Скачать 223.38 Kb.
|
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА формирования культуры обучающихся и студентов в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖИЛИЩНЫЕ УРОКИ» Ульяновск 2011 Государственная жилищная инспекция Ульяновской области Министерство образования Ульяновской области ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА формирования культуры обучающихся и студентов в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖИЛИЩНЫЕ УРОКИ» Ульяновск 2011 ББК Барышова А.А. Примерная программа формирования культуры обучающихся и студентов в сфере жилищно-коммунального хозяйства «Жилищные уроки» /Под ред.: О.Г.Якимочевой. - Ульяновск, 2011 – 15с. Рецензент: О.В.Атаулова – заведующая кафедрой технологического образования Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, кандидат педагогических наук. Примерная программа формирования культуры обучающихся и студентов в сфере жилищно-коммунального хозяйства «Жилищные уроки» предназначена для обучения обучающихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений, начального, среднего профессионального образования, студентов высшего профессионального образования основам знаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Изучаемый материал по программе формирования культуры обучающихся и студентов в сфере жилищно-коммунального хозяйства «Жилищные уроки» позволит повысить уровень их правосознания и ответственности в выполнении гражданских обязательств в жилищной сфере. Содержание
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА формирования культуры обучающихся и студентов в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖИЛИЩНЫЕ УРОКИ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная программа формирования культуры обучающихся и студентов в сфере жилищно-коммунального хозяйства «Жилищные уроки» составлена на основе федерального законодательства, регламентирующего деятельность в сфере жилищных отношений, Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», «Основ государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», утверждённых Президентом РФ. Примерная программа создаёт условия для обучающихся 8-11 классов образовательных учреждений среднего, студентов высшего и среднего профессионального образования (далее - образовательные учреждения), обеспечивающие: повышение уровня знаний об управлении и техническом содержании многоквартирных домов, о жилищно-коммунальных услугах (далее – жилищная сфера); осведомлённость о характере, способах и пределах осуществления защиты прав и интересов в жилищной сфере; умение принимать решение и применять механизмы и методы защиты своих прав при текущих бытовых проблемах в жилищной сфере. Примерная программа содействует формированию активного гражданского общества и укрепления согласия в жилищной сфере. Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; содержание с примерным распределением учебных часов по разделам и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов. Общая характеристика содержания материала Примерная программа составлена с учётом формирования у подрастающего поколения правосознания и ответственности в выполнении гражданских обязательств в жилищной сфере, а так же высокой жилищной культуры. Примерная программа формирования культуры обучающихся и студентов в сфере жилищно-коммунального хозяйства «Жилищные уроки» (Далее – Программа «Жилищные уроки») может реализовываться в образовательных учреждениях без соответствующей специальной подготовки обучающихся. Обучение по Программе «Жилищные уроки» даёт обучающимся и студентам возможность: расширить их компетенцию в области жилищного законодательства, в том числе управления многоквартирным домом и предоставления/получения жилищных и коммунальных услуг; научиться ориентироваться в правовых документах, регламентирующих вопросы жилищных прав и обязанностей граждан; понимать статус «Жильца», «Потребителя» и «Заказчика» жилищно-коммунальных услуг, а так же необходимость по-хозяйски бережно и ответственно относиться к своей квартире, дому, двору, городу; организовывать взаимоотношения и взаимодействия «Жильца» с жилищными службами. Основной целью Программы «Жилищные уроки» является формирование высокой гражданской позиции, развитие правовой и жилищной культуры у подрастающего поколения, пропаганда и развитие практики применения гражданами защиты своих прав, а так же соблюдения своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других граждан. Программа «Жилищные уроки» включает также разделы: «Жилищно-коммунальная сфера», «Дом, в котором я живу», «Жилищно-коммунальные услуги», «Права и обязанности. Защита прав и интересов граждан при предоставлении жилищных и коммунальных услуг». Обучение по Программе «Жилищные уроки» строится на основе освоения понятий в жилищной сфере, правил технической эксплуатации многоквартирного дома, порядка получения населением жилищных и коммунальных услуг в многоквартирном доме, прав и обязанностей граждан, проживающих в многоквартирном доме. Содержанием Программы «Жилищные уроки» предусматривается изучение материала по следующим образовательным линиям: - культура и эстетика; - уважение к закону; - практика применения административного права; - доступность оказываемых населению жилищных и коммунальных услуг; - элементы домашней экономики. Исходя из