Скачать 50.5 Kb.
|
Козлова Ирина Георгиевна Учитель начальных классов МОУСОШ с. Киселёвка Ульчского муниципального района Хабаровского края Урок: Окружающий мир (1 класс). Раздел программы «Разнообразие и красота растений» 18 урок Поглазова О.Т. программа «Гармония» Тема урока: Что выросло в поле. Цели урока: активизация познавательной деятельности учащихся через формирование представлений о зерновых и технических культурах, их использовании, о труде людей, выращивающих эти культурные растения; развитие умений воспринимать информацию из разных источников и анализировать её; составлять рассказ по картинкам, готовить краткое сообщение; развитие умений работать в малых группах, сотрудничать с одноклассниками; воспитание бережного отношения к хлебу и уважения к крестьянскому труду. Оборудование: слайды ( название темы урока, кроссворд, зерновые культуры, технология обработки пшеницы), (гербарные листы), колоски пшеницы, ячменя, овса, льна, початки кукурузы, стебельки льна (по возможности),разные виды зерна карточки с заданием для групп. Ход урока. 1. Орг. момент. - Здравствуйте, тихо садимся. 2. Постановка проблемы 2-й слайд Кто нас кормит? 2-й слайд Кто нас одевает? (Готового ответа у детей нет. Рассуждая об этом, подводим учащихся к выводу, что кормильцами людей, являются всё те же растения. Одни растения кормят нас хлебом, другие — крупами, третьи растительным маслом и др. Одевают нас тоже растения: лён, хлопчатник.) 3-й слайд С самых давних времён человек научился выращивать хлебные злаки — растения, из зёрен которых выпекали хлеб. 4-й слайд III. Актуализация знаний Изменился ли труд хлебороба в наши дни? 5-й слайд Актуализируем знания учащихся и затем дополняем их. - Так чем же занимается хлебороб?(Выращивает зерно) - А где растут зерновые культуры?(в поле) IV.Целеполагание. - Кто может назвать нашу тему урока? 6-й слайд -Какую цель перед собой на урок поставим? 7-й слайд (Ответы детей) Сегодня на уроке : - узнаем, какие растения называют зерновыми, название этих культур, их внешний вид; какие растения нас одевают; какие кормят нас растительным маслом -познакомимся с тем, как человек их использует и способами их обработки. - Да, сегодня мы узнаем название культур, их внешний вид, познакомимся с тем, как человек их использует, способами обработки некоторых из них. V.Работа по теме урока. 8- 12-й слайд. 1) Показ слайдов. - Какие растения относятся к зерновым культурам, перечислите. А почему их называют зерновыми? 8-й слайд - Вот посмотрите, это зёрна зерновых культур?(форма, цвет, размер) - Что изготавливают из зёрен этих культур?(Гербарии зерновых культур, разные виды зерна) (разложить гербарий) 9,10,11-й слайды Физ. минутка Приплыли тучи дождевые: - Лей, дождь, лей! Дождинки пляшут, как живые: - Пей, дождь, пей! И рожь, клонясь к земле зелёной, Пьёт, пьёт, пьёт. А тёплый дождь неугомонный Льёт, льёт, льёт. 2) Чтение текста (с. 8) - Прочитайте текст, отметьте простым карандашом то, что вы знаете (+), что не знаете (-). - Что вам было известно, что не знали? - Что бы вы хотели узнать подробнее? 3) Чтение стихотворения (ученик). 16-й слайд - Кто скажет, откуда « идет» к нам на стол хлеб? (ответы детей) - Долгий путь хлеба к столу? А тогда какой можно сделать вывод, как нужно относиться к хлебу? 4) Работа по рисунку (в парах). 17-й слайд. - Расскажите по рисунку, как сеяли хлеб в старину.(ответы детей). - Вспомним как изменился труд хлеборобов в наше время? - Какие машины, помогающие выращивать хлеб, работают на полях сейчас? (трактора, косилки, комбайны)Дополнительный материал. …Прошло много-много тысячелетий, прежде чем люди догадались, что растения можно сажать вблизи своих поселений и, если ухаживать за ними, они дадут богатый урожай. Самые важные из них — зерновые культуры, к которым относятся пшеница, рожь, ячмень, овёс и др. На длинных жёлтых стеблях покачиваются усатые колосья пшеницы, в которых сидит её зерно. Когда наступает пора жатвы, пшеницу скашивают, вяжут в снопы, а потом молотилки выбивают из колосьев зёрна. В наши дни этим занимается комбайн, который и молотит, и жнёт сразу. В старые времена зёрна пшеницы помещали на большой камень, а сверху клали другой камень, и так дробили зерно. Позднее эти большие камни стали вращать, используя силу животных. Камни растирали зёрна пшеницы в крупу и муку. Затем начали строить мельницы: сначала ветряные, потом водяные. Вода и ветер служили человеку, приводя в движение жернова. Сейчас мельницы электрические. 18-й слайд. 5) Работа с пословицей. - Как вы понимаете пословицу «Хлеб всему – голова ». VI. Закрепление 1)Работа в группе. - Образуем группы. - Каждой группе даётся гербарий культурных растений – зерновых, прядильных культур, масличных культур, бобовых культур. -Рассмотрите гербарий и зерно. Найдите культуры из гербария, которые соответствуют зерну. ( В каждой группе свои задания: 1 группа работает с гербариями зерновых культур; 2 группа работает с гербариями прядильных культур (второй группе даю образцы ткани из разных культур); 3 группа работает с бобовыми культурами;) - Каждая группа отвечает на вопросы. Чем они похожи, чем различаются? Для чего их выращивают? Вывод: Зерновые культуры это культурные растения, их зёрна крупные, содержат много питательных веществ в отличие от дикорастущих, человек их специально выращивает.19-25-й слайды Вывод: Подсолнечник – масличная культура. «Цветок солнца» - даёт нам вкусное и полезное масло, которое отжимают из его семян. 26-й слайд Вывод: Хлопчатник и лён - прядильные культуры. Из белой пушистой волокнистой массы коробочек хлопчатника и из волокон стеблей льна прядут нити. Из них ткут разные ткани: ситец, сатин, трикотаж. Из хлопчатобумажных и льняных тканей изготовляют одежду, скатерти, полотенца. Проследим путь льна от поля где он вырос до рубашки. 27-28-й слайды Вывод: Горох , бобы, фасоль, чечевица- бобовые культуры. Их плоды содержат много питательных веществ, за что человек их выращивает. 29-й слайд. 3)Закрепление пройденного материала и проверка полученных знаний. 30-31слайды Дети выходят к доске читают слова, рассуждают к какой группе полевых растений отнести то или иное растение, наводят на него курсор и проверяют свой выбор. Итог урока. 32-33слайды А теперь давайте вернёмся к тому, что мы хотели узнать на уроке. Обо всём узнали? (проверка) - Какой вид работы понравился больше? О чём хотели бы узнать подробнее? Библиография:
Ассоциация XXI ВЕК 2009г. 2.Программа «Гармония» «Окружающий мир» Поглазова О.Т. 2010г. Интернет ресурсы: 1.best-picture.ucoz.ru 2.www.motto.net.ua |