Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 392.37 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации13.05.2014
Размер392.37 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2
«Духовно-нравственные истоки

в познании прекрасного мира искусства»

в МОУ «Киришский лицей»

Программа


Искусство – важнейшее средство приобщения личности к духовным ценностям, формирования мира растущего человека, его духовно-нравственного облика.
«Если мы хотим воспитать в человеке нравственное начало, мы должны воспитать в нем и начало эстетическое. В этом воспитательная роль культуры. Теснейшая взаимосвязь существует между культурой и воспитанием человеческой личности. Само слово «культура» означает «возделывание», «воспитание». Подобно тому, как мы возделываем землю, чтобы она приносила урожай, мы должны возделывать и свои души и сердца.
В этом огромную роль играет культура, ее деятели и произведения искусства, через которые человек приобщается к прекрасному» (Митрополит Илларион)


Сегодня Церковь и культура заинтересованы во взаимодействии друг с другом. Художникам, писателям, артистам, композиторам оно позволит сохранять ту живую связь
с церковной традицией, которая всегда оплодотворяла произведения культуры и искусства и без которой многие авторы просто теряли вдохновение. Но такое взаимодействие необходимо и Церкви, потому что повышение культурного уровня священнослужителей, мирян – всех, кто составляет живое тело Церкви, – является для нас очень важной и актуальной задачей.

«Духовное единство народа и, объединяющие нас, моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. И общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку,
к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков,
к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений» (Послания Президента России Федеральному собранию РФ, 2007, 2008гг.)

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов,
укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни
России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. Д.
Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

Одним из важных предметов школьного образования является урок изобразительного искусства, главная целью которого форми­рование духовной культуры личности, приобщение к об­щечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
«Искусство – это время и пространство, в котором живёт

красота человеческого духа.

Как гимнастика выпрямляет тело,

так искусство выпрямляет душу.

Познавая ценности искусства,

человек познаёт человеческое в человеке,

поднимает себя до прекрасного…»

В.А.Сухомлинский

Уникальность и значимость образовательной области «Искусство», в том, что предмет «изобразительное искусство» направлено непосредственно на духовно-нравственное развитие ученика.

В центре современного образования находится личность школьника, его стремление к пониманию целостной картины мира, освоению культуры как опыта предшествующих поколений, приобщение к духовному наследию прошлого, познанию настоящего. Насколько учащиеся освоят опыт, передаваемый предшествующими поколениями, настолько они обогатят свой духовный мир.

Специфика искусства – в его уникальной способности эстетически воспринимать явления, факты, события окружающего мира, в отличие от научного постижения, оперирующего в основном понятийно-логическим аппаратом. Искусство имеет гуманитарный характер и эстетическую природу, поэтому становится средством воспитания, суть которого в обращении к человеку – носителю творческой созидательной природы, в развитии этой творческой природы, в наполнении учебных дисциплин живыми чувствами, яркими образами. Каждый учебный год – это ступень целостного художественного развития.

Не бывает человеческого общества без искусства. С первых шагов нашим первобытным предкам потребовались все виды художественной деятельности, чтобы общаться между собой, понимать друг друга, иметь единую реакцию на явления жизни. Нашим предкам оказались нужны не только речь (слово), но и музыка, танец, изображение, украшение, постройка – все виды художественной деятельности. Это ещё не были развитые (как ныне) виды искусства. Но именно они породили богатейшую видами, жанрами, течениями, личностями сферу искусств современности.

На уроках ИЗО очень важно помнить, что именно с помощью искусства дети получают представление об основных этических и эстетических ценностях – добре, истине, красоте. Поэтому в программу школы входит обязательное изучение народного художественного и музыкального творчества (украшение русской избы, праздничный народный костюм, народные игрушки, народные песни, частушки), изучение русского изобразительного искусства (архитектура храмов, старинных городов, живопись, графика), изучение духовной музыки, знакомство с крупнейшими художественными музеями.

