Скачать 0.89 Mb.
|
МАОУ Заозерная средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №16 г.Томска Аналитический отчет о научно-методической и инновационной деятельности МАОУ Заозерной средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №16 г.Томска за 2012-2013 учебный год Мартынова Марина Владимировна – зам директора по научно-методической и инновационной деятельности Томск-2013 Аналитический отчет о научно-методической работе МАОУ Заозерной СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №16 г. Томска за 2012-2013 учебный год Мартынова Марина Владимировна – заместитель директора по научно-методической и инновационной деятельности Научно-методическая работа в школе строилась в соответствии с программой развития «Формирование активной образовательной среды – путь к развитию компетенций педагогов и обучающихся» на основе годового плана и в соответствии с методической темой «Профессиональная компетентность педагога – ключ к успеху ученика и главный ресурс реализации ФГОС». Основная цель – повышение качества образования путем внедрения новых технологий и новых методик преподавания, обеспечивающих развитие ключевых компетенций ученика и учителя в рамках ФГОС нового поколения. В 2012-2013 учебном году были определены следующие задачи методической работы:
Приоритетными направлениями в работе педагогического коллектива в соответствии с программой развития в 2012 - 2013 учебном году были: 1. Обновление структуры и содержания всех звеньев методической службы и усиление ее роли в формировании профессиональных качеств учителя и профессионального образования на основе «Федерального закона об образовании». 2. Предоставление условий для обеспечения равных возможностей всем участникам образовательного процесса. 3. Совершенствование работы педагогического коллектива по созданной системе эффективного профессионального самоопределения старшеклассников (базовых и профильных классов). 4. Повышение квалификации, педагогического мастерства кадров, обеспечивающих высокий уровень усвоения базового и программного материала учащимися. 5. Осуществление непрерывной связи и сотрудничества школы с родительской общественностью, социокультурными, оздоровительными и административными системами города с целью реализации всех направлений Программы развития. 6. Реализация личностно-ориентированного и компетентностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей и подростков через обновление содержания образования и внедре- ние новых образовательных технологий на всех ступенях обучения. 7. Повышение качества образования на основе использования новых информационных технологий. 8. Усиление роли базового и дополнительного образования в становлении и развитии личности учащегося Традиционная научно-методическая работа предполагает повышение профессионального уровня учителя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности. Надо отметить, что именно так строилась научно-методическая работа в школе и такое положение дел нас, в какой-то мере, устраивало. Но, учитывая новые ценности образования и научно-методической работы в целом, нами была разработана модель научно - методической работы в школе. Основания для ее разработки в следующем: 1. Школа стремится реализовывать концепцию личностно-ориентированного образования, на основе которой организуется учебно-воспитательный процесс, инновационная и проектно-исследовательская деятельность, работа с одаренными детьми, профильная дифференциация, повышение профессионального мастерства педагогов. Организация методической работы не противоречит базовым принципам: именно в процессе совершенствования своей деятельности учителя могут приобрести опыт личностно - ориентированного обучения. Необходима длительная и кропотливая работа с педагогическим коллективом в целом и с каждым учителем в отдельности. Содержание этой работы – это и формулирование ценностей, и передача накопленного в школе опыта работы, и коррекция поведенческих стилей учителей. Речь идет об образовательной среде для педагогов, организованной таким образом, чтобы создавать у участников собственный опыт взаимодействия в новой образовательной среде. 2. Научно-методическая работа школы, в условиях внедрения инновационного проекта, отличается от традиционной, которая зачастую подразумевает информирование педагогов о новом содержании и методах работы с детьми. Акцент в нашей научно-методической работе необходимо перенести на то, чтобы педагог формулировал профессиональные ценности, созвучные миссии и ценностям школы. Важно не только приобретение новых знаний и решение частно методических задач, возникающих в ходе преподавания, но и включение в процедуры обобществления ценностей, принятия педагогических ценностей школы. 3. Научно-методическая работа в школе разворачивается в основном в форме организации деятельности методических объединений и повышения квалификации на курсах и путем самообразования. Между тем такая ситуация не соответствует особенностям современного этапа модернизации образования. Мы осознали, что комплексное и коллективное обучение педагогов даст больше результатов, чем отдельное обучение педагогов. 4. Обучение внутри школы подразумевает не только обучение в форме занятий, но и консультационную работу с отдельными педагогами или группой учителей и разработку учителями решений методических вопросов. Именно неформальный характер взаимодействия между педагогами позволяет получать консультации и собираться ―по интересам в любое удобное время, не отягощая жизнь школы излишним временным структурированием. Основные цели и задачи научно-методической деятельности школы соотносятся с Программой развития школы, Образовательной программой, Уставом ОУ и соответствуют целям и задачам Концепции долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации (стратегия до 2020 г.);. Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации Д. Медведевым от 04 февраля 2010 г. Пр-271; а также соответствующими нормативными документами региональной и муниципальной системы образования. Основное назначение научно-методической работы школы связано с созданием условий для становления, развития и саморазвития педагогических работников, поэтому были подобраны те формы методической работы, которые решали бы поставленные задачи наиболее эффективно самообразование семинары, мастер – классы, круглые столы, индивидуальные и тематические консультации научные конференции курсы повышения квалификации аттестация открытые уроки конкурсы профессионального мастерства предметные недели инновационная деятельность экспериментальная деятельность реализация Программы развития (подпрограмм, проектов) Содержание и формы научно-методической работы были направлены на реализацию Программы развития школы, образовательную программу, учебно-воспитательный процесс. Рассмотрим основные направления научно-методической работы:
1. Реализация Программы развития С сентября 2012 года педагогический коллектив включился в работу по реализации новой Программы развития на 2012-2016 годы «Формирование активной образовательной среды – путь к развитию компетенций педагогов и обучающихся». Цель программы: разработать и внедрить модель системы управления качеством образования, способствующей повышению доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина Задачи программы:
Приказом директора школы № 271/1 от 31.08.2012 года «о реализации Программы развития школы на 2012-2016 г.г.» утвержден новый состав Координационного Совета по реализации Программы развития, созданы творческие группы по реализации инновационных проектов Программы развития: Проект «Создание модели учебного, социального и педагогического проектирования в условиях сетевого взаимодействия при переходе на ФГОС-2» - руководитель М.В. Мартынова Проект МИП «Разработка и апробация комплексной модели духовно-нравственного, гражданско-патриотического и этнокультурного воспитания в условиях Заозерной школы» (подпроект «Житийные чтения», программа «Святые заступники земли русской») – руководитель О.И.Архипова. Проект-программа «Формирование информационно-образовательной среды школы» - руководитель О.В.Вербицкая. Подпроект «Совершенствование методов и форм работы с одаренными детьми. Создание НОУ» - руководитель Т.Д.Буркова. Подпроект «Формирование познавательной активности обучающихся посредством интеллектуально-творческой игры «Томский росток» - руководитель В.Ф.Зябрева. Подпроект «Клуб старшеклассников Встречи с интересными людьми» - руководитель М.В.Мартынова. Подпроект «Создание школьного музея» - руководитель Н.М.Абинова. Проект «От толерантности к диалогу культур. Этнокультурный центр» - руководитель А.А.Макаревич. Подпроект «Русский язык как неродной для детей мигрантов» - руководитель Л.И.Лебедева. Проект «Совершенствование деятельности Экологического центра» - руководитель А.А.Макаревич. Проект «Дистанционное обучение как фактор гуманизации образования» - руководитель Т.В.Рожкова. 2. Инновационная и экспериментальная деятельность Научно - методическая служба школы осуществляет системное руководство инновационной деятельностью коллектива, работает над повышением качества результатов обучения и воспитания, внедрением современных образовательных технологий, обеспечением доступности качественного образования, созданием условий для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования – ведь все это в совокупности способствует повышению рейтинга школы. В настоящее время школа располагает целым рядом средств и способов организации учебного процесса, способствующих повышению рейтинга. Цель инновационной деятельности: создание условий для профессионального саморазвития, готовности к инновациям, творческой самореализации всех субъектов образовательного процесса. |