Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 350.43 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации20.05.2014
Размер350.43 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3
Калуга Елена Николаевна,

методист МБОУ ДОД Центр детского творчества г. Суража

Программа кружка «Маленький художник»

Возраст детей – 6-10 лет

Срок реализации: 3 года
Пояснительная записка

Изобразительное искусство и очень древнее, и очень молодое. Художники создавали изображения и тысячи лет назад, создают их и сегодня. Это искусство огромно. Чтобы узнать его лучше, не заблудиться в нем, нужно шаг за шагом изучать его. Вводить детей в «большое искусство следует как можно раньше и особенно важно определить фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему.

Каждый ребенок талантлив от рождения, каждый фантазер и выдумщик, только впоследствии он теряет эти способности, потому что их вовремя до конца не развили. “У меня нет воображения”, - говорим мы, будучи взрослыми. Просто мы его спрятали в детстве за не надобностью, не стали развивать дальше. Мы перестали видеть окружающий мир, искусство, красоту, которые нас окружают и перестали их понимать, когда теряли свою фантазию и воображение.

Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом, как средство проверки и развития способностей. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.

Программа кружка «Маленький художник» - комплексная система образовательной деятельности, которая включает в себя практические занятия по изобразительному искусству, изучение теории изобразительной грамоты (доступной для младшего школьного возраста), выполнение специальных упражнений по развитию воображения и творческих способностей.

Актуальность программы.

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемой частью любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Современному ученику недостаточно получить определенную сумму знаний, умений и навыков. Время требует от него умения самореализовываться, саморазвиваться, максимально использовать свои потенциальные возможности, мыслить творчески. Занятия изобразительным искусством используются, как эффективное средство, компенсирующее недостаток творческого мышления в других сферах образования. Когда ребенок начинает рисовать, он открывает для себя еще один способ познания мира. Рисуют не руки, а талант, духовная способность, а руки лишь подчиняются

Направленность программы.

Программа кружка «Маленький художник» по содержанию является художественно - эстетической, по функциональному предназначению – специальной, общекультурной, по форме организации деятельности – групповой, по времени организации – длительной подготовки.

Новизна программы.

Новизна программы кружка «Маленький художник» заключается в том, что развитие воображения, творческих способностей и творческой индивидуальности учащихся ведется через систему специальных упражнений, знакомство с нетрадиционными способами и техниками рисования.

Педагогическая целесообразность программы.

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития учащихся. На занятиях рисованием, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно- творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Обучение изобразительной деятельности способствует формированию таких мыслительных операций, как синтез, анализ, сравнение, обобщение. На занятиях складываются благоприятные условия для развития речи детей, осуществления свободного, естественного речевого общения по поводу деятельности и ее результата. В процессе рисования осуществляется всестороннее воспитание детей: воспитание у них чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в произведениях искусства.

Цель программы кружка «Маленький художник»: помочь развитию воображения, творческих способностей и творческой индивидуальности учащихся. Ведь творческая индивидуальность – важный признак одаренности.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с необычными способами создания рисунков. Пробудить в детях интерес к самостоятельному творчеству и эксперименту.

  2. Углублять знания основ изобразительной грамоты.

  3. Сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

  4. Воспитывать чувство прекрасного, человеческой доброты, умение видеть и чувствовать красоту окружающего мира, художественный вкус, доброжелательное отношение друг к другу.

  5. Развивать интерес ребенка к самому себе.

  6. Развивать образное представление, креативное мышление, сенсорные и моторные навыки, внимание, воображение.

  7. Развивать творческую индивидуальность учащихся посредством выполнения творческих заданий и проектов.

  8. Принимать активное участие в выставках и конкурсах.

  9. Создавать комфортный психологический климат, благоприятную ситуацию успеха.


Отличительные особенности программы.

Программа кружка «Маленький художник» разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются

  • в принципах обучения

  • в формах и методах обучения (метод проблемного изложения, информационно-рецептивный, репродуктивный, игровой, частично-поисковый, проблемный, эвристический)

  • в методах контроля и управления образовательным процессом (анализ процесса и результата деятельности, тестирование, защита творческого проекта, игровой экзамен)

  • в средствах обучения (дидактические пособия, информационные технологии)


Дидактические принципы
1) Принцип деятельности - учащийся, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: необходимо предложить ребенку возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне минимума, предусмотренного программой

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Объединение 1-го года формируется из учащихся 6-8 лет, занятия проводятся по 2ч. 2 раза в неделю (144ч. в год). Программой предусматривается знакомство с нетрадиционными способами рисования различными материалами, проектные игры, выполнение коллективных работ. В конце года проводится игровой экзамен.

Форма организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная.

Методы работы: метод проблемного изложения, информационно-рецептивный, репродуктивный, игровой.
Объединение 2-го года обучения формируется из учащихся 7-9 лет обладающих знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой первого года обучения. Занятия проводятся по 6 ч. в неделю (216 ч. в год). Программой предусматривается более глубокое изучение техник работы акварелью, гуашью, графическими материалами. В течение года учащиеся выполняют коллективные и индивидуальные творческие проекты.

Форма организации учебного процесса: групповая и индивидуальная. (Возможно проведение индивидуальных занятий по 45 мин. при подготовке к конкурсам и выставкам)

Методы работы: метод проблемного изложения, частично-поисковый, игровой, проектный.
Объединение 3-го года обучения формируется из учащихся 8-10 лет обладающих знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой второго года обучения. Занятия проводятся по 6 ч. в неделю (216 ч. в год). Программой предусматривается изучение новых, более сложных техник рисования. В конце года учащиеся выполняют коллективные и индивидуальные творческие проекты.

Форма организации учебного процесса: групповая и индивидуальная. (Возможно проведение индивидуальных занятий по 45 мин. при подготовке к конкурсам и выставкам)

Методы работы: частично - поисковый, проблемный, проектный, эвристический.
Формы организации занятий:

  • практикум;

  • творческая мастерская;

  • экскурсии;

  • уроки общения;

  • занятия – выставки;

  • занятия-праздники

Каждое занятие включает в себя:

Подготовительный этап: экскурсия, беседа, выставка, обсуждение, рассматривание книг, иллюстраций. Сообщение темы занятий, постановка перед учащимися целей и задач.

Основной этап: показ на практике приемов работы, выполнение тренировочных упражнений, выполнение работы. Применение уч-ся на практике ранее полученных навыков, умений, знаний, приобретение новых.

Заключительный этап: рефлексия. Подведение итогов работы. Проведение выставки работ. Это период взаимодействия ребенка с уже завершенной работой. Завершенную работу лучше оставить на несколько дней в кабинете. Она привлечет внимание детей, станет объектом обсуждения, стимулирует рождение новых творческих идей. Уборка рабочего места.
Формы проведения контроля.

Контроль результативности обучения - это одно из условий прочного усвоения знаний. Любые способы контроля должны носить ненавязчивый характер, способствовать созданию атмосферы доброжелательности, творческого поиска.

Предварительный контроль: сентябрь-октябрь для учащихся первого года обучения и первое занятие для вновь прибывших учащихся в течение учебного года с целью оценки исходного уровня знаний учащихся перед началом обучения по программе (тестирование, практические задания)

Текущий контроль: в конце каждого занятия с целью оценки качества усвоения содержания занятия (опрос в виде викторины, игры, творческие задания; тесты; просмотр работ в конце занятий)

Промежуточная аттестация: в середине и в конце учебного года с целью оценки качества усвоения содержания образовательной программы (тестирование, выставка работ, игровой экзамен, защита проекта)

Итоговая аттестация: с целью оценки уровня достижений учащихся по завершении всего образовательного курса программы (защита проекта, итоговая выставка работ)
Условия реализации программы.

Программа кружка «Маленький художник» будет успешно реализована:

-при выдаче всего предусмотренного программой теоретического и практического материала;

- при создании на занятиях определенных психолого-педагогических условий, которые включают в себя следующие компоненты:

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

  • побуждение творческого воображения ребят к практической и творческой деятельности;

  • поощрение отхода от шаблона, привнесения в каждую работу собственных образов;

  • "раскованность" детей, высвобождение их творческой энергии;

  • формирование знаний ребят на разных психологических уровнях (конкретно-чувственные представления, понятия, обобщающие образы, "открытия" и т.д.)

  • применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения.

- при правильной организации образовательного процесса:

Занятия должны проходить в чистом, хорошо освещенном и проветриваемом помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим нормам. Лучше всего в мастерской, имеющей подсобное помещение для хранения материалов, инструментов, образцов работ и наглядных пособий. В ней рекомендуется оформить выставку работ учащихся. При оборудовании помещения необходимо предусмотреть меры безопасности труда.

- при наличии необходимых материалов и оборудования:

Материалы: карандаши простые и цветные, краски гуашевые и акварельные, клей «ПВА», картон, бумага белая и цветная, картон, восковые мелки, пастель, тушь, фломастеры, свеча, шампунь, пальчиковые краски.

Оборудование: палитра, ножницы, кисти для клея и красок, тряпочки для протирания, баночки для воды, клеенка, поролоновые губки, салфетки, зубные щетки. Спецодежда: фартуки.
Методические рекомендации для учителя.

1. На занятиях учащиеся знакомятся с множеством необычных способов создания рисунка, правилами работы с различными инструментами, с правилами безопасности труда. Практическая работа составляет основу занятий кружка, но не является самоцелью, а подчинена образовательным и воспитательным задачам. Необходимо воспитывать у детей стремление доводить начатое дело до конца, учить их соблюдать элементарные правила культуры труда, содержать в чистоте рабочее место, экономно расходовать материалы, бережно относиться к инструментам, соблюдать правила безопасности труда. Рекомендуется давать коллективные задания.

Всегда хочется видеть результат своего труда. Поэтому в конце каждого раздела рекомендуется оформлять выставки рисунков, чтобы ребята могли полюбоваться своими работами, оценить преимущества той или иной техники и вспомнить как они выполняли эти работы. Выставки работ создают эстетически богатую среду, дают радость детям, ощущение нужности своего труда.

2. Занимаясь с ребенком рисованием, следует соблюдать следующие основные правила:

  • Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство.

  • У ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, бумаге, красках.

  • Сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятия ребенка рисованием.

  • Нужно предлагать рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и говорить обо всем, что он любит рисовать.

3. Для расширения кругозора учащихся и закрепления пройденного материала необходимо проводить экскурсии в природу, на выставки, в музеи.

4. Поставленная цель развития творческих способностей личности останется только декларацией, если не будет найден надежный способ контроля, диагностики и развития этих способностей.

Применяемые практические методы диагностики развития творческих способностей обучающихся:

На первом этапе работы предполагается провести диагностику учащихся, чтобы распределить учащихся на две группы: дети, легко осуществляющие мыслительную деятельность “Мыслители” и дети легче осуществляющие художественную деятельность “Художники”. (Тест: “Мыслитель или художник”) Данный тест широко применяется для диагностики творческих способностей обучающихся.

На втором этапе исследования использованы цветовые тесты, задания, игры, с помощью которых определяется степень развития творческих способностей по показателям, предложенным психологом Е. Торренсом:

  • скорость и беглость - количество ответов, быстрота выполнения задания

  • гибкость - степень разнообразия ответов

  • оригинальность, - редкость идеи, не стандартные решения

  • тщательность разработки идеи (разработанность)- детализация ответов

Цветовые тесты-задания, игры позволяют четко фиксировать динамику эмоциональных состояний. Проведение тестов дает возможность понять, что каждый из нас не обречен, любить один единственный цвет. Наши цветовые пристрастия зависят от: возраста, настроения, сезона, погоды, здоровья, характера, имени. Такие тесты показывают, что работы “детей-мыслителей” наиболее реальны, скудны по изображению, достаточно ограничены и просты. В тоже время “художники” проявляют больше фантазии, воображения. Их работы отличаются разнообразностью, сложностью образов и быстротой выполнения.

Далее на 3 этапе своей работы рекомендуется использовать задания цветового характера, направленные на развитие творческих способностей. Дети не ограничены в выборе цвета, цветовое решение осуществляют самостоятельно, в соответствии с уровнем своих творческих способностей и внутренним состоянием в данный момент времени

5. Программой кружка «Маленький художник» предусмотрено выполнение творческих проектов. Создавая проекты, используя свои интересы, полученные знания, проведя исследования по интересующим их проблемам, ученики включаются в творческий процесс. Консультантами и руководителями становятся учитель, родители.

