Скачать 69.85 Kb.
|
Тип урока: комбинированный урок с мультимедийной поддержкой. Тема урока: Добро и зло. Понятие греха, раскаяния, воздаяния. Цели урока: 1)Формировать знания о понятиях «добро», «зло», «грех», «раскаяние», «воздаяние» как об основополагающих в общечеловеческих ценностях, а также в православной и исламской культурах; 2)Развивать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки и культуру выражения мысли, логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу, творческие способности детей; 3)Воспитывать положительное отношение к нравственным поступкам; доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку, другой культуре, другой вере; неравнодушное отношение к окружающему миру. Оборудование: мультимедийная презентация ,компьютер, проектор, учебник « Основы мировых религиозных культур», тексты произведений художественной литературы, иллюстрации, фотографии, раздаточный материал (таблицы для заполнения при выполнении творческого задания на уроке и таблицы для выполнения творческой работы дома). Ход урока. 1. Организационный момент. Учитель. -Прозвенел звонок. Начинаем наш урок. Потому что в классе дети Знать желают все на свете! 2. Создание проблемной ситуации. Сказка Валентины Осеевой, которая называется «Добрая хозяюшка». Нужно ответить на вопрос: почему убежал щенок? Добрая хозяюшка. Жила-была девочка. И был у нее петушок. По утрам петушок пел для девочки: -Ку-ка-ре-ку! Доброе утро, хозяюшка! Девочка кормила из рук петушка крошками, а потом обменяла его на соседскую курочку. Курочке она гладила перышки, поила водичкой, пшеном угощала. А потом обменяла девочка курочку на соседскую уточку. Ходили они вместе на речку купаться. Уточка говорила девочке: -Тась–тась-тась, моя хозяюшка! Не плыви далеко, в речке дно глубоко! Увидала девочка соседского щеночка и обменяла его на уточку. Гладит она щеночка и говорит: -Был у меня петушок- я за него курочку взяла, была курочка -я ее за уточку отдала, теперь уточку на щенка променяла. Услышал это щенок, спрятался под лавку, а ночью открыл лапой дверь и убежал. -Почему убежал щенок от девочки? Можно ли назвать девочку доброй? (Ответы детей). -Почему же Валентина Осеева назвала сказку «Добрая хозяюшка»? ( Ответы детей.) - Автор говорит о девочке с иронией. - Писательница хотела, чтобы читатели задумались: действительно ли девочка добрая? 3. Объявление темы урока. - Тема добра и зла- одна из важнейших тем, над которой размышляет человечество на протяжении всей его истории . Что такое «добро», «зло», «грех», «раскаяние», «воздаяние» ? Записать тему урока в тетрадь. -Живя в нашей прекрасной, замечательной многонациональной республике, мы тоже задаем себе эти вопросы и сегодня на уроке попытаемся на них ответить. 4. Введение в тему урока. -А в чем, ребята, вы видите духовное богатство народов нашей республики? -А что такое « духовные традиции народа?» -Обычаи, праздники, народное творчество, традиционная вера. -Понятия добра и зла являются традиционными в культурах народов? (Да). 5. Работа над новой темой. а) Добро и зло. Добро и зло в христианской и исламской культуре. - Как вы понимаете, что такое «добро»? Приведите пример из жизни. ( Дети приводят примеры) - И в православной, и в исламской религиозных культурах есть синонимы слова «добро». Можете ли вы назвать их? (милосердие, сострадание) -А что такое «зло»? Приведите примеры. (Дети приводят примеры) б) Понятие греха. -В религиозных культурах христиан и мусульман есть также и синоним слову «зло» Знаете ли вы его? (Грех) -Что помогает человеку различать добро и зло? (- Совесть) - Как вам помогает совесть не совершать плохие поступки? (Ответы детей) -Как вы думаете, вера в Бога , в Аллаха помогает человеку различать добро и зло? - А как помогает вера , или религия, различать добро и зло . - Нравственные ориентиры, понятия добра, морали. - Нужна ли религия человеку? Ведь в обществе и так существуют нормы морали, законы. ( -В обществе критерии добра и зла могут меняться, в религиях мира они остаются неизменными). -Давайте выясним, что говорится о добре в православной религии, в исламской религии, в буддистской религии. . г) Работа с учебным пособием. Чтение отрывков. - Прочитайте, что говорится о добре и зле. - А кто знает заповедь в христианской религии, в которой говорится об отношении к врагам? - Если тебя ударили по левой щеке, подставь правую. -Как вы понимаете эти слова? - Нельзя отвечать злом на зло. - Различаются ли в православии и в исламе понятия добра и зла? (Нет) -Противоречат ли заповеди ( в православии) и хадисы (в исламе) общечеловеческим нормам морали? ( Нет) д) Раскаяние. Если человек совершил проступок, а совесть не дает ему покоя и он осознает свою вину, хочет исправить ошибку, можно ли сказать, что он раскаялся? - Прочитать текст и узнаем, как надо относиться к человеку, который раскаялся. - Любить в каждом человеке то хорошее и светлое, что в нем есть и осуждать его плохие поступки. е) Притча «О блудном сыне» Притча о блудном сыне. У одного человека было два сына. Старший сын был послушным и трудолюбивым. А младший был ленивым и непослушным. Выросли сыновья .И вот пришел младший сын к отцу с просьбой выделить ему его часть наследства, хочет он жить отдельно и по своему разумению. Выполнил отец его просьбу и стал он вести разгульную жизнь, решив, что денег у него много и надо пожить весело. Прошло время, деньги у него кончились, друзья, с которыми он весело проводил время, исчезли, и понял он , что только отец любил его и желал ему добра. Осознал он свои ошибки и решил вернуться к отцу и просить его о прощении. Отец, увидев и выслушав сына, возрадовался, велел зарезать теленка и устроить пир . В это время вернулся с поля , где он работал с другими людьми, старший сын. Узнав, что случилось, он спросил с обидой у отца, почему в честь него отец даже козленка никогда не зарезал, а в честь непослушного младшего сына зарезал теленка и устроил пир. Отец ответил, что младший сын был для него мертвым, а теперь он видит, что сын его возродился. -Как вы понимаете слова отца? ( Была мертва душа сына, когда он вел разгульную жизнь и не хотел трудиться и жить по совести, и душа его возродилась, когда он раскаялся.) -Можно ли сказать, что духовная радость, которую испытали раскаявшийся и получивший прощение сын и отец, сумевший простить сына, есть воздаяние, то есть награда им? ж) Воздаяние. -Когда человек может испытать « духовную радость»? ( Из предложенных вариантов ответов дети выбирают правильный ) - Когда он помогает другим людям. -Можно ли сказать, что радость , которую испытывает человек, помогающий другим, это и есть « воздаяние»? -А можно ли сказать, что добро, которое возвращается к нам , когда мы совершаем добрые поступки, есть воздаяние? -Каким другим словом можно назвать слово «воздаяние»? (Награда). -Что в православии и в исламе считается воздаянием человеку, закончившему земную жизнь? ( -Человек, честно проживший свою жизнь, попадет в рай.) 6 .Закрепление изученных понятий. а) Работа в группах (3 группы). 1 задание (отдельное для каждой группы). 1 группа приводит примеры добрых поступков героев произведений художественной литературы. 2 группа выполняет задание « Найди половинку»: восстанавливает тексты пословиц о добре и объясняет смысл этих пословиц. Делай другим добро - будешь сам без беды. Добро наживай, а худо изживай. Живи добрее, будешь всем милее. Доброе слово человеку - что дождь в засуху. За доброго человека сто рук. Добро поощряй, а зло порицай. 3 группа читает басню Л.Н.Толстого «Белка и волк», называет мораль басни. Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить : -Пусти меня. Волк сказал: -Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы , белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все прыгаете и прыгаете. Белка сказала: -Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: -Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никогда зла не делаем. б) 2 задание (творческое, для всех групп). Запишите как можно больше слов, которые можно отнести к доброму человеку. ( Хороший, отзывчивый, светлый , приходящий на помощь, замечательный, чудесный, заботливый, великолепный, прекрасный, благородный, внимательный, участливый, неравнодушный, сострадающий, милосердный, сердечный, мягкий, человек с золотым сердцем и т.д.) Подведение итогов работы. 7. Выступление уч-ся .Чтение наизусть стихотворения Павла Груздева «На Бога надежда». На Бога надежда. Молись, надейся и трудись, Работы тяжкой не страшись. Верь: кто добра достичь желает, Тому Всевышний помогает. Найдешь ли трудности в ученье, Иль позже в жизни затрудненья, - На Божью помощь положись, Молись, надейся и трудись. 8. Итог урока. -Как вы считаете, к чему должен стремиться человек - накапливать материальные богатства или строить свою жизнь так, чтобы совесть его была чиста? -Что вы решили для себя после нашего урока, какие черты характера будете развивать в себе? (Доброту, трудолюбие, честность). 9. Домашнее задание - творческая работа. - Выскажите свое мнение и узнайте мнение ваших близких. 1.О добром человеке ты скажешь, что он… 2.О злом человеке ты скажешь, что он… 3. Каким человеком ты хочешь стать и почему? Ларец - добродетелей. «Если я хочу стать добрее, мне нужно научиться(чему). _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________ Заполните лепестки «Цветка ДОБРОТЫ» своими добрыми поступками и делами, которые, вы, совершите за неделю до следующего урока. |