Одно из важных мест в духовно-нравственном воспитании ребёнка занимает воспитание средствами искусства – музыки, изобразительного искусства. Концепции, созданные российскими учёными (Д.Б.Кабалевским, Б.М.Неменским, В.С.Кузиным, Т.С.Комаровым и др.), способствовали проникновению искусства во все сферы образования

Целью программы по духовно-нравственному воспитанию является сохранение духовно-нравственного здоровья детей. В реализации этой цели - следующие задачи:

1.Воспитывать уважение к нравственным формам морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.

2.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

3.Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.

4.Прививать художественные навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
Этапы работы
1 этап

Приобщения детей к искусству через духовно-нравственное начало в лицее происходит на занятиях в психолого-педагогическом практикуме для будущих
первоклассников «Букваренок»

«Если мы хотим воспитать в человеке нравственное начало,

мы должны воспитать в нем и начало эстетическое.

В этом воспитательная роль культуры»

(Митрополит Илларион)
В 2008 году мною разработан курс «Психология обучения художественному творчеству». (Приложение 1) За основу взято учебное пособие для психологов и педагогов «Психология обучения художественному творчеству», автор А. И. Красило.

Данный курс включает в себя 9 занятий. Основная цель проведения занятий – форми­рование духовной и нравственной культуры личности ребенка, формирование до определенного уровня изобразительных навыков и развития мелкой моторики, а так же и навыков, необходимых в школе: понимать и принимать поставленную учителем задачу, слушать и выполнять указания взрослого, контролировать свои действия, а также преодолевать барьер развития своих способностей. Что напрямую связано с общей целью психолого-педагогического практикума для будущих первоклассников – адаптация выпускников дошкольных образовательных учреждений к процессу обучения в школе.

В процессе занятий уделяется внимание развитию сознательного действия самого ребенка, развитию у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса к любви и к искусству, развитию нравственного воспитания. Развитию художественно-творческих способностей, развитию спокойного отношения ребенка к результатам спонтанных изобразительных действий его руки; развитию зрительно-моторной координации, а так же навыков саморегуляции, формированию внутренней позиции ученика, познавательной мотивации.

При составлении программы предпочтение отдавалось и теории и практике в равной степени.

В структуру каждого занятия входят:

  • Приветствие.

  • Гимнастика для рук, помогающая развивать мелкие, тонкие, дифференцированные движения пальцев и кистей рук.

  • Беседа.

  • Задание для самостоятельной работы.

  • Практическая работа.

  • Обсуждение результатов.

  • Завершение занятия.

В процессе работы изучается и эмоциональное состояние детей (если занятие понравилось, ребята рисовали улыбающуюся рожицу, если нет – грустную) (Диаграмма 1): по окончанию курса 94% ребят нарисовали улыбающиеся рожицы и сказали, что занятия им понравились; 4,5% ребят нарисовали грустные рожицы, но они, по словам детей, были отражением их настроения в этот день; 1 ребенок нарисовал нейтральное лицо, т.к. не смог определить свое настроение.

Диаграмма 1






В течение года родители приглашаются на открытые занятия. Данный вид работы очень полезен в духовном воспитании и развитии каждого ребенка! Родители, находясь на занятиях, становятся участниками самого процесса. А задания, которые даются детям и родителям в конце занятий не только объединяют (делает ближе) их между собой, а делают намного ярче и богаче в духовном плане.

«Как формируется в человеке эстетическое чувство? Прежде всего, эти начала закладываются в детстве, и здесь огромную роль играет семья. От того, что ребенок видит, слышит, с чем он соприкасается в детские годы, во многом зависит его последующая жизнь. От того, какой эстетический идеал, какие эстетические критерии были заложены в нем семьей, школой, вузом, во многом зависит его вкус. От этого зависит, что именно он воспринимает как прекрасное, к чему тянутся его ум и сердце, какие произведения культуры и искусства будут окружать его в жизни. Очень важно, чтобы родители приобщали детей с самого раннего возраста не только к массовой культуре, но и к высоким произведениям литературы, живописи, музыки, формируя эстетическое чувство, которое потом поможет отличать прекрасное от уродливого» (Митрополит Илларион)

По результатам работы с детьми в конце первого полугодия и по окончанию работы курсов проводятся родительские собрания. В ходе собраний родители знакомятся с содержанием занятий, с работами детей, учитель дает некоторые рекомендации, предлагаются варианты упражнений для развития познавательных процессов и зрительно-моторной координации, которые родители могли бы использовать дома, и литература, в которой можно найти подобный материал.

Необходимо отметить, что занятия на подготовительных курсах изобразительной деятельности, хорошо развивают восприятие, мышление, волю, внимание, могут служить хорошим средством стимуляции воображения, фантазии, зрительной памяти, а так же влияют на духовно-нравственное развитие каждого ребенка. Известный психолог А. И. Захаров отмечает, что эффективность этого метода — 50% случаев для девочек и 60% у мальчиков. Искренность и непосредственность в выражении чувств украшают детский рисунок и делают его незаменимым в воспитании личности.
2 этап

Приобщения детей к искусству через духовно-нравственное начало в лицее происходит непосредственно на уроках изобразительного искусства в 1-7 классах.
«Если мы хотим воспитать человека нравственного, способного воспринимать духовные идеалы, то мы должны заложить в него и высокое эстетическое чувство. В этом и состоит воспитательная роль культуры, этим и обусловлена важность сотрудничества между теми, кто несет ответственность за воспитание подрастающего поколения, – деятелями культуры, искусства и представителями Церкви» (Митрополит Илларион)
Я работаю с 1 по 7 классы по программе В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. Учебный предмет «Изобразитель­ное искусство» в общеобразовательной школе достигает этой цели
с помощью специальных средств — содержа­ния, форм и методов обучения, соответствующих содер­жанию и форме самого искусства.

В содержание предмета входят эстетическое восприя­тие действительности и искусства, практическая художе­ственная деятельность учащихся.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

— овладение учащимися знаниями элементарных ос­нов реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление
с особенностями работы в области декоратив­но-прикладного и народного искусства, лепки и апплика­ции;

— развитие у детей изобразительных способностей, ху­дожественного вкуса, творческого воображения, про­странственного мышления, эстетического чувства и по­нимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Важнейшими задачами духовно-нравственного воспитания школьников на уроках изобразительного искусства являются: научить детей понимать прекрасное и возвышенное
с одной стороны, безобразное и низменное – с другой; развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности,
в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве.

Для выполнения поставленных учебно-воспитатель­ных задач программой предусмотрены следующие основ­ные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живо­пись), рисование на темы и иллюстрирование (компози­ция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искус­стве и красоте вокруг нас.

Основные виды занятий должны быть тесно связаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учеб­ного года с учетом особенностей времен года и интересов учащихся.

В основу программы положены:

— тематический принцип планирования учебного ма­териала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает инте­ресы детей, их возрастные особенности;

— единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практиче­ской работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безоб­разное в окружающей действительности и в искусстве;

— яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Бесе­ды об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, от­вечающих принципу доступности;

— система учебно-творческих заданий на основе озна­комления с народным декоративно-прикладным искусст­вом как важное средство нравственного, трудового и эс­тетического воспитания;

— система межпредметных связей (чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изо­бразительного искусства, их связь с жизнью;

— соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

— направленность содержания программы на актив­ное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих пред­метов, природы и т. д.
Программа «Изобразительное искусство» включает великие и вечные темы, которые играют важную роль в духовном воспитании учащихся.

Каждый урок данной программы несет и выражает духовность. «Эту, - как говорит В.С. Безрукова, - неуловимую силу, не поддающуюся строгому определению и проявляющуюся
в нашем понимании, мировосприятии, мироотношении, определяющих смысл нашего существования». На них затем выстраиваются ценности, потребности, мотивы деятельности, предопределяющие усидчивость, работоспособность и успешность любого предприятия.

Духовность на уроке искусства проявляется как процесс продвижения к истине в ходе познания. Произведения изобразительного искусства — еще одно светлое окошко, через которое человек постигает тонкое, благородное видение мира. Живопись, графика и скульптура утверждают в юной душе чувство величия и красоты человека, поднимает человека в его собственных глазах.
Живопись Графика Скульптура


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск