Шаблон «Визитной карточки» проекта
Автор проекта
| Фамилия, имя, отчество
| Сергеева Аксинья Дмитриевна
| Город, область
| Нижегородская область
| Номер, название школы
| Школа №53
| Описание проекта
| Название темы вашего учебного проекта
| Художественная культура Древней Греции
| Краткое содержание проекта
|
| Предмет(ы)
| Мировая художественная культура
| Класс(-ы)
| 11 класс
| Приблизительная продолжительность проекта
| Например: 8 уроков, 6 недель, и т.д.
| Основа проекта
| Образовательные стандарты
| Согласно ФГОС изучение МХК на профильном уровне имеет цели:
• воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира;
• развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;
• освоение систематизированных знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике языка разных видов искусства;
• овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку;
• использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования
собственной культурной среды.
Вопросы, изучаемые в теме Художественная культура Древней Греции:
Эстетика античности.
Антропоморфизм мироощущения.
Отражение поэтической мифологии греков в архитектуре (храм Афины в Пестуме, Парфенон и Эрехтейон в Афинах). От линейного ритма в архаике к объему (горельефу) в эллинизме (“Персей, убивающий горгону Медузу” на метопе храма Афины в Селинунте; ионический фриз Парфенона; горельеф “Гигантомахия” алтаря Зевса в Пергаме). Декоративность архаических кор и куросов - истоки греческой скульптуры.
Греческая скульптура ранней (хиазм Поликлета), высокой (гармония Фидия), поздней (неистовый порыв Скопаса) классики.
Человек и рок в древнегреческом театре: тема проклятия рода Атридов в трагедиях Эсхила (“Орестея”), Софокла (“Электра”), Еврипида (“Электра”).
| Планируемые результаты обучения
| После завершения проекта учащиеся смогут:
- объяснять, как отражается поэтическая мифология греков в архитектуре;
- узнать и изучить от линейного ритма в архаике к объему (горельефу) в эллинизме и истоки греческой скульптуры;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
• определения пути своего культурного развития;
• определения профессионального самоопределения;
• ориентироваться в классическом наследии и современном культурном процессе.
| Вопросы, направляющие проект
| Основополагающий вопрос
| Почему искусство вечно?
| Проблемные вопросы учебной темы
| Каким богам посвящались греческие храмы?
Какую идею выражал ионический фриз Парфенона?
Какую роль играет одежда в трактовке образа?
Как в облике Парфенона сочетаются строгие формы классики декоративной
красочностью архаики?
| Учебные вопросы
| Что такое эстетика античности?
Что такое антропоморфизм мироощущения?
Как отражалась поэтическая мифология греков в архитектуре?
Каковы основные признаки архитектурных ордеров, возникших в Греции в период
архаики?
Что нового привнес Фидий в рельеф? Почему его творчество считается вершиной греческой пластики?
В чем, на ваш взгляд, состоит прелесть архаической скульптуры?
Как скульптура позволяет представить мироощущение греков в эпоху ранней,
высокой, поздней классики?
| План оценивания
| График оценивания
| До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
| Стартовая презентация учителя для выявления первоначального опыта и интереса учащихся,
графический планировщик,
план проекта, критерии оценки продуктов проектной деятельности, «мозговой штурм» вопросов
| Листы планирования работы групп, листы самооценки и взаимооценки, промежуточные отчеты, журнал наблюдения,
рефлексия в блоге проекта
| Итоговая самооценка, взаимооценка,
экспертная оценка, оценка учителем,
выполненных исследований. Защита работы на итоговой конференции. Оценка работ по критериям. Итоговая
рефлексия учеников и учителя.
| Описание методов оценивания
| В начале проектной деятельности проводится оценка первоначального опыта и интересов студентов Во время стартовой презентации педагога студенты посещают виртуальный музей Интернета, смотрят и обсуждают фильм «Pro Рунет», строят карту знаний «Плюсы и минусы интернетизации», ранжируют возможности Интернета с помощью инструмента визуального ранжирования, обсуждают план проведения проекта, критерии оценивания работы групп. Заполняется проверочный лист по теме «Интернет-технологии». В качестве домашнего задания студентам предлагается написать эссе «Есть ли жизнь без Интернета».
Для организации работы внутри группы, студенты создают Google- группы (например), где отражается ход работы, организация исследования. Студенты заполняют листы планирования работы в группе, выполняют самооценивание своей работы. При этом они руководствуются листами самооценки и листами оценки взаимодействия в группе. Преподаватель проводит тренинг по освоению технологии Вики, где студенты совместно вырабатывают критерии оценивания коллективных статей. Преподаватель оценивает выполнение студентами лабораторных работ. Проводится взаимооценка выполнения лабораторных работ студентами. В лабораторных работах по Художественной культуре Древней Греции студенты пишут отзывы друг другу на страницах обсуждения Вики, используют комментарии в документах Google, комментарии к фотографиям, пишут комментарии в личных блогах и др. обсуждение предварительных результатов исследований в каждой группе. Для того чтобы направить размышления студентов на процессы своего мышления, преподаватель готовит структурированные интервью.
Работа над темой исследования заканчивается представлением результатов в виде карт знаний, презентаций, вики-статей, Google-сайтов и др. После завершения работы над проектом проводится конференция, на которой студенты демонстрируют результаты своих исследований в группе, а также обсуждают работы других групп. Здесь оценивается глубина проведенного исследования, логичность представления материала, творческий подход, умение аргументировано выступать перед аудиторией, защищать свою точку зрения, участвовать в обсуждении, задавать вопросы.
В конце проекта проводится внутригрупповая и индивидуальная рефлексия, выполняется итоговое самооценивание работы в группах Лучшие исследования рекомендуются для продолжения в рамках научно-исследовательской деятельности студентов, для представления на внутривузовский конкурс студенческих работ. Студенты заполняют проверочный лист, который им предлагался в начале проекта, выявляют свои приращения.
Использованные стратегии оценивания:
1. Стратегия выявления первоначального опыта и интересов студентов:
– Стартовая презентация педагога
– Мозговой штурм открытых вопросов
– Ментальная карта
– Списки приоритетов
–Проверочный лист
–Написание эссе
2. Стратегия развития самостоятельности и взаимодействия:
– План проведения проекта
– Взаимодействие внутри групп Google
– Листы самооценки работы в группе
–Листы самооценки сотрудничества в группе
–Обратная связь от сверстников (взаимооценка выполнения лабораторных работ)
3. Мониторинг прогресса
– Критерии оценки выполнения лабораторных работ
– Рефлексия в блоге проекта
– Встречи в ходе проекта
4.Проверка понимания
–Структурированные интервью
– Перекрестные наблюдения за работой групп
– Рефлексия в блоге проекта
5. Демонстрация понимания
–Оценка преподавателем, самооценка, взаимооценка групп созданных продуктов по критериям оценивания работы групп
–Итоговое самооценивание работы в группах
–Проверочный лист
| Сведения о проекте
| Необходимые начальные знания, умения, навыки
| Знания курса мировой художественной культуры старшей школы
• Знание основных художественных понятий, пользование словарем.
• Умения работы с различными источниками информации, поиска информации в
Интернет.
| Учебные мероприятия
| Вводное занятие (1 неделя, 2 часа)
Проект начинается с обсуждения с учащимися вопросов по теме проекта (для этого используется презентация учителя). Для учеников и их родителей учитель предлагает буклет, объясняющий использование проектной методики при изучении данной темы, и содержащий проблемные вопросы, на которые ученики будут искать ответы.
Учащиеся делятся на 5 групп по 4-5 человек. Перед каждой группой ставится проблемный вопрос.
Ученики обдумывают план проведения исследований, выбирают исследовательские методы, формы представления результатов. Ученики знакомятся с критериями оценивания их работ.
Перед началом проведения исследований необходимо обсудить с учениками, как найти источники достоверной информации по теме исследования и использовать их, соблюдая авторские права.
Учитель рекомендует список ресурсов по теме проекта (создана специальная поисковая система).
1 неделя (2 часа)
Обсуждение с каждой группой учащихся целей и планов проведения исследований.
Ученики создают группы для организации взаимодействия, распределяют обязанности в группе, проводят поиск информации по теме проекта.
2 неделя (4 часа уроков и 5-6 часов самостоятельной работы над исследовательскими заданиями в группах).
Учащиеся проводят исследования, уточняются критерии оценивания ученических работ, проводится их корректировка. Учитель консультирует группы, оказывает помощь в анализе полученных результатов. Ученикам предлагаются творческие задания по теме проекта.
3 неделя (2 часа уроков и 4-5 часов самостоятельной работы над исследовательскими заданиями в группах)
Учащиеся оформляют результаты исследований, готовятся к итоговой конференции.
На конференцию приглашаются учителя и родители. Учащиеся защищают свои работы, отвечают на проблемные и основополагающий вопросы.
Рефлексия работы над проектом осуществляется через размышление о том, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах.
Ученики заполняют итоговую анкету, листы самооценки навыков сотрудничества и успешности работы групп в проекте. Ученикам и их родителям предлагается высказать свое мнение в блоге.
| Материалы для дифференцированного обучения
| Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
| В работе над проектом ученики выполняют доступные для себя, четко определенные задачи на основе продуманного алгоритма действий. Они имеют возможность воспользоваться помощью других участников группы, проконсультироваться с учителем. Такие ученики должны почувствовать свою значимость в общем деле, почувствовать, что они могут быть успешными.
| Ученик, для которого язык преподавания не родной
| Данным ученикам необходимо организовать языковую поддержку. Для этого можно использовать адаптивные материалы, например тексты на родном
языке, графические организаторы, иллюстрированные тексты, двуязычные словари и другие средства для перевода.
| Одаренный ученик
| Темы работ в каждой группе позволяют учащимся провести исследование достаточно глубоко, проявив навыки критического и системного мышления. Выполненные работы могут быть представлены на школьной и городской научно-практических конференциях.
| Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
| Технологии — оборудование (отметьте нужные пункты)
| фотоаппарат,
лазерный диск,
видеомагнитофон,
видеокамера,
цифровая камера,
проекционная система,
видео-, конференц-оборудование,
DVD-проигрыватель,
| Технологии — программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
| программы обработки изображений,
программы разработки веб-сайтов,
настольная издательская система,
веб-браузер,
текстовые редакторы,
программы электронной почты,
| Материалы на печатной основе
| Учебники, методические пособия, хрестоматии, лабораторные пособия, справочный материал и т.д.
| Другие принадлежности
| Аудиокнига, видеокурс, журналы и т. д.
| Интернет-ресурсы
| http://www.ellada.spb.ru/?p=2
| Другие ресурсы
| Проведение экскурсия в Грецию и посещение музеев.
| |