Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 320.71 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации18.05.2014
Размер320.71 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
  1   2   3




«Проблемное обучение на уроках английского языка – способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности»

Реутова Светлана Юрьевна, учитель английского языка

Основная цель Концепции

  • воспитание всесторонне развитой личности, готовой умело ориентироваться в меняющихся жизненных обстоятельствах и адаптироваться к ним.

  • создание условий для самореализации личности

Основные задачи проблемного обучения

Обучающие

  • формирование учебных навыков работы

  • формирование коммуникативных умений, необходимых для общения в учебно-трудовой, социально-бытовой и социокультурных сферах

  • знакомство с достижениями национальных и общечеловеческих ценностей

развивающие

  • развитие способности самостоятельно находить и использовать необходимую информацию

  • развитие навыков взаимоконтроля и самоконтроля

  • развитие этикетных норм (речевой такт и поведение)

воспитательные

  • совершенствование нравственных качеств личности (гуманность, патриотизм, взаимопомощь толерантность, сотрудничество)

  • выработка языковой, этнической и расовой терпимости, уважения к другим культурам

  • ознакомление с культурой стран изучаемого языка и их связями с мировой культурой



Содержание системы воспитания проблемного обучения

Направления воспитания:

  • патриотическое

  • интернациональное

  • нравственное

  • профессионально ориентационное

  • эстетическое

  • информационное

Актуальность проблемного обучения на современном этапе модернизации образовательного процесса на примере уроков английского языка.

  • основная идея концепции

  • новизна концепции

  • роль иностранных языков в воспитании всесторонне развитой личности

  • кардинальная перестройка учебного процесса.

  • причины появления проблемного обучения.

  • предполагаемый результат использования проблемного обучения на уроках английского языка.



Сущность проблемного обучения на уроках английского языка

  • совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих целостный непрерывный процесс формирования и развития личности учащихся и побуждения их к самосовершенствованию.


Категории проблемного обучения

  • проблемная ситуация

  • проблема

  • проблемная задача



Уровни проблемных ситуаций

  1. роль учителя - направлять учащихся на самостоятельный поиск путей решения проблемы;

  2. совместный анализ ситуации учителя с учащимися. Ученики самостоятельно формулируют задачу и решают ее;

  3. самостоятельная работа учащихся по выявлению проблемы и выбора оптимального решения.



Педагогические условия успеха

    • соответствие уровню интеллектуальных способностей учащихся

    • соответствие уровню знаний по предметному содержанию проблемной ситуации

    • соответствие индивидуальным особенностям и возрастным интересам учащихся

    • формирование у школьников операционных умений решения проблемных задач


Преодоление психологических трудностей

  • Умение сформулировать проблему

  • Умение определить необходимое количество проблем для обсуждения на занятия

  • Умение выйти из ситуации, когда на проблемный вопрос не хватает информации не только у школьников, но и у учителя.



Педагогические требования к созданию проблемных ситуаций

ситуации должны:

  • составляться на реальном жизненном материале

  • направлены на стимулирование мышления

  • соответствовать теоретическим знаниям учащихся

  • строиться на знакомом учебном материале

  • опираться на имеющийся у учащихся определенный практический опыт


Активные методы проблемного обучения


  • Учебная тематическая дискуссия (завязка, коллективное обсуждение, подведение итогов)

  • Метод «круглого стола» (проблема для обсуждения, приглашение гостей, обмен мнениями, подведение итогов)

  • Деловая игра. Этапы игры (подготовка, проведение, подведение итогов). Виды игры ( ролевая игра, викторины, конкурсы, имитационные игры: дебаты, ток-шоу, либеральный клуб и другие)

  • Интеллектуальный штурм (формирование проблемы, тренировочная разминка, мозговая атака – штурм поставленной проблемы, оценка и отбор наилучших идей, сообщение результатов мозговой атаки)

  • Анализ конкретных ситуаций (ситуации-иллюстрации, ситуация-оценка, ситуация-упражнение)



Результат использования проблемного обучения на уроках английского языка

  • изменение характера взаимоотношений между учителем и учащимися, основанных на сотрудничестве, взаимопомощи, которые учат жить в социуме

  • использование информационных технологий и ресурсов сети Интернет.

