Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 361.73 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации18.05.2014
Размер361.73 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Л.А. Макеева

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РИТОРИКИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В рамках реализации президентской инициативы «Наша новая шко- ла» в российском образовании сегодня происходят глобальные перемены: изменяются формы и методы процесса обучения, осуществляется переход на новые стандарты, меняются требования к результативности не только ученика, но и учителя. Поэтому современный учитель должен постоянно профессионально развиваться, повышать свою квалификацию, осваивать и применять инновационные технологии в своей образовательной деятель- ности, чтобы соответствовать требованиям времени и национальной обра- зовательной стратегии.

Как сделать свой урок интересным? Как увлечь ребят, заставить их задуматься, прислушаться, начать творить? Как подобрать «ключ» к раз- личным классам? Почему возникают трудности в общении учителя и класса? Что нужно делать, чтобы не угас интерес к своей профессии? Эти

и другие вопросы задавала себе, искала ответы. Пути решения находила в самообразовании, совершенствовании и применении в педагогической

практике основ риторического мастерства как ресурса в развитии профес- сиональных компетентностей.

Занимаясь прикладной риторикой, исследуя особенности построения речи, умения владеть аудиторией, я стала применять все это в своей дея- тельности, открывая много сходств в ораторском искусстве и педагогике.

Так, в риторике существует звено «оратор речь аудитория». Еще Аристотель заметил: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается: оно-то и есть конечная цель всего» [1]. И в педагогической практике мож- но наблюдать такую же аналогию «учитель урок ученик», где конеч- ной целью является ученик. Ведь учитель это тот же оратор, к нему применяются те же пять требований, выдвинутые М.В. Ломоносовым: компетентность, эрудиция, импровизация, артистизм, индивидуальность [4].

Творческий, думающий учитель-профессионал все эти требования

использует в своей практике, так как это позволяет грамотно выстроить взаимодействие с учениками, установить с ними контакт и вести диалог [4].

Существует множество классификаций учителей. Так можно разде- лить всех по возрасту, опыту работы, преподаваемому предмету и профес- сионализму. Но можно рассмотреть учителей как ораторов, и здесь появ- ляется новая классификация:

увлеченный учитель увлекается своим предметом и способен ув- лечь этим своих учеников;

логичный учитель у него в педагогической практике четко просле- живается логичность и научность;

мудрый учитель имеет жизненный и профессиональный опыт. Ученики это аудитория для учителя. Так педагог из толпы детей

создает организованную группу (класс), затем коллектив единомышленни-

ков, способный развиваться и совершенствоваться.

Для аудитории существуют как объединяющие, так и разъединяю- щие признаки. Эти же признаки можно отнести к ученикам.



Объединяющие признаки

Разъединяющие признаки

Общие условия слушания (урок или вне- урочное мероприятие)

Мотивы прихода и слушания (у каждого ученика свои)

Общий субъект воздействия (учитель)

Уровень понимания (индивидуальный, ведь все ученики разные)

Общая деятельность (слушание, говоре- ние, письмо, чтение),

Отношение к оратору (разное отноше- ние учащихся к учителю).


Теперь обратимся к последнему компоненту данной цепи – уроку, где ярко прослеживаются аналогии с важным компонентом ораторского искусства – речью.

Речь – это текст и импровизация, она имеет определенный жанр и стиль, наделена целями и задачами и выстроена композиционно, опирается на нормы языка. Урок – это риторическая ситуация, композиционно вы- строенная, в которой задействованы тексты, импровизация, многие рито- рические жанры речи.

Жанры педагогической риторики, используемые на уроке, по Т.А. Ладыженской: объяснительная речь, информационный диалог, оце- ночные высказывания, устный рассказ, установки к коммуникативным иг- рам, педагогические наставления, сравнительные высказывания, реплики учителя, приглашение учеников к доске [3].

В ходе исследования речи и урока и их компонентов было выявлено следующее:

● соответствие целей речи и урока;

● использование 4 законов современной риторики в построении речи и урока (гармонизирующий диалог, хронотопическая ориентации адресата,

эмоциональность, удовольствие);

● композиция речи соответствует во многом композиции урока;

● формы как в речи, так и на уроке: монолог диалог – полилог;

● требования к речи такие же, как к уроку (цель материал методы

средства результат);

● общие риторические приемы;

● использование разных жанров в речи и на уроке (приветствие, во- просы, обсуждение, прощание);

● техника (работа с голосом, темпом, тембром, дикция) важна как при произнесении речи, так и на уроке;

● оценивание речи и урока (рефлексия: самоанализ и анализ).

Итак, хороший урок, как и хорошая речь, выстраиваются по одним и тем же законам, опираются на одни и те же методы, потому что риторика

это часть нашей педагогической деятельности наравне с дидактикой и

профессиональной подготовкой. Посредством риторики достигаются мно- гие цели в современных образовательных практиках, повышаются культу- рологическая и профессиональная компетентности педагогов. Поэтому все свои находки, опыт в использовании риторических приемов в педагоги- ческой деятельности я оформила в виде курса семинарских занятий в рамках БМП «Риторика. Культурологическая компетенция педагога». Цель курса повышение риторического мастерства педагогов. Категория слушателей – учителя-предметники из разных образовательных учреж- дений города.

Темы занятий:

1. Общериторический идеал. Пути развития и становления.

2. Коммуникативные качества хорошей речи.

3. Виды полемики.

4. «Тройное звено» в педагогической риторике:

«учитель – урок ученик». Результат:

● Повышение культурологической и профессиональной компетент-

ности.

● Выступление перед педагогическим сообществом с речью

(педагогические чтения, семинар).

● Использование риторических приемов в педагогической деятель- ности.

Список литературы
1. Аристотель. Риторика / Аристотель // Античные риторики. М., 1978.

2. Введенская Л.А Культура и искусства речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова.

Ростов-на/Д.,1995.

3. Ладыженская Т.А. Риторика в школе / Т.А. Ладыженская. М., 1999.

4. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию / М.В. Ломоносов.

СПб., 1810.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск