Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 127.39 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации11.05.2014
Размер127.39 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Морозова Татьяна Васильевна,

учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 24

Пути повышения мотивации учащихся к изучению немецкого языка

и создание поля для практического применения знаний, умений и навыков,

полученными учащимися на уроке и во внеурочной деятельности
Я счастливый учитель, и размышляя о том из чего складываются учительские победы уверена в том что они складываются из усилий детей – единомышленников, их родителей, администрации школы и коллег по работе. Только при наличии такого содружества можно говорить об истинном успехе учителя, личность которого при этом тоже играет немалую роль. Искренне придерживаюсь точки зрения и стараюсь поддерживать свой учительский авторитет безупречным знанием своего предмета, серьёзным, честным отношением к работе, искренней заботой об успехах каждого ученика. Учитель должен быть требовательным прежде всего к себе, справедливым и внимательным к каждому воспитаннику и, конечно же, творческим человеком, независимо от своего возраста, ведь дети всегда ждут чуда. А поэтому одной из задач педагога вижу необходимость придать предмету, событию, дню и уроку привкус необычного, удивительного, погружать учеников в разнообразно интересные виды деятельности, всегда стараться, чтобы любой ученик испытывал желание и мог найти себя в интересном предложенном деле. Подлинный же интерес приходит с первым успехом в том или другом виде учебной деятельности школьника, и когда он чувствует, что качественных достижений в его деятельности нет или его знания не востребованы, постепенно начинают исчезать уже имеющиеся интересы и положительные мотивы. Только с удовлетворением от сделанного, от возможности реального ощущения приобретённых умений и навыков, приходит желание использовать усилия и волю для получения лучших результатов в освоении предмета. Нам без этого в школе никак нельзя.

Ребёнок должен постоянно чувствовать, что он идёт к цели, а результат своей деятельности может применить немедленно. Этого ждут дети с нетерпением, и это есть радостный и ликующий момент свободного творчества. Такому праздничному характеру применения знаний удачно соответствует наше творческое объединение «Город Мастеров», которое родилось в 1992 г., первоначально как попытка поддержать эмоционально положительное отношение к немецкому языку как учебной дисциплине, побудить к регулярным занятиям этим предметом, создать пространство для практического применения знаний, умений и навыков, приобретённых на уроках немецкого языка.

Неоспоримым является тот факт, что каждый ребёнок имеет привлекательные достоинства, и наше учительское дело культивировать терпеливо и кропотливо, выращивать успех каждого, веря в него. Не случайно девизом «Города Мастеров» являются слова “Wer will, der kann” – «Кто захочет, тот сумеет», а его «жителем» может стать каждый ученик, кто:

  1. изучает немецкий язык, постоянно пополняет свои знания на уроке, самостоятельно дома или в воскресной школе «Радуга», которая начала свою работу на базе «Города Мастеров» в 1996 г. и в 2005 г. заняла II место в международном конкурсе «На лучшую воскресную школу СНГ и России», уступив I место школе из Сарыни (Казахстан);

  2. старается быть полезным себе и жителям города;

  3. умеет мечтать, фантазировать, предлагать и делать, одним словом – трудиться;

  4. желает найти себя и друзей;

  5. работает на одной из «улиц города».


Вид на жительство и место работы в нашем «городе» – дело добровольное. Каждый имеет право пробовать свои возможности в разных видах деятельности столько раз, сколько считает нужным, пока не найдёт себя.

И на уроках и в творческом объединении помогает практико-ориентированный подход – использование и извлечение знаний, которые помогают ученику успешно что-либо делать в нашей реальной жизни:

  • умение быть весёлым и успешным,

  • сочинять стихи и делать переводы,

  • писать письма и поздравительные открытки,

  • составлять и отгадывать кроссворды,

  • писать сказки и репортажи,

  • писать сценарии праздников и играть в театре,

  • работать в качестве вожатого с малышами и т.д.

Для этого в «городе» работает театр на немецком языке «Абра», дипломант и призёр многочисленных театральных конкурсов и фестивалей, проводимых Новосибирской областной библиотекой и Российско-немецким домом, а также ассоциацией немецкого языка в г. Амстердаме, есть клуб любителей песни, танцевальный кружок, улица Друзей (мы переписываемся с реальной школой имени Альберта Траутмана из Верлте, писательницей Хельгой Мёрике из Берлина, детьми из Бутцбаха и Нидерклее), улица Традиций, киноклуб «Золотой гусь». Четырнадцатый год работает «поликлиника», где с 7.30 ежедневно каждый ученик или родитель может получить консультацию по интересующим их вопросам, помощь в выполнении домашнего задания. Долгие годы «врач» в «поликлинике» был один – учитель, а с этого учебного года есть дежурные «врачи» скорой помощи – успешные ученики 9а.

Все трудности, возникающие из-за пробелов в знаниях, решаются здесь, и поэтому «Я не могу, я не понял» – эти отговорки не имеют места в нашем «городе».

За 14 лет существования «Город Мастеров» несколько видоизменился. Во-первых, вырос количественно с 32 жителей в 1992 г. до 117 в 2005/06 уч. году; во-вторых, наряду с основными первоначальными задачами встала задача развития способностей личности на основе образования и самообразования к саморазвитию и самореализации личности, которая обладает современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятельности, которая готова к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне.

Встал вопрос о расширении социокультурного пространства. Бесспорно, что чем больше опыт межкультурного общения и шире социокультурное пространство, в котором определяет своё место человек, тем лучше он осознаёт свою роль, место, значимость и ответственность в глобальных общечеловеческих процессах.

За последние три года наш «город» стал местом встречи с носителями языка «за круглым столом», где проходят дискуссии по вопросам, интересующим прежде всего его жителей. Глубоко убеждена и имею подтверждение на практике, что дети с удовольствием говорят, не испытывая боязни ошибиться, как говориться взахлёб, по вопросам и темам, которые им близки и интересны, где не нужно «представить что-то себе».

Так за последние 3 года прошли встречи с атташе по экономическим вопросам консульства ФРГ в Новосибирске Сюзанной Шуберт и главным редактором журнала «Витамин Д», координатором ЗАО Общества развития Тильманом Хессом по вопросу «Проблемы молодых», студентом Бохумского университета Максом Штеманном. С консультантом по культуре из Берлина Томасом Дорлем ребята обсуждали Рождественские традиции России и Германии, а с Анной Эрлих, студенткой из Марбаха, и тем же Томасом в течение двух часов работали над защитой проектов «Что типично для русских, а что для немцев?»

Незабываемы дебаты с Рольфом Мауэром, руководителем федерального административного ведомства ФРГ, в июне 2005 г. и вожатским корпусом нашего «города» по теме «Вожатый – это профессия или состояние души?».

Изучая вместе с языком культуру и особенности уклада жизни немецкоговорящих стран, школьники сравнивают полученную информацию с жизнью родной страны, своим мироощущением, ведут диалог культур, понимая, что нет среди них лучших или худших, а есть разные культуры.

И, что немало важно, на этих встречах идёт личностно-ориентированное общение, основанное на интересе человека к человеку, на доброжелательном, тактичном и уважительном отношении собеседников. Мы считаем, что такая реальная коммуникативная практика способствует самовыражению личности, даёт сильный мотивационный импульс и вооружает умениями самостоятельного самосовершенствования, которые собственно и являются, на наш взгляд, одним из основных критериев качества школьного образования и воспитания.

На сегодня наше креативное пространство для практического применения знаний, умений и навыков, их совершенствования, саморазвития и самореализации личности выглядит следующим образом.



Гордостью всех «жителей» и вожделенной мечтой младших школьников является наша педагогическая группа. В её составе долгое время были учащиеся старших классов, те кто интересуется профессией учителя, для кого немецкий язык необходим для будущей профессии, а с 2004 г. к работе подключены учащиеся среднего звена, которым определена роль помощников вожатых в нашем летнем лингвариуме. Дебют первых помощников состоялся на летней языковой площадке – 2005, где они уже показали себя достаточно мудрыми, честными и ответственными. Мы считаем, что наша вожатская школа – это школа взросления, которая учит принимать ответственные решения, передавать опыт, накопленный старшими тем, кто приходит им на смену.

Дело в том, что школа уже 10 лет является «Спутником» Новосибирского областного Российско-немецкого дома, и наши дети имеют возможность отдыхать, совершенствовать свой немецкий язык, а также развивать творческие способности на летних и Рождественских языковых площадках, число которых достигло пятнадцати.

Тема, в рамках которой работает площадка, обсуждается и разрабатывается задолго до её открытия вместе с вожатыми и их помощниками.

Это очень ответственный, интересный и важный этап – планирование работы предстоящей площадки – поиск новых форм работы. Вот где простор для творчества!

Защита одного дня жизни площадки уже в начале апреля выливается в настоящую дискуссию, где мнение каждого, его идеи бесценны, где учитель учится у детей и гордится ими, в какой-то мере своими коллегами, создавая атмосферу творчества и стимулируя детский успех. Старшие с самого начала проникаются серьёзностью роли воспитателя. При этом важно сохранить их стремление к творчеству, а не втискивать их в рамки обязанностей.

Наши площадки помогают малышам обрести новых друзей, удовлетворение потребности в любви, заботе, внимании. А как много значит положительный пример и опыт старших, которые приобретают опыт общения с теми, кто младше, осознают ответственность за них, развивают творческие способности и воспитывают себя!

Где только не побывали участники наших площадок: в стране Сказок и в заколдованном лесу, на необычных диковинных планетах Сладкоежек, Вечных каникул, Отважных сердец и Умелых рук… За все годы темы не повторялись.

В 2005 году наша площадка была самой юной: из 62 её участников 40 были в возрасте от 6 до 10 лет. 27 детей были впервые на площадке. Учитывая столь юный возраст участников, их быструю утомляемость и низкий уровень концентрации внимания, вожатые вместе с помощниками и учителем разработали увлекательное 14-дневное романтически-приключенческое путешествие по неоткрытым островам, бухтам и заливам. «Первопроходцы» были в составе 4 экипажей судов, название которых и символику придумали сами. Форма экипажей – пилотка и морской воротник.

«Остров друзей» – отправная и конечная гавань путешествия, ведь без друзей, их помощи, взаимовыручки и поддержки не бывает настоящих моряков, а «алый парус» становится серым. Учить быть настоящим другом – задача пребывания на острове, который одновременно олицетворяет нашу школу. Закончив её, начинается «плавание» в море под названием Жизнь, где и проверяются на прочность качество знаний, умений, навыков и ценностных ориентиров, полученных в школе.

Наш «Город Мастеров» можно назвать и иначе – «Город друзей», ведь здесь рядышком друг с другом живут, учатся, творят и дружат русские и немцы, езиды и армяне, татары и башкиры, украинцы, тувинцы, белорусы и азербайджанцы. Они учатся жить в мирном мире, терпимо и уважительно относиться к чужой культуре.

Во время путешествия дети побывали в бухте Радости, островах Смешариков, Здоровья, Чунга-Чанга, Загадок, Сокровищ, Динозавров, бухте Привидений и заливе Водяного. Ежедневно с помощью театрализации дети попадали в языковую среду, когда не говорить на немецком языке просто нельзя, а практический выход (творческий отчёт в конце каждого дня на немецком языке) прибавлял им уверенности в своих способностях. Во главе экипажа стояли вожатые и их помощники, являя собой положительный пример отношения к предмету, порученному делу, в целом к идее нашего «города».

Сколько трогательной заботы о младших проявляют всегда наши старшие дети! Это так важно в наше время, когда в большинстве семей воспитывается один ребёнок, уметь заботиться о младших. Идея разновозрастных отрядов, объединённых общим делом и интересами, воплотилась в нашем «городе». И более того, мы можем уже сейчас говорить, что наш «город» помог создать большую дружную семью, поскольку всё, что мы делаем, мы делаем при поддержке родителей и с их участием.

Прежде чем провести традиционные праздники: Урожая, Св. Мартина, Николаус, Рождество, Карнавал, Пасху или Праздник немецкого языка мы проводим родительские встречи, на которых взрослые также как и дети узнают о традициях стран, говорящих на немецком языке, российских немцев, своей собственной страны, обмениваются кулинарными рецептами, предлагают, советуют, вместе с детьми обсуждают оформление праздника, придумывают костюмы для театральных постановок, либо оговаривают проведение ярмарок в пользу детей из приюта Св. Николая.

Говоря о работе с родителями, и в «Городе Мастеров», и как классный руководитель 10 класса, делаю всё необходимое для того, чтобы взаимоотношения с семьёй строились на сотрудничестве между детьми и взрослыми, представляющими собой большую семью, которая живёт общими творческими интересами и задачами, вовлечённая в общую деятельность. При этом все проблемы решаются сообща, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов, а родители выступают как субъекты образовательного процесса наряду с педагогами и детьми. Важным считаю создание и постоянное расширение поля позитивного общения с семьёй, реализации планов по организации совместных дел родителей и детей, будь то оформление кабинета, туристические походы и пикники, совместные праздники, конкурсы, пельменники или арбузники, которые так любит семья десятого класса. Как результат – ежемесячные родительские встречи, участники которых от 70% до 95% родители. Отсутствие отдельных объясняется занятостью на производстве или состоянием здоровья.

Возвращаясь к нашему «Городу Мастеров», хочу сказать особое слово об уже упомянутом выше театре «Абра». В пространстве практического применения знаний, умений и навыков, повышения мотивации, развития креативных способностей детей он занимает одно из ведущих мест, олицетворяя собой главный инструмент «города»: сотворчество, совместное познание, взаимовоспитание, взаимообучение и партнёрство детей разных возрастов.

Наши юные актёры за 14 лет сыграли многие знаменитые сказки в их классическом варианте, но больше всего зрителями любимы собственные творения детей. Много лет дети пишут сценарии спектаклей к традиционным праздникам Рождества, Карнавала, Пасхи сами. Это особая традиция зарождения спектакля, когда ценятся идеи каждого, когда у самого обычного ученика есть возможность почувствовать себя одарённым в обстановке радости и положительной эмоциональной среды.

Бытует мнение, что иностранный язык в культурологическом смысле способствует развитию ученика, развивая его умение учиться, память, понимание картины мира, но напрямую факты, содержание и ценности предмета в большинстве случаев оказываются совершенно невостребованными в реальной жизни. Наш «Город Мастеров» доказывает наоборот их востребованность, особенно работой театра.

При зарождении спектакля на общей встрече актёров и сценаристов оговариваются будущие герои, обсуждаются их характеры, костюмы, вырабатывается сюжетная линия, а затем идёт наполнение словом, обсуждение музыкального оформления спектакля. Оговариваются декорации, определяются исполнители.

Продолжается работа на сцене, где будет видно качество коллективного творчества, а вместе с тем труд и талант каждого, востребованность в реальной жизни, радость от применения результатов своей урочной и внеурочной деятельности, осознания, что ты можешь дарить радость окружающим тебя людям.

За последние 2 года коллектив выезжал на гастрольные поездки в р. п. Краснозёрское, с. Половинное, районный центр Маслянино, которые назывались «От сердца к сердцу», поскольку целью творческих поездок было и установление дружеских связей со школьниками, обмен опытом работы, а также подготовка к детской конференции в октябре 2006 года «Мы тоже в ответе за жизнь на планете», в рамках Сибирского фестиваля российских немцев.

Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве – к этому и стремимся мы в меру своих сил, способностей и возможностей, организуя работу в «Городе Мастеров» рукописного журнала «Школьные фантазии», в котором сказки, размышления, переводы и собственные стихи, яркие красочные иллюстрации помогают увидеть мир глазами ребёнка, понять его и продемонстрировать на практике, что все дети по-своему талантливы.

Кроме работы в рукописном журнале учащиеся, начиная с шестого класса, с удовольствием и достаточно успешно сотрудничают с «Сибирской газетой плюс», которая издаётся на немецком языке.

Радостным событием 2005 года стало открытие киноклуба «Золотой гусь» и одноимённого кафе, где учащиеся имеют возможность в уютной обстановке за чашкой чая проверить уровень своей языковой компетенции, просмотрев фильм художественный, документальный, страноведческий или рисованный на немецком языке, ответить на вопросы викторины, принять участие в его обсуждении, расширить свой кругозор в социокультурном пространстве, а кроме этого ещё и заработать «клюги» (бонусы) за правильные ответы, чтобы в мае приобрести что-нибудь в кафе за их номинальную стоимость (сладости, канцелярские принадлежности, сувениры, материал для чтения).

Бесспорно, что основанием, базой для подготовки детей к такому роду занятий языком во внеурочной деятельности являются уроки немецкого языка, знакомство с которым начинается с 1 класса в основном в игровой форме. Помогают нам в этом учебники «Мина и Отто» (авторы Ю. Доувитзас, З. Ксантос), с переходом на «Дас Дойчмобиль» (тех же авторов), «Родной язык» (авторского коллектива под руководством Граф Е. Е.), журналы «Шрумдирум», «Юма»; «Немецкий язык. Контакты» (авторов Воронина Г. И., Карелина И. В.), а в этом учебном году группа 9 класса с углублённым изучением предмета осваивает «Танграм» (авторского коллектива Э. фон Ян, В. Влюгель, А. Шюманн).

В основе программы – коммуникативно-деятельностный подход, который подразумевает прежде всего организацию обучения языку как процессу межкультурной коммуникации, коллективное сотворчество всех участников учебного процесса: и учеников, и учителя в разных видах коммуникативной и познавательной деятельности как равноправных партнёров.

Глубоко убеждена в том, что успешное обучение невозможно и без личностно-ориентированного подхода. Мы должны, выполняя триединую задачу, учитывать потребности, склонности и возможности каждого ребёнка, а его самого рассматривать наряду с учителем активным субъектом учебного процесса в благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среде. Каждый имеет право на свой темп, путь и свой потенциал возможностей.

Для успешной реализации вышеназванных подходов активно используем на уроках старших классов метод проекта, деловые игры, доклады или сообщения по заданной теме, обмен мнениями о событиях и фактах. Очень ценят школьники уроки общения. Общение – это урок сотворчества, совместного мышления, партнёрства, где всякий может и должен выразить себя, свою точку зрения по проблеме, не подстраиваясь под кого-то. Проводить уроки-общения, уроки-дискуссии помогают материалы журнала «Юма», на страницах которого освещаются проблемы юношеского и подросткового возраста.

У наших учеников – огромный творческий потенциал, поэтому я окружена и на уроке и во внеурочной деятельности не просто единомышленниками, но и соратниками, которые причастны к организации учебного процесса, включаясь в самостоятельный поиск истины. Я учу их, они учат друг друга и меня. Совместная работа, её результаты радуют учителя и детей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск