Пояснительная записка Красота – это понятие неумозрительное, лежащее за пределами человеческого опыта. Оно по сути своей материалистическое. Человек, познающий и преобразующий мир, действует не только на научной основе, но и по «законам красоты». На опыте творческой деятельности он оттачивает чувство красоты, создавая что-либо реальное, материальное.
Чувство красоты, пропорциональности необходимо воспитывать в себе с юных лет. Для этого надо изучать лучшие произведения в области изобразительного искусства, литературы, техники. И обязательно работать самому – рисовать. Важно, чтобы подростки учились рисовать хорошо, грамотно, легко, умели мыслить образно, потому что рисунок, как правило, содержит больше информации, чем писаный текст. В силу своей образности он может пояснить идею гораздо быстрее и полнее, чем длинное объяснение.
Великому французскому энциклопедисту и просветителю Дени Дидро принадлежит изречение: «Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере, как читать, считать и писать, превзойдет все другие в области наук, искусства и ремесел». И хоть сказано это два столетия назад, к мудрым словам стоит прислушаться и сегодня.
Содержание программы «Изобразительное искусство в жизни человека» для 7 класса продумано таким образом, чтобы приобщение к искусству было интересно подросткам, соответствовало романтическим устремлениям этого возраста, возросшей аналитичности, любознательности, требовательности к результатам своего творчества. В процессе изучения предмета необходимо раскрыть духовные горизонты искусства, приобщать к нему как языку общения между народами, памяти человечества, в которой сохранены мысли, чувства, деяния людей прошлых эпох и исторического времени.
Освоение языка каждого вида искусства происходит в процессе активной художественно-творческой деятельности в двух формах – в процессе восприятия произведений искусства и воплощения собственных художественно-образных замыслов в ходе творческих заданий – задача учебная не существует в отрыве от творческой.
Ориентация программы на духовное развитие подростков находит отражение в темах учебного года, каждой четверти, уроков. В них (например, «Поэзия повседневности», «Великие темы жизни», «Сложный мир исторической картины») раскрывается значение искусства, что важно и интересно для подростка, стремящегося понять место художника в обществе, найти свое место в жизни. Поэтому особое значение имеют задания, направленные на эстетическое преобразование окружающей среды (выставка детских работ в живописи, графике, скульптуре и т. п.)
Приобщаясь к искусству на уроках в 7 классе, подросток проходит путь от анализа к синтезу. При изучении станковых видов изобразительного искусства внимание учащихся направляется на анализ своих наблюдений и впечатлений от окружающей действительности (поиск мотива, композиции, колорита, работа с натуры), произведений искусства.
Одним из условий, способствующих эмоциональному восприятию, целостности впечатлений, получаемых при созерцании искусств и окружающей действительности, является драматургия урока.
Урок по искусству может быть уподоблен художественному образу, для большинства детей – это первая осознанная встреча с искусством и художником. Для каждого ребенка такой урок может стать событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству, творческому преобразованию окружающей действительности.
Драматическое решение урока изобразительного искусства призвано обеспечить установку восприятия и его целостность. В процессе восприятия произведения искусства, натурного материала у каждого учащегося и рождается свой замысел, который предстоит затем воплотить в материал.
Для того чтобы творческая деятельность подростков была удачной, с одной стороны, необходимо вооружить знаниями художественной техники, с другой – учитывая возрастающий аналитизм мышления, - постараться сохранить непосредственность и эмоциональность восприятия мира.
В художественном восприятии, принимая во внимание целеустремленность к познанию, анализу, нужно пытаться сохранить переживание, возникающее при первом восприятии художественного образа. (На решение этой проблемы направлены уроки 3 четверти: К. Брюллов «Последний день Помпеи», Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына».)
На этом возрастном этапе интеллектуальное напряжение и чувственное раскрепощение должны соседствовать друг с другом, только тогда процесс освоения искусства может быть плодотворным. Учебно-тематический план.-7 класс
Темы
| Часы
| Изображение фигуры человека и образ человека Изображение фигуры человека в истории искусства
Пропорции и строение фигуры человека
Красота фигуры человека в движении
Великие скульпторы
Изображение фигуры человека с использованием таблицы
Набросок фигуры человека с натуры
Человек и его профессия
| 8 1
1
2
1
1
1
1
| Поэзия повседневности.
Тематическая(сюжетная )картина
Жизнь каждого дня-большая тема в искусстве.
Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве.
«Передвижники»
Третьяковская галлерея.
Создание тематической картины.
Историческая тема в искусстве.творчество В.И.сурикова.
Сложный мир исторической картины
| 10
1
1
1 1
1
2
1
2
| Великие темы жизни.