  • способствование интегрированных уроков к созданию целостного восприятия окружающего мира

  • приближение проблемных вопросов к условиям реального общения

  • использование проектных форм работы

  • стимулирование творческой активности и познавательных интересов

  • развитие умения добывать знания самостоятельно


Актуальность проблемного обучения на современном этапе модернизации образовательного процесса на примере уроков английского языка.
В основу данной концепции положена хорошо известная идея о развитии личности на базе формирования доминанты самосовершенствования, принадлежащая выдающемуся русскому мыслителю А.А.Ухтомскому. А способ достижения цели выбран через формирование у детей установок на самообразование, самовоспитание, саморегуляцию по Г.К.Селевко. Использованные в работе идеи относятся к деятельностно и личностно ориентированному обучению, которые пропагандируются в работах Е.С Полат, Е.И Пассова. и которых я придерживаюсь.

Новизна данной концепции состоит в использовании активных методов обучения с применением инновационных педагогических технологий: проектной методики и информационных технологий, в создании доброжелательной атмосферы на уроке, чтобы:

-учитывать индивидуальные особенности каждого ученика в классе;

-создать для слабых учащихся ситуации успеха посредством привлечения их в дискуссию по мере их способностей, навыков и умений по предмету;

-построить системы мер, побуждающих учеников размышлять и делать собственные открытия, выполнять мини-исследования, проводить необходимый анализ изученного;

-способствовать развитию навыка самостоятельной работы с учебной, справочной и другой литературой, целесообразно использовать информационные технологии;

-научить ученика соотносить теоретические знания с жизненными ситуациями;

-развивать у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира;

-видоизменить взаимоотношения учителя и учащихся и строить их на основе сотрудничества и взаимопомощи.

Новые социальные требования к изучению иностранных языков

Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира – общепризнанно, что в информационно-технологическом обществе XXI века – определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, способность максимально использовать ее интеллектуальный потенциал, развивать прогрессивные технологии. В связи с происходящей модернизацией системы образования в России усиливается роль иностранных языков в воспитании всесторонне развитой личности.

За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Стремительное вхождение России в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспечили огромной спрос на знание иностранных языков, создали мощную мотивационную базу для их изучения.

Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста, как средство гуманитаризации и гуманизации общества, макрофактор, объединяющий государства и народы, средство социализации. Более того, сегодня уже совершенно очевидно, что владение одним иностранным языком для решения проблем профессиональной, а значит, экономической и социальной защищенности, не достаточно.

Кардинальная перестройка учебного процесса в изучении английского языка

Значительное изменение социального заказа привело к кардинальной перестройке учебного процесса, к пересмотру целей и задач обучения иностранному языку, что подтолкнуло меня к использованию современных педагогических технологий. Используемая мной методика преподавания соответствует проектам Российского стандарта и международным требованиям к обучению.

  • В рамках предлагаемой методики язык стал изучаться как средство повседневного общения.

  • Уроки английского языка стали способствовать познанию достижений национальных и общечеловеческих ценностей, осознанию личности не только гражданином своей страны, но и членом мирового сообщества.

  • Английский язык помогает понять красоту и богатство родного языка, оценить культурное наследие своего народа страны, понять образовательные потребности не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня, спланировать перспективу личностного роста.

  • Проблемное обучение на уроках английского языка помогает найти наиболее эффективные пути и способы перестройки репродуктивного мышления на функциональное, так как во главу угла ставит продуктивное, творческое мышление.

Причины появления проблемного обучения в современном образовательном пространстве

В результате наблюдений я выявила следующие моменты:

  • появление «детей улицы» с «духовной пустотой»;

  • нет навыков исследовательской работы, поисковой деятельности;

  • чрезмерно длительное времяпровождение у телевизоров и компьютеров;

  • неумение работать в атмосфере сотрудничества;

  • недостаток воспитательной работы, направленный на развитие коммуникабельности, способности делать нравственный выбор;

  • наличие неправильно организованной дифференциации со стороны учителя, которая унижает слабых и утверждает приоритет сильных учеников.


На мой взгляд, с помощью проблемного обучения на уроках английского языка можно

  • выявить индивидуальные наклонности каждого ученика;

  • учить наблюдать, исследовать, активизировать мыслительную деятельность, т.к. нет готовых ответов на вопросы ни в одном учебнике;

  • учить слушать и слышать друг друга, уважать мнение собеседника, следуя поговорке «один ум хорошо, а два лучше»;

  • учить жить по принципу: «Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй»;

  • заинтересовать учащихся в познании окружающего мира;

  • изменить роль учителя (учитель - не контролер, а наставник, советник, источник информации, который разделяет общую ответственность за результат)

Цели и задачи концепции

Целью моей педагогической деятельности является формирование у школьников умения гибко ориентироваться и адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать недостающие знания для самореализации.

Для достижения желаемого результата из поставленной цели вытекают следующие задачи:

Обучающие

  • формирование учебных навыков работы

  • формирование коммуникативных умений, необходимых для общения в учебно-трудовой, социально-бытовой и социокультурных сферах

  • познание достижений национальных и общечеловеческих ценностей


Развивающие

  • развитие способности самостоятельно находить и использовать необходимую информацию

  • развитие навыков взаимоконтроля и самоконтроля

  • развитие этикетных норм (речевой такт и поведение)

Воспитательные

  • совершенствование нравственных качеств личности (гуманность, патриотизм, взаимопомощь толерантность, сотрудничество)

  • выработка языковой, этнической и расовой терпимости, уважения к другим культурам

  • ознакомление с культурой стан изучаемого языка и их связями с мировой культурой


Сущность проблемного обучения

«В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача «готовых» знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается значимость и привлекательность традиционной организации обучения».

И..И. Калина, директор Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки России.
«Чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» (Р.Декарт). Этот мудрый афоризм очень точно выражает сущность проблемного обучения. Другими словами, основу проблемного обучения составляет совокупность взаимосвязанных методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия обучаемых в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности.

Проблемное обучение это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала. Проблемное обучение используется мною как на стадии введения учебного материала, так и на стадии его закрепления в процессе речевой практики на разных этапах обучения школьников.

Я – сторонник проблемного обучения, так как в основу системы ее работы положена теория, исходными идеями которой являются развитие авторской позиции ученика и безоценочная реакция на его высказывания. На уроке мною всегда затрагиваются проблемы, которые интересуют учеников, потому что это облегчает усвоение материала и способствует развитию речи. Мною всегда высоко ценится интеллигентность ребят, их независимость во взглядах.

Категории проблемного обучения.

Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. Это интеллектуальное затруднение ученика, мешающее ему в немедленном решении познавательной или практической задачи требующее поиска новых знаний или новых способов действий, позволяющих снять возникшее затруднение. Проблемные ситуации могут быть объективными (ситуация задается учителем) и субъективными (психологическое состояние интеллектуального затруднения при решении поставленной проблемы).

Можно также выделить четыре взаимосвязанные функции проблемной ситуации: а) стимулирующая; б) обучающая; в) организующая; г) контролирующая. Опыт моей работы свидетельствует о том, что проблемная ситуация стимулирует речевую деятельность, увеличивают ее объем и разнообразие форм высказывания, а также способствуют прочности формируемых речевых навыков и умений.

Проблемная ситуация, осознанная и принятая обучаемым к решению, перерастает в проблему. Проблема с указанием параметров и условий решения представляет собой проблемную задачу

Проблема. (от греч. ргоblema – задача, задание). Это осознание учащимися невозможности разрешить трудности и противоречия, встретившиеся ему на занятии в данной ситуации, с помощью имеющихся у него знаний и опыта.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск