Скачать 100.03 Kb.
|
ДЕПАРТАМАНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Центр образования «Школа здоровья» №1317 улица Академика Анохина, дом 4 корпус 5, г. Москва, 119602 тел.: (495) 735-66-00, 735-66-11, 735-66-22, факс: (495) 735-66-33, E-mail: 1317@bk.ru, http://www.specialschool.ru ОКПО 13597063, ОГРН 1037729000418, ИНН/КПП 7729422596/772901001 Утверждаю « » _____________ 2013г. Директор школы _________________В.Л. Глебова Согласовано: Куратор дополнительного образования _______________ М.А. Сергеенкова МОДЕФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Прикладное ИЗО» для 1-4 общеобразовательных классов Программа разработана педагогом дополнительного образования Платоновой Еленой Сергеевной Москва 2013 год Пояснительная записка Содержание предметного блока «Прикладное ИЗО» соответствует общим целям и задачам преподавания интегрированного курса «Искусство»: воспитание художественной культуры как части культуры духовной, приобщение школьников к миру изобразительного искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество учащихся и освоение художественного опыта прошлого. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы. Поэтому при выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, от урока к уроку, по ступенькам познания ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: - Обучение основам изобразительной грамоты (теоретическим и практическим основам графики, живописи, композиции) - Освоение основных средств художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимых для создания художественного образа - Освоение способов изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека для создания творческих композиций в объёме или на плоскости по предложенной тематике - Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений искусства и художественного творчества детей - Формирование представлений о видах и жанрах изобразительного искусства - Ознакомление с выдающимися произведениями русского и зарубежного изобразительного искусства - Обучение пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений - Воспитание интереса и любви к изобразительному искусству - Развитие творческого воображения, художественного мышления, зрительной памяти, пространственных представлений, изобразительных способностей - Эмоционально-эстетическое и нравственное развитие (сопереживание добру, радость от общения с красотой и др.) Внутри предметного блока «Прикладное ИЗО» выделяются следующие единицы: «Графика», «Живопись», «Композиция». Процесс обучения детей изобразительному искусству в общеобразовательных учреждениях носит не профессиональный характер, допускается ряд условностей и упрощений, поэтому задание и графике и живописи порой объединяются. С 1 класса начинается изучение простейших закономерностей конструктивного строения формы. С 3 класса начинается изучение особенностей линейной и воздушной перспективы, светотени. Более глубоко и обстоятельно они усваиваются в 4 классе. В этом же классе глубже проводится анализ конструктивно-аналитического строения животных, фигуры человека. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ: Особенностью программы является установка на творчество: знания должны стать объектом не воспроизведения, отражения, а творческой переработки, переосмысления, создания нового или творческой рекомбинации старого, требующих участия рук, сердца и интеллекта. Творчество – это основа человеческой культуры, источник всех материальных и духовных ценностей, созданных человеком на протяжении всей истории своего существования. Творчество – это прирожденное стремление человека совершенствовать окружающий мир и самого себя, это открытие, создание нового, не существующего ранее. Творчество – это прорыв из обыденного, рутинного, стереотипного мышления в новые неизведанные области, способность отбросить стандартные решения и заменить другими, художественными и оригинальными идеями. Элементы творчества присутствуют в самых разнообразных сферах деятельности человека – художественной (живописи, музыке, архитектуре, литературе, кино…), научной и инженерно-конструкторской и вообще повседневной (приготовление блюд и выращивание цветов, составление букетов, пошив одежды). ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРГОГРАММЫ. Программа «Прикладное ИЗО» предлагается к использованию в системе школьного дополнительного образования для учащихся 1-х – 4-х классов. Программа основана на практическом и теоретическом материале школьного курса и поэтому не ведёт к перегрузке учащихся. Значительное количество времени, отведённое на выполнение практических заданий, равномерно распределяет нагрузку. Программы учитывает основные принципы системного, развивающего обучения и содержит в себе: - Направленность на комплексное решение задач образования, воспитания и развития - Научность обучения - системность и последовательность - Доступность - Стимулирование положительного отношения школьников к учению, формированию у них познавательных интересов, потребностей в знаниях - Сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении при руководящей роли педагога - Оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических, а также других методов и приёмов обучения - Оптимальное сочетание практического и теоретического материала, а также общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения Реализация программы позволит, учитывая возрастные особенности детей, достичь планируемых результатов в обучении, воспитании и развитии школьников, поможет детям более полно реализовать свои природные способности. Удовлетворить интерес к изобразительному искусству. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
О.В. Островская (1-4 классы). 1 класс Первая четверть 1. Введение в предмет. Рисунок солнца – 1час 2. Сказочный лес –2 часа 3. Цветочная поляна. Три основных цвета –2 часа 4. Домашние животные –2 час 5. Радуга на грозовом небе. – 1 час 6. Красочный коврик – 2 час 7. Мой друг – 2 часа 8. Узоры на крыльях –1 час 9. Игровая площадка – 2 часа 10. Ящерица на дереве - 1 час 11. Сказочный замок – 3 часа Вторая четверть 1.Сказочные герои и их украшение –2 часа 2. Наши друзья – птицы – 2 часа 3. Красивые рыбы. Украшение рыб –2 час 4. Украшение птиц - 2 часа 5. Узоры, которые создали люди –2 час 6. Разноцветные жуки –1час 7. Обитатели подводного мира – 2 часа 8. Новогодняя елка –1 час 9. Морозные узоры – 2 часа Третья четверть
Четвёртая четверть
2-4 классы Первая четверть
Вторая четверть
Третья четверть
Четвёртая четверть
|