Скачать 305.4 Kb.
|
Модельный стандарт деятельности культурно-досугового учреждения Модельный стандарт деятельности культурно-досугового учреждения (далее – КДУ) муниципального образования Тамбовской области (далее – стандарт) разработан на основе действующих нормативных правовых актов и с учетом специфики организации учреждений культурно-досугового типа в Тамбовской области. Стандарт разработан с целью закрепления в виде нормативов минимально необходимых параметров, которые могут обеспечить жизнедеятельность КДУ в современных условиях. Стандарт может быть использован органами местного самоуправления (далее – органы МСУ) в качестве методических рекомендаций по формированию эффективной системы организации досуга населения. I. Основные положения КДУ являются субъектами обеспечения политики в сфере досуга на территории Тамбовской области, основным средством реализации полномочий органов МСУ по решению вопросов местного значения в сфере культуры – созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры. КДУ предоставляют услуги всем гражданам вне зависимости от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии. КДУ могут являться юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Примерный перечень типов КДУ и их основных функций
Данный примерный перечень не является исчерпывающим. КДУ могут быть филиалами, структурными подразделениями, представительствами в составе централизованных клубных систем или комплексных социально-культурных (культурно-образовательных, культурно-спортивных и т. п.) объединений, являющихся юридическими лицами. II. Услуги, предоставляемые модельным культурно-досуговым учреждением ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КЛУБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 1. Организация и проведение: –вечеров отдыха; –танцевальных вечеров; –тематических вечеров; –встреч с деятелями культуры, науки, литературы; –праздников; –гражданских, семейных обрядов; –литературно-музыкальных гостиных; –балов; –концертов художественной самодеятельности; –спектаклей, разработка сценариев, постановочная работа по заявкам организаций, предприятий и отдельных граждан и других форм показа результатов творческой деятельности клубных формирований. 2. Организация любительских клубов и объединений. 3. Организация лекториев (кинолекториев, других лекционных мероприятий). 4. Предоставление оркестров, ансамблей, самодеятельных художественных коллективов и отдельных исполнителей для музыкального оформления семейных, корпоративных праздников и торжеств на договорной основе. 5. Предоставление игровых комнат для детей с воспитателем на время проведения мероприятий для взрослых. 6. Обучение в кружках, студиях, на курсах: –игре на музыкальных инструментах; –пению; –актерскому мастерству; –танцам; –изобразительному и декоративно-прикладному искусству. 7. Предоставление консультаций, научных справок населению с привлечением специалистов (устные, письменные). Демонстрация кинофильмов и видеопрограмм. Данный перечень не является исчерпывающим, КДУ самостоятельно определяет перечень своих услуг согласно своей миссии и решаемым задачам. Услуги КДУ носят интегрированный характер и могут быть представлены в различной форме (массовой, камерной, индивидуальной, интерактивной) и на любой демонстрационной площадке (в зрительном, танцевальном, выставочном залах, на площади, стадионе, поляне, ферме, в учебном заведении и т.д.). Заказчиками услуг КДУ могут быть различные субъекты гражданско-правовых отношений, в том числе: органы государственной власти и МСУ; юридические лица; физические лица. Услуги КДУ предоставляются населению на бесплатной основе (за счет бюджетного финансирования) и на платной основе (за счет средств потребителей). На бесплатной основе могут осуществляться услуги, направленные: ■ на проведение общественно и социально значимых культурно-массовых мероприятий (государственные, локальные, отраслевые праздники и т. п.); ■ культурное обслуживание наименее защищенных слоев населения (пенсионеры, инвалиды, дети из малообеспеченных семей, дети-сироты, многодетные семьи и пр.); ■ поддержку любительских художественных коллективов; ■ содействие патриотическому воспитанию детей и молодежи; ■ выявление, сохранение и популяризацию традиций материальной и нематериальной народной культуры (праздников, обычаев, обрядов и пр.). В соответствии с действующим законодательством при организации платных мероприятий КДУ может устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, ветеранов. III. Обеспечение доступности культурно-досуговых услуг 3.1. Рациональное размещение КДУ с использованием стационарных и внестационарных (передвижных) форм культурного обслуживания. 3.1.1. Стационарные формы культурного обслуживания Социальные нормативы обеспеченности населения КДУ:
В административном центре муниципального района (городского округа) создается районный (центральный) Дом (Дворец, Центр) культуры межпоселенческого значения (далее – центральное КДУ) либо городской (центральный) Дом (Дворец, Центр) культуры с целью создания условий для обеспечения поселений услугами по организации досуга и создания условий для развития местного традиционного народного художественного творчества. Центральные КДУ должны быть с числом зрительских мест не менее 500. В административном центре муниципального района создается информационно-методический центр (кабинет) с целью методического обеспечения учреждений клубного типа муниципального района. В зависимости от региональных и мощностных возможностей центрального КДУ и территориальной специфики информационно-методический центр может являться его структурным подразделением. Сельские поселения, в состав которых входит несколько населенных пунктов, могут иметь филиалы поселенческих КДУ в населенных пунктах с числом жителей до 500 чел. 3.1.2. Внестационарные (передвижные) формы культурно-досугового обслуживания. В муниципальном районе и городском округе создается передвижной центр культуры (автоклуб, отдел внестационарного обслуживания населения) с целью обеспечения услугами культуры жителей тех населенных пунктов, где отсутствуют стационарные учреждения культуры. В зависимости от территориальных особенностей передвижной центр культуры может действовать в качестве структурного подразделения центрального КДУ или городского Дома (Дворца, Центра) культуры. В населенных пунктах с числом жителей до 100 чел. услуги культуры предоставляются передвижной формой обслуживания. При расчете потребностей во внестационарных формах обслуживания учитывается необходимость обслуживания жителей каждого населенного пункта, не имеющего стационарного КДУ, не менее двух раз в месяц. Количество единиц техники передвижения для передвижных КДУ рассчитывается исходя из территориальных особенностей. В малонаселенных пунктах, которые не имеют почты, аптек, магазинов, парикмахерских и других учреждений социально-бытовой сферы, целесообразно организовать внестационарное комплексное социально-культурное обслуживание, которое может осуществляться в рамках муниципальной целевой программы. 3.2. Место расположения модельного стационарного КДУ. 3.2.1. Требования к размещению зданий модельных клубных учреждений. Модельное клубное учреждение должно размещаться в центре села на пересечении пешеходных путей, вблизи транспортных сообщений, развязок и т.д. Учреждение и его структурные подразделения должны быть размещены в специально предназначенных или приспособленных зданиях и помещениях, доступных для населения. Модельное клубное учреждение должно быть обеспечено удобными подъездами и подходами, иметь электрическое освещение в вечернее и ночное время, оборудоваться открытыми стоянками для транспорта, а также иметь запасной (пожарный) выход и подъезд для производственных целей самого учреждения. Прилегающая территория к модельному клубному учреждению должна способствовать формированию привлекательного образа. Основные ее характеристики включают наличие подъездных путей и пешеходных дорожек с твердым покрытием, зеленых насаждений, газонов, цветочных клумб, садовых скамеек, эстрадно-танцевальной площадки, специально оборудованной площадки для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий и народных игр. 3.2.2. Требования к размерам помещений модельных клубных учреждений. Площадь, занимаемая учреждением, должна обеспечивать размещение работников и получателей культурно-досуговых услуг в соответствии со строительными нормами и правилами. Модельное клубное учреждение должно иметь здание со зрительным и танцевальным залами, и помещения для проведения работы с семьями, детьми и подростками, для проведения салонных встреч (музыкальные, литературные, краеведческие, театральные, консультации по социальным вопросам), мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности, работы клубных формирований. При возможности создание уголка (комнаты) народной традиционной культуры (русская горница). Размеры помещений модельных клубных учреждений должны отвечать следующим требованиям: –площадь зрительного зала (на 1 место в зрительном зале — 0,65 кв.м); –площадь комнат для работы кружков (на 1 человека — от 1,4 до 5,0 кв.м); –площадь танцевального зала с эстрадой (на 1 человека — 1,1 кв.м); –площадь помещения административного и обслуживающего персонала (на 1 посетителя — 0,03 кв.м) (комната площадью не менее 10 кв. м.); –туалеты (на 1 посетителя — 0,07 кв.м) (в туалетах оборудуется один унитаз, два писсуара на 150 мужчин, один унитаз на 75 женщин, в шлюзах предусматривается один умывальник на 100 чел., но не менее одного); –комната для курения (на 1 посетителя — 0,06 кв.м). 3.2.3. Требования к обеспечению безопасности, соблюдению санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН, санитарных норм по контролю за уровнем шума. Состояние помещений сельских клубных учреждений должны отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН (предел температурного режима – не менее +18 градусов по Цельсию, относительная влажность воздуха – 55 процентов), нормам охраны труда. Модельным клубным учреждениям необходимо разработать комплекс упреждающих мероприятий, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций (пожары, стихийные бедствия и др.) и обеспечение защиты материально-технических ресурсов. Сотрудники модельных клубных учреждений должны пройти подготовку по оказанию первой медицинской помощи, аптечки для оказания первой медицинской помощи должны находиться на видном месте. В клубных учреждениях должны соблюдаться правила пожарной безопасности, руководствоваться стандартами, строительными нормами и другими утвержденными в установленном порядке нормативными документами, регламентирующими требования пожарной безопасности. Аптечки для оказания первой медицинской помощи должны находиться на видном, легкодоступном месте. 3.3. Режим работы модельного культурно-досугового учреждения. Режим работы клубных учреждений, в том числе в выходные, санитарные дни, устанавливается для каждого клубного учреждения с учетом потребностей населения и интенсивности его посещения по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Время работы клубного учреждения не должно полностью совпадать с часами работы основной части населения. |