Скачать 173.27 Kb.
|
Структурное подразделение МОУ Антоновская оош-Черкасовская нош Молоковский район Тверская область Программа принята Методсоветом МОУ ДОД Молоковский Дом Школьника от 30.08.2013г. Утверждена Директором МОУ ДОД Молоковский Дом Школьника Смирновой С.В. от 30.08.2013г. Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Волшебные краски» 3 класс Программу составила: учитель начальных классов Суворова Н.Б. 2013-2014учебный год Пояснительная записка Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками, как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках материальной технологии. Нельзя забывать о том, что на уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и т.д. Поэтому для наиболее полного изучения и создания благоприятных условий в современных школах создаются кружки художественно-эстетического цикла, а также вводятся элективные курсы. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Цель программы: знакомство детей с основами народного художественного творчества, формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения. Данная программа занятий художественного творчества «Волшебные краски» рассчитана на один год обучения детей в возрасте 9-10 лет (3 класс), 34 часа (1 час 1 раз в неделю во внеурочное время), поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения. Продолжительность занятия – 40 минут. Задачи программы: - развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка; - отрабатывать практические навыки работы с инструментами; - осваивать навыки организации и планирования работы; - развивать творческий потенциал ребенка; - знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства. - развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ; - развитие мелкой моторики рук и глазомера; - формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности. - формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе; - осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников; - воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям. Основные формы и методы работы: В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность и выставки творческих работ. Принципы, лежащие в основе программы: - доступности; - наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов); - демократичности и гуманизма ; - научности . Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности. Предполагаемые результаты работы Учащиеся должны знать и уметь:
Универсальные учебные действия:
Формы и виды контроля
Учебно-тематический план
Содержание программы
История возникновения Городецкой росписи. Особенности выполнения рисунка в стиле Городца. Основные элементы Городецкой росписи – круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали. Сложился и свой прием росписи - сначала на изделие наносился фон, одновременно служивший и грунтовкой, затем по нему наносятся толстой кистью крупные цветовые пятна, так называемый "подмалевок". После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи, затем роспись заканчивает "разживка" - когда рисунок объединяется в цельную композицию с помощью черной краски и белил. Законченную композицию обычно ограничивают рамкой. Виды рисунка: городецкие цветы, лист, ягоды, птицы, конь. Инструменты и материалы: кисти, желательно беличьи, №1, №2, №3, плоская кисточка; краски гуашевые 12 цветов.
История возникновения Хохломской росписи. Техника хохломской окраски Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи. Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо большое мастерство, точность руки и глаза. Виды хохломской росписи. Много места мастер оставлял золотому фону. Традиционный хохломской орнамент - сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки. В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Самый распространенный орнамент в хохломской росписи – травка. Самые затейливые узоры называют «кудрины». Узор ягодка. Чаще всего изображались такие ягоды как крыжовник, клубника, смородина и рябина.
История возникновения жостовской росписи. Роспись ведется в несколько последовательных приемов. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет – прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объемно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, Борта подноса расписывают легким «золотом». Главная тема украшения жостовских подносов в букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Роспись выполняется приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон. Приемы жостовской росписи. Знакомство учащихся с приемами жостовского письма идет на основе традиции, предусматривающей выполнение росписи в две стадии: замалевок, выправка.
Цвет росписи игрушек ликующе-радостный, яркий, нередко контрастный в сочетаниях красок. В орнаменте много колец и кругов, варьируемых в размере и цвете. Дымковские герои: круторогие барашки, молочница с коровой, олени, дымковский конь, поросенок, рыбы, дымковская барыня, птичница, водоноски, мамки-няньки, птичий двор. Методические рекомендации Занятия по декоративному рисованию необходимо стоить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, их интересы и пожелания. Задача педагога - показать разнообразие и традиции видов: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции. Вся работа проводится в трех направлениях:
Педагогическая диагностика Учащимся в конце года предлагается сравнить две работы разных промыслов. Они должны назвать вид росписи, выделить и назвать общее и различное в цвете, форме, композиции, элементах; выразить свое эмоциональное отношение к произведению, расписать одно изделие по мотивам понравившейся росписи. Цель: выявление полученных знаний, умений и навыков обучающихся, умения различать и выполнять орнамент к заданному виду изученных росписей, выражать свое отношение к русскому народному творчеству. Диагностика проводится по следующим направлениям: - определить вид росписи демонстрируемого образца (3-0 баллов); - описать демонстрируемый вид росписи (2-0 баллов); - выполнить узор в одном из изученных видов росписи (2-0 баллов); - выразить свое отношение к одном из изученных видов росписи (2-0 баллов). Анализ результатов: От 0 до 3 баллов: Учащийся не дифференцирует виды росписи. Изученный материал не усвоен. От 4 до 6 баллов: Не выражает свое отношение к росписи. Часто полностью копирует роспись. Допускает неточности, путается. Технические навыки средние. От 7 до 9 баллов: Описывает подробно. При сравнении указывает сходство и различия по нескольким признакам. Высокая техника выполнения. Материально-техническое обеспечение
видеофильм "Русские промыслы", альбомы по народному творчеству, иллюстрации с изображением жостовских подносов, таблицы с элементами росписей, схемы поэтапного рисования различных видов росписей
Календарно-тематическое планирование
. Список литературы для учителя и учащихся:
Литература
|