необходимости учёта образовательных потребностей личности обучающегося, его семьи и общества, учебный материал для включения в программу отбирается с учётом следующих положений: - возможность освоения материала на основе включения обучающихся в разнообразные жилищные ситуации, имеющие практическую направленность; - распространённость изучаемого материала в практике жилищной сферы с определением обязанностей участников жилищных отношений; - выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей; - возможность совершенствования правового механизма реализации прав и интересов граждан при предоставлении жилищных и коммунальных услуг; - возможность информационного обеспечения и доступа к информации по вопросам управления многоквартирного дома и предоставления жилищных и коммунальных услуг; - возможность реализации и применения на практике полученных знаний; - возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического, правового и жилищного развития обучающихся. Каждый раздел программы включает основные теоретические сведения, перечень экскурсий и практических, тестовых работ. Основной принцип реализации программы – обучение в процессе практической деятельности, учитывающей познавательные потребности обучающихся и студентов Основными методами обучения являются изучение материалов в форме беседы, с показом слайдов, с разъяснением наиболее актуальных вопросов, проведением практических работ, в том числе в игровой форме с организацией творческой и проектной деятельности. При организации творческой или проектной деятельности обучающихся и студентов очень важно связать эту деятельность с их познавательными потребностями. Занятия по Программе «Жилищные уроки» проводятся на базе образовательных учреждений, объектов и предприятий жилищно-коммунальной сферы. Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности обучающихся и студентов при выполнении творческих и практических заданий, выполнении домашних работ, а так же при проведении экскурсий. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил электробезопасности при проведении практических работ. Все практические домашние задания обучающимся следует выполнять в присутствии родителей. Интегративный характер содержания обучения по Программе «Жилищные уроки» предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. После изучения теоретического раздела Программы «Жилищные уроки» целесообразно закрепить изученный материал практическим домашним заданием, тестами, организовать проведение встреч с представителями государственной жилищной инспекции, управляющих организаций, проведение экскурсий с выездом на «образцовый» многоквартирный дом, предприятия жилищно-коммунального комплекса. При отсутствии возможностей для проведения экскурсий рекомендуется активно использовать технические средства обучения: мультимедиа продукты, ресурсы Интернет. Основными результатами освоения обучающимися и студентами Программы «Жилищные уроки» являются: - овладение правовыми, практическими знаниями в жилищной сфере; - расширение представления о форме и способах управления многоквартирным домом, правил его технического содержания, стандартах качества предоставления населению жилищных и коммунальных услуг; - осведомлённость о характере, способах и пределах осуществления защиты прав и интересов граждан при предоставлении жилищных и коммунальных услуг населению; - формирование у подрастающего поколения чувства собственника, правовой и жилищной культуры, уважительного добрососедского отношения; - умение решать текущие проблемы в жилищной сфере. Изучение материалов предлагаемой Программы «Жилищные уроки» направлено на достижение следующих задач: освоение понятий о составляющих жилищного законодательства, управления многоквартирным домом, жилищных и коммунальных услуг; о соблюдении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, о соблюдении стандартов качества предоставления жилищных и коммунальных услуг участниками жилищных отношений; овладение полученными знаниями и усвоенного материала в практической деятельности; умение использовать доступные для восприятия информационные материалы в сфере управления многоквартирным домом; развитие у обучающихся и студентов основ правосознания; воспитание уважительного отношения к общему имуществу собственников в многоквартирном доме; формирование гражданской позиции подрастающего поколения. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Примерная Программа «Жилищные уроки» предусматривает формирование у обучающихся и студентов умений, навыков и ключевых компетенций и знаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений примерной Программы «Жилищные уроки» на этапе образования являются: - определение адекватных способов решения задачи и возможности применения и использование приобретённых знаний при решении бытовых задач в жилищной сфере; - творческое решение практических задач: умение принимать решение и применять механизмы и методы защиты прав и законных интересов граждан. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме проблемных бытовых вопросов и пути их решения. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы, правовые системы (например, «Консультант», «Гарант») и другие базы данных. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими её участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Результаты обучения: знание/понимание обучающимися и студентами своего статуса «Жильца», «Собственника», «Потребителя», «Заказчика» жилищно-коммунальных услуг; умение по-хозяйски бережно и ответственно относиться к своему городу, дому, двору, квартире; умение ориентироваться в правовых документах, регламентирующих вопросы жилищных прав и обязанностей граждан и применять их в жизненных ситуациях; внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанности и соблюдения правовых норм; освоение правовыми знаниями и умениями в жилищной сфере, необходимыми для комфортного и безопасного проживания граждан в многоквартирном доме; повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомлённости и юридической грамотности; умение ориентироваться в жилищной сфере, применять свои знания и навыки; формирование жилищной культуры, уважительного добрососедского отношения, самостоятельности, ответственного подхода к общему имуществу собственников; развитие культуры более открытых и уважительных взаимоотношений жителей и работников жилищно-коммунального хозяйства, приобретение опыта взаимодействия с жилищными службами; развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, гражданской активности. Примерный тематический план
_______ Содержание примерной программы формирования культуры обучающихся и студентов в сфере жилищно-коммунального хозяйства «Жилищные уроки» Жилищно-коммунальная сфера. Жилищно-коммунальное хозяйство. Участники жилищных отношений. Понятие, виды жилищного фонда. Жилищная культура и её значение. Стандарты раскрытия информации о деятельности управляющих организациях. Доступ к информации о деятельности управляющих организаций. Порядок раскрытия информации. Права и обязанности сторон по раскрытию информации. Дом, в котором я живу. Управление многоквартирным домом. Многоквартирный дом. Общее имущество собственников. Инженерное оборудование. Содержание придомовой территории. Подготовка жилых домов к сезонной эксплуатации. Эксплуатация многоквартирного дома. Жилищно-коммунальные услуги. Жилищные услуги. Техническое обслуживание многоквартирного дома. Правила содержания многоквартирного дома. Осмотр многоквартирного дома. Ремонт общего имущества. Коммунальные услуги. Правила предоставления услуг. Требования к качеству предоставлению коммунальных услуг. Допустимая продолжительность перерывов коммунальных услуг. Допустимые нормы температуры в жилых помещениях. Энергоэффективность и энергосбережение многоквартирного дома. Приборы учёта. Права и обязанности. Защита прав и интересов граждан при предоставлении жилищных и коммунальных услуг. Права и обязанности управляющей организации. Права и обязанности собственников и нанимателей. Порядок расчёта и внесения платы за коммунальные услуги. Договор управления многоквартирным домом. Заключение договоров со специализированными организациями. Ответственность сторон. Общественность. Защита своих прав и интересов. Порядок перерасчёта платы за коммунальные услуги. Порядок изменения размера платы за коммунальные услуги. Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг. Взаимоотношения участников жилищных отношений Примерный перечень рекомендуемых экскурсий 1. «Как устроен многоквартирный дом?»; 2. «Образцовое содержание многоквартирного дома»; 3. «Благоустройство придомовой территории»; 4. «Предприятия – поставщики коммунальных услуг»; 5. «Инфраструктура многоквартирного дома»; 6. «Аварийно-диспетчерская служба». Примерный перечень домашних заданий 1. В интернет-ресурсах найти информацию о жилищно-коммунальной сфере населённого пункта, в котором проживаете. Информацию, которая заинтересовала, обсудите на последующих «Жилищных уроках», сообщая участникам урока адрес сайта, содержащий данную информацию. Цель – развитие навыков поиска в Интернете необходимой информации о жилищно-коммунальной сфере. 2. Провести визуальный осмотр дома, подъезда. Определить проблемы (выявить нарушения правил и норм технической эксплуатации многоквартирного дома): - устранение которых возможно силами самих жителей дома, подъезда; - устранение которых требует вмешательство органов жилищно-коммунального хозяйства. По результатам осмотра принять меры по устранению нарушений (Устранить самостоятельно; направить письменное заявление, пр.). Цель – формирование идеи добросовестного и ответственного собственника, правовой культуры. 3. К праздникам красочно оформить подъезд, двор в котором вы проживаете. Фотоотчёт о выполнении домашнего задания (фото с указанием адреса многоквартирного дома (номер дома, наименование улицы, наименование населённого пункта; автор сообщения) направить по электронному адресу: ulgilinspekt@mail.ru с пометкой «Жилищная культура. Фотоотчёт». Цель – формирование у подрастающего поколения жилищной культуры. Праздники, отмечаемые в сфере жилищно-коммунального хозяйства 1. «День жителя» отмечается ежегодно в первый понедельник октября. 2. «День работников ЖКХ» отмечается ежегодно в третье воскресенье марта. 3. «Европейский День соседей» отмечается ежегодно в последний вторник мая. 4. «Праздник двора» отмечается жителями дома ежегодно в день ввода его в эксплуатацию. Список литературы
__________ ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА формирования культуры обучающихся и студентов в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖИЛИЩНЫЕ УРОКИ» |