Л.А. Макеева
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РИТОРИКИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В рамках реализации президентской инициативы «Наша новая шко- ла» в российском образовании сегодня происходят глобальные перемены: изменяются формы и методы процесса обучения, осуществляется переход на новые стандарты, меняются требования к результативности не только ученика, но и учителя. Поэтому современный учитель должен постоянно профессионально развиваться, повышать свою квалификацию, осваивать и применять инновационные технологии в своей образовательной деятель- ности, чтобы соответствовать требованиям времени и национальной обра- зовательной стратегии.
Как сделать свой урок интересным? Как увлечь ребят, заставить их задуматься, прислушаться, начать творить? Как подобрать «ключ» к раз- личным классам? Почему возникают трудности в общении учителя и класса? Что нужно делать, чтобы не угас интерес к своей профессии? Эти
и другие вопросы задавала себе, искала ответы. Пути решения находила в самообразовании, совершенствовании и применении в педагогической
практике основ риторического мастерства как ресурса в развитии профес- сиональных компетентностей.
Занимаясь прикладной риторикой, исследуя особенности построения речи, умения владеть аудиторией, я стала применять все это в своей дея- тельности, открывая много сходств в ораторском искусстве и педагогике.
Так, в риторике существует звено «оратор – речь – аудитория». Еще Аристотель заметил: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается: оно-то и есть конечная цель всего» [1]. И в педагогической практике мож- но наблюдать такую же аналогию «учитель – урок – ученик», где конеч- ной целью является ученик. Ведь учитель – это тот же оратор, к нему применяются те же пять требований, выдвинутые М.В. Ломоносовым: компетентность, эрудиция, импровизация, артистизм, индивидуальность [4].
Творческий, думающий учитель-профессионал все эти требования
использует в своей практике, так как это позволяет грамотно выстроить взаимодействие с учениками, установить с ними контакт и вести диалог [4].
Существует множество классификаций учителей. Так можно разде- лить всех по возрасту, опыту работы, преподаваемому предмету и профес- сионализму. Но можно рассмотреть учителей как ораторов, и здесь появ- ляется новая классификация:
увлеченный учитель – увлекается своим предметом и способен ув- лечь этим своих учеников;
логичный учитель – у него в педагогической практике четко просле- живается логичность и научность;
мудрый учитель – имеет жизненный и профессиональный опыт. Ученики – это аудитория для учителя. Так педагог из толпы детей
создает организованную группу (класс), затем коллектив единомышленни-
ков, способный развиваться и совершенствоваться.
Для аудитории существуют как объединяющие, так и разъединяю- щие признаки. Эти же признаки можно отнести к ученикам.
Объединяющие признаки
| Разъединяющие признаки
| Общие условия слушания (урок или вне- урочное мероприятие)
| Мотивы прихода и слушания (у каждого ученика свои)
| Общий субъект воздействия (учитель)
| Уровень понимания (индивидуальный, ведь все ученики разные)
| Общая деятельность (слушание, говоре- ние, письмо, чтение),
| Отношение к оратору (разное отноше- ние учащихся к учителю).
|
Теперь обратимся к последнему компоненту данной цепи – уроку, где ярко прослеживаются аналогии с важным компонентом ораторского искусства – речью.
Речь – это текст и импровизация, она имеет определенный жанр и стиль, наделена целями и задачами и выстроена композиционно, опирается на нормы языка. Урок – это риторическая ситуация, композиционно вы- строенная, в которой задействованы тексты, импровизация, многие рито- рические жанры речи.
Жанры педагогической риторики, используемые на уроке, по Т.А. Ладыженской: объяснительная речь, информационный диалог, оце- ночные высказывания, устный рассказ, установки к коммуникативным иг- рам, педагогические наставления, сравнительные высказывания, реплики учителя, приглашение учеников к доске [3].
В ходе исследования речи и урока и их компонентов было выявлено следующее:
● соответствие целей речи и урока;
● использование 4 законов современной риторики в построении речи и урока (гармонизирующий диалог, хронотопическая ориентации адресата,
эмоциональность, удовольствие);
● композиция речи соответствует во многом композиции урока;
● формы как в речи, так и на уроке: монолог – диалог – полилог;
● требования к речи такие же, как к уроку (цель – материал – методы –
средства – результат);
● общие риторические приемы;
● использование разных жанров в речи и на уроке (приветствие, во- просы, обсуждение, прощание);
● техника (работа с голосом, темпом, тембром, дикция) важна как при произнесении речи, так и на уроке;
● оценивание речи и урока (рефлексия: самоанализ и анализ).
Итак, хороший урок, как и хорошая речь, выстраиваются по одним и тем же законам, опираются на одни и те же методы, потому что риторика –
это часть нашей педагогической деятельности наравне с дидактикой и
профессиональной подготовкой. Посредством риторики достигаются мно- гие цели в современных образовательных практиках, повышаются культу- рологическая и профессиональная компетентности педагогов. Поэтому все свои находки, опыт в использовании риторических приемов в педагоги- ческой деятельности я оформила в виде курса семинарских занятий в рамках БМП «Риторика. Культурологическая компетенция педагога». Цель курса – повышение риторического мастерства педагогов. Категория слушателей – учителя-предметники из разных образовательных учреж- дений города.
Темы занятий:
1. Общериторический идеал. Пути развития и становления.
2. Коммуникативные качества хорошей речи.
3. Виды полемики.
4. «Тройное звено» в педагогической риторике:
«учитель – урок – ученик». Результат:
● Повышение культурологической и профессиональной компетент-
ности.
● Выступление перед педагогическим сообществом с речью
(педагогические чтения, семинар).
● Использование риторических приемов в педагогической деятель- ности.
Список литературы 1. Аристотель. Риторика / Аристотель // Античные риторики. – М., 1978.
2. Введенская Л.А Культура и искусства речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. –
Ростов-на/Д.,1995.
3. Ладыженская Т.А. Риторика в школе / Т.А. Ладыженская. – М., 1999.
4. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию / М.В. Ломоносов. –
СПб., 1810. |