Скачать 320.71 Kb.
|
«Проблемное обучение на уроках английского языка – способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности» Реутова Светлана Юрьевна, учитель английского языка Основная цель Концепции
Основные задачи проблемного обучения Обучающие
развивающие
воспитательные
Содержание системы воспитания проблемного обучения Направления воспитания:
Актуальность проблемного обучения на современном этапе модернизации образовательного процесса на примере уроков английского языка.
Сущность проблемного обучения на уроках английского языка
Категории проблемного обучения
Уровни проблемных ситуаций
Педагогические условия успеха
Преодоление психологических трудностей
Педагогические требования к созданию проблемных ситуаций ситуации должны:
Активные методы проблемного обучения
Результат использования проблемного обучения на уроках английского языка
Актуальность проблемного обучения на современном этапе модернизации образовательного процесса на примере уроков английского языка. В основу данной концепции положена хорошо известная идея о развитии личности на базе формирования доминанты самосовершенствования, принадлежащая выдающемуся русскому мыслителю А.А.Ухтомскому. А способ достижения цели выбран через формирование у детей установок на самообразование, самовоспитание, саморегуляцию по Г.К.Селевко. Использованные в работе идеи относятся к деятельностно и личностно ориентированному обучению, которые пропагандируются в работах Е.С Полат, Е.И Пассова. и которых я придерживаюсь. Новизна данной концепции состоит в использовании активных методов обучения с применением инновационных педагогических технологий: проектной методики и информационных технологий, в создании доброжелательной атмосферы на уроке, чтобы: -учитывать индивидуальные особенности каждого ученика в классе; -создать для слабых учащихся ситуации успеха посредством привлечения их в дискуссию по мере их способностей, навыков и умений по предмету; -построить системы мер, побуждающих учеников размышлять и делать собственные открытия, выполнять мини-исследования, проводить необходимый анализ изученного; -способствовать развитию навыка самостоятельной работы с учебной, справочной и другой литературой, целесообразно использовать информационные технологии; -научить ученика соотносить теоретические знания с жизненными ситуациями; -развивать у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира; -видоизменить взаимоотношения учителя и учащихся и строить их на основе сотрудничества и взаимопомощи. Новые социальные требования к изучению иностранных языков Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира – общепризнанно, что в информационно-технологическом обществе XXI века – определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, способность максимально использовать ее интеллектуальный потенциал, развивать прогрессивные технологии. В связи с происходящей модернизацией системы образования в России усиливается роль иностранных языков в воспитании всесторонне развитой личности. За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Стремительное вхождение России в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспечили огромной спрос на знание иностранных языков, создали мощную мотивационную базу для их изучения. Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста, как средство гуманитаризации и гуманизации общества, макрофактор, объединяющий государства и народы, средство социализации. Более того, сегодня уже совершенно очевидно, что владение одним иностранным языком для решения проблем профессиональной, а значит, экономической и социальной защищенности, не достаточно. Кардинальная перестройка учебного процесса в изучении английского языка Значительное изменение социального заказа привело к кардинальной перестройке учебного процесса, к пересмотру целей и задач обучения иностранному языку, что подтолкнуло меня к использованию современных педагогических технологий. Используемая мной методика преподавания соответствует проектам Российского стандарта и международным требованиям к обучению.
Причины появления проблемного обучения в современном образовательном пространстве В результате наблюдений я выявила следующие моменты:
На мой взгляд, с помощью проблемного обучения на уроках английского языка можно
Цели и задачи концепции Целью моей педагогической деятельности является формирование у школьников умения гибко ориентироваться и адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать недостающие знания для самореализации. Для достижения желаемого результата из поставленной цели вытекают следующие задачи: Обучающие
Развивающие
Воспитательные
Сущность проблемного обучения «В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача «готовых» знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается значимость и привлекательность традиционной организации обучения». И..И. Калина, директор Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки России. «Чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» (Р.Декарт). Этот мудрый афоризм очень точно выражает сущность проблемного обучения. Другими словами, основу проблемного обучения составляет совокупность взаимосвязанных методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия обучаемых в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности. Проблемное обучение это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала. Проблемное обучение используется мною как на стадии введения учебного материала, так и на стадии его закрепления в процессе речевой практики на разных этапах обучения школьников. Я – сторонник проблемного обучения, так как в основу системы ее работы положена теория, исходными идеями которой являются развитие авторской позиции ученика и безоценочная реакция на его высказывания. На уроке мною всегда затрагиваются проблемы, которые интересуют учеников, потому что это облегчает усвоение материала и способствует развитию речи. Мною всегда высоко ценится интеллигентность ребят, их независимость во взглядах. Категории проблемного обучения. Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. Это интеллектуальное затруднение ученика, мешающее ему в немедленном решении познавательной или практической задачи требующее поиска новых знаний или новых способов действий, позволяющих снять возникшее затруднение. Проблемные ситуации могут быть объективными (ситуация задается учителем) и субъективными (психологическое состояние интеллектуального затруднения при решении поставленной проблемы). Можно также выделить четыре взаимосвязанные функции проблемной ситуации: а) стимулирующая; б) обучающая; в) организующая; г) контролирующая. Опыт моей работы свидетельствует о том, что проблемная ситуация стимулирует речевую деятельность, увеличивают ее объем и разнообразие форм высказывания, а также способствуют прочности формируемых речевых навыков и умений. Проблемная ситуация, осознанная и принятая обучаемым к решению, перерастает в проблему. Проблема с указанием параметров и условий решения представляет собой проблемную задачу Проблема. (от греч. ргоblema – задача, задание). Это осознание учащимися невозможности разрешить трудности и противоречия, встретившиеся ему на занятии в данной ситуации, с помощью имеющихся у него знаний и опыта. |