Скачать 2.75 Mb.
|
Содержание 1. Целевой раздел: 1.1. Пояснительная записка 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 2. Содержательный раздел: 2.1. Программа формирования универсальных учебных действий 2.2. Программы отдельных учебных предметов: 2.2.1.Русский язык 2.2.2. Литературное чтение 2.2.3. Иностранный язык 2.2.4. Математика 2.2.5. Окружающий мир 2.2.6. Основы духовно-нравственной культуры народов России 2.2.7. Музыка 2.2.8. Изобразительное искусство 2.2.9. Технология 2.2.10. Физическая культура 2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 2.4. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 2.5 Программа коррекционной работы 2.6 Программа внеурочной деятельности 3. Организационный раздел: 3.1. Учебный план начального общего образования 3.2. Система условий реализации основной образовательной программы Информационная справка о школе Тип: бюджетное общеобразовательное учреждение Вид: средняя общеобразовательная школа Организационно-правовая форма: учреждение Контактная информация: Юридический адрес: 140700, Московская область, г. Шатура, пр. Ильича, 24 Телефоны: 8 (49645)245-12 факс : 8(49645)235-73 Е-mail: samsov.@list.ru Лицензия № 68193 от 21.12.2011 г. на срок бессрочно выдана Министерством образования Московской области на осуществление образовательной деятельности по: - основной общеобразовательной программе начального общего образования; - основной общеобразовательной программе основного общего образования; - основной общеобразовательной программе среднего (полного) общего образования Режим работы школы регламентируется в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении, СанПин 2.4.2.2821-10, Уставом школы, Правилами внутреннего трудового распорядка. Школа работает в две смены: 1классы — пятидневная учебная неделя,2-4 классы – шестидневная учебная неделя, 5-11 классы –шестидневная учебная неделя. Учебные занятия I смены начинаются в 08.00, II смены – в13.00. Продолжительность урока 45 минут, в 1 классах - «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 45 минут. Все перемены между уроками составляют от 10 до 20 минут. Учебный план ориентирован на 4-х летний срок освоения. Учебный год начинается 1 сентября. Его продолжительность в 1 классе составляет не менее 33 недель, в 2-4 классах - не менее 34 недель. Продолжительность каникул: в течение учебного года не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 календарных недель 1. Целевой раздел 1..1. Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 2 разработана на основе примерной основной программы начального общего образования в соответствии с : -Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373); - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010г. №1241 «О внесении изменений в ФГОС»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011г. №2357 «О внесении изменений в ФГОС»; - Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 г. №196 (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.); - Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189 об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - Уставом МБОУ СОШ № 2 г. Шатуры, а также на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей Учебно-методического комплекса «Школа России» . Основная образовательная программа в соответствии с требованиями ФГОС содержит следующие разделы: Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов и включает: - пояснительную записку; - планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Школа России»; - систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: - программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; - программу отдельных учебных предметов, курсов, включенных в УМК «Школа России»; - программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; - программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; - программу коррекционной работы на основе принципов деятельности в УМК «Школа России»; -программу внеурочной деятельности. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы: - учебный план начального общего образования; - систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является создание мотивационных условий для достижения обучающимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов через: - формирование у младших школьников универсальных учебных действий в учебной, личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах, обеспечивающих готовность и способность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками и организацию самостоятельной деятельности; - воспитание ценностного отношения к человеку, культуре, природе, понимание и принятие многообразия мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности и ответственности за себя и свои поступки; - сохранение и укрепление физического, психического и духовно-нравственного здоровья, формирование готовности школьника к рефлексии как важнейшему качеству, определяющему направленность на саморазвитие и реализацию творческого потенциала. Задачами реализации данной программы являются: 1. Формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения младших школьников посредством развития чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа, различные виды и формы деятельности с обучающимися на ступени начального общего образования, в том числе и совместную деятельность школы, семьи и общественности. 2. Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: - механизмами системно-деятельностного подхода к обучению, в том числе и информационными технологиями как средствами организации учебной работы и как особым объектом изучения (на интегративной основе); - механизмами взаимосвязи универсальных учебных действий и содержания учебных предметов, в частности содержательной интеграцией разных предметных областей начального общего образования; - средствами установления необходимого баланса теоретической и практической составляющих содержания образования и обеспечения многообразия организационно- учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.); - побуждением и поддержкой детских инициатив во всех видах деятельности, направленных на поиск средств и способов достижения учебных целей, на решение творческих и проектных задач, на реализацию собственного замысла; - обучением навыкам общения и сотрудничества, созданием пространства социальных практик младших школьников и приобщением их к общественно значимым делам; - созданием психологических условий развития умений общения и сотрудничества, поддержки самооценки и уверенности младших школьников на основе доброжелательности, доверия и внимания к людям; - развитием и постепенным расширением границ возможностей обучающихся в самостоятельном выборе учебной и других видов деятельности. 3. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей и структурируемое рядом воспитательных программ, подпрограмм и проектов: - урочной деятельности, предполагающей реализацию идеи интеграции содержания согласно принципам культуросообразности, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности; - внеурочной деятельности, отражающейся в содержании воспитательных мероприятий (праздников, викторин, выставок, игр и т.д.), а также в деятельности кружков, секций и других формах дополнительного образования; - внешкольной деятельности, организованной в пределах целостного, социально- открытого образовательного пространства школы; - изучения культурологических основ традиционных российских религий средствами комплексной программы «Основы религиозных культур и светской этики». 4. Укрепление физического, психического, нравственного, духовного и социального здоровья обучающихся, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни через: - развитие здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения (организацию качественного здорового горячего питания обучающихся; оснащение учебных кабинетов, физкультурного зала , спортивной площадки необходимым учебным, спортивным, игровым оборудованием и инвентарем); - обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективного двигательного режима младших школьников с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей; - повышение адаптивных возможностей детского организма ученика начальной школы за счет организации занятий по лечебной физкультуре, динамических перемен, организации работы спортивных секций и создания условий для их эффективного функционирования, проведения спортивно-оздоровительных мероприятий; - включение родителей (законных представителей) в здоровьесберегающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы, повышение мотивации родительской общественности к участию в решении проблем сохранения и укрепления физического, психического, нравственного, духовного и социального здоровья детей, начиная с дошкольного возраста (просветительское содержание лекций, семинаров, консультаций). 5.Формирование основ критериальной оценки результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Образовательная программа «Школа России» представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном. Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это: - гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; - воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; - единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; - общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; - обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития; - формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира; - формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; - содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности. УМК «Школа России» представляет собой целостную информационно- образовательную среду для начальной школы, сконструированную на основе единых идеологических, дидактических и методических принципов, адекватных требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Такой подход позволяет реализовать на практике ключевое положение ФГОС: «Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно- образовательной средой системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия для реализации основной образовательной программы образовательного учреждения». Идеологической основой УМК «Школа России» является «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания,саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны. 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №2 г. Шатуры (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования. Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Планируемые результаты: - обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки; - являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, а также с учетом базисного учебного плана, учебных программ урочной и внеурочной деятельности, программы формирования универсальных учебных действий, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям. Система планируемых результатов уточняет и конкретизирует требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения образовательных программ для каждого учебного предмета (познавательным, личностным, регулятивным, коммуникативным) с учетом ведущих целевых установок изучения данного предмета, а также с учетом возрастной специфики учащихся. В системе планируемых результатов выделяется учебный материал служащий основой для последующего обучения. Планируемые результаты призваны сориентировать пользователя в том, какими освоенными и/или перспективными учебными действиями, лежащими в зоне ближайшего развития, могут овладеть обучающиеся в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся пропедевтическими для дальнейшего изучения данного предмета. На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения следующих учебных и междисциплинарных программ: - междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий»; - сквозной междисциплинарной программы «Чтение. Работа с текстом»; -междисциплинарной программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»; - программ по всем учебным предметам: «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура». К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться. |