Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
Код
УЦ ООП
| Учебные циклы дисциплин
и проектируемые результаты их освоения
| Трудоемкость (Зачетные единицы)1)
| Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий
| Коды формируемых компетенций
| Б.1
| Гуманитарный, социальный и экономический цикл
Базовая часть В результате изучения базовой части цикла студент должен: Философский модуль
Владеть основами философских знаний как базы формирования мировоззрения, понимания смысла человеческого бытия, роли нравственного выбора, взаимосвязи свободы и ответственности.
Уметь на основе методологической культуры анализировать явления социальной реальности, осуществлять познавательную деятельность на базе гносеологических принципов и методов Исторический модуль
Знать основные этапы и тенденции исторического развития России и мировой истории, понимать значение исторического знания, опыта и уроков истории, опираться на это знание в формировании своего общего историко-культурного кругозора.
Уметь использовать полученные знания в связи с профессиональной деятельностью. Культурологический модуль
Знать основные этапы развития человеческой цивилизации, ориентироваться в типах различных культур и религий, в процессе формирования культурного наследия, культурных традиций, ценностей и норм, быть знакомым с основными видами искусств, понимать их роль в жизни человека и общества.
Понимать место и роль российской культуры в мировом контексте, специфику журналистики как части культуры общества, творчества как культурного феномена.
Уметь адаптироваться к разным социокультурным реальностям, проявлять толерантность к национальным, культурным и религиозным различиям.
Уметь использовать полученные знания для развития своего общекультурного потенциала в контексте задач профессиональной деятельности. Языковой модуль
Владеть иностранными языками в объеме, достаточном для чтения текстов, общения с ньюсмейкерами, поиска необходимой информации в Интернете и работы в сети, профессиональной коммуникации.
| 50-60
25-35
|
Философия
История
Культурология (включая религиоведение, а также культурологические основы СМИ)
Иностранные языки
|
ОК- 3, 4, 5, 13
ОК- 1, 2, 13
ОК- 1, 5, 8, 13
ОК- 18
ПК-31
|
| Вариативная часть
(Знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
|
|
|
| Б.2
**)
| Естественнонаучный цикл
Базовая часть В результате изучения базовой части цикла студент должен: Владеть основами знаний в области концепций современного естествознания; уметь базироваться на принципах естественнонаучного подхода в процессе формирования мировоззренческих взглядов в аспекте взаимоотношений человека с окружающей средой и проблем экологической безопасности;
Уметь использовать знания естественных наук в профессиональной деятельности. Ориентироваться в современной системе источников информации, представлять возможности информационных технологий.
Владеть навыками использования различных программных средств и работы в Интернете, работы с базами данными и использовать интернет-ресурсы.
| 6-8
3-5
|
Концепции современного естествознания
Современные информацион-ные технологии
|
ОК- 15
ОК- 16, 19
ПК- 24, 29, 43
| Вариативная часть
(Знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
|
|
|
| Б.1+
Б.3
| Социально-профессиональный цикл
В результате изучения социально-профессиональных модулей студент должен: Социологический модуль
Знать принципы функционирования современного демократического общества, механизмы социальных процессов и отношений, основные социальные регуляторы, понимать суть процесса стратификации, знать основные характеристики социального состава населения современной России, ориентироваться в различных аспектах реального состояния российского общества, актуальных проблемах, тенденциях развития.
Владеть общесоциологической культурой, иметь представление об основных источниках и методах получения социологической информации, уметь использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.
Понимать социальную природу журналистики, знать комплекс социальных функций СМИ.
Понимать роль аудитории СМИ, ее потребностей, интересов и мотивов в процессе потребления и производства массовой информации, ориентироваться в особенностях ее информационного поведения, иметь представление об основных ее характеристиках и методах изучения.
Понимать социальный смысл участия представителей различных сегментов общества (социальных слоев и групп, гражданских объединений) в функционировании СМИ, важность выражения общественного мнения в СМИ, знать основные методы его изучения, владеть способами его представления в СМИ и организации общественного диалога.
Владеть основами знаний о методах социологических исследований в сфере СМИ, быть способным анализировать и использовать медиаметрические и другие данные об аудитории, знать аудиторию своего СМИ.
Быть способным участвовать в локальных медиаопросах,
|
|
Социология
Социология журналистики
|
ОК- 14
ПК- 14-16, 43, 44, 45, 50, 52, 53, 55
| работать с социологической информацией, использовать ее в профессиональных целях. Политологический модуль
Ориентироваться в важнейших политических процессах, базовых характеристиках политической системы России, знать функции основных политических институтов и структур гражданского общества.
Понимать роль политики в процессе функционирования СМИ, знать сущность информационной политики.
Уметь применять политологические знания в профессиональной деятельности. Правовой модуль
Понимать роль права в функционировании демократического правового общества, владеть общей правовой культурой.
Знать правовые нормы, регулирующие функционирование СМИ в России и за рубежом, права и обязанности журналиста, авторское право, уметь применять эти знания в журналистской работе.
Понимать значение этических регуляторов в журналистской деятельности.
Знать российские и международные этические нормы, кодексы профессиональной этики, уметь следовать им в своей повседневной практике. Экономический модуль
Понимать суть экономических процессов и экономических отношений, иметь представление об экономических регуляторах и факторах деятельности предприятий с различными формами собственности.
Ориентироваться в экономических аспектах функционирования СМИ (процесс и источники формирования бюджета газетных или журнальных редакций, теле-, радиокомпаний, финансовой и ценовой политики, рекламной деятельности и т.п.), быть способным учитывать экономическую составляющую в своей профессиональной деятельности.
Знать основы менеджмента в СМИ, уметь выполнять соответствующие функции в рамках должностных обязанностей. Психологический модуль
Владеть основами знаний в области психологии личности, познавательных и творческих процессов, межличностного и межгруппового общения.
Ориентироваться в психологических и социально-психоло-гических аспектах функционирования СМИ в целом, редакционного коллектива, журналистской деятельности (общение с источниками информации, героями публикаций, привлекаемыми авторами, аудиторией и т.п.).
Уметь базироваться на этих знаниях в коллективной редакционной и индивидуальной журналистской работе.
|
| Политология (включая раздел СМИ и политика)
Правоведение
Правовые основы журналистики
Профессиона-льная этика журналиста (включая аксиологию журналистики)
Экономика
Экономика и менеджмент в СМИ
Психология (включая основы социальной психологии)
Психология журналистики
| ОК- 14
ПК- 13,14
ОК- 5- 7, 13, 14
ПК- 11, 12
ОК- 14
ПК- 18, 20, 44, 45, 46, 49
ОК- 14
ПК- 4, 17, 55
| Б.3
| Профессиональный цикл
Базовая (общепрофессиональная часть): В результате изучения базовой части цикла студент должен: Теоретико-профессиональный модуль
Понимать природу современного информационного общества, знать основы теории коммуникации, специфику журналистики, ее функции и принципы, особенности массовой информации, понимать взаимосвязанность проблем свободы и социальной ответственности в журналистике, важность следования принципам информационной безопасности.
Понимать сущность и специфику журналистской профессии, знать важнейшие социальные роли журналиста, особенности необходимых личностных и профессиональных качеств.
Уметь базироваться на полученных общетеоретических знаниях концептуального характера в профессиональной деятельности. Филолого-профессиональный модуль
Владеть знаниями в области теории, истории и современного состояния литературы (отечественной и зарубежной) как важнейшей части общекультурного, гуманитарного, филологического профессионального багажа журналиста.
Уметь анализировать художественные тексты с точки зрения глубины содержания, драматургии построения, жанровой палитры.
Быть способным использовать опыт крупнейших отечественных и зарубежных писателей для освоения профессии журналиста как «человековедческой» – «философии» человеческих характеров, ментальностей, взаимоотношений и т.д.
Уметь использовать полученные знания для развития своего творческого потенциала, умения при подготовке материалов использовать палитру разнообразных языковых изобразительно-выразительных средств. Историко-профессиональный модуль
Знать историю и закономерности развития отечественной журналистики, лучшие ее образцы, понимать значение ее опыта для практики современных российских СМИ и работы журналиста.
Ориентироваться в основных процессах и тенденциях развития зарубежной журналистики, быть знакомым с лучшими ее образцами, профессиональными стандартами, понимать значение ее опыта для практики современных СМИ и работы журналиста.
Уметь анализировать и использовать профессиональный опыт лучших отечественных и зарубежных журналистов в целях совершенствования профессионального мастерства. Системно-профессиональный модуль
Знать основные принципы формирования системы средств массовой информации, иметь представление о современном состоянии системы СМИ России с точки зрения ее структуры, организационных форм (медиахолдинги, издательские дома, акционерные общества и т.п.), ориентироваться в ее инфраструктуре.
Знать главные, отличительные черты различных средств массовой информации (пресса, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ, мобильные медиа), типов и видов СМИ, их базовые типологические признаки: функции, аудитория, принципы формирования содержания (контента), методы работы журналиста и т.п.
Знать базовые принципы разработки концепции, модели издания, теле- или радиопрограммы, рубрики, методы их анализа
| 145-155
75-85
|
Введение в специальность
Основы теории журналистики
Основы теории коммуникации
История отечественной литературы
История зарубежной литературы
Основы теории литературы
История отечественной журналистики
История зарубежной журналистики
Система СМИ
|
ОК- 6, 8-11,
ПК- 1, 2, 4, 25, 26
ОК- 1, 2
ПК- 5, 6
ОК- 1, 2
ПК- 1, 3, 5, 6, 22
ОК- 6, 9-11,
ПК- 3, 7, 9, 19, 21, 41, 44, 45, 50-54, 56
|
| и коррекции, быть способным участвовать в проектной и планирующей работе редакции и уметь планировать свою собственную работу.
Знать главные принципы формирования организационной, функционально-должностной структуры редакции, основные права и обязанности сотрудников различного должностного статуса и углубленно – корреспондентского корпуса.
Уметь осуществлять профессиональную деятельность с учетом специфики средства массовой информации (печать, ТВ, РВ, интернет-СМИ, мобильные медиа), его конкретного типа, вида и готовить журналистские материалы в соответствии с их форматами и особенностями аудитории, осуществлять взаимодействие с ней.
Ориентироваться в особенностях интернет-среды и онлайновых СМИ, уметь использовать возможности всемирной сети для решения многообразных профессиональных задач.
Быть способным принять участие в соответствии с должностными обязанностями в производственном процессе выпуска печатного издания, интернет-СМИ, теле-, или радиопрограммы. Профессионально-творческой модуль
Понимать сущность журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками процесса производства текстов массовой информации (привлекаемыми авторами, аудиторией и п.т.); индивидуальную и коллективную; текстовую и внетекстовую (проектную, продюсерскую, организаторскую), уметь выполнять в рамках должностных обязанностей соответствующие виды работы.
Знать особенности индивидуально-творческой (авторской) журналисткой работы, ее задач и методов, технологии и технического сопровождения.
Понимать специфику массовой информации, журналистского текста, его содержательное и структурно-композиционное своеобразие. Ориентироваться в современной жанровой и стилевой структуре СМИ, иметь основы знаний, касающихся наиболее распространенных форматов печатных изданий, информагентств, теле-, радиопрограмм, интернет – и других видов СМИ, уметь пользоваться этими знаниями в профессиональной работе.
Знать принципы работы с источниками информации, владеть разнообразными методами ее сбора (технологией интервью, наблюдения, работы с документами и т.п.), их проверки, селекции и анализа, использовать методы прецезионной журналистики (методику «фокус-групп» и т.д.).
Знать на углубленном уровне особенности новостной журналистики и ориентироваться в специфике других направлений журналистской деятельности (информационная журналистика, аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая и т.п.)
Уметь выбирать и формулировать актуальные темы публикаций, оперативно готовить журналистские материалы, используя адекватные языковые и другие изобразительно-выразительные средства с учетом типа СМИ и его аудитории, принятыми в нем форматами, стандартами и технологическими требованиями в разных жанрах.
Понимать важность соблюдения основных требований, предъявляемых к информации СМИ (точность, достоверность, наличие ссылок на источники информации, разграничение
|
|
Основы журналистской деятельности (Методология, виды и способ журналистской деятельности; жанровые разновидности; проблемно-тематические направления
в СМИ;
особенности работы в печати, на ТВ, РВ, в интернет-СМИ, мобильных медиа, конвергентная журналистика)
Логика
Стилистика и литературное редактирова-ние
Профессиональные творческие студии
Прикладные дисциплины
(фотодело, компьютерный дизайн и др.)
|
ОК-4, 6, 8-11, 16, 18, ПК-21-23, 25-29, 32, 39-43, 50-55
|
| фактов и оценок, плюрализм мнений и точек зрения, баланс интересов), следовать этим принципам при подготовке публикаций, уметь выстраивать логическую структуру, формулировать выводы.
Владеть навыками работы в условиях конвергентной журналистики – подготовка медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, аудиовизуальной, фото, графической и т.п.) для размещения на различных мультимедийных платформах.
Уметь использовать различные типы заголовочных форм, анонсирования, подачи и продвижения материалов.
Уметь пользоваться приемами композиционного монтажа.
Уметь работать с привлекаемым авторами, участвующими в подготовке материалов для СМИ.
Уметь редактировать различные материалы для СМИ , используя современные технологии.
Уметь работать с почтой, откликами, обращениями в редакцию.
Знать основные формы организации сотрудничества СМИ с представителями различных сегментов общества, участвовать в организации общественных обсуждений, дискуссий, подготовке материалов и передач с участием аудитории, интерактивных коммуникационных проектов.
Уметь анализировать тексты СМИ, в том числе свои журналистские материалы с целью их совершенствования.
Знать основные правила устных коммуникаций, владеть приемами риторики.
Владеть методами агрегации, переупаковки и ретрансляции информации, полученной из Интернета, от информационных агентств, аудитории, органов управления, неправительственных организаций, служб изучения общественного мнения, рекламных и ПР-агентств и т.д. и уметь в рамках должностных обязанностей выполнять такие виды работ. Языковой модуль
Знать фонетические, лексические, грамматические, семантические, стилистические нормы современного русского языка в целом и применительно к практике современных СМИ, уметь следовать им в профессиональной деятельности.
Владеть навыками устной и письменной речи, ее нормами и средствами выразительности. Проблемно-тематический модуль
Владеть первичными знаниями в определенных сферах жизни общества (экономика, политика, право, культура, социальная сфера и т.п.), которые являются объектом освещения в СМИ разных типов и с которыми связано тематическое содержание журналистских публикаций, уметь использовать их при подготовке публикаций. Технико-технологический профессиональный модуль
Знать структуру существующих источников информации, возможности архивов, электронных каталогов и баз данных, методы поиска информации, уметь работать в сети.
Знать современную технику и новейшие технологии, используемые в печати, телевидении, радиовещании, интернет-СМИ, мобильных медиа,
Уметь использовать в профессиональной деятельности цифровые и IT–технологии, цифровую технику, пользоваться основными операционными системами, программным обеспечением, необходимым для создания и обработки текстов,
|
|
Современный русский (и родной) язык Экономика
Политология
Правоведение
Социология
Культурология
Техника и технология СМИ
Современные информационные технологии
|
ОК- 17 ПК- 29, 30, 42
ОК- 2, 6, 8, 13, 14,
ПК- 10
ОК-16, 19
ПК- 29,32 33,34, 41-43, 55, 57, 58
|
| визуальной, аудио- и аудиовизуальной информации, цифровыми устройствами ввода текстовой, графической, аудио- и аудиовизуальной информации, системами передачи и обмена информации, уметь использовать в профессиональной работе мобильную связь. Коммуникативно-рекламный модуль
Знать основы рекламной деятельности в СМИ (содержательный, правовой и экономический аспекты), уметь работать с рекламой в рамках конкретных должностных редакционных обязанностей.
Знать основы ПР-деятельности в сфере СМИ и владеть навыками такой работы применительно к общередакционным потребностям и задачам обеспечения общественного резонанса публикаций. Знать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, способы применения современных средств поражения и основные меры по ликвидации их последствий, уметь использовать эти знания в профессиональной работе.
Знать основные угрозы, сопряженные с исполнением профессиональной деятельности, уметь им противостоять Владеть навыками научного исследования (теоретического и эмпирического) в целях грамотной подготовки рефератов, курсовых и выпускной работы, докладов, сообщений и т.п.
|
|
Основы рекламы и паблик рилейшнз в СМИ
Безопасность жизнедеятельности
Введение в специальность(раздел «Журналистское образование и культура учебного труда»)
|
ПК- 35-37, 43, 49, 54, 56
ОК- 10, 15 ПК- 38
| Вариативная часть
(Знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
|
|
|
| Б.4
| Учебная и производственные практики
Знание основ организации работы различных средств массовой информации, овладение начальными навыками подготовки информационных материалов. Формирование навыков работы на всех этапах подготовки кратких и развернутых информационных материалов для газеты, теле-радиопрограммы: поиск источников информации, проверка их надежности и достоверности, подбор иллюстративного материала, отбор и обработка сообщений информационных агентств, общение с должностными лицами, участие в брифингах, пресс-конференциях, создание журналистских текстов, редактирование, макетирование и компьютерная верстка.
Умение готовить и редактировать новостные материалы для газет, информационных агентств, телевидения, радио, интернет- и других СМИ
Умение готовить информационные материалы в разных жанрах, а также делать комментарии.
Формирование навыков подготовки аналитических материалов, умение готовить материалы в разных жанрах
Умение работать над журналистскими или исследовательскими материалами в соответствии с типом и темой выпускной работы
| 20-25
| Система практик Учебно-ознакомительная практика Учебный тренинг (выпуск учебной газеты, радио-, телепередач на базе факультета в режиме реального времени) Учебно-профессиональный тренинг в рамках творческих студий, лабораторные занятия Первая производственная (работа в СМИ) Вторая производственная. Преддипломная практика
|
ОК
ПК
| Б.5
| Итоговая государственная аттестация Способность решать на профессиональном уровне, соответствующем данной квалификационной ступени, профессиональные задачи, заключающиеся в подготовке журналистских публикаций по актуальной тематике, представить грамотный теоретический анализ той сферы общественной практики или направления редакционной деятельности, с которой связана тема выпускной работы. Способность провести самостоятельное исследование, умение выбрать актуальную тему, сформулировать цели, задачи, объект и предмет исследования, проанализировать имеющуюся литературу по теме, теоретический и эмпирический материал, непосредственно провести исследование, сформулировать выводы, важные с точки зрения теории и практики СМИ. Владение совокупностью теоретических знаний и знаний прикладного характера, связанных с различными аспектами
функционирования СМИ в целом, отдельных средств массовой информации (печати, телевидения, радиовещания, интернет-СМИ и мобильных медиа), направлениями редакционной деятельности и работы журналиста
Владение методами журналистской деятельности
| 10-12
|
Выпускная работа профессионально-творческого характера
Выпускная работа прикладного исследовательского характера Государственный экзамен (включая защиту творческого досье)
Защита творческого досье
|
ОК
ПК
(в зависимости от темы и типа работы)
|
| Знать методы сохранения и укрепления физического здоровья и уметь использовать их для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
| 2
| Физическая культура
| ОК- 12
|
| Общая трудоемкость основной образовательной программы
| 240
|
|
| 1) Трудоемкость циклов Б.1,Б.2,Б.3 и разделов Б.4,Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций
|