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в школьных мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах. Режим работы: На первом году обучения занятия могут проходить 2 раза в неделю по 1 часу (60 мин.). Всего в первом году – 72 занятия, 72 часа. На втором и третьем году занятие можно увеличить до 1,5 часа (2-ух академических часов). Всего 72 занятия, 144 академич. часа. Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Состав участников студии не более 20 человек. Принципы педагогического процесса: - принцип гармонического воспитания личности; - принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством хореографии, от простого к сложному; - принцип успешности; - принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка; - принцип творческого развития; - принцип доступности; - принцип ориентации на особенности и способности ребенка; - принцип индивидуального подхода; - принцип практической направленности. Методы образовательного процесса: Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально. Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются наглядными примерами, презентациями, видеоматериалами. Практические занятия, где дети осваивают основы хореографии. Выездное занятие – посещение театров, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей. На занятиях методы обучения: – наглядно-слуховой; – наглядно-зрительный – репродуктивный; Каждое занятие строится по схеме: –поклон в начале и конце урока; – разминка по кругу, на месте или у станка; – упражнения у станка или занятия партерной гимнастикой; – изучение новых танцевальных элементов; – повтор пройденного ранее материала; – работа над изучаемым танцем; – анализ занятия; – задание на дом. Концерты и выступления. Учебно-тематический план 1 год обучения
Тема 1.Азбука музыкального движения. Музыкально-пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево. Пространственные музыкальные упражнения: продвижения в различных рисунках по одному, в паре, перестроения: из колонны в шеренгу и обратно, из одного круга в два и обратно, продвижение по кругу(внешнему и внутреннему). Танцевальные шаги с носка, с подъемом ноги, согнутой в колене, на месте и в продвижении, на полупальцах с вытянутыми коленями, со сменой положения рук. Легкий бег пальцами вытянутой стопы, бег с отбрасыванием назад ног, согнутых в коленях, на месте и в продвижении. Прыжки: понятие маленьких и больших прыжков; по разным длительностям. Подскоки на месте, с продвижением. Упражнения для рук и кистей: являются частью разминки, а также включаются в танцевальные комбинации и этюды. Тема 2.Элементы классического экзерсиса. Постановка корпуса. Постановка рук: подготовительная, 1,3, а затем вторая. Позиции ног – 1,2,3. plie – складывание, сгибание, приседание. Изучается деми плие по 1, 3 позициям. Battement tendus – движение , вырабатывающее натянутость всей ноги в колене, подъеме, пальцах, развивающее силу и эластичность ног (изучается по 1 позиции в сторону, затем вперед и назад). Тема 3. Элементы народного танца. Русский танец. Позиция рук – 1,2, на талии. Шаги танцевальные с носка: простой шаг вперед, переменный шаг вперед. Притоп – удар всей стопой, шаг с притопом в сторону, тройной притоп. Припадание на месте по третьей позиции. Припадание с продвижением в сторону по 3й позиции. Выведение ноги на каблук из свободной первой позиции и приведение ее обратно. Ковырялочка без притопа и без подскока. Хлопки в ладоши в простых ритмических рисунках. Еврейский танец. Изучение положений рук и корпуса. Основные танцевальные шаги: шаг «Маем», «Косичка», шаг с прыжком и вращением. Изучение бега по кругу и на месте. Изучение простых танцев Тема 4. Элементы экзерсиса на полу. Экзерсис на полу должен состоят из нескольких разделов: упражнений сидя на полу, упражнений лежа на спине, упражнений лежа на боку, упражнений лежа на животе и упражнений парами. В начале осваиваются упражнения сидя на полу (сокращение подъемов, круговые движения стопы, наклоны к прямым ногам, также наклоны в положении лягушки: стопы вместе, колени на полу). Затем приступаем к изучению движений лежа на спине(медленные подъемы ног , большие и маленькие броски , лягушка) и на животе(лодочка , промокашка, колечко). На первом году обучения брать упражнения на боку еще рано. 2 года обучения
Тема 1. Азбука музыкального движения. Включается весь материал предыдущего года. Акцентировка на сильную долю такта в шагах и хлопках. Комбинирование различных видов шагов, различных видов бега между собой; прыжки в различных ритмических рисунках на месте и с продвижением по разным направлениям с одновременными движениями головы и рук. Тема 2. Элементы классического экзерсиса. Повторяются в более ускоренном темпе упражнения, указанные в программе первого года обучения. Добавляется препарасьон в начале и в конце упражнения. Постановка корпуса. Постановка рук – простейшие port de bras (из подготовительной позиции в первую , затем в третью и обратно с фиксацией рук в каждом положении).Помимо 1 , 2 и 3 позицией ног изучается 5я, пробуем освоить понятие выворотности бедер, коленей , стоп( необходимо делать это крайне аккуратно , чтобы избежать травм.)Изучается releve lente на 45 градусов в сторону(потом вперед и назад), а затем battement tendus jete(по тем же направлениям). Прыжок sauté изучается по 1, 2 и 5 позициям, по возможности сохраняя выворотность. Трамплинные прыжки по 6 позиции. Тема 3. Элементы народного танца. Русский танец. Повторяется и отрабатывается пройденный ранее материал. Добавляются удары подушечкой ноги, каблуком и всей стопой. Разучиваются подготовительные движения к веревочке, моталочке и молоточкам (без прыжка на вытянутой ноге а затем в plie). В комбинации движений добавляется работа рук и повороты и наклоны головы. Еврейский танец. Разучиваются более сложные шаги: шаг с притопом, хлопком, наклоном корпуса. Усложняется техника выполнения бега по кругу и на месте. Изучение простых движений в паре. Тема 4. Элементы экзерсиса на полу. Увеличивается темп ранее пройденных движений сидя на полу, лежа на спине и лежа на животе. Прибавляются движения лежа на боку(способствуют развитию выворотности в тазобедренном суставе), и сиди на коленях : на развитие подъема и на гибкость позвоночника. Также можно пробовать уже шпагат. Но сначала лучше брать его лежа на спине и помогая себе руками. Тема 5. Постановочная работа. Разучиваются простейшие танцы в которых главным выразительным средством является либо танцевальная лексика , например «Хава Нагила простая» и «Дебка», либо круговые танцы , например «Од Авину Хай», «Хава Нагила по кругу», «Шма Израэль» и т.д. Самое главное научиться не бояться сцены зрителей и получать удовольствие от выступлений на публике. 3-ий год обучения
Тема 1. Азбука музыкального движения. Включается весь материал предыдущего года. Акцентировка на сильную долю такта в шагах и хлопках. Комбинирование различных видов шагов, различных видов бега между собой; прыжки в различных ритмических рисунках на месте и с продвижением по разным направлениям с одновременными движениями головы и рук. Тема 2. Элементы классического экзерсиса. Повторяются в более ускоренном темпе упражнения, указанные в программе первого года обучения. Добавляется препарасьон в начале и в конце упражнения. Постановка корпуса. Постановка рук – простейшие port de bras (из подготовительной позиции в первую, затем в третью и обратно с фиксацией рук в каждом положении).Помимо 1 , 2 и 3 позицией ног изучается 5я, пробуем освоить понятие выворотности бедер, коленей , стоп( необходимо делать это крайне аккуратно , чтобы избежать травм.)Изучается releve lente на 45 градусов в сторону(потом вперед и назад), а затем battement tendus jete(по тем же направлениям). Прыжок sauté изучается по 1, 2 и 5 позициям, по возможности сохраняя выворотность. Трамплинные прыжки по 6 позиции. Тема 3. Элементы народного танца. Русский танец.Повторяется и отрабатывается пройденный ранее материал. Добавляются удары подушечкой ноги, каблуком и всей стопой. Разучиваются подготовительные движения к веревочке, моталочке и молоточкам( без прыжка на вытянутой ноге а затем в plie). В комбинации движений добавляется работа рук и повороты и наклоны головы. Еврейский танец. Изучаются сложные прыжки, к шагам и бегу добавляются движения рук, корпуса, головы. Изучение более сложных круговых танцев. Тема 4. Элементы экзерсиса на полу. Увеличивается темп ранее пройденных движений сидя на полу, лежа на спине и лежа на животе. Прибавляются движения лежа на боку(способствуют развитию выворотности в тазобедренном суставе), и сиди на коленях : на развитие подъема и на гибкость позвоночника. Также можно пробовать уже шпагат. Но сначала лучше брать его лежа на спине и помогая себе руками. Тема 5. Постановочная работа. Разучиваются более сложные танцы, например «Страдание», где ученики знакомятся с элементами еврейского стилизованного танца, т. е к народным движения исполняются в современном стиле. Изучают сложные танцы, в которых главным выразительным средством танцевальная лексика и рисунок, например «Курдский танец» и «Хава Нагила сложная». Особое внимание уделяется развитию сценического образа, умению владеть лицом, а так же развитию коммуникативных качеств для нравственного и эстетически правильного развития в Вокально-хореографическом коллективе «Иланит». Формы образовательного процесса: Наиболее подходящей формой для реализации данной программы: хореографический ансамбль. Условиями отбора детей в студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься хореографией, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств. Предусматривается возможность индивидуальных занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Примерный репертуар ансамбля Простые танцы (для первого и второго годов обучения): «Од Авину Хай», «Дебка», «Хава Нагила простая». Сложные танцы (изучаются в конце второго года обучения и третьего): «Хава Нагила» (хореографическая картина), «Курдский танец», танец «Мир Вам, друзья», «Модерн». Активное участие и постановка номеров для театрализованных показов. Условия реализации программы
3. Наличие раздевалки 4. Магнитофон для музыкального сопровождения 5. Детям необходимо иметь специальную форму для занятий по хореографии 6. К занятиям могут допускаться дети, не имеющие медицинских противопоказаний 7. Наличие музыкальных записей для сопровождения занятий Данная программа реализуется при условии наличия у педагога высоких профессиональных навыков, хороших организаторских способностей, умения увлечь воспитанников своим искусством и способности поддерживать устойчивый интерес к делу. Список литературы Для педагога
Для детей
Для родителей
Список литературы 1.Базарова Н.П. Классический танец – Л.: «Искусство» 1984г. 2.Барышникова Т.К. Азбука хореографии: Методические указания в помощь учащимся и педагогам. – СПб: Респекс: Люкси, 1996г. 3.Ваганова А.Я. Основы классического танца – Л. М. изд. «Искусство» 1963г. 4. Вихрева Н.А. Экзерсис на полу – Москва 2004г. 5. Вихрева Н.А. Классика для начинающих. - Москва 2004г. 6. Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1987г. 7. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н . Актуальные проблемы возрастной психологии.- М.,1978. 8. Джозеф С.Халивер Тело танцора – издательство «Новое слово» 2004г. 9. Звездочкин В.А. Классический танец – Ростов-на-Дону : «Феникс» 2003г. 10. Карташева И.Н. Воспитание танцем. – М.: Искусство, 1976г. 11. Климов А. Основы русского народного танца – М. : издательство МГУКИ 2004г. 12. Коссов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников. – М., 1989г. |