Вопросы к экзамену
по дисциплине «ТиМФКиС»
3 курс, V семестр, ЗФО
2011 – 2012 уч.г.
Утверждены
на заседании кафедры
«___»________2012 г. К.п.н., старший преподаватель: Михайлова Е.Л.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста (значение, периодизация, задачи).
Физическое воспитание детей дошкольного возраста (средства и формы организации занятий).
Развитие основных движений у детей дошкольного возраста.
Что такое физическое развитие, какие уровни Вы знаете, как определить уровень?
Что такое двигательная подготовленность, какие уровни Вы знаете, как определить уровень?
Какие медицинские группы Вы знаете, критерии их комплектования.
Значение и задачи физического воспитания с учетом возрастных особенностей детей школьного возраста.
Формы организации занятий по физическому воспитанию детей школьного возраста.
Урок, как основная форма организации занятий по физическому воспитанию в школе (основные признаки, понятия о содержании и структуре урока).
Типы школьных уроков (особенности построения и методика проведения каждого из них).
Характерные черты урока физической культуры и современные требования к нему.
Формы организации занятий по физическому воспитанию в школе.
Подбор средств, в зависимости от этапов обучения (решение образовательных задач).
Решение оздоровительной (развивающей) задачи на уроках физической культуры и взаимосвязь с образовательной задачей.
Решение воспитательной задачи на уроках физической культуры в школе и ее взаимосвязь с другими задачами.
Организационное обеспечение уроков до, и во время их проведения.
Фронтальная форма организации учащихся на уроках физической культуры, ее использование в современной школе.
Групповая и индивидуальная формы организации учащихся на уроках физической культуры, их использование в современной школе.
«Круговая» форма организации учащихся (типичные черты, варианты).
Домашние задания по физической культуре (значение, особенности, содержание, контроль за выполнением).
Программы по физическому воспитанию учащихся — программный документ, определяющий основное содержание физического образования и воспитания учащихся. Виды школьных программ.
Комплексная программа по физическому воспитанию для учащихся 1-4 классов (начальная школа).
Комплексная учебная программа по физической культуре для учащихся 5-9 классов (основная школа).
Комплексная программа по физическому воспитанию для учащихся 10-11 классов (средняя школа).
Программа по физическому воспитанию с направленным развитием двигательных способностей (ее особенности и содержание).
Педагогический контроль за физическим воспитанием школьников (назовите формы контроля и дайте им краткое содержание).
Способы определения и регулирования нагрузки на уроках физической культуры в школе.
Технология определения нагрузки по пульсу.
Плотность урока, ее виды. Условия, влияющие на плотность урока.
Технология проведения хронометрирования.
Педагогическое наблюдение. Анализ урока физической культуры.
Тестирование, как одна из форм педагогического контроля.
Оценка успеваемости на уроках физической культуры в школе (общая характеристика, основные функции, виды оценки и требования к ней).
Учет успеваемости на занятиях физическими упражнениями в школе (виды учета, документы учета).
Особенности комплектования и организация занятий в специальных медицинских группах.
Содержание и организационно-методические особенности построения занятий в специальных медицинских группах.
Планирование учебной работы в школе (сущность, значение, виды, требования к планированию).
Основные документы учебного планирования в школе (назовите, дайте краткую характеристику).
График прохождения учебного планирования (на основе какого документа он составляется, технология его составления).
План-график на четверть, год. Технология его составления.
Конспект урока, как основной документ учебного планирования, технология его составления.
Внеклассная работа по физической культуре в школе (определение понятия; значение и задачи; виды внеклассной работы).
Внеклассная работа по физической культуре в школе (определение понятия; виды внеклассной работы, ее особенности и требования к ней).
Школьный коллектив физической культуры, как основная форма организации внеклассной работы по физической культуре в школе.
Организация и содержание работы школьного коллектива физической культуры в школе.
Агитация и пропаганда физической культуры в школе (значение, виды, формы, средства).
Организация и проведение спортивных мероприятий в школе.
Организация и планирование массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (календарный план, положение о соревнованиях).
Формы активного отдыха в режиме школьного дня (значение, задачи, содержание и использование в современной школе).
Внешкольная работа по физической культуре (определите понятие; значение, задачи, основы организации).
Основные формы работы по физическому воспитания в детских оздоровительных лагерях.
Организация и содержание работы по физическому воспитанию в ДЮСШ.
ДЮСШ Олимпийского резерва (основы организации, формы организации занятий).
Особенности физического воспитания в малокомплектных сельских школах.
Физическое воспитание детей в группах с продленным днем.
Проблемы и пути совершенствования физического воспитания детей в семье (значение, задачи, формы занятий).
Этапы обучения и их характеристика.
Особенности физического воспитания, методика преподавания, формы организации занятий в школах-интернатах.
Формулировка задач обучения, их единство и взаимосвязь.
Физическое воспитание детей школьного возраста (значение, периодизация, задачи и особенности их решения, в зависимости от возрастных особенностей детей).
На основе элементов школьной программы поставьте задачи; определите вид и тип урока; подберите средства решения задач в зависимости от этапа обучения; дайте обоснование.
I. Гимнастика:
Кувырок вперед и назад; стойка на лопатках; стойка на голове и руках; переворот в сторону;
Лазание по канату: в три приема, в два приема; лазание по наклонной скамейке.
Опорные прыжки; вскок в упор присев и соскок прогнувшись; ноги врозь - козел в ширину, Н - 105 см;
Бревно: ходьба приставными шагами; соскоки прогнувшись.
Брусья р/в, перекладина низкая: из виса стоя на согнутых руках махом одной и толчком другой, подъем переворотом в упор.
II. Лыжная подготовка: попеременный двухшажный ход; одновременный бесшажный ход; одновременный двухшажный ход; подъем «лесенкой» и «елочкой»; торможение и поворот «упором».
III. Легкая атлетика: бег на короткие дистанции; метание малого мяча; прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжок в высоту с разбега способом «перешагивания».
IV. Волейбол: прием и передача мяча сверху и снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками через сетку; прием мяча, отраженного сеткой; нижняя прямая подача; верхняя прямая подача; прямой нападающий удар.
V. Баскетбол: ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте; ловля и передача мяча двумя руками от груди со сменой мест; ловля и передача мяча двумя руками от груди шагом; бросок мяча в движении после ведения; бросок мяча сверху одной рукой: штрафной бросок; ведение мяча попеременно правой и левой рукой; ведение мяча шагом и бегом; с изменением высоты отскока. |