Организация проектной деятельности учащихся младших классов имеет свои особенности. В первый год обучения основное внимание необходимо уделить развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Для этого в рамках занятий можно использовать:

  • проблемное введение в тему занятия;

  • совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

  • групповая работа на занятии, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

  • выдвижение идеи ( мозговой штурм);

  • обоснованный выбор способа выполнения задания;

  • поиск дополнительной литературы;

  • самоанализ и самооценку, рефлексию;

  • поиск альтернативных способов решения проблемы.

Со 2-го года обучения учебное время, отведенное на повторение и закрепление изученного материала, используется для организации проектной деятельности. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития. В связи с этим до начала организации проектной деятельности в ходе анкетирования или индивидуальной беседы выявляются области интересов детей. Интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся, но в условиях работы с младшими школьниками допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам в его формулировке. Также оказывается помощь в формулировке цели и задач проекта, выводов. При этом помощь должна оказываться ненавязчиво. Неосторожное навязывание идей педагогом может остудить желание учащегося самому разобраться в интересном для него вопросе.

Этапы проектной деятельности:

  • Выбор темы.

  • Исследовательская часть.

  • Творческая деятельность – создание законченного продукта.

  • Защита проекта.

Индивидуальный проект. Его часто выбирает ученик, который бывает робок и даже закомплексован, но, работая над проектом, может выразить свои мысли и чувства средствами искусства.

Разновозрастные проекты. Такой проект разумно создавать, объединив детей разного возраста одной темой. Вот некоторые темы проектов:

  • Оформление кабинета кружковой работы.

  • Оформление интерьера ЦДТ.

Во всех проектах, связанных с художественным оформлением интерьеров детских учреждений, главным является совместное творчество. Принцип оформления – использовать детские эскизы для создания проекта. Даже небольшое приобщение к замыслу делает ребенка автором. Учитель, конечно, режиссер процесса, но он должен оставаться в тени. После обсуждения остается обобщенный эскиз, который дополняется идеями многочисленных авторов. Ощущение своей значимости и нужности, помогут ребенку творчески мыслить, смело включаться в работу, предлагать свои идеи. Используя различные техники, можно добиться отличных результатов. И тогда оживают стены. Такие работы имеют высокую социальную значимость, детям очень важно чувствовать себя нужными и полезными для всех вокруг Результатом является не только окончательный продукт, но и развитие в детях качеств, необходимых в дальнейшем в их взрослой жизни. Дети учатся работать в коллективе, с разными людьми, в разных ситуациях, учатся прислушиваться друг к другу, воспринимать разные мнения. Ученики вместе познают мир, в котором они живут, интеллектуально развиваются, максимально раскрывают свои творческие способности и учатся применять их в жизни, в своей будущей профессии. Во время работы над проектом развиваются не только ученики. Учителя тоже должны постоянно

совершенствоваться в своем мастерстве, чтобы идти в ногу со временем и растить действительно современных, творчески мыслящих людей.
Учебно-тематический план объединения 1-го года обучения





пп

Название

темы

Кол-во

часов

На

теорию

На

практику

1

Введение в программу. Организация занятий. Техника безопасности на занятиях.

2

1

1

2

Аттестация учащихся: предварительная, промежуточная

5

2

3

3

Нетрадиционные способы рисования графическими материалами.

42

6

36

4

Рисование и аппликация

22

3

19

5

Нетрадиционные способы рисования гуашью.

29

4

25

6

Нетрадиционные способы рисования акварелью.

22

3

19

7

Выполнение коллективных работ.

10

2

8

8

Экскурсии в музей, на районные выставки, в природу.

4

-

4

9

Оформление работ в паспарту и рамки

4

1

3

10

Проведение итоговой выставки работ. Игровой экзамен.

2

-

2

11

Заключительное занятие

2

1

1

ИТОГО:

144

20

124


Содержание разделов программы
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск