Календарно-тематическое планирование
на 2013/14 учебный год Учебный предмет: изобразительное искусство
Класс: 5
Количество часов: в неделю __1___; всего за год __34__ Учитель (ФИО): Втулкина Елена Сергеевна Планирование составлено на основе программы (название, авторы) Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/[Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.];-2-ое изд.-М.: Просвещение, 2012.-129с. Используемый учебник (название, авторы, выходные данные) Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2011
Дополнительные материалы (название, авторы, выходные данные):
Костерин, Н. П. Учебное рисование. – М.: Просвещение, 1984.
Конышева, Н.М. Изобразительное искусство в начальных классах. – М.: Просвещение 1985.
Компанцева, Л. В. Поэтические образы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985
Формы и сроки контроля:
Вид контроля
| 1 полугодие
| 2 полугодие
| Год
| Контрольные работы
|
|
|
| Диктанты
|
|
|
| Тестирование
|
|
|
| Сочинения
|
|
|
| Изложения
|
|
|
| Зачеты
|
|
|
| Проекты
|
|
|
| Другое
|
|
|
|
Тематическое планирование составил (а)
_______________ / Втулкина Е. С. /
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по курсу «Изобразительное искусство. 5-9 классы» под редакцией Б.М. Неменского для основной школы, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования (Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013 ).
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по «Изобразительному искусству» и авторской программой учебного курса.
Цели и задачи учебного курса:
Основная цель данного курса – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества. Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи данного курса:
Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
Освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
Формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
Развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
Формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
Овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
Овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
В авторскую программу не внесены изменения.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Особенности 5 «А», в котором будет реализован данный учебный курс.
Количественный состав: 30 человек (на начало 2013-14 учебного года).
Особенности: Хорошо подобранный коллектив. Класс большой, но хорошо дисциплинирован. Дети ориентированы на получение новых знаний, мотивированы к учебе и хорошей успеваемости. Класс открытый, дружелюбный, дети общительные, словоохотливые. Никто не боится задавать вопросы, вступить в дискуссию, делать ошибки. Охотно отвечают на устные вопросы. Всегда признают, если работа не удалась, и стремятся исправить ошибки. Хорошо общаются между собой, всегда готовы прийти на помощь. Готовы на уроке экспериментировать, фантазировать, выдумывать.
Особенности 5 «Б», в котором будет реализован данный учебный курс.
Количественный состав: 27 человек (на начало 2013-14 учебного года).
Особенности: Очень творческий класс. Дети всегда в поиске новых форм выражения и способов изображения. Общительны, активны. Мотивированы на обучение, достижение успеха. Более интересен практический аспект урока, нежели теоретический. Спешат приступить к делу, охотно прислушиваются к советам.
Особенности 5 «В», в котором будет реализован данный учебный курс.
Количественный состав:24 человека (на начало 2013-14 учебного года).
Особенности: Дети легко идут на контакт с учителем. Обладают высокой усидчивостью, работоспособностью, сообразительностью. Всегда находят свой, творческий, особый подход к решению поставленной задачи. Активны, любознательны.
Особенности 5 «М», в котором будет реализован данный учебный курс.
Количественный состав: 20 человек (на начало 2013-14 учебного года).
Особенности: Ребята занимаются в классе с углубленным изучением математики. Это сильные, мотивированные на учебу ребята, но главное предпочтение они отдают точным наукам, а не гуманитарным. При работе с ними следует обратить основное внимание на краткость изложения материала, больше работать с рисунком, уделять вниманию особенностям построения и строения изображаемых предметов, развитию пространственного мышления, перспективным зрительным искажениям.
Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса:
УМК: «Школа России»
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/[Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.];-2-ое изд.-М.: Просвещение, 2012.-129с.
Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2011
Дидактические материалы:
Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2011
Дополнительная литература:
Костерин, Н. П. Учебное рисование. – М.: Просвещение, 1984.
Конышева, Н.М. Изобразительное искусство в начальных классах. – М.: Просвещение 1985.
Компанцева, Л. В. Поэтические образы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985
Компьютерное оборудование:
Компьютер, проектор, аудио-колонки
Цифровые образовательные ресурсы:
Презентации
Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Интернет-ресурсы: В соответствии с учебным планом ГБОУ ЦО № 1329 на 2013-14 учебный год на изучение курса «Изобразительное искусство» в 5 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Тема 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящана изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.
Характеристика для учебного курса формы организации деятельности учащихся:
Основная форма организации учебного процесса – урок.
Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся (все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д.);
Групповая форма организации учебной деятельности учащихся (класс на данном уроке делится на группы; получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности Каждого члена группы. Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы непостоянный.)
Индивидуальная форма организации учебной деятельности учащихся (Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.);
Дополнительные формы организации образовательного процесса:
Видео-экскурсия (это специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на в музей, на выставку, в поле, и т.п.с помощью мультимедийного оборудования и современных цифровых технологий. Как и урок, она предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся. Наряду с наблюдениями учащихся используются рассказ, беседа, демонстрация и другие методы.)
Кружковая деятельность (основная задача - углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы. Распределение учащихся по факультативам добровольное, но состав остается стабильным в течение года. Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную.)
Дополнительные занятия и консультации(Дополнительные занятия проводятся с отдельными учащимися или группой учащихся с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету. Консультации , как правило, эпизодические, поскольку организуются по мере необходимости.)
Специфические для учебного курса формы контроля освоения учащимися содержания (текущего, промежуточного, итогового).
Текущий контроль:
Цифровая оценка (отметка)
Критерии:
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.
Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены
Промежуточный контроль:
Викторины
Кроссворды
Итоговый контроль:
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
Требования к результатам освоения учебного курса учащимися (Основание ФГОС, учебная программа).
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
|