Скачать 218.34 Kb.
|
1. Общая характеристика образовательного учреждения Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 192» создана в 1964 году и является единственным в городе и области образовательным учреждением, которое предоставляет молодым людям с нарушенным слухом (работающим и неработающим) возможность получить основное общее и среднее ( полное) общее образование с одновременным обучением в учреждениях начального профессионального образования по программам очно- заочного (вечернего) обучения. Школа расположена в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга, по одной из основных улиц в едином двухэтажном здании, в шаговой доступности от главного промышленного предприятия УЗТМ, базовых учреждений НПО, общежития лицея им. Курочкина. Контингент школы представлен 17-18-летними выпускниками коррекционных школ I и II вида. На основе анализа образовательных потребностей поступающих в школу выпускников специальных школ-интернатов, их родителей, представителей предприятий области, общественных организаций (Всероссийское общество глухих) наша школа устанавливает и расширяет контакты с начальными профессиональными учебными заведениями, оказывая им помощь в получении профессии. В настоящее время наши ученики одновременно с получением общего образования приобретают в профессиональных учебных заведениях ( лицей им. Курочкина, Техникум дизайна и сервиса, «Рифей»), с которыми школа заключила договоры о сотрудничестве, профессии токаря, фрезеровщика, портного, закройщика, специалиста компьютерной графики в соответствии со своими потребностями и возможностями, социальным заказом общества. Обучение ведется в 2 смены. Расписание занятий координируется между школой и учреждениями НПО, учитывая профессиональную занятость обучающихся. Для ведения образовательного процесса в школе оборудованы 9 учебных кабинетов. Прием в образовательное учреждение ведется в течение всего года. Концептуальная цель деятельности школы Реализация конституционного права обучающихся с нарушенным слухом на получение доступного и бесплатного образования в соответствии с их потребностями и возможностями и Обеспечение условий успешной социальной адаптации инвалидов по слуху через их интеллектуальное и речевое развитие, получение качественных знаний, создание благоприятных условий для постепенной их интеграции в мир слышащих. 2. Проблемно-ориентированный анализ основных условий и результатов деятельности школы в предшествующий период Анализ психо-социалъного развития поступающих к нам из школ-интернатов обучающихся позволил выявить ряд устойчиво действующих отрицательных факторов объективного и субъективного характера. Оказавшиеся после замкнутого пространства интерната недостаточно приспособленными к новым условиям жизни и профессиональной деятельности среди слышащих. Серьезную тревогу вызывают инфантилизм, иждивенчество, отсутствие интереса к окружающей жизни, недостаточная общая подготовка поступающих в школу. Сказывается социальная нестабильность, потеря контакта с родителями, внешняя криминогенная обстановка. Объективные: замкнутость мира школ-интернатов, порождающая инфантилизм и потребительство, пассивность родителей Субъективный: низкий уровень познавательных интересов, коммуникативных навыков, дидактическая запущенность. Анализ образовательных возможностей обучающихся, поступающих в школу, дает следующую картину: -низкий уровень речевой подготовки: -несформированность общеучебных навыков, -отсутствие навыков самоорганизованности и самодисциплины. Все это ведет к низкой мотивации к обучению и создает большие трудности с социальной адаптацией молодежи. А то, что они не ориентируются в окружающей обстановке, делает их уязвимыми - они легко могут поддаться любому влиянию извне -религиозной секты, криминальной структуры и любой антисоциальной группировки. Школа пытается облегчить им вхождение во взрослую жизнь, помочь в социальной адаптации.Психологический контакт, внимание к внутренней жизни молодых людей, учет индивидуальных особенностей обучающихся, личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании приводят к повышению мотивации обучения. Поэтому востребованность молодежи с ограниченными возможностями здоровья в нашей школе не уменьшается. Приезжают из области, из других городов, живут в общежитиях или снимают частный угол, потому что чувствуют необходимость в дальнейшем развитии и образовании, в получении профессии и, как правило, получив профессию в учреждениях НПО, поступают на работу, продолжают учебу в школе и получают среднее (полное) общее образование. Мало кто из них поступает в ВУЗы, но наши выпускники высказывают удовлетворенность результатами обучения в школе и учреждениях НПО. Выпускники востребованы на производстве, на рынке труда. Среди них нет серьезных случаев нарушения дисциплины в школе и вне ее, нет случаев правонарушений и преступлений. Однако, в последние годы на первое место выходят вопросы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями по профессии, несмотря на имеющийся диплом. 3. Цели и задачи образовательного процесса. Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ двух ступеней общего и среднего образования: II ступень образования - основное общее образование (5-9 классы), нормативный срок освоения 5 лет; III ступень образования - среднее полное общее образование (10 - 12 классы), нормативный срок освоения 3 года. Общеобразовательные программы осваиваются в очно-заочной (вечерней) форме. Цель деятельности школы: Создание коррекционно - развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия для удовлетворения потребностей молодых людей с нарушенным слухом в получении основного и среднего (полного) общего образования, раскрытия и развития индивидуальных способностей обучающихся в направлении формирования ключевых компетенций, обеспечивающих успешное приобщение к культуре, самореализацию и самоутверждение в профессиональной деятельности. Задачи образовательного процесса: - освоение содержания основного общего и среднего (полного) общего образования на базовом уровне как основы для получения профессионального образования или профессиональной деятельности; -овладение общими умениями , навыками и способами деятельности как существенными элементами культуры, являющееся необходимым условием развития и социализации обучающихся, -подготовка к общению и совместной деятельности со слышащими, выработка положительных ценностных ориентации, воспитание здорового образа жизни, способности к самоконтролю регуляции поведения. Эти задачи реализуются через: -формирование системы ценностей педагогов, адекватной целям и задачам школы; -организацию личностно- ориентированного образования глухих и слабослышащих молодых людей, соответствующего их психофизиологическим особенностям с использованием всех видов речи (словесной, дактильной, жестовой); -помощь обучающимся в профессиональной подготовке на основе договоров с учреждениями НПО. Наша помощь в социальной адаптации проходит через помощь в приобретении профессии и через моральную поддержку учащихся в критические моменты их жизни:
Работа по социально-реабилитационной адаптации учащихся проходит и через совместную деятельность классных руководителей с мастерами профессиональных училищ и предприятий. Общие с училищами собрания, присутствие учителей на защите дипломов помогают учащимся выбрать свою роль и позицию в системе социальных отношений, способствуют продуктивной адаптации к внешней среде. Изучение условий жизнедеятельности учащихся в течение всего года дает возможность классным руководителям корректировать восполнение дефицита социального опыта. Параллельно с социальной адаптацией происходит развитие социальной компетентности личности учащихся на уроках гуманитарного цикла:
Обществоведческое образование также является средством социализации личности учащихся. Мы всё время подчёркиваем, что каждый из нас - человек общества, гражданин, связан с окружающим множеством связей и надо грамотно выстраивать эти отношения. Развитию социальной компетентности учащихся в практике преподавания естественнонаучных дисциплин и математики способствуют:
Коррекционная направленность образовательного процесса Наша общеобразовательная школа является специальной (коррекционной). В ней обучаются молодые люди с проблемами слуха. Школа выполняет Федеральный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специального образования), который гарантирует необходимые условия для получения образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Коррекционное развивающее направление реализуется как на специальных занятиях по развитию слухового восприятия и на уроках развития речи, так и на предметных уроках с учётом особых задач речевого развития и коррекции произношения в связи с изучением материала. Мы выявляем сохранные возможности наших взрослых неслышащих, используем при обучении остатки слуха, нагружаем зрение, стремясь к большей наглядности. Формы общения. В педагогическом общении учителя используют все средства: и слово, и дактиль, и жесты, и чтение с губ. Жесты дозируются в зависимости от типа урока (новый материал - повторение), от этапов урока, от аудитории (глухие - слабослышащие) и т.д. Жесты используются, но в основе всего образовательного процесса - работа над словом - развитие речи. Установка: Хоть мы понимаем Друг друга без слов. Работа над словом — Основа основ. Сегодня в российском обществе как никогда остро стоит проблема сохранения национальной культуры, в том числе и культуры речи. Чтобы разобраться в непростых реалиях современной жизни, молодым людям необходимо научиться формулировать свои мысли, связно выражать свое мнение относительно тех или иных проблем окружающей действительности. Формирование речевых навыков теснейшим образом связано с умением мыслить, рассуждать. Умение понять суть явления и словесно сформулировать свое отношение к нему - непременное условие становления свободной личности человека. В связи с этим словарная работа, развитие речи ведётся не только на уроках русского языка, но и на уроках любого предмета. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями образовательной программы двух ступеней общего образования: I1 ступень - основное общее (5-9 класс); III ступень - среднее (полное) общее образование ( 10 - 12 класс). С учетом занятости обучающихся в учреждениях начального профессионального образования и производстве школа обеспечивает группам различный максимально гибкий режим занятий:
начало 1 смены -9:00 2 смены- 14:20. Продолжительность занятий - 40 минут. Прием в образовательное учреждение осуществляется по направлению Министерства общего и профессионального образования Свердловской области на любую ступень обучения, начиная с основной школы, по результатам обучения и протоколов ПМПК в течение всего учебного года. Формы организации образовательного процесса :
Домашнее задание является одной из основных форм обучения. Доминирующая технология : современное традиционное обучение с элементами личностно-ориентированного:
ПОЯСНЕНИЕ К РАСПИСАНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИИ Расписание учебных занятий составляется в соответствии с Учебным планом образовательного учреждения Контингент школы составляют молодые люди с ограниченными возможностями здоровья по слуху, которые одновременно с учебой в школе обучаются в учреждениях НПО или работают на производстве.. Недельная учебная нагрузка по очно-заочной (вечерней) форме обучения составляет 24 часа. Занятия проводятся в 2 смены с учетом занятости обучающихся в профессиональных учебных заведениях, которые по Договору со школой предоставляют свободные дни для занятий в школе, и в эти дни расписание уроков для этих классов составляется с максимальной учебной нагрузкой. Учащимся, работающим на производстве, на основании ТК РФ ст. 176 «Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях», предприятие предоставляет свободный от работы один день в неделю (понедельник или пятницу), и в эти дни в расписание включаются те предметы, которые более сложные для обучающихся. Вторая смена дает возможность посещать занятия после работы или учебы в других учебных заведениях. Воспитательная система образовательного учреждения Анализ психосоциального развития поступающих к нам из школ-интернатов позволил выявить ряд устойчиво действующих отрицательных факторов объективного и субъективного характера. Объективные: замкнутость мира школ-интернатов, порождающий инфантилизм и потребительство. Субъективные: низкий уровень познавательных интересов, мотивации учёбы, коммуникативных навыков; дидактическая запущенность. Формы организационно-воспитательной работы: общение, классные часы, консультации, экскурсии, спортивные мероприятия, праздники Исходя из этого, мы определили приоритетные направления, их задачи и планируемый результат.
Мониторинг образовательного процесса Образовательная программа управляется и корректируется через мониторинг. Показатели мониторинга (в таблицах):
Критерии оценивания достижений обучающихся Критерии оценивания достижений обучающихся диктуются целями и содержанием образовательного процесса, направленного на формирование ЧЕЛОВЕКА, СПОСОБНОГО САМОСТОЯТЕЛЬНО ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В СОЦИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЕ И УМЕЮЩЕГО ВЕСТИ КОНСТРУКТИВНЫЙ ДИАЛОГ; ИМЕЮЩЕГО НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НА СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТИ, ОБЛАДАЮЩЕГО ОБЩЕЙ КУЛЬТУРОЙ. Оценивание достижений учащихся проводится по трем составляющим:
3. Ценностно-ориентационный уровень, сформированность личностной позиции (в осмыслении темы, ответа; в мотивированности собственного отношения). При оценивании учитываются также индивидуальные особенности обучающихся: положительный результат их личных усилий в области знаний, деятельности и эмоционально-ценностных отношений (социализации) и психофизиологические особенности. Это касается прежде всего оценивания развития речи как через уроки русского языка и литературы, так и через другие предметы, так как особенностями глухих учащихся является недостаточный словарный запас, слабые речевые навыки. Результаты развития личности обучающихся за 3 года (2007-2008, 2008-2009, 2009-2010) были подведены на основании традиционного «Мониторинга развития личности глухого учащегося» и проведенного в прошлом году классными руководителями более подробного, более конкретного исследования «Направления развития личности учащихся». Результаты следующие. Самым отрадным, прогрессирующим, является уровень социализации. Налицо подвижки (от 0-1 к 2) в усвоении и реализации позитивных социальных норм, в объективной оценке своих возможностей при выборе профессии и готовдости трудиться. Особенно значимо, что показатель выше среднего в выпускном 12 А. Для мужского (в основном) состава класса факт усвоения и реализации позитивных социальных норм отраден - за 3 года не было замечено ни одного асоциального поступка. Семья для большинства учащихся - ценность. Это говорят и те, у кого никогда не было семьи (воспитанник детского дома), и те, кто уже создал свою семью и пробует анализировать разные жизненные ситуации. Мотивация к учебе, в основном сохраняет свои начальные позиции (это «1»). Скажем, в 2009-2010 учебном году только в 3-х классах из 10 педагогам удалось улучшить ситуацию. Для взрослых молодых людей все-таки приоритетны проблемы жилья, трудоустройства, жизнеобеспечения. Хотя в выпускных 9 и 12 Б классах, где молодые люди уже на рабочих местах почувствовали недостаточность своего словаря и речевого развития, мотивация к учебе в школе -выше среднего («2»). Из общеучебных навыков сформированность связной речи остается недостаточной (чаще всего - «1-» «1») - то, что не сформировано в детстве, трудно компенсировать взрослому. Работа над другими общеучебными навыками («Работа с информацией», «Применение общеучебных навыков»), как правило, приносит результаты, почти всегда есть прогресс. Анализ результатов мониторинга позволил сделать выводы: - мониторинг показал стабильность и позитивные подвижки в развитии личности обучающихся. Школа помогает молодым людям с проблемами слуха сохранить позитивный интеллектуальный и нравственный потенциал и, по возможности, улучшить его. - учитывая недостаточность связной речи учащихся, выделить из Программы по русскому языку раздел «Развитие речи» в отдельную программу, откорректировав ее в соответствии с требованиями новых стандартов. - начать сотрудничество с центром «Эхо» по обеспечению нашего «Мониторинга развития личности учащихся» практическими материалами (анкетами, тестами и т.д.). ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Промежуточная аттестация по предметам проводится 1 раз в полугодие. По итогам года с учётом аттестации в полугодиях учащийся по всем предметам аттестуется за учебный год. Неудовлетворительный результат текущей аттестации в полугодии влечет за собой промежуточную аттестацию по итогам года в форме зачёта, содержание которого утверждается завучем. Тексты для проведения письменных контрольных работ и тестовых работ разрабатываются педагогами и руководителями МО. Вопросы для устных зачётов составляются учителем с учётом дифференцированного подхода в обучении, в билеты включаются задания репродуктивного, продуктивного и творческого характера. После проведения контрольной работы на основании итогов текущей аттестации, решением учителя определяется итоговая оценка за полугодие, год, являющаяся показателем качества подготовки ученика и результатом промежуточной аттестации. ПЕРЕВОД УЧАЩИХСЯ Учащиеся, успешно освоившие содержание учебных программ за учебный год решением педагогического совета школы переводятся в следующий класс. Обучающиеся на ступени основного общего образования, освоившие программу учебного года в полном объеме, переводятся в следующий класс. Обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно по решению педагогического совета, задолженность ликвидируется тематическими зачетами в июне или последующее время в присутствии представителя администрации. Обучающиеся на ступени основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, с их согласия, а также по усмотрению родителей (законных представителей несовершеннолетних) оставляются на повторное обучение или переводятся в классы компенсирующего обучения. Обучающиеся, не освоившие общеобразовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования. |