Творчество К.Брюллова.»Последний день Помпея»
Сказочно-былинный жанр
Библейская тема в изо.Рембрандт.
Крупнейшие музеи изо и их роль в культуре.
Эрмитаж
Художественные музеи моего края
Знакомые картины и художники
| 9
2
1
1
1
1
1
1
| Реальность жизни и художественный образ.
Плакат и его виды.
Книга.Слово и изображение.искусство иллюстрации
Конструктивное и декоративное начало в изо.
Зрительские умения и их значение для современного человека.
| 7
2
2
1
2
| Итого
| 35
| Учебно-тематическое планирование по ИЗО в 7 классе
№ урока
| Количество урока
| Тема учебного занятия
| Стандарт темы
| Результат урока
| Способы организации деятельности учащихся
| Этапы изучения темы
| Дата
| план
| факт
| 1
|
|
Раздел 1. ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА
Изображение фигуры человека в истории искусства
| Знать основные этапы истории искусства
|
Иметь представление о красоте человека в истории искусства
|
Лекция с элементами диалога
| Вводный урок по теме «Изображение фигуры человека и образ человека»
| 4.09
|
| 2.
|
| Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации
| Знать понятие пропорции человека, как происходит поиск пропорций
| Сформировать представление о терминах «пропорции», «канон», сделать набросок фигуры человека
| Практикум
| Расширение знаний
| 11.09
|
| 3-4.
|
| Красота фигуры человека в движении.
| Знать понятия скульптура, каркас, пропорции, репродукции с изображением скульптур
| Знать особенности изображения человека в движении, сделать набросок фигуры человека в движении
| Практикум
| Обобщение знаний
| 18.09
25.09
|
| 5.
|
| Великие скульпторы
| Знать понятия скульптура, памятник, жизнь и творчество великих скульпторов мира
| Усвоить понятие скульптура, различать творчество великих скульпторов
| Урок-конференция
| Расширение знаний
| 2.10
|
| 6.
|
| Изображение фигуры с использованием таблицы
| Знать понятия пропорция, набросок, эскиз, главное и второстепенное в изображении
| Усвоить приемы выполнения фигуры человека, выполнить эскиз фигуры человека по таблице
| Практикум
| Расширение знаний
| 9.10
|
| 7.
|
| Набросок фигуры человека с натуры
| Знать понятия набросок, рисунок, эскиз, пропорции, искусство художников-портретистов
| Знать правила и технику выполнения набросков на примере выполнения наброска фигуры человека с натуры
| Практикум
| Расширение знаний
| 16.10
|
| 8.
|
| Человек и его профессия. Выставка работ «Моя будущая профессия»
| Знать понятия набросок, эскиз, картина, репродукции картин, изображающих человека в труде, отражающих профессию
| Создать картину, изображающую человека в труде
| Практикум
| Обобщение знаний
|
23.10
|
| 9.
|
|
Р а з д е л 2. ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (10 часов)
Тематическая (сюжетная) картина
|
Знать понятия сюжет, картина, жанр, виды тематической (сюжетной) картины
|
Сформировать понятие сюжетно-тематическая картина и ее виды, понимать особенности жанра через повторение и обобщение, создать авторскую сюжетно-тематическую картину
| Практикум
|
Вводный урок по теме: «Поэзия повседневности»
|
30.10
|
| 10.
|
| Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. Что я знаю о «малых голландцах»?
| Знать понятия жанр, сюжет, бытовой жанр, голландская живопись, Голландии как родине бытового жанра
| Иметь представление о голландских художниках и их картинах, усвоить понятие бытовой жанр
| Урок-конференция
| Расширение знаний
| 13.11-
|
| 11.
|
| Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: А. Венецианов и П. Федотов
| Знать понятия жанр, сюжет, бытовой жанр; А. Венецианов, П. Федотов
| Знать о творчестве и биографии русских художников А. Венецианова, П. Федотова
| Лекция
| Расширение знаний
|
20.11
|
| 12
|
| «Передвижники»
| Знать понятия жанр, сюжет, бытовой жанр, Третьяковская галерея, меценат, творчество художников, входящих в товарищество передвижных художественных выставок
| Знать понятие передвижники, творчество художников, входящих в товарищество передвижных художественных выставок
| Урок-беседа
| Расширение знаний
| 27.11-
|
| 13.
|
| Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея»
| Знать понятия жанр, сюжет, бытовой жанр, Третьяковская галерея, меценат
| Сформировать представление о Третьяковской галерее как первом музее русского искусства; музее с богатой коллекцией картин художников-передвижников
| Просмотр видеофильма
| Расширение знаний
| 4..12
|
| 14-15.
|
| Создание тематической картины «Жизнь моей семьи»
| Знать понятия композиция, эскизы, колорит, сюжет, станковая картина
| Усвоить роль сюжета в решении образа, иметь представление о сложном мире станковой картины, создать картину о жизни своей семьи
| Практикум
| Обобщение знаний
| 11..12
|
| 16.
|
| Историческая тема в искусстве. Творчество В. И. Сурикова
| Знать понятия исторический жанр, сюжет, содержание, жизнь и творчество В. И. Суриков
| Иметь представление о жизни и творчестве великого русского художника В. И. Сурикова на примере картин
| Тематическая беседа
|
| 18.12
|
| 17-18.
|
| Сложный мир исторической картины
| Знать понятия исторический жанр, сюжет, содержание, эскиз, набросок, репродукции картин с историческим сюжетом
| Сформировать представление о сложном мире исторической картины, создать авторскую историческую картину
| Практикум
| Расширение знаний
| 15.01
22.01
|
| 19.
|
| Р а з д е л 3. ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ (10 часов
|
Знать понятия сюжет, содержание, колорит, «художественный язык», о разном уровне понимания произведений изобразительного искусства
|
Сформировать представление об особом языке искусства и средствах его выразительности, написать эссе «О чем мне рассказал художник»
|
Практикум
|
Расширение знаний
|
29.01
|
| 20.
|
| Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов «Последний день Помпеи»
| Знать понятия сюжет, содержание, колорит, «художественный язык», К. Брюллов, картина «Последний день Помпеи»
| Знать историю создания и художественный замысел великой картины К. Брюллова «Последний день Помпеи»
| Тематическая беседа
| Расширение знаний
| 5.02
|
| 21.
|
| Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки
| Знать понятия сюжет, содержание, колорит, «художественный язык», сказочно-былинный жанр, творчество В. Васнецова и И. Билибина
| Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества В. Васнецова и И. Билибина, создать эскиз былинной сказки
| Практикум
| Расширение знаний
| 12.02
|
| 22.
|
| Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына)
| Знать понятия библейский жанр, сюжет, содержание, колорит, «художественный язык», сказочно-былинный жанр
| Сформировать представление об истории картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»
| Урок-беседа
| Расширение знаний
| 19.02
|
| 23.
|
| Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре
| Знать понятия музей, галерея, выставочный зал; типы музеев, крупнейшие музеи мира и России
| Сформировать представления о художественных музеях и их видах
| Урок-беседа
| Расширение знаний
| 26.02
|
| 24.
|
| Эрмитаж – сокровищница мировой культуры
| Знать понятия музей, коллекция, выставочный зал, Эрмитаж-сокровищница мирового искусства
| Сформировать представления об Эрмитаже как сокровищнице мирового искусства
| Тематическая беседа
| Расширение знаний
| 5.03
|
| 25.
|
| Художественные музеи моего города (края)
| Знать понятия музей, коллекция, выставочный зал, художественным музеем города, его историей
| Познакомить с художественным музеем города, его историей, коллекцией работ
| Урок-экскурсия
| Обобщение знаний
| 12.03
|
| 26.
|
| Знакомые картины и художники
| Тематика предыдущих уроков
| Систематизировать знаний учащихся по предыдущим темам
| Викторина
| Контроль
| 19.03
|
| 27-30.
|
|
Раздел 4. РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (8 часов
Плакат и его виды
| Знать понятия плакат, шрифт, шрифтовая композиция, роль текста в плакате и его взаимосвязь с рисунком
|
Сформировать представление о плакате, как особом виде графики, отметив специфику его образного языка
| Практикум
|
Вводный урок по теме: «Реальность жизни и художественный образ»
Расширение знаний
| 2.04
9.04
|
| 31
-32.
|
| Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации
| Знать понятия книга, обложка, переплет, титул, иллюстрация, страница, история
книги, особенности оформления книжной страницы
| Сформировать представление об основных элементах книги,
с искусством иллюстрации
| Практикум
| Расширение знаний
| 16.04
22.04
|
| 33
|
| Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве
|
Представление о работе художника в различных отраслях производства
| Уметь:
- иллюстрировать литературные произведения;
- показать в работе навыки дизайна;
- анализировать разные по стилю предметы быта, создавать их эскизы;
- представить реферат (сообщение и т. п.) о любимом художнике, произведении
| Практикум
| Расширение знаний
| 30.04
|
|
34-35
|
| Зрительские умения и их значение для современного человека
|
Представление о зрительских умениях
|
Дизайн моды
| Тест практикум
| Обобщение знаний
Расширение знаний
| 7.05.
14.05
21.05
|
| |